Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Саморегуляция психических состояний учителя с помощью нейролингвистического программированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Не менее популярна в настоящее время регуляция психического состояния с помощью нейролингвистического программирования. Данный раздел подготовлен по материалам, разработанным Г. Дьяконовым, который считает, что одна из важных особенностей труда учителя заключается в том, что учителя фактически являются «сезонными рабочими» — такими, которые не мигрируют. Эта аналогия основывается на хорошо известном факте, как энергия и энтузиазм учителей в первые недели учебного года постепенно снижаются, выдыхаются, особенно перед каникулами. Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние учителя имеют предел ресурсов психического здоровья, и, чтобы прожить двенадцать месяцев в году, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнять, восстанавливать. Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределять свои силы в течение каждого дня, недели, месяца и целого учебного года. Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия (хобби). Число их обычно ограничено, так как у большинства людей есть не больше одного-двух хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы, и следующее упражнение поможет это сделать любому, кто захочет воспользоваться ресурсами своей психики. УПРАЖНЕНИЕ 1 1. Выпишите три-пять видов деятельности, при выполнении которых вы хорошо себя чувствуете. 2. Попытайтесь ответить на следующие вопросы по каждому из записанных вами видов деятельности (или попросите кого-либо задать вам эти вопросы): а) выполняется ли эта деятельность вместе с другими людьми или она осуществляется в одиночестве? б) где выполняется эта деятельность, каковы окружающие факторы, какие из них помогают вам, а какие мешают осуществлять эту деятельность? в) имеет ли эта деятельность внешний или внутренний фокус (т. е. требует ли она больше внимания за внешними событиями или предполагает внутреннее сосредоточение?) г) является ли она преимущественно визуальной (зрительной), аудиальной (звуковой) или кинестетической (связанной с телесными ощущениями, ощущениями движения, мышечного напряжения, дыхания, сердцебиения и т. п.)? д) требует ли эта деятельность каких-либо материальных условий, средств, реквизитов? е) какие из ваших органов чувств получают преимущественный отдых во время этой деятельности? ж) какие аргументы и контакты с другими людьми вам нужны, чтобы заняться этой деятельностью? 3. Ответив на эти вопросы по каждому из трех-пяти видов деятельности, найдите значимые компоненты, которые дают вам удовлетворение от занятий данной деятельностью. Запишите их, сравните с компонентами, которые дают удовлетворение в других видах деятельности. В результате выполнения этого упражнения, как правило, выясняется, что можно получать удовлетворение не только от одного-двух видов ваших любимых занятий. Следовательно, возможностей и ресурсов для восстановления сил у Вас гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Это упражнение можно продолжить, если подумать (и желательно записать), какие компоненты удовлетворения и пользы Вы получаете также и в видах деятельности, которые для Вас обычно как будто бы нейтральны. И, может быть, Вы сумеете найти элементы удовлетворения (вторичной пользы) даже в видах деятельности, которые Вы не любите? Осознание того, что полезное и приятное, на самом деле, связано не только с излюбленными видами занятий, может играть важную роль в более мудром отношении к любым видам деятельности. Разнообразные состояния хронического стресса постоянно забирают энергию у человека, как бы раздробляют его психические силы, уменьшают органичность и естественность их проявления. Познакомимся с двумя важнейшими процессами и состояниями сознания, необходимыми для саморегуляции стресса — ассоциацией и диссоциацией. Процесс ассоциации (и состояние ассоциированности) понимается как направленность сознания человека на себя, как его включенность, связанность, слитность, захваченность собственными чувствами и переживаниями. Напротив, процесс диссоциации (и состояние диссоциированности) заключается в том, что внимание и активность психики человека направлены на внешнее окружение, на деятельность, на других людей. В этом состоянии человек как бы отрывается от собственных чувств и переживаний, «забывает» о самом себе». В состоянии ассоциации