Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная дезадаптация ребенка дошкольного возраста

Поиск

Жалобы родителей на то, что ребенок «не находит общего языка со сверстниками», «не умеет играть с другими детьми», могут указы­вать как на наличие некоторых нарушений или отставания в разви­тии, так и на особенности темперамента (высокая сензитивность, ригидность, малая активность, низкая общительность и пр.), кото­рые родители считают чем-то ненормальным.

Причинами социальной дезадаптации, конфликтности ребенка могут быть следующие особенности его психики и личности (при­чем, для социальной дезадаптации достаточно хотя бы одного усло­вия, но часто причины имеют комплексный характер):

— отсутствие навыков общения;

— неадекватное оценивание себя в ситуации общения;

— высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднегруппового);

— эмоциональная неуравновешенность;

— установки, препятствующие общению, такие, например, как готовность унизить собеседника, проявить свое превосходство. Это превращает общение в своего рода соревнование;

— тревожность и боязнь общения;

—замкнутость.

В зависимости от того, какая причина имеет место, ребенок либо пассивно подчиняется, когда сверстники «выталкивают» его из своего круга, либо сам уходит озлобленный и с желанием отомстить сверстникам.

Отсутствие навыков общения является весьма существенным препятствием для ребенка к взаимодействию с другими детьми. Навыки возможно сформировать с помощью поведенческих тренингов (лучше всего в группе из пяти-восьми детей). Необходимо задать вопрос родителям о том, почему же ребенок не умеет общаться. Скорее всего, ответом будет то, что ребенок воспитывался дома, почти не контактировал со сверстниками, либо потому, что после первых социальных контактов в яслях, окончившихся неудачно, родители забрали его оттуда.

Не отрицая полезность домашнего воспитания, все же можно утверждать, что депривация общения со сверстниками (в детском саду или на улице) может сказаться негативно на развитии ребенка, привести к деформациям самооценки, формированию неадекват­ных установок в отношении сверстников и т. п. Отсутствие навыков общения едва ли бывает «одиноко» при обусловливании трудностей

общения ребенка. Чаще всего оно связано с какими-то другими негативными явлениями, так как то, что препятствует приобре­тению навыков общения, влияет и на другие сферы личности, не всегда однозначно негативно, но если все-таки это так, то это требует коррекционной работы.

Неадекватное оценивание ребенком себя в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать основой для возникновения трудностей при завязывании социальных контак­тов. Если такие все же образовались, то, скорее всего, общение в этом случае будет игрой, которую Э. Берн (1992) противопоставил открытому общению. Игры не способствуют развитию личности, а ведут к упрочению тех негативных тенденций, которые уже име­ются в ней. Так, например, ребенок с завышенной самооценкой может дружить с пассивным, неуверенным в себе ребенком потому, что тот его слушается и позволяет удовлетворять потребность в доми­нировании. Второй же ребенок может поддерживать отношения толь­ко потому, что не способен их прервать. Если ребенок с неадекватной самооценкой нашел себе дополнительного (с комплементарными позициями) партнера, то это не исправит его самооценку, но лишь будет способствовать развитию каких-либо, скорее негативных, свойств личности.

Самооценка ребенка может быть заниженной, адекватной и завышенной. Сама адекватная самооценка еще не залог успеха в общении, однако, если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации.

Ребенок с заниженной самооценкой чаще всего обладает высо­кой тревожностью, неуверенностью, с аутистическими либо агрес­сивными тенденциями поведения. В последнем случае, агрессия является компенсацией на критику, упреки, которые занижают са­мооценку ребенка. Причем, если ребенок компенсаторно агресси­вен, то это не «выравнивает» его самооценку, но лишь приводит к тому, что окружающие оценивают ребенка как самолюбивого, самодовольного, самоуверенного. Тогда, конечно, трудно убедить родителей в том, что у их ребенка не завышенная, а заниженная самооценка и критиковать и унижать его нельзя.

Ребенок с завышенной самооценкой стремится прервать собе­седника. Он это делает потому, что хочет показать свое превосход­ство, получить одобрение и высокую оценку своих особенностей или результатов активности. Однако он встречает совсем иную реакцию. Это приводит к нарушению взаимоотношений. Далее ребенок пытается еще более превзойти своих сверстников, но полу­чает еще большее отвержение. Такому ребенку необходимо объяс­нить, что стараться сказать быстрее всех, сразу высказать пришедшую

мысль надо на интеллектуальных соревнованиях, а обычное обще­ние таковым не является. Поэтому нужно подождать некоторое вре­мя, пока другие дети смогут понять то, что он уже готов высказать. У ребенка можно спросить: «Что для тебя важнее — иметь друзей в классе или показать учителю, что ты первым решил задачу?». Если ребенок отвечает, что ему важнее продемонстрировать свои способности, так как все остальные «глупые, плохие и вредные», то надо вместе с ним проанализировать, что привело к такому поло­жению, когда сверстники стали смеяться над ним, делать ему «все назло».

