Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учителя-дефектолога группы «дети со сложными дефектами»

Поиск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учителя-дефектолога группы «дети со сложными дефектами»

Название дошкольной образовательной организации

ФИО полностью

 

 

на 201_ - 201_ учебный год

 

 

Место написания

год

Содержание рабочей программы учителя-дефектолога

1. Пояснительная записка:

Перечень законов, на основании которых составлена программа.

Характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей.

Цели и задачи коррекционно- развивающей работы.

2. Программно - методическое обеспечение коррекционно –развивающей работы с детьми.

3. Организация коррекционно – развивающего процесса в группе:

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки.

Расписание образовательной деятельности (по возрастам)

Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционно –развивающих мероприятий

Оборудование кабинета учителя-дефектолога

4. Формы планирования коррекционно –развивающей работы учителя-дефектолога:

Комплексно-тематическое планирование на учебный год.

Схема ежедневного планирования учителя- дефектолога.

Содержание ежедневного планирования учителя- дефектолога

Организация работы с семьями воспитанников

Описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей, в т.ч. другими организациями, по осуществлению коррекционной помощи детям.

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Взаимодействие с социальными партнерами.

Приложения.

 

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа учителя-дефектолога рассчитана на детей от 3 до 7 лет, имеющих сложную структуру дефекта. Эта категория детей неоднородна и представляет собой следующие виды нарушения:

1) Дети с выраженными нарушениями интеллектуального развития в сочетании с нарушениями сенсорной и двигательной сфер различной этиологии (сами передвигаются).

2) Дети с интеллектуальной недостаточностью и аутичным поведением (сами передвигаются).

3) Дети с двигательными нарушениями различной этиологии в сочетании с легкой интеллектуальной недостаточностью и сенсорными дефектами (сами не передвигаются).

Перечень законов, на основании которых составлена

Рабочая программа учителя- дефектолога группы

«дети со сложными дефектами»

1) Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 01 сентября 2013 года).

2)"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 25.11.2013)

3)Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155

от 17 ноября 2013 года «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

4)«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»
(приказ МОиН РФ от 30.08.2013 № 1014)

5) Постановление от 15 мая 2013 года №26 об утверждении

САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014 года)

Характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей.

На 201_-201_ год в группу зачислено 7 детей, из которых выпускников 3 человека. Четвертый год посещают группу 2 человека, третий год – 2 человека, второй год -1 человек, первый год-2 человека. По сочетанной патологии в развитии детей: дети, которые сами передвигаются, с выраженными нарушениями интеллекта и сенсорной недостаточностью – 2 человека, с нарушением интеллекта и аутичностью – 3 человека; дети, которые сами не передвигаются с двигательными нарушениями в сочетании с сенсорными нарушениями – 2 человека.

Все дети имеют V группу здоровья. Физическая нагрузка в виде ЛФК показана 2 детям, остальные дети имеют в рекомендациях специальную группу по физической нагрузке.

Особенности познавательной активности детей состоят в следующем:

- дети избегают умственных усилий, часто протестуют против организованной совместной деятельности,

- у детей не выражены игровые интересы, часто наблюдаются неспецифические манипуляции с игрушками и предметами,

- дети не проявляют интереса к новому, не замечают дополнений \ изменений в окружающей обстановке,

- дети запоминают длительно, воспроизводят неточно.

Особенности речевой сферы детей:

- отдельные слова с искаженной звуковой оболочкой появились у 2 детей, остальные дети издают отдельные звуки,

- пассивный словарь беден, накапливание слов происходит медленно,

-артикуляционная моторика развита недостаточно,

- у детей с двигательными нарушениями, которые сами не передвигаются, самостоятельная речь активна в быту.

Особенности двигательной сферы детей:

- передвигаются самостоятельно 5 детей, неустойчивость походки у 1 ребенка, движения грубо нарущены у 2 детей,

- координация двух рук развита недостаточно,

- основные движения (ходьба, бег, лазание, ползание) в стадии формирования и совершенствования.

Особенности личностной сферы:

- дети с аутичной симптоматикой эмоционально отгорожены, избегают телесных контактов, часто агрессивны, стереотипны,

- дети протестуют при несоблюдении их желаний, 1 ребенок – истероидно - демонстративное поведение.

Цель программы – создать условия для социализации детей со сложной структурой дефекта, создать условия для эмоционального комфорта, сохранения физического и психического здоровья воспитанников.

