Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте

Поиск

 

Проблема «кризиса» подросткового возраста. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития. Социальные факторы в психическом развитии подростка. Социальная ситуация развития подростка.

Развитие научных теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста в онтогенезе. Определение границ подросткового возраста. Ведущий тип деятельности подростка. Общение в подростковом возрасте. Психологические новообразования подростка.

Учебная деятельность в подростковом возрасте. Формирование познавательных и общественных интересов и мотивов поведения. Формирование профессиональных интересов подростка.

Самосознание подростка. Развитие познавательной сферы подростка.

Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту.

 

Основные понятия

Аддиктивное поведение -отклоняющееся поведение в подростковом возрасте часто сопровождается алкоголизацией и потреблением наркотических и токсических веществ

Гормональная буря - перестройка деятельности эндокринных желез.

Самосознание – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Список литературы

1. Александров А. А.Цели и задачи психотерапии при основных типах делинквентного поведения у подростков // Возрастные аспекты групповой психо­терапии при нервно-психических заболеваниях. - Л., 1988.

2. Байард Р., Байард Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.

3. Бодалев А. А.Психология общения. – М., 1996.

4. Божович Л. И.Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

5. Выготский Л. С.Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. Т. 4.

6. Драгунова Т. В.Кризис объясняли по-разному// Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1996. - С. 237- 239.

7. Кие М.Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1991.

8. Кон И. С.Психология ранней юности. - М., 1989.

9. Кон И. С, Фельдштейн Д. И.Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возрас­та// Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1996.-С. 239 - 248

10.Крутецкий В. А.Психология. - М., 1986.

11. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под. ред. М. В.Гамезо:В 3 т. - М., 1982. Т. 3.

12. Липкина А.И. Самооценка школьника.- М., 1976.

13. ЛичкоА. Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л., 1983.

13. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. – М., 1998.

14. Обухова Л. Ф.Возрастная психология. - М., 1996.

15. Прихожан А.М., Гуткина Н.И.Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту.- М., 1987

16. Психология современного подростка / Под. ред. Д. И. Фельдштейна .- М., 1987.

17. Рабочая книга школьного психолога// Под ред. И. В. Дубровиной.- М.,1995.

18. Степанов В. Г.Психология трудных школьников. - М., 1996.

19. Толстых Н. Н.Подростковый возраст // Рабочая книга школьного психо­лога.- М., 1991. Ч. 2. Гл. 4.

20. Фельдштейн Д. И.Психология развивающейся личности. - М, 1996.

Фельдштейн Д. И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психологии.- М., 1996. - С. 163-168.

22.Фельдштейн Д. И.Особенности стадий развития личности на примере

подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психо­логии. - М.,

1996. - С. 248-259.

23. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. – М., 1999.

24. ЭльконинД. Б.Некоторые аспекты психического развития в подро­стковом возрасте// Психология подростка. Под ред. Ю. И. Фроло­ва. - М., 1997. - С.313—320.

 

 

Тема 6. Психологическая характеристика развития в юношеском возрасте

Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в работах отечественных и зарубежных психологов. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода. Проблема социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Профессиональное самоопределение как ведущее новообразование подросткового возраста. Психологические особенности выбора профессии. Развитие нравственности в старшем подростковом возрасте. Особенности мышления в юношеском возрасте. Пути развития мировоззрения.

Основные понятия

Самоопределение – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами самоопределения в ранней юности является профессиональное и нравственное самоопределение.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Список литературы

1. Ананьев П.Г. Психология и проблемы человекознания. – М. - В., 1996.

2. Ананьев П.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.

3. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. – М., 1985.

4. Бадалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М., 1998.

5. Бескина Р.М., Чудновский В.И. Воспоминания о будущей школе: книга для учителя. М., 1993.

6. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М., 1978.

7. Богданова О.С. и др. Этические беседы с подростками: книга для учителя. М., 1987.

8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1995.

9. Братусь П.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. – М.: Менеджер, 1994.

10. Воробъева Е.В. Особенности развития нравственност в подростковом возрасте.-Дипломная работа, МПСИ, 2003

11. Высотский Л.С. Психология развития как феномен. М. – В., 1996.