человек ощущает полноту и единство психических процессов и телесно-физических состояний, в состоянии диссоциации эта связь раскрывается (или задерживается, сдвигается во времени). Как правило, ассоциированные состояния сознания связаны с эмоционально-положительными переживаниями, а тревожные, напряженные, стрессовые состояния приводят к диссоциированности. Однако иногда возможна и отрицательная ассоциация (в случаях, когда человек прочно привык к какой-то постоянной и мучительной боли — физической или душевной) и положительная диссоциация (о которой речь пойдет ниже). Следует также различать непроизвольную, произвольную и вынужденную формы ассоциации и диссоциации. Профессиональная деятельность часто требует от учителя диссоциированных состояний, ибо, принимая множество решений, касающихся его воспитанников, он должен видеть мир их глазами и чувствовать, как они, и при этом почти совсем забывать о себе. Единственный способ восстановить свои силы после периода профессиональной диссоциации — это погрузиться в состояние ассоциации. Рассмотрим несколько упражнений, помогающих выработать полезные способы ассоциирования-диссоциирования. УПРАЖНЕНИЕ 2 1. Установите для себя определенное время в течение нескольких дней и выполняйте данное упражнение минут пять-десять. 2. Поставьте кресло или стул поблизости от открытой двери или окна, расположитесь поудобнее, вдохните несколько раз поглубже, расслабьте все ваши мышцы. 3. Чтобы уменьшить влияние внешних факторов, закройте глаза, и это усилит возможности других чувств. Позвольте всем запахам и звукам проходить через органы ваших чувств неотфильтрованными и одновременно оставайтесь в настоящем (т. е. чувствуйте, думайте, переживайте то, что вы чувствуете, думаете и переживаете). 4. После упражнения опишите устно или в дневнике (наблюдений за своим состоянием), насколько вы смогли сконцентрировать внимание, когда ваш мозг создавал картины и называл их, определите, что это были за стимулы (предметы, картины, запахи, звуки). 5. Попытайтесь дать себе отчет, можете ли вы еще больше концентрироваться на внешних стимулах, избегая при этом рационально-логических интерпретаций (т. е. сможете ли вы больше и сильнее чувствовать, ощущать вещи, предметы, не называя их, не отдавая себе отчета в их связях с другими, а воспринимая их целостно, до-рационально. Эти попытки обычно удаются не сразу, а спустя три-пять дней после начала выполнения упражнений. 6. Сравните ваше энергетическое состояние за время выполнения упражнений (улучшилось ли Ваше самочувствие, изменилось ли настроение, уменьшилась или появилась тревога и т. п.). Не нужно добиваться того, чтобы каждый день непременно «улучшать» настроение, ибо рациональные установки только отдаляют развитие чувственных процессов психофизического равновесия и личностного ассоциирования. 7. У многих не сразу получается переход к видению и переживанию только ассоциированных состояний, так как поначалу состояния ассоциированности могут перемежаться состояниями диссоциированности. Однако постепенно состояния ассоциированности должны вытеснять диссоциированные состояния и становиться доминирующими. 8. Выполняя это упражнение несколько дней подряд, Вы получите опыт переживания чувств и распознавания образов, которые вами овладевают в нормальном, нестрессовом состоянии. Таким образом, Вы создадите у себя чувственный образ Ваших положительно-ресурсных ассоциированных состояний. Опираясь на этот исходный фон ассоциированных состояний, Вы получаете один из способов разряжения и угашения напряженных состояний и некоторых хронических стрессов. УПРАЖНЕНИЕ 3 1. Для выполнения этого упражнения пригласите себе в помощники человека, с которым вы чувствуете себя максимально спокойно и комфортно (друг, супруг). 2. Попросите его подготовить продукты так, чтобы Вы не знали, чем именно он будет Вас угощать. Подскажите Вашему партнеру, чтобы он позаботился о достаточно широком выборе вкусов, запахов, температур, текстур, форм, объемов предлагаемых Вам блюд. 3. Затем Вы закрываете глаза, и Ваш помощник-партнер любыми способами предоставляет Вам все, что он приготовил (потчует, кормит, дает попробовать и т. д.). Все это происходит без слов, невербально. Вы при этом можете издавать любые звуки, но не должны произносить ни слова! 4. Это упражнение выполняется с уважением к партнеру, и, если его участники будут меняться ролями (в другие дни), то получат хорошую возможность выразить друг другу свои чувства или хотя бы сделать опыт своих отношений более разнообразным и богатым. 