Выявление уровня тревожности у подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление уровня тревожности у подростков



С этой целью можно использовать методику — «Шкала тре­вожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуа­ционной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсут­ствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объек­ты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся ин­троспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позво­ляет при необходимости проводить ее в группе.

На первой странице бланка указывается фамилия, имя школь­ника, класс, возраст и дата проведения исследования. Инструкция. На следующих страницах перечислены ситуации, с ко­торыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волне­ние, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обве­дите кружком одну из цифр справа: 1,2,3, 4. Если ситуация совершенно не кажется Вам неприят­ной, обведите цифру — 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру — 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает та­кое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру — 2

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру — 3 Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру — 4 Ваша задача — представить себе как можно яснее каж­дую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызы­вать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

Пример: Перейти в новую школу            
1. Отвечать у доски            
2. Пойти в дом к незнакомым людям            
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах            
4. Разговаривать с директором школы            
5. Думать о своем будущем            
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить            
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают            
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)            
9. Пишешь контрольную работу            
10. После контрольной учитель называет отметки            
11. На тебя не обращают внимания            
12. У тебя что-то не получается            
13. Ждешь родителей с родительского собрания            
14. Тебе грозит неудача, провал            
15. Слышишь за своей спиной смех            
16. Сдаешь экзамены в школе            
17. На тебя сердятся (непонятно почему)            
18. Выступать перед большой аудиторией            
19. Предстоит важное, решающее дело            
20. Не понимаешь объяснений учителя            
21. С тобой не согласны, противоречат тебе            
22. Сравниваешь себя с другими            
23. Проверяются твои способности            
24. На тебя смотрят как на маленького            
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос            
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)            
27. Оценивается твоя работа            
2 8. Думаешь о своих делах            
29. Тебе надо принять для себя решение            
30. Не можешь справиться с домашним заданием            

 

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, меж­личностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 12.

Вид тревожности               Номер пункта шкалы      
Школьная                      
Самооценочная                      
                       

 

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому раз­делу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпре­тируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревож­ности.

В табл. 13 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозраст­ных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, по­этому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.

Таблица 13

Уровень тре­вожности   Группа учащихся   Уровень различных видов тревожности (в баллах)  
Класс   Пол   Общая   Школьная   Самооцен   Межличн.  
1. Нормаль­     Ж   30-62   7-19   11-21   7-20  
ный       м   17-54   4-17   4-18   5-17  
      ж   17-54   2-14   6-19   4-19  
        м   10-48   1-13   1-17   3-17  
      ж   35-62   5-17   12-23   5-20  
        м   23-47   5-14   8-17   5-14  
2. Несколько     ж   63-78   20-25   22-26   21-27  
повышенный       м   55-73   18-23   19-25   18-24  
      ж   55-72   15-20   20-26   20-26  
        м   49-67   14-19   18-26   18-25  
      ж   63-76   18-23   24-29   21-28  
        м   48-60   15-19   18-22   15-19  
3. Высокий     ж   79-94   26-31   27-31   28-33  
        м   74-91   24-30   26-32   25-30  
      ж   73-90   21-26   27-32   27-33  
        м   68-86   20-25   27-34   26-32  
      ж   77-90   24-30   30-34   29-36  
        м   61-72   20-24   23-27   20-23  
4. Очень     ж   более 94   более 31   более 31   более 33  
высокий       м   более 91   более 30   более 32   более 30  
      ж   более 90   более 26   более 32   более 33  
        м   более 86   более 25   более 34   более 32  
      ж   более 90   более 30   более 34   более 36  
        м   более 72   более 24   более 27   более 23  
5. «Чрезмер­     ж   менее 30   менее 7   менее 11   менее 7  
ное спо­       м   менее 17   менее 4   менее 4   менее 5  
койствие»     ж   менее 17   менее 2   менее б   менее 4  
        м   менее 10   —   —   менее 3  
      ж   менее 39   менее 5   менее 12   менее 5  
        м   менее 23   менее 5   менее 8   менее 5  

 

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы оп­ределялся, исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

Особого внимания требуют прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тре­вожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному по­ложению, являясь следствием определенных личностных конфлик­тов, нарушений в развитии самоценки и т. п.

Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и роди­телей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, кото­рые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетво­ренности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертро­фии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающи­еся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повы­шенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школь­ника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п., выяв­ленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешно­сти работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволяют пре­одолеть эту неуспешность, то во втором — на коррекцию самооцен­ки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревож­ность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухуд­шает возможности учащегося, результативность его деятельности. А это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблаго­получие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию при­чин, недостаточно. Приемы редукции тревожности достаточно общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризую­щихся условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. По­добная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило,

компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприят­ный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом слу­чае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тре­вога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Школа не полностью обеспечивает выявление тре­вожности учащихся прежде всего вследствие большого числа все­возможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

Выявление структуры темперамента с помощью опросника В. М. РУСАЛОВА

Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диаг­ностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) — 9 вопросов.