12. Джиббс Дж.,Бэсинджер К. Взаимосвязь морально-нравственного и когнитивного развития. – Развитие личности №1, 1997.

13. Джиббс Дж.,Бэсинджер К. Моральная зрелость: диагностика развития социоморальной рефлексии. – Развитие личности №2, 1998.

14. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М., 1996.

15. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995.

16. Климин С.В. Некоторые особенности нравственного развития подростков в России 90-х годов. // Мир Психологии №3 (4), 1995.

17. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

18. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1997.

19. Михайлова Е.И. Специфика проявления ответственности при переходе из подросткового в юношеский возраст. // Вопросы психологии №4, 1996, с.-149.

20. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986.

21. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса. // Психологическая наука и образование. – 1997 №1 – с.82-87.

22. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М., 1999.

23. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М-В., 1996.

24. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. Пер. с англ. М.С.Мацковецкого., - М., 1992.

25. Чоросова О.М. Особенности отношения младших, средних и старших подростков к себе и к другим людям как показатель развития нравственного поведения. // Вопросы психологии №4, 1996, с.-152.

26. Чоросова О.М. отношение ребенка к себе и другим людям как важнейший компонент нравственного поведения. // Вопросы психологии №2, - 1996, с.-170.

 

Тема 7. Психология зрелого возраста

Понятие зрелого возраста в психологии. Периодизация психического развития в зрелом возрасте. Психологическая характеристика развития личности в зрелом возрасте. Биологические и социальные критерии и факторы зрелого возраста. Кризис середины жизни. Акмеология и ее задачи. Профессиональное самоопределение в зрелом возрасте.

Основные понятия

Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных и общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Профессиональный цикл – это изменяемая последовательность периодов или этапов в жизни человека, включающая знакомство с миром профессий и профессиональный выбор, получение образования и профессиональной подготовки, начало самостоятельной работы и накопление опыта, продвижение по служебной лестнице и периоды дальнейшей профессионализации

 

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.

2. Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. - М., 1976.

3. Анисимов О.С. Основы общей и управленческой акмеологии. Учебное пособие.-

М.РАГС, 1995

4. Бехтерев В.М. Личность и условия её развития и здоровья.-СПб.,1905.

5. Бодалев А.А. Актуальные проблемы изучения взрослых//Мир психологии, 1999,№2

6. Бодале А.А., Ганжин В.Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии, 1999,№2

7. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.- М., 1998.

8. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина.-М.,1993.

9. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: Луч, 1993.

10. Грэйс Крайг Психология развития. С-п-б, 2000

11. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии, 1999,№2

 

Тема 8. Психология старения

Понятие старости в психологии. Геронтология и ее задачи. Психологическая характеристика старости. Смена иерархии мотивов. Стремление к общению Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Старость как социальная и как психологическая проблема.

Периодизация психического развития в старости. Пожилые люди в современном обществе.

 

Основные понятия

Разобществление - это психосоциальное явление, объясняющееся как природными изменениями психологии стареющей личности, так и воздействием на нее социальной среды.

Старость в психологии - это заключительный период челове­ческой жизни, условное начало которого связано с отходом челове­ка от непосредственного участия в производительной жизни обще­ства, характеризующийся новообразованиями, как и любой другой возраст

Старение - разрушительный процесс, который протекает в ре­зультате нарастающего с возрастом повреждающего действия внеш­них и внутренних факторов и ведет к недостаточности физиологи­ческих функций организма. Старение представляет собой постоян­но развивающееся и необратимое изменение структур и функций живой системы

Счастливая старость - это случай психической жизни в старости, когда отношение человека к своему старческому бытию по основным линиям соответствует данным этическим категориям. Счастливая старость - особо благо­приятная форма старения, находящаяся в одном ряду с другими формами благоприятных и неблагоприятных возрастных измене­ний высших психических функций.

Список литературы

 

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.

2. Альперович В. Социальная геронтология. — Ростов-на-Дону, 1997.

3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М., 1992.

4. Анцыферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы?//

Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3.

5. Бодалев А.А., Ганжин В.Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни. //Мир

психологии.1999,№2, С.11 -23

6. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения..- М., 2003

7. Давыдовский И.В. Что значит старость.-М., 1967

8. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости. //Мир психологии.1999,№2, С.123 -133

9. Карпова Н.Л. Психологические аспекты проблемы смысла жизни// Психологический журнал. - 1996. - №2. - С. 178-183.