5. Цель этого упражнения — научиться концентрироваться на воспринимаемых стимулах и раздражителях настолько, чтобы избежать потребности отгадывать и называть все блюда и компоненты, из которых они состоят. Надо отдаваться полноте переживаний, чтобы, может быть, ощутить что-то новое как в продуктах, так и в собственных чувствах и состояниях, становящихся Вашим ресурсом. Не беда, если Вам не удается полностью погрузиться только во вкусовые ощущения и Вы продолжаете называть (мысленно) то, что дегустируете. Но это значит, что пока для вас затруднительно восхождение от рационально-вербальной диссоциированности к уровню чувственно-образной ассоциированности. УПРАЖНЕНИЕ 4 1. Предложите Вашему партнеру (другу, супругу) взять Вас на «слепую» прогулку, где он должен предоставлять Вам разнообразные предметы и вещи для ощущения форм, размеров, текстур, температур и других характеристик реальных объектов, используя ваши кинестетические и аудиальные возможности. 2. Если Вы захотите снизить или подавить рационально-вербальную деятельность мозга (его левой половины), то можно попробовать считать в прямом или обратном порядке в то время, когда будет происходить все остальное. Рассмотренные упражнения на ассоциирование демонстрируют принцип, подход к технике ассоциирования, но можно сконструировать и много других комплексов упражнений, создающих основу для релаксации, психотехнической и эмоциональной зарядки, позволяющих ослабить или преодолеть ситуации хронического педагогического стресса. Овладев техникой ассоциирования на чувственно-предметном уровне, учитель сможет перенести ее на ассоциирование в различных социально-педагогических и личностно-смысловых ситуациях. Часто, возвращаясь с работы, учитель ощущает, что он нужен детям, что они его понимают и любят, и, хотя он отдает много сил, он чувствует «хорошую усталость». Но бывают дни, когда что-то не получается на уроках или падает дисциплина, и тогда появляется «тягостная усталость», одолевают мысли о собственной старости и т. п. В такой ситуации у учителя возникает эмоциональное напряжение, он «зацикливается» на трудностях, оказывается во власти чувства вины и, несмотря на постоянную эмоционально-психическую напряженность, не может выйти из «заколдованного круга» личных проблем. Именно в такие дни бывает полезно применять технику диссоциирования, помогающую вырваться из «зацикливающей» последовательности причин и следствий, дистанцироваться от негативного переживания, от эмоциональных трудностей в педагогическом процессе. Мы предлагаем упражнения, целью которых является выработка и тренировка умения диссоциироваться в широком круге учеб- ных и жизненных обстоятельств. Для выполнения этих упражнений нужно попросить кого-либо не очень быстро прочитать вам вслух следующие инструкции или записать их на магнитофон и проводить тренировки индивидуально, самостоятельно. Еще лучше выполнять эти упражнения под руководством опытного человека, психолога, психотерапевта. УПРАЖНЕНИЕ 5 1. Удобно сядьте и сделайте два-три глубоких вздоха. Предоставьте возможность вашим глазам спокойно рассматривать окружающие предметы или постепенно закрываться. А теперь подумайте, хотели бы вы пересесть на другое место? Будет ли это справа, слева, напротив, позади вас? Будет ли оно выше или ниже места, на котором бы сейчас сидите? Если у Вас появляется ощущение нового места или ощущение движения к нему, слегка поднимите Вашу голову. Мысленно переместитесь на новое место, постарайтесь представить максимально реально ощущение того, где находитесь Вы, где находится Ваше тело. Мысленно переместившись в новое положение, Вы осуществили диссоциацию, поскольку разорвали исходное единство реального положения Вашего тела и Вашего видения-ощущения реального положения тела. А теперь, представляя себе, что Вы на новом месте, слегка поднимите голову, медленно откройте глаза и ощущайте, как реальные, все раздражители и предметы, которые вас окружают на новом месте. Не теряя новых ощущений, потянитесь, как это делает кошка, встряхивающаяся ото сна. Если Вам удалось это сделать, то Вы совершили реассоциацию, т. е. новую, воображаемую ассоциацию после совершенной перед этим мысленной диссоциации. 