ОСТ содержит следующие шкалы:

1. ПРЕДМЕТНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ - включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

Высокие значения (ВЗ) (9—12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду дея­тельности, стремление к напряженному умственному и физическо­му труду, легкость умственного пробуждения.

Низкие значения (НЗ) (3—4 балла) означают пассивность, низ­кий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряже­ния, низкую вовлеченность в процесс деятельности.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ — содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

ВЗ — коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремле­ние к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.

НЗ — незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, соци­альная пассивность.

3. ПЛАСТИЧНОСТЬ — содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

ВЗ — легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к раз­нообразию форм предметной деятельности.

НЗ — склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

4. СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ— содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности пере­ключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

ВЗ — широкий набор коммуникативных программ, автомати­ческое включение в социальные связи, легкость вступления в соци­альные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, комму­никативная импульсивность.

НЗ — трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

5. ТЕМП или СКОРОСТЬ — включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятель­ности.

ВЗ — высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выпол­нении конкретных заданий.

НЗ — замедленность действий, низкая скорость моторно-дви­гательных операций.

6. СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП— включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

ВЗ — речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высо­кие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

НЗ — слабо развита речедвигательная система, речевая медли­тельность, медленная вербализация.

7. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — включает в себя вопросы, оцени­вающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не­удачам в работе.

ВЗ — высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, вы­сокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам.

НЗ — незначительное эмоциональное реагирование при не­удачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверен­ность в себе.

8. СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - включает вопро­сы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникатив­ной сфере.

-ВЗ — высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.

НЗ — низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, не­чувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительнос­ти к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

9. «К» - КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА (шкала социальной жела­тельности ответов) включает вопросы на откровенность и искрен­ность высказываний.

ВЗ — неадекватная оценка своего поведения, желание выгля­деть лучше, чем есть на самом деле.

НЗ — адекватное восприятие своего поведения.

Процедура проведения методики.

Каждому ребенку предлагается текст опросника и бланк для ответов.. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов.

Процедура опроса занимает от 1ч 30 мин до 2 ч на один класс:

раздача вопросника и бланков для ответов — 3-7 мин; чтение инструкции — 6 мин; ответы на уточняющие вопросы — 7-Ю мин, заполнение бланков — 1 ч — 1ч 30 мин на один класс.

Обработка данных опросника

Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения отве­тов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испы­туемого с ключевым оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.

Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

Текст опросника ОСТ (детский вариант)

1. Проворный ли ты человек?

2. Готов ли ты обычно, не раздумывая, включиться в разговор?

3. Нравится ли тебе быть одному больше, чем в компании?

4. Испытываешь ли ты постоянную жажду знаний?

5. Ты предпочитаешь говорить медленно и неторопливо?

6. Задевают ли тебя замечания других людей?

7. Трудно ли тебе заснуть из-за того, что ты повздорил с друзьями?

8. Хочется ли тебе заняться каким-либо ответственным делом в свободное от занятий время?

9. В разговоре с товарищами твоя речь часто опережает твою мысль?

10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?

11. Трудно ли тебе долго не общаться с людьми?

12. Ты когда-нибудь опаздывал на урок?

13. Нравится ли тебе быстро ходить и бегать?

14. Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отмет­ки в дневник?

15. Легко ли тебе выполнять школьное задание, требующее дли­тельного внимания и большой сосредоточенности?

16. Утомительно ли тебе быстро говорить?

17. Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?

18. Легко ли твои мысли переходят с одной темы на другую во время разговора?

19. Нравятся ли тебе игры, требующие большой скорости и ловкости?

20. Склонен ли ты искать новые варианты решения задач?

21. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, что тебя неправиль­но поняли в разговоре?

22. Охотно ли ты выполняешь сложное общественное поручение?

23. Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?

24. Легко ли ты воспринимаешь быструю речь?

25. Легко ли тебе делать одновременно много дел?

26. Часто ли бывает, что ты сказал что-то своим друзьям, не подумав?

27. Обычно ты предпочитаешь выполнять общественное поруче­ние, не требующее от тебя много энергии?

28. Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?

29. Любишь ли ты медленную, сидячую работу? 134

30. Легко ли тебе общаться с людьми?

31. Обычно ты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом высказываться на уроке?

32. Все твои привычки хороши?

33. Быстры ли твои движения?

34. Обычно ты молчишь и не вступаешь в разговор, когда нахо­дишься в обществе малознакомых людей?

35. Легко ли тебе перейти от игры к выполнению уроков?

36. Глубоко ли ты Переживаешь плохое к тебе отношение людей?

37. Разговорчивый ли ты человек?

38. Легко ли тебе выполнять поручения, требующие мгновенных реакций?

39. Ты обычно говоришь свободно, без запинок?

40. Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?

41. Сильно ли ты расстраиваешься, когда близкие друзья указыва­ют на твои недостатки?