10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1966.

11. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? //Мир психологии.1999,№2, С.80-96

12.Красновой О.В. «Социально-психологические аспекты старения»// «Клиническая геронтология». — 1997.,№3.,С. 3—13.

13.Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии. //Мир психологии.1999,№2, С.96 – 105

14. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — Калуга, 1994.

15. Лишин О.В. Старость – расплата или награда? //Мир психологии.1999,№2, С.106 – 110

16. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. -М.,1981.

17. Обухова Л.Ф. Возрастная (детская) психология. — М., 1996.

18. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. //Мир психологии.1999,№2, С. 111 -122

19. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни //Мир психологии.1999,№2, С. 74 -80

20. Шахматов Н. Ф. Психическое старение и собственно возрастная нозоло-гия психических расстройств в старости // Социальная и клиническая психиат­рия. 1993. Т. 3. № 1.

Эриксон Э. Личность и кризис идентичности. М., 1996.

 

Темы семинарских занятий.

 

 

Семинарские занятия направлены на более полное раскрытие методологических и теоретических положений лекционного курса. Они ориентируют студентов на самостоятельную, творческую учебную работу, совершенствование работы с научной литературой и использования ее в своей практической деятельности. Многие разделы семинарских занятий имеют практическую направленность.

Практические задания ориентированы на изучение и апробацию конкретных психодиагностических методик и их последующим использовании в непосредственной работе с учениками во время педагогической практики.

 

Семинар 1,2. Тема «Общетеоретические проблемы возрастной психологии».

1.1. Предмет и задачи возрастной психологии

1.2. Методы возрастной психологии.

1.3. Исторический анализ понятия «возраст».

1.4. Понятие социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

1.5. Понятие центральных новообразований возраста.

1.6. Представление о возрастных кризисах в отечественной и зарубежной психологии.

1.7. Проблема периодизации психического развития в зарубежной психологии.

1.8. Сущность и значение концепции периодизации психического развития Д.Б.Эльконина.

1.9. Сущность концепции поуровневого развития личности Д.Б.Фельдштейна.

 

Практическое задание 1. Составление поведенческого портрета

Указания к выполнению задания.

а) составляется в произвольной форме, возможны употребления оборотов, литературных сравнений;

б) должно касаться как можно большего числа сторон и черт поведения;

в) может касаться любых особенностей поведения, начиная с характерных жестов и мимики и кончая наиболее общими характеристиками поведения;

г) не должно содержать в себе указаний на специфические черты внешности наблюдаемого, по которым он легко узнается и безошибочно идентифицируется, а также суждений и оценок наблюдателя относительно его личности;

д) наблюдение должно по возможности охватывать поведение испытуемого в разнообразных ситуациях;

е) наблюдать следует открыто, тактично, стараясь, чтобы испытуемый не заметил факта наблюдения.

В качестве общего плана нестандартизированного наблюдения предлагаются основные параметры «поведенческого портрета»

- отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характера наблюдаемого человека (стиль одежды и прическа испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике «быть таким как все» или выделится, привлекать к себе внимание; равнодушен к своему внешнему виду или придает ему особое значение, какие элементы поведения подтверждают это, в каких ситуациях);

- пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляция, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы);

- мимика (выражение лица, сдержанность, выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной);

- речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи);

- поведение по отношению к другим людям – положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм); стиль общения (авторитарный, с ориентацией на собеседника, на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности); наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях (в каких?)

- поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, личным вещам);

- поведение в основной деятельности;

- примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.

 

Семинар 3,4. Тема «Движущие силы, источники и условия психического развития личности в детском возрасте».

 

1. Общая характеристика биогенетического подхода к изучению онтогенеза психики.

2. Сущность и оценка концепции рекапитуляции.

3. Характеристика теории трех ступеней развития.

4. Формирование нормативного подхода к исследованию онтогенетического развития.

5. Характеристика теории конвергенции двух факторов.

6. Ж.Пиаже о детском центризме.

7. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

8. Концепция онтогенетического развития А.Валлона

9. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.