2. Чтобы ускорить, закрепить и усилить ощущение реассоциации, слегка поднимайте голову так, чтобы увидеть и почувствовать физическую дистанцию между Вашим новым местом и физическим телом, на которое Высмотрите. Все это должно помочь Вам сказать о себе в третьем лице: «Он сидит, скажем, в дальнем конце комнаты, на диване, в трех метрах от окна и т. д.». После этого Вы можете подумать и сказать про себя (сидящего теперь на новом месте): «Я перед окном, вот край стола, круглая лампа на столе и т. п.». 3. Теперь из диссоциированного (реассоциированного) состояния попытайтесь посмотреть на свое физическое тело и расширяйте обзор так, чтобы увидеть больше объектов в комнате. Всякий раз, упражняясь в этом, старайтесь достигать панорамного видения, открыва- ющего широкую перспективу происходящего, т. е. полностью реассоциируйтесь. 4. Теперь добавьте аудиально-звуковые компоненты со следующими словами: «Из моего нового состояния я воспринимаю звуки, которые могу слышать». Тем самым углубляя реассоциацию. Ознакомившись с идеей и техникой диссоциации, Вы можете проводить это упражнение несколько дней, постепенно уменьшая время, в течение которого Вы совершаете эффективную диссоциацию. После нескольких тренировок Вы, несомненно, овладеете диссоциацией-реассоциацией и сможете делать ее, произвольно выбирая место диссоциации достаточно продолжительное время. 5. Когда Вы овладеете этими навыками, выполняйте упражнение с закрытыми глазами. Затем выполняйте упражнение в движении и, наконец, разговаривая (сначала с самим собой, а потом и с партнером). Высокий уровень овладения диссоциацией позволит вам применять ее во многих случаях, нарушающих ваше душевное равновесие, чтобы отсоединяться от стрессовых или эмоционально-напряженных состояний. Можно сказать, что диссоциация заключается в том, что человек «выходит из себя», а ассоциация позволяет ему «прийти в себя», «вернуться к себе». Однако различие эмоциональных потенциалов состояний ассоциаций и диссоциаций может быть столь значительным, что само по себе превращается в фактор, вызывающий эмоциональные затруднения, или преграды, или даже настоящий стресс. Например, в опасной или критической ситуации человек действует, находясь в диссоциированном состоянии, как бы отрешившись от некоторых эмоций. Но сразу же после того, как реальная опасность миновала, накопившиеся эмоции обрушиваются на человека и могут его захлестнуть, выражаясь в крике, смехе, плаче, резких движениях. Мгновенный переход от диссоциации к ассоциации может быть целесообразен и органичен лишь для острых, критических ситуаций, но в большинстве других жизненных и профессиональных событий более эффективным является постепенный переход, который может представлять собой специально отработанный и достаточно привычный ритуал. К числу первых и простых, но важных способов такого перехода можно отнести углубленное дыхание в течение какого-то времени или же совершение определенных физических движений (ходьба по комнате, прогулка по улице и т. п.). Возвращаясь домой после рабочего дня в диссоциированном состоянии и уже предвкушая удовлетворение от скорого возвращения в ассоциированное состояние, мы порой не получаем желаемого успокоения или даже чувствуем себя еще хуже, чем на работе. Дело в том, что мы иногда слишком резко «отпускаем себя» в состояние ассоциированности и оказываемся наедине с собой, во власти самых откровенных и глубинных мыслей и чувств. Этими чувствами легко могут стать обида или жалость к самому себе, и наплывают мысли, возбуждающие и усиливающие чувство вины, горести или досады: «Ну почему я? Неужели я не заслужил другого? Неужели это был я? Почему это происходит именно со мной?» и т. п. Поэтому, приходя домой и снимая свои «профессиональные туфли, шляпу и костюм», мы не должны мгновенно поддаваться самым глубоким и крайним состояниям ассоциированности. Если Вы заметите такое за собой, то сможете придумать более целесообразные способы перехода от «профессиональной диссоциации» к «домашней ассоциации». Это позволит лучше сохранить эмоциональную энергию. Мы предлагаем упражнение, которое позволяет овладеть переходом от диссоциации к ассоциации и помогает эффективно разграничивать профессиональную и личную жизнь. УПРАЖНЕНИЕ 6 1. Прежде всего, опишите, как долго Вы ассоциированы обычно, каково ваше окружение, какие факторы увеличивают или уменьшают состояние ассоциированности. Опишите, где в домашних условиях Вы сильнее всего ощущаете состояние «профессиональности». Все, что Вы описали, можно считать Вашим методом и стилем личного и профессионального ассоциирования в домашних условиях. 