Задачи коррекционно – образовательной деятельности

в группе «дети со сложными дефектами» (по кварталам) [1]

(с 01 января 2014 года согласно Федерального государственного стандарта дошкольного образования)

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

(непосредственная образовательная деятельность учителя- дефектолога, в индивидуальной работе учителя-дефектолога и воспитателя и режимных моментах)

Квартал 1 (октябрь –декабрь)

А) Расширение кругозора детей

- продолжать учить детей соотносить реальные предметы с их изображением (цветным и черно-белым),

- продолжать учить узнавать и \ или называть (издавать определенные звукокомплексы) диких и домашних животных и их детенышей, выделять части тела по подражанию, показу и слову,

- продолжать учить узнавать и \ или называть (издавать определенные звукокомплексы) овощи и фрукты, где растет, определять по вкусу (сладкий, соленый, горький),

Б) Формирование элементарных количественных представлений.

- продолжать учить выделять один предмет из группы, определят «один – много» на предметах и их изображениях, соотносить с количеством пальцев,

- продолжать учить узнавать, сличать и \ или называть (издавать определенные звукокомплексы) основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) и формы (кубик, шарик, круг, квадрат)

 

Квартал 2 (январь – март)

А) Расширение кругозора детей

- продолжать учить узнавать и \ или называть (издавать определенные звукокомплексы) одежду, определять ее назначение,

- продолжать учить узнавать и \ или называть (издавать определенные звукокомплексы) посуду, определять ее назначение,

- продолжать учить узнавать и \ или называть (издавать определенные звукокомплексы) мебель, определять ее назначение,

Б) Формирование элементарных количественных представлений.

- продолжать учить соотносить объемные и плоскостные фигуры (кубик – квадрат, шарик –круг, крыша – треугольник)

-продолжать учить определять «большой –маленький», выкладывать цепочку предметов по размеру,

Квартал 3 (апрель – июнь)

А) Расширение кругозора детей

- продолжать учить узнавать и \ или называть (издавать определенные звукокомплексы) транспорт, определять его назначение.

- продолжать учить наблюдать за явлениями природы (солнце, дождь, ветер, снег) и соотносить их с изображением,

- продолжать учить определять принадлежность атрибутов к определенной профессии (шофер, дворник, врач, воспитатель, повар, продавец, парикмахер, моряк),

Б) Формирование элементарных количественных представлений.

- продолжать учить сравнивать две группы предметов без счета наложением и приложением, понимать результат и уравнивать группы (лишний, мало, добавить)

- продолжать учить чередовать два цвета по подражанию, образцу, слову

 

 

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» (образовательная деятельность интегрировано учителя-дефектолога с воспитателем, в индивидуальной работе и в режимных моментах)

Квартал 2 (январь – март)

- продолжать учить пользоваться унитазом, выходить из туалета одетым, мыть руки с мылом, вытирать насухо полотенцем

- продолжать формировать навык аккуратной еды (правильно ведет себя за столом, пользуется ложкой, чашкой, тарелкой, салфеткой, не торопясь пережевывает пищу)

- продолжать учить правила использования игрушек, некоторых дидактических игр,

- продолжать упражнять в воспроизведении цепочки игровых действий - -продолжать создавать условия для испытывания ребенком эмоционального удовольствия от коллективных сюжетно –ролевых игр и игр –драматизаций (ряженье, маски, элементы кукольного театра)

- продолжать учить обращается ко взрослому за помощью, благодарить за оказанную помощь (словом, звукокомплексом, жестом)

Квартал 3 (апрель – июнь)

- продолжать знакомить со свойства бумаги (складывает, мнет, рвет),

- продолжать учить складывать лист бумаги пополам

- продолжать учить работать с природным материалом (шишки, семечки, листья), выполняя поделки совместно со взрослым

- продолжать упражнять наводить порядок в игровой комнате (убирает игрушки и дидактический материал на свое место, видит беспорядок и пытается устранить его)

-продолжать закреплять порядок уборки пыли в групповой комнате и мытья игрушек (надевает фартук, мочит тряпочку, вытирает)

-продолжать закреплять места хранения и назначение инвентаря для труда (лопатой собираем песок в песочницу, чистим снег на прогулке, граблями собираем листья и ветки)

- продолжать учить безопасно вести в группе: не наталкиваться на сверстников, не разбрасывать игрушки

- продолжать учить безопасно вести себя на прогулке: слышит взрослого, не уходит от группы детей, не поднимает неизвестные предметы, понимает, что нельзя подходить к незнакомым людям и животным

- продолжать знакомить с правилами поведения на дороге: переход по «зебре» совместно со взрослым, сигналы светофора (красный, зеленый)

– продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности: нельзя подходить к открытому огню, нельзя бросать предметы в костер, нельзя самостоятельно включать электроприборы.