42. Испытываешь ли ты повышенную тягу к приобретению знаний на уроках?

43. Считаешь ли ты свои движения медленными и неторопливыми?

44. Бывают ли у тебя мысли, которые ты бы хотел скрыть от других?

45. Легко ли тебе сходу, без особых раздумий, задавать вопросы?

46. Доставляют ли тебе удовольствия быстрые движения?

47. Легко ли тебе переключиться на новое дело?

48. Стесняешься ли ты в присутствии незнакомых людей?

49. Быстро ли ты выполняешь данное тебе поручение?

50. Легко ли тебе выполнять сложные, ответственные дела само­стоятельно?

51. Можешь ли ты говорить быстро и разборчиво?

52. Если ты обещал что-то сделать, всегда ли ты выполняешь свое обещание, независимо от того, можешь ты это или нет?

53. Считаешь ли ты, что твои друзья обходятся с тобой хуже, чем следовало бы?

54. Обычно ты предпочитаешь делать одно дело?

55. Любишь ли ты быстрые игры?

56. Много ли в твоей речи пауз?

57. Легко ли тебе внести оживление в большую компанию?

58. Чувствуешь ли ты себя настолько сильным и энергичным, что тебя всегда тянет заниматься каким-нибудь трудным делом?

59. Трудно ли тебе переключаться с одного задания на другое?

60. Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку?

61. Тяжело ли тебе заснуть из-за того, что не ладятся дела, связан­ные с учебой?

62. Любишь ли ты бывать в большой компании?

63. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?

64. Испытываешь ли ты сильную потребность в учебе?

65. Злишься ли ты иногда по пустякам?

66. Склонен ли ты делать много дел одновременно?

67. Держишься ли ты свободно в большой компании?

68. Часто ли ты высказываешь свое первое впечатление, не подумав?

69. Беспокоит ли тебя чувство неуверенности, когда ты готовишь уроки?

70. Медленны ли твои движения, когда ты что-либо мастеришь?

71. Легко ли ты переключаешься с одного дела на другое?

72. Быстро ли ты читаешь вслух?

73. Ты иногда сплетничаешь?

74. Молчалив ли ты, находясь в кругу незнакомых людей?

75. Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя ободрили и уте­шили в трудную минуту?

76. Охотно ли ты выполняешь множество поручений одновременно?

77. Любишь ли ты выполнять дела в быстром темпе?

78. В свободное время тебя тянет пообщаться с людьми?

79. Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?

80. Долго ли ты переживаешь ссору с товарищами?

81. Долго ли ты готовишься перед тем, как высказать свое мнение?

82. Есть ли в твоем классе ученики, которые тебе очень не нравятся?

83. Обычно ты предпочитаешь легкую работу?

84. Сильно ли ты переживаешь после ссоры с друзьями?

85. Легко ли тебе первому начать разговор в компании?

86. Испытываешь ли ты большое желание к общению с людьми?

87. Склонен ли ты сначала подумать, а потом говорить?

88. Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?

89. Всегда ли ты платил бы за проезд, если бы не опасался проверки?

90. Держишься ли ты скованно в компаниях ребят?

91. Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?

92. Нравится ли тебе быстро говорить?

93. Легко ли тебе удержаться от высказывания неожиданной мысли?

94. Обычно ты работаешь неторопливо и медленно?

95. Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?

96. Ты предпочитаешь медленный, спокойный разговор?

97. Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допу­щены при выполнении контрольной работы?

98. Легко ли тебе выполнять работу, требующую много времени?

99. Легко ли тебе, не долго думая, обратиться с просьбой к взросло­му человеку?

100. Беспокоит ли тебя чувство неуверенности в себе при общении с другими людьми?

101. Охотно ли ты берешься за выполнение новых поручений?

102. Устаешь ли ты, когда говоришь быстро?

103. Ты предпочитаешь работать с прохладцей, без особого напря­жения?

104. Легко ли тебе заниматься одновременно в нескольких кружках?

105. Любишь ли ты подолгу оставаться один?

КЛЮЧИ К ОСТ

1. ШКАЛА - ЭРГИЧНОСТЬ Ответ «да»— вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96. «нет» — вопросы 27, 83, 103.

2. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ

«да» -11,30,57,62,67,78,86. «нет» - 3, 34, 74, 90, 105.

3. ШКАЛА - ПЛАСТИЧНОСТЬ

«да» - 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104. «нет» — 54, 59.

4. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ «да» - 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99. «нет» -31,81,87,93.

5. ШКАЛА - ТЕМП

«да» -1,13,19,33,46,49,55,77. «нет» -29,43,70,94,

6. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП

«да» -24,37,39,51,42,92. «нет» - 5, 10, 16, 56, 96, 102.

7. ШКАЛА - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

«да» - 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

8. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

«да» - 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

9. ШКАЛА -«К»

«да» - 32, 52, 89. «нет» - 12, 23, 44, 65, 73, 82.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.131 (0.124 с.)