2. Расскажите (опишите), как Вы переключаетесь от «профессионального» к личному состоянию, включая смену одежды, места с профессиональными материалами и другие значимые места и предметы Вашего домашнего обихода. 3. Если Вы занимаетесь дома профессиональной работой, то насколько постоянно сохраняется место этих занятий? 4. Совпадают ли, пересекаются ли места Вашего домашнего отдыха и домашних занятий с профессиональной деятельностью? 5. Попытайтесь определить самое «тревожное» для Вас место (и время), и, если Вы испытываете тревогу, то лучше провести какое-то время размышлений и Переживаний именно в этом специально установленном месте. Если Вы заведете себе такое обыкновение, то через некоторое время заметите, что, отдаваясь тревоге на «тревожном» месте, Вы быстрее и легче снижаете уровень своей тревожности. Есть и другие методы техники преобразования сознания, которые помогут сберечь Вашу энергию, когда Вы почувствуете «тревогу». Рассмотрим одно из таких упражнений. УПРАЖНЕНИЕ 7 1. Расскажите (опишите) о типичном, характерном содержании Вашей тревоги. Если у Вас несколько тревожных мыслей, то лучше взять для упражнения одно конкретное содержание, а потом провести такую же работу с остальными мыслями, содержаниями тревоги. 2. Постарайтесь сказать, как часто и как долго Вы думаете об этом в течение дня (сколько раз, какое количество времени в общей сложности). 3. Выберите время и место, не характерное для Вашей тревоги. Вы можете убедиться, что чем более постоянно Ваше место, тем более эффективна эта техника. 4. В это ответственное время Вам надо думать только о негативном содержании Вашей тревоги, о возможных негативных сценариях ее развития. Позвольте им возникать в Вашем сознании свободно, несмотря на то, что они будут доставлять Вам беспокойство и переживания. Не соблазняйтесь положительными альтернативами, которые Вам может подбрасывать сознание по принципу «Да—но!», продолжайте думать лишь о негативном содержании. Вряд ли Вам удастся прокручивать все худшие и опасные варианты более, чем несколько минут. 5. Подготовившись к началу сеанса, необходимо несколько раз хорошо вздохнуть и, начав спокойно и глубоко дышать, желательно с юмором обратиться к своему мозгу примерно так: «Ну, что ж, дорогой мозг, сегодня у нас будет кое-что новенькое, и я думаю, что ты хочешь мне помочь занять это время, так что, пожалуйста, подбрасывай мне идеи и напоминай все, что можешь». 6. Как это ни неожиданно, но скоро Вы увидите, что нескольких минут (пяти-десяти) Вам будет достаточно, чтобы преобразовать тревогу в более спокойное, безопасное чувство или даже избавиться от нее совсем. Таким образом, потратив время только на «тревожную игру», Вы достигнете цели — ассоциировавшись с тревогой, Вы локализуете ее в определенном месте и ограничите в определенном времени. В конце сеанса можно снова обратиться к своему сознанию. «Да, дорогое сознание... уважаемое «Я»... (и т. п.)... ты неплохо поработало сегодня, спасибо тебе, я знал, что ты не подведешь меня в трудной ситуации...». 7. Полезно проводить «тревожную игру» с доверенным лицом (другом, близким человеком). Однако этот человек не должен Вас расспрашивать, вникать в Ваше состояние, если Вы хотите сами научиться справляться со своими тревожными переживаниями. Внезапный, острый стресс заключается в том, что его первые же воздействия и проявления настолько неожиданны и сильны, настолько захватывают и поражают человека, что он «не успевает опомниться», чувствует себя подавленным, сокрушенным, «размазанным по стенке». Почти всегда ощущается нехватка воздуха, сбивается дыхание, сердце начинает колотиться и грозно дают о себе знать другие болезненные состояния организма. Безусловно, техники управления хроническим стрессом, техники перехода от диссоциации к ассоциации (и обратно) при внезапном, остром стрессе почти недостаточно. И все же существуют некоторые способы овладения своим поведением при таком мощном потрясении психики, каким является стресс. Напомним, что стресс — это мощная эмоционально-физиологическая реакция на неожиданно возникшую неопределенность в ситуации необходимости принятия решения и осуществления действия. Внутренняя эмоционально-психическая неопределенность получает выражение и во внешней картине поведения, человек не может- оставаться в каком-то месте спокойно (сидеть, стоять, лежать), он совершает разные действия, не вполне понимая, зачем он это делает, он буквально «не находит себе места». Поэтому первым шагом к