 

Образовательная область «Физическое развитие»

(образовательная деятельность интегрировано учителя-дефектолога с воспитателем, в индивидуальной работе и в режимных моментах)

Образовательная область планируется на детей без выраженных двигательных нарушений, которые сами передвигаются.

Квартал 2 (январь – март)

- продолжать учить ходить друг за другом и парами, останавливаться и менять направление движения по сигналу взрослого

- продолжать учить бегать друг за другом, по кругу вдоль каната (обруча), останавливаться по звуковому сигналу

- продолжать учить прыгать на двух ногах на месте и с небольшим продвижением вперед.

- продолжать учить перепрыгивать через положенные на пол веревку \ канат,

перелезает через препятствие, подлезает под воротиками, проползает между двух опор, умеет подниматься и спускаться по гимнастической стенке

-катает мяч другому,

Квартал 3 (апрель – июнь)

- продолжать учить сидя на полу и лежа на животе бросать и ловить мяч двумя руками, бросать в цель, передавать мяч друг другу, стоя в кругу,

- продолжать создавать условия для эмоционального удовольствия детей от участия в совместных сюжетных и бессюжетных подвижных играх,

- продолжать учить элементы некоторых спортивных игр (футбол, теннис, городки, хоккей на траве, баскетбол)

 

 

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (непосредственная образовательная деятельность воспитателя и музыкального руководителя, образовательная деятельность интегрировано учителя – дефектолога с воспитателем \ музыкальным руководителем, в индивидуальной работе и в режимных моментах)

Квартал 2 (январь – март)

- продолжать упражнять готовить рабочее место для лепки, аппликации, рисования, соблюдать последовательность действий при лепке, рисовании и аппликации

- продолжать учить выполнять простые постройки по подражанию, показу, слову (из 1 -2 форм)

- продолжать учить выделять «верх-низ» у постройки и элементы постройки,

- продолжать закреплять приемы соединения –разъединения разных видов конструкторов, стимулировать самостоятельное применение в свободной деятельности

- продолжать учить узнавать, сличать и \ или называть (издавать определенные звукокомплексы) элементы конструктора (кубик, кирпичик, крыша, дощечка)

Квартал 3 (апрель – июнь)

- продолжать привлекать к участию в коллективных постройках, продолжать учить обыгрывать постройки самостоятельно или с помощью взрослого

- продолжать учить слушать музыкальные произведения до конца

- продолжать упражнять извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, погремушка, металлофон)

- продолжать учить подпевать взрослому

- продолжать учить выполнять элементарные танцевальные движения под музыку (топать, хлопать, приседать, махать рукой с предметом)

-продолжать создавать условия для удовольствия ребенка в процессе музыкальной деятельности

 

Рисунок 2. Схема взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционно –развивающих мероприятий

 

 


Условные обозначения:

Образовательная деятельность

Совместная деятельность, индивидуальная работа

 

 

При наличии других специалистов в ДОО необходимо внести дополнения в данную схему

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

 

Демонстрационный материал Раздаточный материал Игровой материал
изображения различных предметов разного количества (один –много), пальчиковый театр, атрибуты для игры-драматизации   Счетный материал: плоские предметы и геометрические фигуры, палочки разной величины, набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы (горох, манка), емкости(пластмассовые бутылки, стаканы, банки, пузырьки) материалы М. Монтессори   Дидактические игры: «Цвет и форма», «Поставь по росту» (разные варианты игр на соотнесение по форме, цвету, величине и количеству), «что для чего нужно», «оденем куклу», «Ремешки цветные» и т.д.  

