Построение личностного профиля (16-факторный опросник) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение личностного профиля (16-факторный опросник)



К числу методик, изучающих личность по целому ряду взаимо­связанных характеристик, относятся 16-факторный опросник Р. Кеттела, Миннесотский многопрофильный опросник ММПИ, опросник ЧХТ (черты характера и темперамента) и др.

Цель опросника Кеттела (форма С), содержащего перечень биполярных показателей, — оценить развитость следующих личнос­тных качеств, составляющих 16 факторов:

1) сдержанный — общительный,

2) мышление конкретное, ограниченное — абстрактное,

3) эмоционально неустойчивый — устойчивый,

4) зависимый от группы — самостоятельный,

5) серьезный — беспечный,

6) с выражением «я» — не принципиальный,

7) робкий — склонный к риску,

8) жесткий — мягкий,

9) доверчивый — подозрительный,

10) практичный — с богатым воображением,

11) прямолинейный — гибкий,

12) спокойный — беспокойный,

13) склонный к новаторству — консервативный,

14) уступчивый — напористый,

15) спонтанный — контролирующий себя,

16) спокойный — напряженный.

Кроме того, выявляется качество: лживый — правдивый. Личностный опросник в предлагаемом варианте содержит 105 вопросов.

Инструкция дается следующая: «Перед вами ряд вопросов, ко­торые помогут определить некоторые свойства вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь от­вечать искренне и точно на каждый вопрос. Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов, который в наибольшей степени соответствует вашим взглядам, вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая клеточка соответ­ствует ответу «а», средняя — ответу «в», а клетка справа — ответу «с»). Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов в минуту. Вы должны закончить отвечать на все вопросы не позднее, чем за полчаса».

Тесты опросника

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше. а) Да, в) трудно сказать, с) нет.

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей. а) Да, в) иногда, с) нет.

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жар­ко», я должен был бы назвать Преступника:

а) бандитом, в) святым, с) тучей.

4. Когда я ложусь спать, я засыпаю:

а) быстро, в) нечто среднее, с) с трудом.

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

а) пропустить вперед большинство машин, в) не знаю,

с) обогнать все идущие впереди машины.

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать вся­кие истории.

а) Да, в) иногда, с) нет.

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспо­рядка.

а) Верно, в) трудно сказать, с) неверно.

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несом­ненно рады меня видеть.

а) Да, в) иногда, с) нет.

9. Я бы скорее занимался:

а) фехтованием и танцами, в) затрудняюсь сказать, с) борьбой и баскетболом.

10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом.

а) Да, в) иногда, с) нет.

11. Читая о каком-то происшествии, я интересуюсь всеми подроб­ностями.

а) Всегда, в) иногда, с) редко.

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.

а) Верно, в) не знаю, с) неверно.

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, могу быстро забыть об этом. а) Верно, в) не знаю, с) неверно.

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполне­нии какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.

а) Верно, в) не знаю, с) неверно.

15. Когда я планирую. что-нибудь, я предпочитаю делать это само­стоятельно, без чьей-либо помощи.

а) Верно, в) иногда, с) неверно.

16. Думаю, что я менее чувствительный и легко возбудимый, чем большинство людей.

а) Верно, в) затрудняюсь ответить, с) неверно.

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решение.

а) Верно, в) не знаю, с) неверно.

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникает чувство раз­дражения к родителям.

а) Да, в) не знаю, с) нет.

19. Я скорее рассказал бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям,

в) не знаю,

с) в своем дневнике.

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «неточ­ный», это:

а) небрежный, в) тщательный, с) приблизительный.

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо. а) Да, в) трудно сказать, с) нет.

22. Меня больше раздражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску, в) затрудняюсь ответить,

с) создают неудобства для меня, опаздывая на условлен­ную встречу.

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их. а) Верно, в) не знаю, с) нет.

24. Я думаю, что:

а) не все надо делать одинаково тщательно,

в) затрудняюсь сказать, с) любую работу следует выполнять тщательно, если вы

за нее взялись.