овладению собой в тревожной, стрессовой ситуации является поиск места, создание зоны психической определенности, внутренней устойчивости. Поэтому многие предыдущие упражнения по отработке внутренних образов тревоги и выявлению внешних мест тревожных диссоциаций и ассоциаций являются важными инструментами профилактики и подготовки к возможным стрессовым состояниям. Владение собой в острых ситуациях возможно лишь в том случае, если человек имеет реальный опыт переживания и разрешения экстремально-стрессовых ситуаций. К сожалению, многие из нас бывают настолько ошеломлены и напуганы стрессом, что предпочитают не возвращаться к нему, и это значит, что реальный опыт переживания стресса не используется впоследствии и каждая острая ситуация переживается человеком как новая. Мы предлагаем упражнения, которые способствуют формированию внутренней устойчивости к стрессу, позволяют ослабить эмоциональные последствия пережитых стрессовых состояний и определить некоторые сценарии противостояния разрушительной и парализующей силе экстремальных ситуаций. Вследствие значительной эмоциональности этих упражнений рекомендуется выполнять их под руководством опытного тренера, психолога, психотерапевта. УПРАЖНЕНИЕ 8 1. Участники сеанса тренировки разбиваются на лары. Каждый вспоминает очень сильное и позитивное состояние из прошлого опыта и затем показывают друг Другу, как оно выглядит (это состояние будем называть «ресурсный круг» или «ресурсы»).. 2. Затем пары участников группируются в четверки, в каждой из которых выделяются такие роли: учитель, помощник и два актера, играющие учеников (коллег, начальников, родителей). 3. Помощник отводит учителя от актеров и просит вспомнить человека, чей внешний вид, тон голоса, положение тела или фразы могут немедленно вызвать ухудшение настроения (т. е. вызвать-нехватку «ресурсов»), внезапный, острый стресс. 4. Когда учитель вспомнил человека, вызывающего стрессовое состояние, он возвращается к актерам и пытается показать этого человека-стрессора. 5. Теперь актеры отражают поведение человека-стрессора, а помощник наблюдает за учителем. Как только учитель «зацеплен» копированием актеров, помощник сразу же отводит его в сторону, а актеры прекращают играть роль стрессора. 6. Затем учитель делает дополнительный шаг в установленное ранее место, соответствующее «ресурсному кругу». Помощник напоминает сделать ему один вдох, затем второй и еще несколько. 7. Учитель продолжает стоять в стороне от актеров, но делает шаг из круга (оставляя там «ресурсы») и затем подходит близко к актерам. 8. Актеры сразу же демонстрируют поведение, угнетающее и раздражающее учителя. 9. Учитель смотрит на игру актеров, но как только он снова ощущает напряжение, то опять отходит от актеров (они, конечно, останавливаются) и возвращается в «ресурсное состояние». Помощник напоминает ему сделать два-три вдоха, затем спрашивает, где, в какой части тела, организма он ощущает первоначальное напряжение. Учитель должен показать его или сказать, где оно находится. 10. Учитель снова стоит перед актерами, и достаточно долго, так, чтобы почувствовать не только первоначальное напряжение, но и последующее. 11. Как только учитель ощутит второе напряжение, он отходит от актеров (как он сделал в шаге 9), идет к позитивному «ресурсно- му кругу» и делает два-три глубоких вдоха. Помощник спрашивает, чувствует ли он второе напряжение в том же месте, что и раньше, или в другом месте. Обычно человек определяет первоначальное место где-то между десятым и пятнадцатым шагом (что подтверждает способность мозга экранироваться происходящими событиями и терять контакт с телом). Назначение данного упражнения заключается в том, чтобы дать возможность учителю в ослабленной форме пережить прошлый стрессовый опыт и, зафиксировав изменение места напряжения, привести его к выводу, что теперь он может выдержать встречу со стрессором даже без обращения к «ресурсному кругу». Наряду с приятными, удачными, радующими нас событиями жизни, бывает и так, что мы терпим неудачу, совершаем профессиональные или человеческие ошибки. Воспоминания об этих неудачах и ошибках нередко возвращаются к нам, беспокоят, мучают нас, побуждают искать более правильные, справедливые и успешные решения. Это означает, что мы стихийно стремимся пересмотреть свое поведение в том или ином неудачном эпизоде. Рассмотрим психологическую стратегию и технику выполнения такого пересмотра. Нашу память, запечатлевающую