Если ребенок с завышенной самооценкой не имеет некоторых поведенческих навыков общения, необходимых для нормального взаимодействия со сверстниками, то необходимо обучить его раз­личным приемам общения, показать, какие фразы приводят к ссо­ре, какие могут отвести от нее. Если ребенок будет настаивать на конфликтных формах общения, утверждая, что тем самым спаса­ет чувство собственного достоинства, то надо убедить его в том, что можно спокойно разговаривать, не унижая и себя и другого челове­ка, и что оскорбление другого— даже очень остроумное — не возвышает оскорбляющего.

Завышенная самооценка часто бывает связана с завышенными требованиями к окружающим. Если последние не отвечают этим требованиям, то ребенок начинает капризничать, проявлять агрес­сию в отношении сверстников или взрослых. Если ребенок не на­ходит поддержки и одобрения, то негативные отношения с окружающими людьми и некоторые свойства темперамента, такие, как высокая эмоциональность, сензитивность, активность могут спо­собствовать формированию эмоциональной неуравновешенности, неуправляемости эмоциональных реакций. Это, в свою очередь, ухуд­шает взаимодействие ребенка с окружающими людьми, препятству­ет совместной игре, так как эмоционально неуравновешенному ребенку трудно справиться со своими желаниями, даже если те про­тиворечат совместно принятому игровому правилу.

Высокая тревожность также может служить основой появле­ния трудностей в общении у ребенка. Во-первых, потому, что тре­вожный ребенок может создавать определенный эмоциональный дискомфорт в общении, частые перепроверки, трудности принятия окончательного решения могут поставить его в зависимость от дру­гого, более сильного и нуждающегося в «поклонниках» ребенка. Во-вторых, тревожность совместно с заниженной самооценкой мо­жет препятствовать завязыванию контакта. Ребенок, обладающий такими качествами, боится неудачи, окриков, публичных оскорбле­ний, не может переспросить, даже если что-то не расслышал,

и поэтому производит впечатление глупого, не интересного для сверстников. Ребенок тревожный и с заниженной самооценкой ни­когда не пойдет «разбираться», если в чем-то ущемили его права. Услышав оскорбления в свой адрес, он сделает вид, что не слышит их, так как публичное разбирательство для него более неприятно, чем отвержение в игре, вынужденность «играть вторые роли» в группе. Но все же потребность в общении у ребенка не исчезнет, и он, возможно, станет заискивать перед сверстниками, чтобы те приняли его в свой круг, однако эти попытки чаще всего воспри­нимаются детьми негативно, и ребенок занимает место аутсайдера в группе (отверженного, находящегося на периферии социограммы).

Тревожность часто оказывается связанной с чувствительностью и уязвимостью. Те слова, на которые обычный ребенок может не обра­тить внимания, тревожный и чувствительный реагирует остро и, может быть, в большей степени испытывает чувство вины, чем на это рассчитывал наказывающий его взрослый. Поэтому с чувствительным и тревожным ребенком 'нужно проводить десенсибилизацию к тем факторам, устранить которые невозможно, но известно, что они особенно негативно влияют на его настроение и поведение.

Родители должны с большей долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады чувствительного и тревож­ного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие комментарии и замечания относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуют иногда без намерения причинить боль.

Описанные особенности личности, препятствующие установ­лению контакта и нормальному общению, способствующему разви­тию личности, и выступающие, таким образом, причинами социальной дезадаптации, сами по себе имеют определенные осно­вания. Любое нарушение социальных отношений имеет корни в нарушениях семейных отношений. Например, воспитание в семье (семейные отношения), деформирующее личность, приводит к на­рушению отношений ребенка в детском саду. Негативное отноше­ние матери к ребенку в детском возрасте «выливается» для нее в подростковом в очень сложные проблемы. Поэтому для коррек­ции социальной дезадаптации личности необходимо не только фор­мировать навыки общения и гармонизировать отношения ребенка со сверстниками, но, может быть, в первую очередь, устранить те негативные социальные отношения, которые предшествовали име­ющимся в настоящий момент конфликтам ребенка с социальным окружением. Гармонизация отношений в семье большей частью предполагает работу с родителями, их установками на ребенка, так как ребенок скорее принимает отношение взрослых к себе, чем фор-

мирует его. Если же те социальные отношения, которые выступили причинами социальной дезадаптации, уже окончились (например, ребенка очень фрустрировал отец, но вскоре родители развелись, и отношения ребенка с отцом прервались), тогда необходимо обра­тить внимание на те структуры личности, которые появились в ре­зультате этих окончившихся негативных отношений.

Личность представляет собой открытую систему, функциони­рующую во взаимосвязи с другими людьми, поэтому трудности в общении, во взаимодействии с окружающими лежат в самих от­ношениях с окружающим. Однако вторым рядом отношений, кото­рые составляют личность, являются самоотношения, которые во многом определяются первым видом отношений. Поэтому коррек­ция социальной дезадаптации личности должна включать работу и с самооценкой ребенка.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что основными направ­лениями коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте являются:

1) формирование навыков общения;

2) гармонизация отношений ребенка в семье и со сверстниками;

3) коррекция некоторых личностных свойств, которые препят­ствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

4) коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

Часть 11

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.013 с.)