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

а) Да, в) возможно, с) нет.

26. Мои друзья чаще:

а) советуются со мной,

в) делают то и другое поровну,

с) дают советы.

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочи­таю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его. а) Да, в) иногда, с) нет.

28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический характер,

в) не знаю, с) который отличается глубоко продуманными взглядами

на жизнь.

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я верю.

а) Верно, в) затрудняюсь ответить, с) неверно.

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.

а) Да, в) не знаю, с) нет.

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

а) играть в шахматы,.

в) трудно сказать,

с) играть в городки.

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.

а) Да, в) не знаю, с) нет.

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается мень­ше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми. а) Да, в) трудно сказать, с) нет.

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда это мне необходимо.

а) Да, в) иногда, с) нет.

35. Мне бывает трудно признать, что я неправ.

а) Да, в) иногда, с) нет.

36. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами и участвовать

в основном производстве, в) трудно сказать, с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой.

37. Какое слово не связано с двумя другими?

а) Луна, в) воздух, с) солнце.

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает меня,

в) нечто среднее,

с) не беспокоит меня совершенно.

39. Если бы у меня было много денег, то я:

а) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти,

в) не знаю,

с) жил бы, не стесняя себя ни в чем.

40. Худшее наказание для меня;

а) тяжелая работа,

в) не знаю,

с) быть запертым в одиночестве.

. 41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.

а) Да, в) иногда, с) нет.

42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один,

в) не знаю,

с) живым и подвижным.

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с раз­личными установками и машинами.

а) Да, в) не знаю, с) нет.

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко.

а) Да, в) трудно сказать, с) нет.

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.

а) Верно, в) затрудняюсь ответить, с) неверно.

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.

а) Верно, в) не знаю, с) неверно.

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать. а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

48. В музыке я наслаждаюсь:

а) маршами в исполнении военных оркестров;

в) не знаю, с) скрипичными соло.

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

а) в деревне с одним или двумя друзьями;

в) затрудняюсь сказать;

с) возглавляя группу в туристическом походе.

50. Усилия, затраченные на составление планов.

а) никогда не лишние; в) трудно сказать; с) не стоят этого.

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мои адрес не обижают и не огорчают меня.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела мелкими.

а) Всегда; в) иногда; с) редко.

53. Я предпочел бы работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людь­ми и все время быть среди них. в) затрудняюсь ответить, с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает

свой проект.

54. Дом так относится к комнате, как дерево к.

а) лесу; в) растению; с) листу.

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко; в) иногда; с) часто.

56. В большинстве дел я:

а) предпочитаю рискнуть;

в) не знаю;

с) предпочитаю действовать наверняка.

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю. а) Скорее всего это так; в) не знаю; с) думаю, что нет.

58. Мне больше нравится человек:

а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен;

в) трудно сказать;

с) со средними способностями, но зато умеющий проти­востоять всяким соблазнам.

59. Я принимаю решение:

а) быстрее, чем многие люди;

в) не знаю;

с) медленнее, чем большинство людей.

60. На меня большее впечатление производят:

а) мастерство и изящество;

в) трудно сказать;

с) сила и мощь.

61. Я считаю себя человеком, склонным к сотрудничеству. а) Да; в) нечто среднее; с) нет.

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными. а) Да, в) не знаю, с) нет.

63. Я предпочитаю;

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам;

в) затрудняюсь ответить;

с) советоваться смоими друзьями.

64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

65. В школьные годы я получил больше всего знаний:

а) на уроках; в) трудно сказать; с) читая книги.

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответ­ственности.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

а) заняться другим вопросом;

в) затрудняюсь ответить;

с) еще раз попытаться решить этот вопрос.

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д. — без определенной причины.

а) Да; в) иногда; с) нет.

69. Иногда я соображаю уже, чем обычно.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назна­чить встречу с ним в удобное для него время, даже если это немно­го неудобно для меня.

а) Да; в) иногда; с) нет.

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд: 1, 2, 4, 0, 5, — будет:

а) 10; в) 5; с) 7.

