Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика общения в юношеском возрастеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. В исследованиях И.К. Кузнецовой установлено, что в содержании представлений о сверстниках противоположного пола в этот возрастной период начинают высоко оцениваться качества личности, выражающие отношение к другим людям и помогающие установлению дружеского общения, а так же качества, которые способствуют достижению социального успеха. Можно выделить несколько важных функций общества сверстников, оказывающих реальное влияние на психологию индивида юношеского возраста: 1) Общение со сверстниками – важнейший канал информации, канал по которому узнается то, что по тем или иным причинам не было сообщено взрослыми. Сюда относятся полоролевые вопросы, влияющие на психосексуальное развитие юноши или девушки. 2) Общение со сверстниками – специфический вид деятельности и межличностных отношений, где вырабатываются необходимые навыки коммуникации в обществе себе подобных. 3) Общение со сверстниками – специфический вид эмоционального контакта, имеющий решающее значение для юношеского самоуважения, осознания групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи. Общение со сверстниками носит избирательный характер, имеет позитивные и негативные стороны. Позитивной стороной общения является дружба. Дружба – вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением взаимных ожиданий ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование ее неписанному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, взаимную искренность и бескорыстие чувств. Наряду с дружбой у многих молодых людей возникает еще более глубокое чувство – любовь. Возникновение чувства любви связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это половое созревание, которое завершается в ранней юности. Во-вторых, это желание иметь очень близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые откровенные, волнующие темы. В-третьих, это естественная человеческая потребность в персональной эмоциональной привязанности, которой особенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство одиночества. Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях, дружба может перейти в любовь, а на месте товарищеских и дружеских отношений могут возникнуть ухаживания. Юноши и девушки сами активно ищут межличностного общения. Любовь – высокая степень эмоционально-положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с которым обсуждаются личные проблемы) обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый (любимая). Сочетание духовного общения с сексуальной близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек со взрослыми, они становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в подростковом возрасте. В ответ на требования взрослых, касающихся внешнего вида, работы по дому, учения в школе, влюбленные юноши и девушки нередко демонстрируют значительную покладистость. В эти годы большинство юношей и девушек проникаются сознанием того, что взрослые желают им добра. Старшеклассники начинают больше прислушиваться к советам родителей и учителей, с большим доверием и открытостью относятся к ним. Общение юноши с родителями занимает особое место в общей системе его межличностных связей с окружающими людьми. Можно выделить следующие специфические черты и особенности этого общения: 1) межличностные контакты с родителями, возникая в самом раннем детстве, отличаются от всех других контактов юноши наибольшей продолжительностью, устойчивостью, происходят непрерывно всю жизнь; 2) связи, объединяющие юношу с родителями очень многообразны и определяются родственными чувствами, совместным переживанием удач и неудач, общесемейными формами быта (ведение хозяйства), досуга и т.п. 3) чувства родительской любви отца и матери, а также ответная привязанность к ним со стороны юноши приносят в их общение глубокую эмоциональность и доверительность, вследствие чего создаются благоприятные условия для включения в общение таких социально-психологических механизмов, как полоролевая идентификация, подражание, эмоциональное заражение. Юношеский период воздействия родителей на ребенка характеризуется тем, что именно в этот период начинается процесс отделения юноши или девушки от родительской семьи, причем у разных полов этот процесс проходит не одинаково. У девушек он начинается раньше, чем у юношей и носит свои особенности. Исследователь Х.Ремшмидт отметил следующие изменения отношения молодого человека юношеского возраста к семье в ходе взросления: 1. Созревание когнитивных и эмоциональных функций юноши ведет к противодействию ценностям, установкам, образу действий взрослых, которое выливается в критику или сомнение. 2. В процессе социализации юноши происходит замещение родителей группой сверстников, что создает определенные трудности воспитания, возникновению кризисов общения, ослаблению эмоциональных связей. 3. Процесс отрыва от семьи обязателен и объективно оправдан развивающейся социализацией индивида.
Итак, можно сформулировать основные задачи личности, решаемые в юношеском возрасте: 1. принятие и эффективное использование собственной внешности и тела; 2. усвоение мужской или женской роли; 3. установление зрелых отношений с ровесниками обоих полов; 4. эмоциональная независимость от взрослых; 5. подготовка к профессиональной карьере; 6. подготовка к браку и семейной жизни; 7. выработка социально-ответственного поведения; 8. формирование системы ценностей и этического сознания.
Контрольные вопросы 1. Основные теоретические подходы изучения проблем юношеского возраста в трудах зарубежных и отечественных психологов. 2. Проблема нравственного выбора, место, которое она занимает в юношеском возрасте. 3. Особенности решения нравственных проблем современными старшеклассниками. 4. Структура мировоззрения старших школьников. 5. Поиски ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?». 6. Оформление морально-нравственной сферы личности. 7. Личностное самоопределение.
Темы рефератов 1. Теоретические подходы к изучению процесса формирования личности в юношеском возрасте в трудах зарубежных и отечественных психологов. 2. Моральное развитие в раннем юношеском возрасте. 3. Общая характеристика личности старшеклассника. 4. Социально-психологические проблемы формирования мировоззрения у современных старшеклассников. 5. Что приобретает личность в ранней юности по сравнению с остальными периодами жизни?
Рекомендуемая литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М, 1997. Гамезо М.В. Словарь-справочник по возрастной психологии. М, 2001. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. С-Пб., 1996. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М., 1998. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. М., Просвещение, 1995. Практическая психология образования /под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М., 2002. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2000. Эльконин Б.Д. Психология развития. М., 2001.
Глава 10 Психология периода взрослости и старости
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 3684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.007 с.) |