10. Теория социального научения.

11. Культурно-историческая концепция развития Л.С.Выготского.

 

Семинар 5,6. Тема «Психологическая характеристика раннего этапа детского развития».

  1. Психологическая характеристика кризиса новорожденности.
  2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младенческом возрасте.
  3. Сенсорное развитие в младенчестве.
  4. Развитие двигательной сферы.
  5. Характеристика кризиса одного года.
  6. Раннее детство: социальная ситуация развития и ведущая деятельность.
  7. Предметно-орудийная деятельность в раннем детстве.
  8. Основные новообразования раннего возраста.
  9. Предпосылки формирования игры в раннем возрасте.
  10. Кризис трех лет.

 

Семинар 7,8,9. Тема «Развитие ребенка в дошкольном возрасте».

  1. Социальная ситуация развития дошкольника.
  2. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
  3. Теории детской игр.
  4. Продуктивные виды деятельности дошкольника.
  5. Развитие личности дошкольника.
  6. Развитие познавательной сферы дошкольника.
  7. Сущность кризиса семи лет.
  8. Психологическая готовность детей к школе (практическое занятие).

Для проведения практического занятия используется комплекс диагностических методик из учебного пособия Т.А.Ротановой, Н.Ф.Шляхты «Психодиагностические методы изучения личности», М.. 2003.

 

Семинар10,11,12. Тема «Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

2. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.

3. Развитие познавательной сферы младшего школьника.

4. Развитие личности младшего школьника.

5. Самопознание младшего школьника в учебном процессе.

6. Общение в младшем школьном возрасте.

7. Практическое занятие в школе по исследованию личностных особенностей современного младшего школьника.

Для проведения практического занятия используются диагностические методики из учебного пособия Е.И.Рогова «Настольная книга практического психолога в образовании», М.,1996, С.59 – 98.

 

Семинар 13,14,15. Тема «Психологическая характеристика подросткового и юношеского возраста».

  1. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.
  2. Представления зарубежных психологов о кризисе подросткового возраста.
  3. Представления отечественных психологов о кризисе подросткового возраста
  4. Девиантное поведение в подростковом возрасте.
  5. Проблема ведущей деятельности подростка.
  6. Развитие личности подростка.
  7. Развитие познавательной сферы подростка (практическое занятие)
  8. Социальная ситуация развития в юности.
  9. Проблема профессионального самоопределения.
  10. Интеллектуальное развитие в юности (практическое занятие).

Для проведения практических занятий используются диагностические

методики из учебного пособия Е.И.Рогова «Настольная книга

практического психолога в образовании», М., 1999, С.99 - 183

 

Ш. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Литература.

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: МПСИ, 1996
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. М.:1980
  3. Блонский П.П. Психология младшего школьника.-М.: МПСИ, 1997
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.МПСИ,1996
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.,М.:1968
  6. Брунер Дж. Психология познания.М., 1977
  7. Валлон А. Психическое развитие ребенка.,М., 1967
  8. Выготский Л.С. Проблема возраста.//Хрестоматия по детской психологии.-М.:МПСИ,1996
  9. Выготский Л.С.Собрание сочинений в 6 т, том 4,М.:1984
  10. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры.-М.:МПСИ, 1996
  11. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука.-М.:МПСИ,1996
  12. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии.1992.№1
  13. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.,М.:1986
  14. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка//Избранные психологические труды:в2-х томах, М.: 1986
  15. Кравцов Г.Г.,Кравцова Е.Е.Шестилетний ребенок.Психологическая готовность к школе.М.,1987
  16. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника//Психология обучения и воспитания школьников.,М..1976
  17. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера уи подростков.,Л., 1983
  18. Лисина М.И.Проблемы онтогенеза общения.,М.,1986
  19. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка до 10 лет.-М.:МПА,1996
  20. Мухина В.С. Проблемы онтогенеза общения.,М., 1986.
  21. Мухина В.С.Психология детства и отрочества. – М.:1996
  22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.1995
  23. Пиаже. Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии 30-60 годы ХХ века. М., 1986
  24. Рабочая книга школьного психолога /под ред.И.В.Дубровиной, М.,1995
  25. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.,М..1996
  26. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.,Н.Новгород,1994
  27. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.Э,М., 1989
  28. Психология современного подростка/ под.ред. Д.И.Фельдштейна.,М.. 1987
  29. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971.,№1.
  30. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.,М.,1989
  31. Эриксон Э. Детство и общество.М.,1991

1У. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

 

По завершению курса студент должен знать:

- основные методологические принципы современной психологии развития;

- основные отечественные и зарубежные концепции содержания и движущих сил психического развития в онтогенезе;

- содержание учения Л.С.Выготского.