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.

а) Да, в) не знаю, с) нет.

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доста­вить официанту или официантке лишнее беспокойство:

а) Да; в) иногда; с) нет.

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди. а) Верно; в) трудно сказать, с) неверно.

75. На вечеринке мне нравится:

а) принимать участие в интересной беседе;

в) затрудняюсь ответить;

с) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому.

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его.

а) Да; в) иногда; с) нет.

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встре­титься с:

а) Колумбом; в) не знаю; с) Пушкиным.

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чу­жие дела.

а) Да; в) иногда; с) нет.

79. Если люди плохо обо мне думают, то я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

80. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) оформлять витрины; в) не знаю; с) быть кассиром.

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»;

в) не знаю;

с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения эти вопросов.

а) Да; в) иногда; с) нет.

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости. а) Да; в) иногда; с) нет.

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной. а) Верно', в) иногда; с) неверно.

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

86.. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной. а) Верно; в) иногда; с) неверно.

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.

а) часто; в) иногда; с) никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 60 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают; в) идут правильно; с) спешат.

89. Мне бывает скучно:

а) часто; в) иногда; с) редко

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригиналь­ным способом.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомляют.

а) Да, в) не знаю, с) нет.

92. Дома в свободное время я:

а) болтаю и отдыхаю;

в) затрудняюсь ответить;

с) занимаюсь интересующими меня делами.

93. Я робко и осторожно отношусь к установлению дружеских от­ношений с новыми людьми.

а) Да; в) иногда; с) нет.

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также вы­разить прозой.

а) Да;в) иногда; с) нет.

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной. а) Да, в большинстве случае; в) иногда; с) нет.

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов.

а) Да; в) иногда; с) нет.

97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

а) натуралистом и работать с растениями;

в) не знаю;

с) страховым агентом.

98. Я испытываю беспричинный страх и отвращение по отноше­нию к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т. д. а) Да; в) иногда; с) нет.

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир. а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

100. Я предпочитаю игры:

а) где надо играл» в команде или иметь партнера;

в) не знаю;

с) где каждый играет за себя.

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны. а) Да; в) иногда; с) нет.

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощу­щаю тревогу и страх.

а) Да; в) иногда; с) нет.

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуж­дение, так как на самом деле они мне не нравятся.

а) Да; в) иногда; с) нет.

104. Какое слово менее связано с двумя другими:

а) думать; в) видеть; с) сломать.

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

а) Двоюродным братом; в) племянником; с) дядей.

При оценке ответов существует специальный ключ, представ­ляющий собой матрицы с отверстиями. Он накладывается на листы для ответов и оценивает каждый ответ по трехбалльной шкале: 0, 1, 2 (по фактору В — интеллектуальность — могут быть получены только 0 или 1).

Каждый личностный параметр оценивается через суммирова­ние оценок по группе разбросанных по всей тест-брошюре вопро­сов. Суммарная оценка по этому фактору заносится после соответствующей латинской буквы на листе для тестов. Максималь­но возможная оценка по каждому фактору не превышает 12 баллов.

Обработка полученных материалов осуществляется следующим образом. Специальный ключ, представляющий собой матрицу с от­верстиями, накладывается на бланк С ответами. Каждый ответ (А — да, В—не знаю, С — нет) имеет свою условную стоимость в очках для каждого вопроса. Очки затем переводятся в условные баллы (сте­ны). Оценка по факторам для каждого испытуемого приобретает символ при сравнении ее со средними оценками.

