Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детей дошкольного и младшего школьного возраста

Поиск

Детей дошкольного и младшего школьного возраста

050710 Педагогика дополнительного образования

в области социально-педагогической деятельности

с дополнительной подготовкой педагог-организатор групп развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

 

 

Повышенный уровень среднего профессионального образования

 

Учебно-методический комплекс

Согласовано Председатель ПЦК ________________ Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК Протокол № ___ «__» ____________2009 г.

 

 

 

Составлен в соответствии

с государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников

для специальности 050710 Педагогика

дополнительного образования

в области социально-педагогической деятельности

с дополнительной подготовкой педагог-организатор

групп развития детей дошкольного

и младшего школьного возраста

 

Автор: Аксенова О.Г.

 

Рецензенты: Коробейникова Л.А., доктор педагогических наук, профессор ВГПУ

Смирнова Т.Н., преподаватель Вологодского педагогического колледжа

 

Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины «Методика экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 050710 Педагогика дополнительного образования.

Цель курса - повышение профессиональной компетентности студентов в вопросах методики экологического образования и развитие способности гибко, вариативно, творчески использовать эти знания в практической деятельности.

Специфика дисциплины «Методика экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» определяет основные ее задачи:

- в процессе освоения курса познакомить студентов с новыми технологиями, понятиями, концепциями воспитания экологической культуры дошкольников и младших школьников;

- формировать умения, определять цели, задачи, содержание экологического образования, методы и формы, особенности экологического образования детей разных возрастных групп дошкольников и младших школьников;

- развивать умения студентов анализировать различные подходы, взгляды на проблему экологического образования детей;

- развивать умение проектировать образовательный процесс;

- формировать у студентов готовность к созданию условий для преемственности в системе непрерывного экологического образования;

- создать условия для овладения студентами способами практической и теоретической образовательной деятельности в области экологического образования дошкольников и младших школьников.

В программе раскрывается содержание и методы, конкретные педагогические технологии эколого-воспитательной работы с детьми. Особое внимание уделяется личностному развитию дошкольников и младших школьников в связи с экологическим образованием.

В результате изучения учебной дисциплины «Методика экологи-ческого образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» студенты должны

Знать и понимать:

- государственный образовательный стандарт содержания экологического образования дошкольников и младших школьников;

- теоретические основы методики экологического образования детей;

- цели, задачи, содержание, формы и методы экологического образования дошкольников и младших школьников;

- особенности и методику экологического образования дошкольников в разных возрастных группах и учащихся начальной школы;

- основы формирования готовности ребенка к правильному взаимодействию с миром природы;

- принципы отбора содержания умений в воспитании экологической культуры и развития естественнонаучных представлений у детей.

Уметь:

- анализировать современные образовательные программы по экологическому образованию дошкольников и младших школьников, методическую литературу, периодические издания;

- осуществлять экологосодержательный подход к построению развивающей среды в дошкольном учреждении и начальной школе;

- организовать учебно-познавательную, игровую, досуговую деятельность дошкольников и младших школьников в экологическом образовании и развитии элементарных естественнонаучных представлений;

- составлять диагностические материалы и планировать работу по воспитанию экологически направленной личности;

- уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Курс «Методика экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» базируется на межпредметных, биолого-экологических и других знаниях студентов. Программа рассчитана на 54 часа для повышенного уровня среднего профессионального образования и изучается на пятом курсе (9-10 семестры).

В обучении используются лекционные и семинарские занятия, органи-зационно-деятельностные и деловые игры, проведение дискуссий по актуальным вопросам экологического образования детей, работа с историческими и справочными материалами, применение технических средств обучения и компьютерной техники, организация экскурсий.

Для развития творческой активности студентов запланировано выполнение ими самостоятельных творческих работ, написание рефератов по проблемам экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста с последующей их защитой на занятиях.

Однако, если ориентироваться только на знания и ценности, будет упущен момент для формирования практических умений по решению экологических проблем. Поэтому важным дополнением к данной программе являются практические работы.

В структуре содержания предмета выделены следующие разделы:

1. Содержание экологического образования дошкольников и младших школьников.

2. Методы и формы экологического образования дошкольников и младших школьников.

Усвоение разделов студентами проверяется разными видами контроля:

- текущий – осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях студентов;

- тематический – осуществляется периодически по мере прохождения определенной темы учебной дисциплины с целью оценки результатов их изучения;

- рубежный – после результатов очередного раздела;

- итоговый – проводится после прохождения всего учебного курса в форме экзамена.

