Мужчины и женщины в середине жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мужчины и женщины в середине жизни



Мужчины склонны реагировать на достижение середины жизни индивидуально, но все же в рамках некой общей схемы. Большинство мужчин ощущают обязательства как по отношению к работе, так и по отношению к семье. Большая часть из них выбирает привычный образ жизни, который помогает им справляться со своими заботами и проблемами. Многие мужчины сталкиваются с одинаковыми проблемами: забота о стареющих и зависимых родителях, сложности с детьми-подростками, привыкание к ограничениям, признание своей физической уязвимости.

Фаррел и Розенберг (1981) считают, что существует 4 главных пути развития мужчины в среднем возрасте. Первый из них – это путь трансцендентно-генеративного мужчины. Он не испытывает кризиса середины жизни, так как нашел адекватные решения большинства жизненных проблем. Для такого мужчины середина жизни может быть временем реализации своих возможностей и достижения поставленных целей. Второй путь – это путь псевдо-развитого мужчины. Этот мужчина справляется с проблемами, делая вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под контролем; на самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все надоело. Мужчина в кризисе жизни – третий путь – находится в замешательстве и ему кажется, что весь его мир рушится. Он не в состоянии удовлетворять предъявляемые к нему требования и решать проблемы. Для одних мужчин этот кризис может быть временной фазой развития; для других он может стать началом непрерывного падения. Четвертый путь развития – это путь обездоленного судьбой мужчины. Такой мужчина был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни и проявляет признаки кризиса середины жизни. Обычно он не в состоянии справиться с проблемами.

Женщины традиционно в большей степени определяют себя в рамках семейного цикла, чем исходя из своего положения в профессиональном цикле.

Общим для женщин среднего возраста являются ролевые конфликты, связанные с тем, что им трудно найти время и для семьи и для работы (женщина-администратор). В отличии от ролевого конфликта ролевое напряжение связано со слишком большим количеством требований в рамках одной роли.

Женщины сильнее, чем мужчины реагируют на физическое старение. Морщины и другие признаки старения говорят женщине о том, что им уже не быть такими желанными и женственными как прежде. Поэтому, исследователи указывают о высокой частоте депрессий у женщин среднего возраста по сравнению с другими возрастными группами.

 

Перемена работы и трудовой стресс

Для многих людей изменение работы не является желанным событием и может создавать определенные психологические проблемы для человека, а профессиональная нестабильность может причинить вред. Например, большой стресс испытывают работники у которых отсутствует ожидаемое продвижение по служебной лестнице или слишком медленный темп такого продвижения, вынужденное изменение места работы или ее отсутствие.

Так, горестные переживания, которые может вызвать вынужденная потеря работы, начинаются с потрясения известием и отказа верить в случившееся, сменяющихся затем гневом, протестом и другими формами эмоциональной разрядки. Некоторые люди даже проходят через стадию торга, сходную с тем, что испытывают неизлечимо больные, умоляя (работодателя, супруга, Бога) дать им еще немножко времени, представить им еще один шанс и т.п. За этой стадией могут последовать депрессия, избегание контактов с окружающими или психосоматические симптомы. Потерявшие работу люди могут быть сильно напуганы, испытывать чувство вины по поводу случившегося и оказаться неспособными к участию в повседневных делах, никак не связанных с работой. Переживание такого горя часто имеет катарсический эффект. После того как реакция горя прошла, безработный может начать приспосабливаться к этой потери, проявлять чувство надежды и пытаться переключить свою энергию на повторное самоутверждение в профессиональном мире. Для людей среднего возраста потеря работы может быть тяжелее, чем для молодых взрослых. Во-первых, у человека среднего возраста с работой связана большая часть его идентичности. Во-вторых, чем старше человек, тем больше вероятность столкнуться с возрастной дискриминацией, как при приеме на работу, так и при поступлении на курсы переподготовки.

 

Смерть супруга или супруги

В преклонном возрасте нет ничего необычного в смерти супруга(и); такая потеря обычно сопровождается горем и чувством утраты, а затем долгим периодом адаптации. Для многих это очень тяжелый период, сопровождающийся реальными переменами образа жизни и риском оказаться изолированным от окружающих. Для других это, возможно, долгожданная возможность распоряжаться собственной жизнью или освобождение от тягостного ухода за больным. После смерти мужа, женщины любого возраста гораздо реже, чем мужчины (18 раз) снова выходят замуж. Основными причинами являются во-первых, представление о том, что мужчина должен быть старше жены, а во-вторых, с возрастом уменьшается количество одиноких мужчин.

Вдовы и вдовцы, живущие одни, часто сталкиваются с практическими и психологическими трудностями (решение бытовых проблем, поддержка социальных контактов, принятие финансовых решений). Вдовам легче, чем вдовцам, удается сохранить социальные контакты, поскольку именно жены, по традиции, поддерживают связь с членами семьи и встречи с друзьями обычно происходят по их инициативе. Все это приводит к тому, что вдовцы после смерти супруги чаще оказываются в изоляции, утрачивая те социальные контакты, которые имела супружеская пара.