Оценка ответов на вопросы по факторам (первая цифра — номер вопроса, затем стоимость ответов в очках по А, В и С):

1-й фактор (А) (мах-12): 2-В=1, С=2; 19-А=2, В=1; 36-В=1, С=2;

53-А=2, В=1; 70-А=2, В=1; 87-В=1., С=2;

2-й фактор (В) (мах-8): 3-С=1; 20-А=1; 37-В=1; 54-С=1; 71-А=1;

88-С=1; 104-С=1; 105-А=1;

3-й фактор (С): 4-А=2, В=1; 21-А=2, В=1, 38-В=1, С=2; 55-А=2, В=1; 72-В=1, С=2; 89-В=1, С=2;

4-й фактор: 5-В=1, С=2; 22-В=1, С=2; 39-А=2, В=1; 56-В=1, А=2; 73-В==1, С=2; 90-В=1, С=2;

5-й фактор: б-В=1, С=2; 23-А=2, В=1; 40-В=1, С=2; 57-А=2, В=1; 74-А=2, В=1; 91-В=1, С=2;

6-й фактор: 7-А=2, В=1; 24-В=1, С=2; 41-А=2, В=1; 58-В=1, С=2; 75-А=2, В=1; 92-В=1, 9=2;

7-й фактор: 8-А=2, B=l; 25-B=1, C=2; 42-B-1, 0=2; 59-А=2, В=1; 76-А=2, В=1; 93-В=1, С=2;

8-й фактор: 9-А=2, В=1; 26-А=2, С=1; 43-В=1, С=2; 60-А=2, В=1; 77-В=1, С=2; 94-В=1, С=2;

9-й фактор: 10-А=2, В=1; 27-В=1, С=2; 44-В=1, С=2; 61-В=1, С=2; 78-А=2, В=1; 95-А=2, В=1;

10-й фактор: 11-В=1, С=2; 28-В=1, С=2; 45-В=1, С=2; 62-А=2, В=1; 79-А=2, В=1; 96-В=1, С=2;

11-й фактор: 12-В=1, С=2; 29-А=1, В=1; 46-А=1, В=2; 63-А=2, В=1; 80-В=1, С=2; 97-В=1, С=2;

12-й фактор: 13-В=1, С=2; 30-А=2, В=1; 47-В=1, С=2; 64-А=2, В=1; 81-В=1, С=2; 97-А=2, В=1;

13-й фактор: 14-А=2, B=l; 31-A=2, B=l; 48-В=1, C=2; 65-В=1, С=2; 82-В=1, С=2; 99-А=1, В=1;

14-й фактор: 15-А=2, В=1; 32-В=1, С=2; 49-А=2, В=1; 66-А=2, В=1; 83-В=1, С=2; 100-В=1, С=2;

15-й фактор: 16-А=2, В=1; 33-А=2, В=1; 50-А=2, В=1; 68-В=1, С=2; 84-В=1, С=2; 101-В=1, С=2;

16-й фактор: 27-А=2, В=1; 34-В=1, С=2; 51-В=1, С=2; 68-А=2, В=1; 85-В=1, С=2; 102-А=2, В=1;

Фактор МД (мах-14): 1-А=2, В=1; 18-В=1, С=2; 35-В=1, С=2;

52-А=2, В=1; 69-В=1, С=2; 86-В=1, С=2; 103-В=1, С=2;

Глава 5

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ЛИЦАМИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Особенности работы психолога со старшеклассниками обус­ловлены теми проблемами, которые являются типичными для дан­ного возрастного этапа и, прежде всего, потребностью юноши стать внутренне взрослым человеком, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности и свое назначение в жизни. Несмотря на незаконченность процесса формирования личности, юношеский возраст допускает использование приемов и методик, разработанных с целью диагностики и коррекции поведения взрос­лых (естественно при условии их соответствующей адаптации). Среди основных причин, обуславливающих трудности и противоречия раз­вития психической сферы старшеклассников и требующих вмеша­тельства психолога, необходимо выделить, прежде всего, следующие.

На психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт от:

— незавершенности полного физического развития по всем пара­метрам;

— ощущения своей физической непривлекательности (хотя бы по одному из параметров) — синдром дисморфофобии;

— неустойчивости эмоциональной сферы;

— особенностей высшей нервной деятельности;

— высокого уровня ситуативной тревожности.