Тематический план учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем Макс. учебн. нагрузка студента, час. Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самост. работа студен- та
Лекцион- ные занятия Семинар- ские занятия Практи- ческие занятия
           
Раздел 1. Содержание экологического образования дошкольников и младших школьников          
Введение          
Тема 1.1. Научная основа ознакомления детей с природой          
Тема 1.2. Концепции экологического обучения дошкольников и младших школьников          
Тема 1.3. Программы экологического образования дошкольников и младших школьников          
Раздел 2. Методы и формы экологического образования дошкольников и младших школьников          
Тема 2.1. Развивающая экологическая среда как метод образования          
Тема 2.2. Наблюдение – метод чувственного познания природы.          
Тема 2.3. Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом образования детей          
Тема 2.4. Игра как метод экологического образования          
Тема 2.5.Экологические занятия и комплексные мероприятия          
Тема. 2.6. Система экологического образования в детском саду и в начальной школе и ее влияние на развитие личности ребенка          
Всего по дисциплине          

Аннотации к разделам программы по учебной дисциплине

Введение

Предмет и задачи «Методики экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста». Экскурс в историю экологического образования детей. Требования к знаниям студентов по экологии (предыдущий этап) для целостного усвоения программных разделов.

Студент должен знать и понимать:

- предмет изучения, методы и задачи дисциплины «Методика экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста».

- роль экологии в жизни общества;

- определение основных экологических понятий и терминов.

Раздел 1. Содержание экологического образования дошкольников и младших школьников

Содержание темы 1.1.

Биоэкология как основа методики экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные разделы и понятия биоэкологи.

Значимые понятия при построении методики экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: взаимосвязи живого организма со средой обитания, морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания, популяция, экосистема, цепи (сети) питания, взаимодействие человека с природой.

Экологические закономерности живой природы, используемые в содержании методики: морфофункциональная приспособленность растений и животных к среде обитания, внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве (конвергенция), различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития.

Самостоятельная работа: найдите материал о круглогодичной жизни зайца-беляка в лесу. Проанализируйте все понятия биоэкологи на примере этого животного.

 

Содержание темы 1.2.

Концепции экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные разделы концепций, их ведущие идеи. Сущность экологического образования детей. Цели, задачи содержания экологического образования. Понятие «показатели экологической воспитаннности детей». Значимые методы в экологическом образовании дошкольников и младших школьников.

 

Тема 1.3. Программы экологического образования дошкольников и младших школьников

Требования к знаниям и умениям студентов

Студент должен

Знать и понимать:

- экологическое обучение дошкольников и младших школьников;

- комплексные (общеразвивающие) программы с позиций экологического подхода;

- специальные (парциальные) программы.

Уметь:

- анализировать программы для дошкольников и младших школьников с позиций экологического подхода.

 

Содержание темы 1.3.

Программы экологического образования, их сравнительный анализ (цель, задачи, принципы, структура, методы и формы работы, содержание, динамика усложнения по возрастам). Классификация программ по направленности содержания.

Анализ программ для дошкольников: «Программа воспитания в детском саду» под редакцией Р.А. Курбатовой, Н.Н. Подъякова. Анализ комплексных программ: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детсткий сад – дом радости», «Кроха». Анализ специальных (парциальных) программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог», «Лучики». Анализ программы Н.А. Рюкбейль «Чувство природы» для учреждений дополнительного образования, Н.Н. Кондратовой «Мы», «Азбука экологии».

Анализ программ по экологии для младших школьников: Л.П. Салеевой «Экология», А.Т. Зверева «Экология», А.А. Вахрушева «Мир и человек», система курсов экологической направленности «Зеленый дом» А.А. Плешакова.

 

Практическая работа студентов: Анализ программ по экологии

Сравните комплексные программы: «Типовую», «Истоки», «Детство», «Развитие». Выпишите в столбик: «задачи экологического образования», «знания о растениях», «знания о животных», «знания о неживой природе», «знания об экосистемах», представленные в каждой из программ. Сделайте вывод, как в каждой программе представлено экологическое образование.

Какая программа, на ваш взгляд, наиболее оптимальна? Какую вы возьмете программу для решения задач экологического образования дошкольников, если вам представится выбор?

Проанализируйте программу экологического образования дошкольников «Юный эколог».