Образовательная область Социально-коммуникативное развитие

Демонстрационный материал Раздаточный материал Игровой материал
куклы (мальчик, девочка), наборы кукол для пальчикового театра, куклы бибабо. Картины, изображающие ситуации детского общения. Фотоальбомы про каждого ребенка. Фотоальбом группы, отражающий варианты детской деятельности. Раскраски атрибуты для игры-драматизации (игрушки- копии бытовых приборов(пылесос, стиральная машина, миксер), одежда и головные уборы для переодевания), дидактические игры «Что хорошо - что плохо», «Что надо мальчику, что надо девочке», «Дорожные знаки»

Образовательная область «Речевое развитие»

Демонстрационный материал Раздаточный материал Игровой материал
Детские книги для чтения и рассматривания, картинки с изображением различных предметов, сказочных ситуаций, иллюстрации, отражающие эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей, настольные театры, наборы кукол для пальчикового театра, атрибуты для игры-драматизации   Воротики, листики, снежинки и т.д. для дыхания Дидактические игры «Кто как кричит», «Кто это», «Что это», «Найди черно-белую картинку» и т.д.

 

 

Образовательная область «Физическая культура»

Демонстрационный материал Раздаточный материал Игровой материал
Иллюстрации (здоровый образ жизни) Куклы, расчески мячи разных размеров и разных материалов (резиновые, надувные).

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Демонстрационный материал Раздаточный материал Игровой материал
диски с детскими песнями, фигурки животных и людей из разных материалов, иллюстрации к знакомым художественным произведениям, матрешки, схемы построек из 2-3-4 элементов   шумовые музыкальные инструменты, наборы цветной бумаги разной фактуры, набор кистей, цветные, простые карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, восковые мелки, материал для аппликации (ткани разного цвета и виды, природные материалы), пластилин, строительный материал (строительные наборы разных цветов и геометрических форм). Мелкие игрушки, элементы для составления орнаментов. Блоки Дьенеша конструкторы, мозаики

 

4.Формы планирования коррекционно –развивающей работы учителя-дефектолога:

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в группе «дети со сложными дефектами»

Период Основная тема Интегрированные темы Отчетное мероприятие
Сентябрь, 1-3 неделя Игрушки. Здравствуй, детский сад. Я и моя семья. Фотоальбом
Сентябрь, 4- 5 неделя Педагогическая диагностика образовательного процесса в группе  
Октябрь Овощи и фрукты. Уборка урожая. Труд людей. Одежда по сезону. Музыкальное развлечение «Осеннины»
Ноябрь Домашние животные и птицы. Детеныши домашних животных Выставка поделок
Декабрь Мебель. Моя квартира. Подготовка к Новому году. Музыкальный праздник
Январь Одежда. Зима. Зимние забавы. Фотовыставка
Февраль Транспорт.   Мой город. Мужские профессии Музыкальное развлечение
Март Посуда. Продукты питания. Женские профессии Музыкальный праздник
Апрель Дикие животные и птицы, Детеныши диких животных Развлечение с элементами спортивных игр
Май, 1-2-3 неделя Времена года   Музыкальное развлечение
Май, 4-5 неделя Педагогическая диагностика образовательного процесса в группе  
Июнь Природа летом. Деревья, цветы. Насекомые, рыбы. Поход

 

 


Схема ежедневного планирования учителя- дефектолога

Тема

Месяц

День недели Дети Образовательные области Образовательная деятельность Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимных моментах
           

 

Работа с родителями


Содержание ежедневного планирования коррекционно – образовательной работы учителя – дефектолога группы

День недели образовательная деятельность Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимных моментах
Понедельник Познавательное развитие (формирование целостной картины мира) Художественно - эстетическое развитие (музыка) Социально-коммуникативное развитие (чтение художественной литературы)
вторник Познавательное развитие (формирование элементарных количественных представлений) Физическое развитие Наблюдение на прогулке. Формирование самообслуживания
среда Речевое развитие Художественно - эстетическое развитие (музыка) Социально-коммуникативное развитие (чтение художественной литературы)
Четверг (2 половина дня) Социально-коммуникативное развитие (обучение игре) Ознакомление с правилами безопасного поведения по отношению к себе и сверстникам. Формирование основ адаптивного поведения. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков опрятности
пятница Познавательное развитие (формирование целостной картины мира) Физическое развитие Наблюдение на прогулке. Формирование самообслуживания

 

Рисунок 1. Схема системы комплексного психолого -медико-педагогического сопровождения детей группы «дети со сложными дефектами»

 

 

 


Взаимодействие с родителями

 