Наиболее информативными диагностическими методиками в данном случае могут служить наблюдение, беседа, аппаратурные методы, соответствующие шкалы опросника Айзенка и 16-факторного опросника Кеттелла, шкала ситуативной тревожности Ч. Спилбергера. Среди осознаваемых и неосознаваемых причин, препятствующих формированию юноши на индивидуально-личност­ном уровне можно отметить:

— задержку развития теоретического мышления;

— отсутствие навыков и приемов смысловой памяти;

— маленький объем оперативной памяти; неразвитость основных компонентов внимания (объем, переключение, распределение и проч.);

— нереалистичность воображения, оторванность его от практики;

— высокий уровень личностной тревожности;

— чрезмерное преобладание первой или второй сигнальной систе­мы (художественный или мыслительный тип);

— несформированность волевой сферы.

Оценка указанных параметров и сопоставление их со средне-возрастными нормами может осуществляться как при помощи на­блюдения, так и по стандартным тестам оценки внимания, памяти, мышления, воображения. Кроме того, здесь могут быть использова­ны тесты Айзенка, Векслера, а также соответствующие шкалы 16-факторного опросника Кеттелла, шкала личностной тревожнос­ти Ч. Спилбергера.

Объективно и субъективно важные проблемы личностного уровня проявляются у старшеклассника в:

— недостаточном уровне самостоятельности;

— неадекватности самооценки и уровня притязания;

— несформированном мировоззрении, нравственных эталонов и идеалов;

— отсутствии конкретных жизненных целей и устремлений;

— сохранении подросткового негативизма;

— неудовлетворенности собой.

Выявить наличие данных дефектов личностной сферы позво­ляют такие методы, как беседа, методика выявления самооценки С. Будасси, метод неоконченных предложений, сочинения на соот­ветствующую тему, проективные методики (Люшер, «несуществую­щее животное» и проч.).

Трудности, возникающие в процессе взаимодействия юноши с Другими людьми на микрогрупповом уровне, проявляются в трех основных сферах: общение в семье, общение с учителями и сверст­никами. Они могут быть определены следующим образом:

— несформированность навыков общения (как замкнутость, застен­чивость, так и чрезмерная болтливость);

— неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви;

— преобладание эгоистических тенденций, деформированное поня­тие справедливости;

— излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыс­лей, высказываний;

— неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним;

— неадекватные претензии на статус и роли в различных группах;

— ярко выраженные тенденции к «самопоказыванию», оригиналь­ничанью;

— проявление юношеского максимализма в отношениях с окружаю­щими.

Для определения данных тенденций, помимо наблюдения, беседы, экспертного заключения, могут быть использованы социо­метрия, референтометрия, метод неоконченных предложений, оп­росники, оценивающие компетентность в общении, метод групповой дискуссии.

Если попытаться выделить причины, ведущие к трудностям адаптации юноши на социальном уровне, то здесь наиболее часто обращают на себя внимание соотношения таких вопросов, как:

— понимание смысла жизни и имеющиеся жизненные планы;

— отношение к общественной жизни страны и собственная поли­тическая активность;

— отношение к разным видам труда (теоретическому — практичес­кому, умственному — физическому и проч.) и реальные возможнос­ти в овладении профессией;

— профессиональные интересы и мотивы выбора профессии;

— совпадение учебных и профессиональных интересов;

— чувство долга и стремление к социальному одобрению.

Очевидно, что многие из указанных проблем можно выявить только в ходе беседы или групповой дискуссии, хотя отдельные методики, как например, опросник профессиональных предпочте­ний Е. Климова, шкала М. Крауна и другие, вполне уместно исполь­зовать и на этом уровне.

В целом, необходимо заметить, что практически диагностика любой проблемы, волнующей юношу, должна строиться с учетом двух факторов: с одной стороны, это место, которое она занимает в целостной картине возрастного развития, а с другой — собственно, по ее влиянию на личность. Сочетание этих подходов позволяет более адекватно строить стратегию консультированного и коррекционного воздействия. В противном случае, если планируемые изме­нения оказываются слишком обширными и опережающими возможности старшеклассника, то он может оказаться не готовым к их принятию, или же эффект воздействия окажется слишком крат­ковременным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.14 с.)