 

Раздел 2. Методы и формы экологического образования дошкольников и младших школьников

 

Тема 2.1 Развивающая экологическая среда как метод образования

Требования к знаниям и умениям

 

Студент должен знать и понимать:

– экологические пространства в ДОУ и в начальной школе;

– понятие развивающей экологической среды и ее критерии;

–экологический подход к содержанию животных в детском саду и в начальной школе;

– экологические факторы в жизни растений и определение микроклимата помещений;

– методику организации дежурств детей в уголке природы;

Уметь:

– создавать аквариум и ухаживать за ним;

– создавать «естественные условия» для жизни животных в неволе;

– создавать с помощью растений красивый интерьер;

– организовывать «экологические пространства» в детском саду, школе и на участках;

- организовывать дежурство детей в уголке природы.

Содержание темы 2.1

Определение развивающей экологической среды Критерии создания экологической среды в ДОУ и в начальной школе. Экологический подход к содержанию животных и растений.

Уголок природы в группе детского сада и в начальной школе. Элементы экологической среды, «экологические пространства» в помещении (комната природы, зимний сад) и на участке ДОУ и школы (огород, фитополяна, экологическая тропинка и т.д.). Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ и школы. Формы организации совместной деятельности. Методика организации дежурства в уголке природы.

Функциональная роль элементов развивающей экологической среды.

Содержание темы 2.2

Наблюдение – как основной метод экологического образования. Сущность наблюдения. Содержание наблюдений с дошкольниками и с младшими школьниками. Циклическая организация наблюдений. Требования к проведению наблюдений. Структура отдельно взятого наблюдения. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы. Наблюдения за ростом растений. Наблюдения за ростом и развитием живых существ. Наблюдения с использованием опытов.

Практическая работа:

1. Наблюдение за живыми объектами на примере домашних животных.

2.Разработка циклов наблюдений за растениями.

3. Составьте и проанализируйте цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме.

 

Самостоятельная работа студентов

1.Определить содержание возможных наблюдений в следующей ситуации: в летнее время педагог приходит с детьми на луг, на котором густо растут клевер и ромашка, летают бабочки и пчелы.

2.Выполнить опыт: поставьте дома три луковицы в три банки с водой: одну луковицу сверху обрежьте на 1-1,5 см, вторую очистите, с третьей ничего делать не надо. Проследите за их развитием, ростом зелени в течение двух недель. Запишите в тетради свои наблюдения.

Экологический практикум: наблюдение за живыми объектами (на примере домашних животных).

Тема 2.3 Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом образовании детей

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать и понимать:

– моделирование и моделирующую деятельность при ознакомлении детей с природой;

– графическую модель;

– моделирование сезонных явлений природы;

– моделирование роста и развития растений;

– моделирование жизнедеятельности птиц в зимнее время;

– предметное моделирование различных явлений природы;

– роль наглядных пособий в экологическом образовании детей;

Уметь:

– моделировать в календаре сезонные явления природы;

– моделировать рост и развитие растений;

– моделировать рост и развитие животных;

– моделировать жизнедеятельность птиц в зимнее время;

- изготавливать разные виды моделей.

 

Содержание темы 2.3

Моделирование в экологическом образовании детей. Виды моделей. Модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой. Предметное моделирование различных явлений природы. Использование модели на экологических занятиях. Экологические игры с использованием моделей. Наглядные пособия и их роль в экологическом образовании детей.

Практическая работа студентов: изготовить разные виды моделей и продемонстрировать работу с ними.

Самостоятельная работа студентов: Разместите две луковицы для проращивания в стеклянные банки и поставьте их в разные условия. Сделайте трафаретки для изображения растущего лука. Наблюдайте за ним месяц, еженедельно фиксируя (зарисовывая) в календаре. На каждой странице изобразите полоску времени, соедините страницы в ширму.

Тема 2.4 Игра как метод экологического образования

Требования к знаниям и умениям.

Студент должен знать и понимать:

– структуру сюжетно-ролевой игры при ознакомлении детей с природой;

– игровую обучающую ситуацию;

– специфику ИОС с литературными персонажами;

– игры-путешествия в экологическом образовании детей;

Уметь:

– проводить сюжетно-ролевые игры по экологии;

– проводить ИОС с игрушками-аналогами и литературными персонажами;

– организовывать игры-путешествия;

– проводить игры с правилами.

