Развитие личностной сферы младшего школьника



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие личностной сферы младшего школьника



Мотивационно-волевая сфера

Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях - он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

С поступлением в школу меняется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступая с ним в споры, что, например, типично для подростка. Они доверчиво воспринимают оценки и обучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях. Послушание младших школьников проявляется не только в самом процессе учебы, но и в поведении в целом - среди них трудно найти злостных нарушителей дисциплины. Причем доверие, послушание и личная тяга к учителю, как правило, проявляются у детей независимо от личности самого преподавателя. Подобное свойство отражает определенный этап возрастного развития ребенка, является предпосылкой для успешного обучения и воспитания.

В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется хорошо учиться, правильно писать, быстро читать и т.д. Этому способствует внутренняя позиция школьника, целый ряд разнообразных социальных мотивов учения, а также свойственная младшему школьнику восприимчивость и впечатлительность. Все новое (книжка с картинками, наглядный материал и пр.) вызывает немедленный интерес. Повышенная реактивность, готовность к действию проявляется на уроках и в том, как быстро ребята поднимают руку, нетерпеливо выслушивают ответ сверстника.

Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали производят на него сильное впечатление. В то же время в этом возрасте стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется.

Важный источник успехов младших школьников в учении - их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения учителя, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей. Такое порой только внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала, в то же время оно может привести к поверхностному восприятию некоторых явлений, событий. Детям этого возраста вообще не свойственно задумываться о каких-либо сложностях и трудностях. Игровое отношение к познанию также помогает им без особого труда овладевать новым опытом, приобщаться к миру взрослых.

Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. В этом возрасте у детей имеется целый ряд потребностей, которые были характерны и для дошкольника. Так, у них сильна потребность в игровой деятельности, велика и потребность в движении. Это важно учитывать при организации учебной деятельности, особенно в первом классе. Как и для дошкольников, для младших школьников очень характерна потребность во внешних впечатлениях. Впоследствии она преобразуется в познавательные потребности. Выполняя поручения (дежурство в столовой, ответственный за цветы и пр.) ученик проявляет максимум активности до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны.

С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: точно выполнять требования учителя, приходить в школу с выполненными заданиями, потребность в хорошей оценке, в одобрении и контроле его действий со стороны взрослого, особенно учителя, выполнять определенную ответственную роль и т.д.

Ведущими для младшего школьника являются познавательные потребности. В начале обучения потребность во внешних впечатлениях как основная движущая сила развития психики младшего школьника удовлетворяется в первую очередь учителем. Он вводит ребенка в новую сферу деятельности и помогает осмыслить новые впечатления, разобраться в них. Под влиянием учителя у учащихся появляется потребность в овладении необходимыми умениями и навыками (читать, считать, рисовать и т.д.).

Постепенно познавательные потребности ребенка претерпевают существенные изменения, становятся более осознанными и самоуправляемыми. Дети начинают анализировать свои поступки, объяснять их, привыкают анализировать высказывания старших.

Большое влияние на развитие потребностей младшего школьника оказывает его деятельность в коллективе сверстников. В начале обучения ребенок руководствуется исключительно требованиями учителя, мнение одноклассников для него почти не имеет никакого значения. Со временем все большую роль в поведении и деятельности начинает играть мнение товарищей, желание завоевать их уважение.

Постепенно у ребенка появляется и потребность в самооценке, он начинает руководствоваться в своем поведении не только оценкой взрослых, но и собственной.

Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо и правильно выполнять задания, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки свой работы (отметки и ободрения взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий независимо от внешней оценки, тем самым способствуя формирования саморегуляции. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, - наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, он становится мощным двигателем развития отличника. Однако индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей. Кроме того, взрослея, они достигают высокой продуктивности деятельности, но оказываются не способными к творчеству: стремление все сделать лучше и быстрее других лишает их возможности творческих поисков. Как показала Д.Б. Богоявленская в экспериментах по старшими школьниками, истинное творчество, нестандартность решений с соперничеством несовместимы.

Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду с завышенным уровнем притязаний приводят к аффективным реакциям в ситуациях неуспеха.

У неуспевающих школьников престижная мотивация, как правило, не развивается. У них отчетливо проявляется вторая тенденция – мотивация избегания неудачи. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учебе из-за того, что у них преобладает этот мотив.

К этому времени у неуспевающих детей начинает возникать особая компенсаторная мотивация - побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области (в занятиях спортом, рисовании, заботе о младших членах семьи и т.д.) Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний.

 

Самосознание и самооценка младшего школьника

Самопознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличии от игровой, является целенаправленной, результативной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет отношение школьника среди них, от чего зависит его внутренняя позиция, его самочувствие, эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятельности ребенок познает себя, у него складывается представление о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.

Представление о себе - основа самооценки младших школьников. Оно формируется в процессе оценочной деятельности самого ребенка, а также в процессе общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники, происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки постепенно дифференцируются. В этом возрасте появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.

Как показывают исследования А.И. Липкиной, на становление самооценки в начале обучения непосредственно влияет школьная оценка. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников "отличниками" или "двоечниками", наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка, у неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе. Их самооценка развивается своеобразно. Первоначально дети не соглашаются с позицией неуспевающих, которая закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если предложить им оценить свою работу (диктант, контрольную) большинство оценит выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает. При этом они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое. Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от 1-ого к 4-ому классу.

Устойчивая заниженная самооценка проявляется редко, т.к. неудачи в учебе дети пытаются компенсировать другими видами деятельности. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.013 с.)