Распространенной реакцией вдовцов и вдов на их многочисленные проблемы является самоубийство. Мужчины в 4 раза чаще кончают жизнь самоубийством, чем женщины (максимум после 80 лет). По истечении года со дня смерти супруга риск резко уменьшается, но остается выше среднего еще в течении нескольких лет. К самоубийству в высшей степени склонны хронически одинокие или пережившие в прошлом эмоциональные кризисы пожилые люди, особенно с высокой тревожностью и чувством собственной неполноценности.

Одним из наиболее эффективных методов лечения и профилактики суицидов в подобных случаях являются группы взаимопомощи. В таких группах одинокие люди находят утешение в том, что во-первых, делятся своими чувствами с другими, а во-вторых, возникают новые отношения и проба новых ролей. Все это приводит к тому, что у вдов и вдовцов увеличивается круг общения и они лучше справляются со своими проблемами.

 

Контрольные вопросы

1. Объясните, почему Клаус Ригель считает диалектическое мышление «5-й стадией когнитивного развития».

2. Почему некоторые теоретики указывают на гибкое мышление как на отличительный признак взрослого познания?

3. Какое влияние оказывает опыт на когнитивное развитие и познавательную деятельность в среднем возрасте?

4. Опишите когнитивные изменения в поздней взрослости, включая те, которые затрагивают память и скорость выполнения операций?

5. Как расхожие мифы и стереотипы влияют на отношение к работающим женщинам и на возможности их продвижения по служебной лестнице?

6. Сравните модели развития взрослых у Хейвигхерста и у Эриксона.

7. В чем заключаются различия и сходства между реакциями мужчин и женщин на наступление середины жизни?

8. Почему в среднем возрасте люди часто переоценивают свою профессиональную карьеру?

9. Расскажите о главных формах приспособления к жизни в период вдовства?

 

Темы рефератов

1. Психологические проблемы молодой семьи при рождении ребенка

2. Болезни и вредные привычки

3. Разрыв между поколениями: реальность или вымысел

4. Развод и его причины

5. Социальные программы для престарелых и инвалидов в нашем городе.

 

Рекомендуемая литература

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука,1977.

Возрастные и индивидуальные различия памяти/ Под ред. А.А.Смирнова. –М.: Просвещение, 1967.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.- М.: Мир, 1992.

Кон И.С. Введение в сексологию.- 2-е изд., доп.- Медицина, 1990.

Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Издательство «Питер», 2000.

Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся.- М.: Педагогика, 1971

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособие.- Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1990.

Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т.11.: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Сысенко В.А. Супружеские конфликты.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Мысль,1989.

Янкова З.А., Ачильдиева Е.Ф., Лосева О.К. Мужчина и женщина в семье.- М.: Финансы и статистика, 1983.

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

  стр.
Введение Глава 1. Предмет и методы возрастной психологии 1.1. Предмет возрастной психологии 1.2. Методы возрастной психологии Глава 2. Проблема периодизации психического развития 2.1. Проблема возрастной периодизации в зарубежной психологии 2.2. Проблема возрастной периодизации в отечественной психологии Глава 3. Теории развития человека 3.1. Теории научения 3.2. Психоаналитические теории психического развития 3.3. Теория психосоциального развития личности (по Э.Эриксону) 3.4. Когнитивные теории психического развития 3.5. Психическое развитие в гуманистической психологии 3.6. Культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского Глава 4. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте 4.1. Период новорожденности 4.2. Роль общения ребенка с взрослыми в младенческом возрасте 4.3. Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца 4.4. Развитие познавательной активности ребенка 4.5. Становление эмоционально-волевой сферы Глава 5. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте 5.1. Специфические особенности деятельности детей 5.2. Познавательное развитие детей с 1года до 3 лет 5.3. Личностные новообразования раннего возраста 5.4. Кризис трех лет Глава 6. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте 6.1. Развитие познавательной сферы дошкольника 6.2. Развитие деятельности дошкольника 6.3. Развитие личности дошкольника 6.4. Проблема готовности к школьному обучению 6.5. Психологическая готовность к школьному обучению 6.6. Кризис 7 –ми лет Глава 7. Младший школьный возраст 7.1. Деятельность младшего школьника 7.2. Познавательное развитие младшего школьника 7.3. Развитие личностной сферы младшего школьника Глава 8. Подростковый возраст 8.1. Социальная ситуация развития подростка 8.2. Кризис 13 лет 8.3. Новообразования личности в подростковом возрасте 8.4. Развитие высших психических функций 8.5. Деятельность и общение подростков Глава 9. Юношеский возраст 9.1. Характеристика юности как стадии развития индивида 9.2. Интеллектуальное развитие в юношеском возрасте 9.3. Специфика личностного развития человека в период юности 9.4. Профессиональное самоопределение 9.5. Специфика общения в юношеском возрасте Глава 10. Психология периода взрослости и старости 10.1. Классификация возрастных периодов, их общая характеристика 10.2. Когнитивное развитие в ранней взрослости, средней взрослости и поздней взрослости 10.3. Основные социальные и психологические проблемы, стоящие перед людьми в различные периоды взрослости          

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.014 с.)