Содержание темы 2.4

Игра как метод экологического образования дошкольников и младших школьников. Связь игры с экологическим образованием детей. Дидактические, сюжетно-ролевые, соревновательные игры, игры с правилами, имитационные игры, игры-моделирования, игры-путешествия и др. Использование игры в ознакомлении детей с природой. Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом образовании. Игровые обучающие ситуации. Типы игровых обучающих ситуаций. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами. Игровые обучающие ситуации типа путешествий. Методика проведения экологических игр с младшими школьниками.

Практическая работа:

1. Разыгрывание готовых и придуманных студентами ИОС с куклами из разных сказок.

2. Придумать и провести несколько вариантов игровых и обучающих ситуаций.

3. Придумать различные виды игр по экологическому образованию для младших школьников.

 

Самостоятельная работа студентов

1. Придумать несколько вариантов ИОС: с Красной Шапочкой; с Буратино; с Котом Матроскиным; с игрушечной черепахой.

2. Придумать игру на тему: «Экспедиция в Африку». определите сюжет, роли, атрибутику, ход игры. Определите программное содержание игры.

Содержание темы 2.5

Разные типы занятий и их роль в экологическом образовании детей. Общая характеристика занятий. Первично-ознакомительный тип занятий. Обобщающий тип занятий. Углубленно-познавательный тип занятий.

Труд детей в природе. Комплексные мероприятия экологического содержания. Комплексные занятия. Походы и экскурсии на природу. Природоохранные акции. Экологическая сказка, экологическая тропа, экспериментирование, прогнозирование погоды, художественно-продуктивная деятельность, экологические тренинги, кружки, выставки и т.д. Экологические праздники и досуги.

Практическая работа: просмотр и анализ занятия по экологическому образованию в детском саду.

Самостоятельная работа студентов:

1. Разработать занятие (определить его тип, сформулировать программное содержание, придумать наглядности, ход беседы) на одну из тем: ««Приспособленность рыб и других животных к жизни в водной среде», «Золотые рыбки – декоративные домашние животные», «Маскировка: ее значение для выживания животных», «Сравнение белки и крота, их жизни в природных условиях», «Сравнение особенностей жизни и приспособленности сухопутной и водной черепах».

2. Придумать комплексное занятие для детей старшего школьного возраста на тему «Собака – друг человека»: Напишите программное содержание, определите части занятия, виды деятельности детей.

 

Тема 2.6. Система экологического образования в детском саду и в начальной школе и ее влияние на развитие личности ребенка.

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать и понимать:

– особенности технологии экологического образования в детском саду и в начальной школе;

– технологию экологического обучения детей младшей, средней, старшей групп;

– технологию обучения детей подготовительной к школе группы;

– технологию экологического обучения детей младшего школьного возраста;

– диагностику экологического образования дошкольников и младших школьников;

Уметь:

– проводить эколого-педагогическую работу с дошкольниками и младшими школьниками;

– уметь определять экологические знания детей.

Содержание темы 2.6.

Технология экологического образования: общий подход. Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста. Экологическое образование детей средней группы. Экологическое образование детей старшей группы. Экологическое образование детей подготовительной к школе группы. Экологическое образование в разновозрастной группе детей. Экологическое образование младших школьников. Диагностика экологического образования дошкольников и младших школьников.

Самостоятельная работа студентов

1. Задание: В одной подгруппе трое детей – четырехлетнего возраста; еще трое – пятилетки. Опишите со всеми подробностями, как будет проходить наблюдение в уголке природы возле аквариума, цель которого – показать детям, что и как едят золотые рыбки, как их надо кормить

2 Задание: Составьте вопросы для выявления знаний о домашних животных у детей средней и подготовительной к школе групп.

 

 

Вопросы для итоговой аттестации студентов по курсу

«Методика экологического образования детей дошкольного

Практическая работа

Наблюдение одного из занятий по экологии, выявление методов и приемов работы на занятии, их обоснование.

Задания студентам

Наблюдая занятия по экологии, сделайте его запись, обратив главное внимание на используемые педагогом традиционные (словесные) методы, а также на специфические, отвечающие возрастным особенностям детей (целенаправленные наблюдения, игра, как метод познания окружающей среды, практическая деятельность детей).

Необходимо выделить применяемые на данном занятии методы и приемы и уметь их проанализировать. Используя теоретические знания, сделать выводы о рациональности подобранных методов и приемов; их эффективности на занятии.

2. Наблюдение и запись содержания занятия выполнять по установленной схеме.