Период Содержание работы Форма работы Ответственный
1-2 неделя сентября Нормативно-законодательная база современного образования Дистанционная консультация Администрация
3 неделя сентября Правила перевозки детей в автомобиле Заочная консультация Воспитатели
4-5 неделя сентября Особенности психоречевого развития ребенка. Индивидуальная беседа Учитель-дефектолог
1-2 неделя октября Развивающие игры с ребенком дома Заочная консультация Учитель-дефектолог
3 неделя октября Формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка Индивидуальная беседа. Заочная консультация Воспитатели, учитель-дефектолог
4-5 неделя октября Блоки Дьенеша для малышей Игротренинг родителей с детьми Воспитатели, учитель-дефектолог
1-2 неделя ноября Восприятие музыки детьми с особенностями развития Дистанционная консультация Музыкальный руководитель
3 неделя ноября Учим ребенка наблюдать «Осень в гости к нам пришла» Детско-родительское занятие Воспитатели, учитель-дефектолог
4-5- неделя ноября Подготовка к школе. Особенности сбора документов для прохождения школьной ГМПК Индивидуальная беседа. Учитель-дефектолог
1-2 неделя декабря «Новогодняя открытка» из бумажных салфеток Мастер-класс для родителей с детьми Воспитатели, учитель-дефектолог
3 неделя декабря Безопасное поведение в период Новогодних праздников для родителей и малышей Заочная консультация Воспитатели
4-5 неделя декабря Учим ребенка наблюдать «Зимушка-зима» Детско-родительское занятие Воспитатели, учитель-дефектолог
3 неделя января Особенности поведения ребенка в группе Индивидуальная беседа Воспитатели, учитель-дефектолог
4-5 неделя января Особенности психоречевого развития ребенка. Индивидуальная беседа Учитель-дефектолог
1-2 неделя февраля «Волшебная бутылка» (декупаж) Творческая мастерская для родителей с детьми Учитель-дефектолог, воспитатели
3-4 неделя февраля «Веселая Масленица» Совместное развлечение родителей с детьми Воспитатели, учитель-дефектолог
1-2 неделя марта Эмоциональное развитие ребенка «Мамин праздник» Детско-родительское занятие Воспитатели, учитель-дефектолог
3 неделя марта Развиваем мелкую моторику пальцев рук ребенка Мастер-класс для родителей с детьми Воспитатели, учитель-дефектолог
4-5 неделя марта Полоролевое воспитание ребенка Заочная консультация Педагог-психолог
1-2 неделя апреля Стили воспитания ребенка в семье Индивидуальная беседа Учитель-дефектолог
3 неделя апреля «Картины из пластилина» (пластилинография) Мастер-класс для родителей с детьми Воспитатели, учитель-дефектолог
4-5 неделя апреля Режим дня –залог здоровья ребенка Индивидуальная беседа. Заочная консультация Воспитатели, мед.работник
1-2-3-неделя мая Безопасное поведение ребенка на улице Индивидуальная беседа. Заочная консультация Воспитатели, учитель-дефектолог
4-5 неделя мая Особенности психоречевого развития ребенка. Индивидуальная беседа Учитель-дефектолог
1-2 неделя июня Физическое развитие ребенка на природе Индивидуальная беседа. Заочная консультация Воспитатели, учитель-дефектолог
3 неделя июня «На поляне сказок» Совместный досуг родителей с детьми Воспитатели, учитель-дефектолог
4-5 неделя июня Примерное содержание развивающей работы с ребенком дома Индивидуальная консультация Учитель-дефектолог

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-дефектолога группы «дети со сложными дефектами»

Название дошкольной образовательной организации

ФИО полностью

 

 

на 201_ - 201_ учебный год

 

 

Место написания

год

Содержание рабочей программы учителя-дефектолога

1. Пояснительная записка:

Перечень законов, на основании которых составлена программа.

Характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей.

Цели и задачи коррекционно- развивающей работы.

2. Программно - методическое обеспечение коррекционно –развивающей работы с детьми.

3. Организация коррекционно – развивающего процесса в группе:

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки.

Расписание образовательной деятельности (по возрастам)

Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционно –развивающих мероприятий

Оборудование кабинета учителя-дефектолога

4. Формы планирования коррекционно –развивающей работы учителя-дефектолога:

Комплексно-тематическое планирование на учебный год.

Схема ежедневного планирования учителя- дефектолога.

Содержание ежедневного планирования учителя- дефектолога



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.149.174 (0.016 с.)