эмоционально-значимые и стрессовые состояния, можно сравнить с кинолентой, на которой каждый кадр (слайд) значимого события хотя бы немного отличается от других, соседних кадров. Очень важно, какой именно кадр (слайд) всплывает в сознании первым, чтобы напомнить об этом тревожном эпизоде. Наблюдения показывают, что большинство людей называют кадр, непосредственно предшествующий кульминации тревожного события. УПРАЖНЕНИЕ 9 1. Чтобы осуществить пересмотр своего состояния тревожности, стресса, используется техника хронологического обратного перехода из стрессового в нейтральное или положительное эмоциональное состояние. Для этого нужно представить развитие событий, как в фильме, который прокручивается в обратном порядке, и спросить; «А что было до этого? А какие кадры можно было увидеть раньше? Какие кадры предшествовали рассматриваемому моменту?» По мере возвращения назад к кульминационному кадру надо следить за тем, чтобы дыхание было глубоким и полным. Для развертывания пересмотра необходимо постараться дать себе отчет, сколько потребуется кадров (слайдов), временных этапов или изменений местоположения, пока вы возвращаетесь, двигаетесь к ядру тревожного события. 2. На втором шаге необходимо стабилизировать диссоциацию, для чего надо представить себя так, как будто Вы можете видеть себя как бы со стороны. Подумайте, как далеко тот человек от Вас? А кем являетесь Вы, когда смотрите на него? Есть ли разница между ним и Вами? 3. Вы должны смотреть на «того себя» с симпатией, с благосклонностью, понимая, что в ситуации «до события» (тревожного) тот человек делает лучшее, что он может. 4. Итак, Вы уже знаете, что с ним произойдет, а он еще нет, как если бы Вы стояли на крыше здания и знали, что вот сейчас произойдет крушение двух автомобилей, а потом бы медленно, в подробностях, по кадрам, видели бы это столкновение, но в нем бы не участвовали. Посмотрите на «того себя» из своего состояния диссоциированного наблюдателя и определите, что ему потребуется, чтобы успешно действовать в последующей ситуации. Опишите необходимые ресурсы (внешние или внутренние условия, которые способствуют положительному решению трудной и тревожной ситуации). После этого Вы представляете себя диссоциированным и передаете «ему» эти ресурсы (убедитесь, что он может хорошо видеть Вас в этом застывшем кадре-слайде). Вы ясно представляете его визуальный образ, слышите характерные особенности его голоса и, если сочтете нужным, то можете мысленно дотянуться и прикоснуться к нему (можно даже представить себя резиновым и способным растянуться так, чтобы коснуться его). Продолжайте наблюдать за его изменениями, пока Вы передаете «ему» ресурсы (советы, подсказки, дружеские улыбки или, напротив, энергию, собранность, решительность и т. п.). Вы передаете «ему» ресурсы и продолжаете наблюдать за его изменениями до тех пор, пока не увидите, что, принимая ресурсы,. он становится все более и более готовым к реальному действию и, наконец, достигает состояния полной готовности действовать. Возможны следующие варианты передачи ресурсов (помощи): а) разнообразить способ передачи ресурсов, используя визуально-зрительные, аудиально-звуковые и кинестетически-органические образы и ощущения; б) расширять круг участников, передающих ресурс, а также всегда можно включить, ввести другого человека в схему действия (осуществив диссоциацию). 5. Наконец, достигается целевое состояние, такое, в котором «он» — в состоянии полной готовности действовать успешно в экстремально-стрессовой ситуации. Вы диссоциированы, т. е. как бы отстранены от того, что будет происходить с «ним». Позвольте сценарию проигрываться кадр за кадром, и при этом Вы продолжаете оказывать «ему» некоторую помощь, передаете ресурс, а «он», получая их, достигает почти максимально мыслимой степени готовности действовать успешно в трудной ситуации. После всего этого Вы наблюдаете его, осуществляющего успешно действие и достигающего желаемого состояния. В заключение заметим, что лучше всего, конечно, пройти сначала обучение в группе тренинга-НЛП под руководством специалиста-психолога, а потом уже применять вышеописанную технику в самостоятельной работе по регуляции и овладению своим поведением в трудных, напряженных, стрессовых ситуациях. Однако мы надеемся, что определенных результатов можно достигнуть и на основе той системы упражнений, которую мы предложили в данной работе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.104.106 (0.016 с.) |