3.Задания для наблюдения и письменного анализа:

а) во время наблюдений сделать запись хода занятий, используя установленную схему;

б) выделить традиционные (рассказ, беседа) методы и специфические (целенаправленные наблюдения явлений природы, экологическая игра, практическая деятельность), характерные для детей;

в) сделать анализ традиционных методов и приемов обучения: были ли выполнены основные требования, предъявляемые к этим методам;

г) виды экологических игр, используемые на занятии, анализ игровой деятельности детей;

д) целенаправленные наблюдения явлений природы;

ж) практическая деятельность детей в процессе занятий, на формирование каких качеств она была направлена.

4.Обсуждение показательного занятия с заполнением протокола обсуждения.

5.Письменный анализ используемых на занятии методов и приемов, учитывая предложенные задания.

 

 

Практическая работа

 

Практическая работа

Практическая работа

 

Методический анализ действующих программ по экологии дошкольного и начального образования

 

1. Сравните комплексные программы: «Типовую», «Истоки», «Детство», «Развитие». Выпишите в столбик: «Задачи экологического образования», «Знания о растениях», «Знания о животных», «Знания о неживой природе», «Знания об экосистемах», представленных в каждой из программ.

Сделайте вывод, как в каждой программе представлено экологическое образование? Какая программа, на ваш взгляд, наиболее оптимальна? Какую программу вы возьмете для решения задач экологического образования дошкольников и младших школьников, если вам представится выбор?

2. Прочитайте программу экологического образования дошкольников «Юный эколог». Проанализируйте программу и подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: а) Сколько разделов в программе? Чему посвящен каждый из них? б) В чем состоит экологический подход к знаниям о неживой природе? (раздел 1)? Подготовьте свой ответ словами из программы. в) Как экологический подход реализуется в знаниях о растениях? Подтвердите свой ответ выдержками из раздела 2. г) В чем заключается экологичность знаний о животных (раздел 3)? Продемонстрируйте это на разных группах животных. д) Почему «рост и развитие животных и растений» выделены в специальный раздел? В чем состоит экологический подход к этим процессам? Процитируйте соответствующие места из программы. е) С каким экосистемами можно познакомить детей? Как животные и растения одной экосистемы связаны друг с другом и со средой обитания? Покажите это на примере? ж) Какие аспекты взаимодействия человека с природой представлены в разделе 6? В чем состоит их экологичность?

3. Назовите две позиции, представленные в каждом подразделе.

Что важнее: «знания» или «отношение»? Могут ли они обойтись друг без друга? Покажите, как экологическое знание помогает выработать правильное отношение (на собственном примере).

 

Контрольная работа

I вариант

1. Кто из ученых-педагогов занимается вопросами экологического образования?

1) П.И.Лех

2) И.Н.Борисов

3) И.Д.Зверев

4) С.Г. Шаповаленко

 

2.К методам экологического образования относятся

1) экологические занятия

2) экологические наблюдения

3) экологические тропы

4) походы в природу

 

3.К формам экологического образования относятся

1) экологические наблюдения

2) экологические кружки

3) развивающая экологическая среда

4) исследовательский эксперимент

 

4. Экологические игры, возникающие по инициативе самих детей относятся

1) К первому классу

2) Ко второму классу

3) К третьему классу

4) К четвертому классу

 

5) Теневыносливые растения – это

1) нефролепис

2) драцена

3) седум

4) циперус

 

6.Типы экологических занятий по С.Н. Николаевой:

1) Предметный

2) Комбинированный

3) Первично-ознакомительный

4) Вводный

 

 

7.Методика «Натурофил» предназначена для

1) Диагностики ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами.

2) Исследования типа доминирующей установки в отношении природы

3) Диагностики уровня развития интенсивности личностного отношения к природе и его структуры.

4) Диагностики доминантности отношения к природе

 

Дополните

1. Ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретными объектами уголка природы или участка детского сада, начальной школы называется….

 

Установите соответствие

 

Авторы программы Название программы

 

1) Н.А.Рыжова 1)«Надежда»
2) Т.В.Потапова 2)«Природа и художник»
3) Т.И.Попова 3) «Наш дом – природа»
4) Т.А.Копцева 4 «Мир вокруг нас»
  5) «Семицветик»
  6) «Планета – наш дом»

 

детей дошкольного и младшего школьного возраста

050710 Педагогика дополнительного образования

в области социально-педагогической деятельности

с дополнительной подготовкой педагог-организатор групп развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

 

 

Повышенный уровень среднего профессионального образования

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.011 с.)