Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие внимания у детей дошкольного возрастаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста остается во многом таким же, как и предыдущем возрасте. Однако постепенно оно начинает отражать интересы ребенка по отношению к объектам окружающего мира. Характерной особенностью внимания детей данного возраста является то, что они остаются сосредоточенными до тех пор, пока их интерес не угаснет. Появление нового предмета вызывает непроизвольное переключение внимания. Основное достижение в развитии внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что н а ч и н а е т ф о р м и р о в а т ь с я новый его вид – произвольное внимание. Вопрос о генезисе и развитии произвольного внимания в детском возрасте был поставлен отечественными психологами Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. Рассматривая природу произвольного внимания, они выявили роль общественно-исторических условий в его происхождении. Его формирование начинается с того, что взрослый с помощью с л о в а, у к а з а т е л ь н о г о ж е с т а привлекает внимание ребенка к тем или иным сторонам действительности. В дальнейшем сам ребенок начинает пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего оно приобретает произвольный характер. Как показывают исследования А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других психологов, решающее значение для формирования внимания имеют условия жизни и деятельности ребенка. Переход в дошкольном возрасте к более сложным видам игровой деятельности, к занятиям, носящим учебный характер, введение определенных правил и требования взрослых оказывают существенное влияние на развитие произвольного внимания. Исследования Т.В. Петуховой показывают, что отношение к заданию взрослого у детей и сосредоточение внимания на ходе его выполнения связано с возрастом ребенка. Так, дети в возрасте 3,5 – 4,5 лет в общем принимают поставленную задачу, но условия ее частично игнорируют. Выполнение задания связано с ситуативным желанием ребенка. Дети 4,5 – 5,5 лет принимают поставленную задачу и охотно ее выполняют. Но к концу деятельности они часто теряют задачу, подменяя ее другой. К концу дошкольного возраста дети принимают задание практически полностью, стремятся выполнить его быстрее и лучше, нередко используя рациональные способы организации внимания: самоинструкцию (повторение инструкции для себя), предварительную группировку материала и т.д. Активное использование речи ребенком для поддержания своего внимания является важной особенностью познавательной деятельности дошкольника. Произвольное внимание при определенных условиях может перерасти в послепроизвольное. Этот вид внимания всегда возникает на основе произвольного. Главной побудительной силой для послепроизвольного внимания является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к его процессу. Устойчивость внимания значительно увеличивается от младшего дошкольного возраста к старшему. Так, младшие дошкольники тратят на рассматривание картинки 6-7 сек., а старшие рассматривают эти же картинки 12-19 сек. Данные, полученные в исследовании А.А. Лисиной показывают, что от возраста детей зависит и продолжительность продуктивной деятельности, и средняя продолжительность отвлечений от работы. Старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной работой по указанию взрослых (от 10 до 25 минут), но и меньше делают отвлечений от нее. Длительность сохранения устойчивого внимания у детей дошкольного возраста напрямую зависит от э м о ц и о н а л ь н о й привлекательности наглядных изображений, того или иного материала, тех или иных объектов в деятельности. Чувствительность внимания к эмоционально значимым явлениям определяется индивидуальными особенностями детей и условиями воспитания детей. Распределение внимания у дошкольников развито недостаточно сильно, во многом зависит от степени овладения теми видами деятельности, которые выполняет ребенок. По словесной инструкции взрослого даже старшие дошкольники затрудняются в выполнении двух и более видов деятельности. Объем внимания у детей дошкольного возраста по сравнению с ранним возрастом увеличивается значительно. Это обусловлено развивающейся речью ребенка, увеличивающейся самостоятельностью, разнообразием деятельности, в которую он включается. Правильно выбранные формы и методы работы с учетом возрастных особенностей внимания дошкольника позволяют воспитателю активно влиять на его формирование.
Память дошкольника Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются; непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Непроизвольная память, являясь у маленького ребенка господствующей, а на ранних ступенях единственной, не утрачивает своего значения и в последующие годы: и школьник, и взрослый человек многое запоминает непроизвольно. Непроизвольно запоминается то, с чем ребенок действует, что включено в его деятельность. Большое значение в дошкольном возрасте при этом играет речь. Включение слова в деятельность существенно изменяет восприятие и запоминание ребенком не только различных предметов, но и их цвела, величины, формы, пространственного расположения, а также выполняемых самим ребенком действий. Исследования А.А. Смирнова, П.И. Зинченко показывают, что в дошкольном возрасте непроизвольное запоминание у детей продуктивнее произвольного. Это происходит тогда, когда выполняемое ребенком задание или деятельность требует от него не пассивного восприятия, а активной ориентировки в материале, выполнения мыслительных операций. Безусловно, качество непроизвольного запоминания картинок, предметов, слов у дошкольника зависит и от содержания материала: легче запоминается наглядное, близкое к жизненному опыту ребенка. Запоминание лучше, чем более о с м ы с л е н н ы й материал запоминает ребенок. Смысловая память развивается на ряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст (например, сказку), преобладаем механическая память. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически. З.И. Истомина, изучая особенности произвольной памяти дошкольников, установила, что ребенок осознает и выделяет мнемические цели лишь тогда, когда сталкивается с условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания. Цель припомнить что-либо возникает в онтогенезе значительно раньше, чем цель запомнить. Сначала развивается произвольное воспроизведение, а вслед за ним и произвольное запоминание. Вообще основной путь своего развития произвольная память проходит на следующих возрастных этапах. Произвольное запоминание делится на механическое и логическое в зависимости от способа запоминания, примененного человеком. Механическое запоминание основано на многократном повторении, не опирается на понимание запоминаемого материала. Воспитание логической памяти предполагает прежде всего развитие мыслительной деятельности детей - развитие умения анализировать, выделять в предметах определенные свойства, сравнивать их между собой: осуществлять обобщение, объединяя объекты по каким-либо общим признакам. В исследованиях целого ряда авторов (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Л.М. Житникова и др.) установлено, что уже в среднем дошкольном возрасте дети могут овладевать в процессе специально организованного обучения такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка, и использовать их в мнемических целях. Это имеет важное значение для их подготовки к школе. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности ребенка. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.013 с.) |