 

Студент должен уметь:

- анализировать психологическое содержание жизненных циклов развития личности ребенка;

- понимать значение ведущей деятельности на каждом возрастном этапе;

- понимать значение возрастных кризисов.

 

Формой итогового контроля является экзамен.

 

Экзаменационные вопросы.

1. Предмет задачи и методы возрастной психологии

  1. Проблема возраста. Структурные компоненты психологического возраста
  2. Проблема соотношения обучения и развития в детском возрасте
  3. Общая характеристика биогенетического подхода к проблеме развития
  4. Общая характеристика социогенетического подхода к проблеме развития
  5. Сущность и значение теории рекапитуляции Ст.Холла
  6. Сущность и значение теории трех ступеней детского развития К.Бюллера
  7. Сущность и значение теории конвергенции двух факторов в детском развитии В.Штерна
  8. Сущность и значение открытия детского эгоцентризма Ж.Пиаже
  9. Этапы развития интеллекта по ж.Пиаже
  10. А.Валлон о внутренних причинах детского развития
  11. Эпигенетическая концепция Э.Эриксона
  12. Сущность и значение теории социального научения
  13. Концепция периодизации психического развития Д.Б.Эльконина
  14. Концепция периодизации психического развития Д.И.Фельдштейна
  15. Понятие возрастного кризиса
  16. Понятие ведущей деятельности
  17. Учение Л.С.Выготского о зонах развития ребенка
  18. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского
  19. Психологическая характеристика кризиса новорожденности
  20. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младенчестве
  21. Основные новообразования младенческого возраста
  22. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем возрасте.
  23. Основные новообразования раннего возраста
  24. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте
  25. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность дошкольного возраста
  26. Познавательное развитие дошкольников
  27. Развитие личности дошкольника
  28. Игровая деятельность дошкольника
  29. Проблема психологической готовности ребенка к школе
  30. Общая характеристика младшего школьного возраста
  31. Характеристика ведущего вида деятельности младшего школьника
  32. Развитие личности младшего школьника
  33. Самопознание младшего школьника
  34. Развитие познавательных психических процессов младшего школьника
  35. Общая характеристика подросткового возраста
  36. Понятие кризиса подросткового возраста
  37. Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте
  38. Учебная деятельность подростка
  39. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте
  40. Акцентуации личности подростка
  41. Формирование девиантного поведения в подростковом возрасте.
  42. Общая характеристика юношеского возраста
  43. Профессиональное самоопределение в юности
  44. Становление личности в юношеском возрасте
  45. Возрастные особенности общения в юности
  46. Кризисы зрелого возраста
  47. Психологическая характеристика старости
  48. Познавательная сфера в старости
  49. Особенности личности в старости

 

У. Примерная тематика рефератов и курсовых работ.

  1. Проблема периодизации психического развития в отечественной психологии (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн)
  2. Проблемы интеллектуального развития ребенка в работах Ж.Пиаже
  3. Психоаналитические концепции развития личности в детстве и юности (З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон, М.Клейн)
  4. Проблема познавательного развития ребенка в отечетственной психологии
  5. Проблема возрастных кризисов в отечественной психологии
  6. Проблема синзитивных периодов на различных возрастных этапах
  7. Развитие умственной деятельности в тонтогенезе
  8. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте
  9. Проблема самопознания в процессе обучения в школе
  10. Роль игровой деятельности в психическом развитии дошколтника
  11. Роль общения в младшем школьном возрасте
  12. Развитие мировоззрения в подростковом возрасте
  13. Становление нравственности подростка
  14. Роль общения со сверстниками в становлении личности подростка
  15. Социализация личности на разных этапах онтогенеза.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.78 (0.011 с.)