Лекция №4 Деловое общение в социальной сфере



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №4 Деловое общение в социальной сфере



Лекция №4 Деловое общение в социальной сфере

1. Особое построение отношений между людьми.

2. Восприятия человека человеком.

3. Педагогика общения.

4. Классификация стилей общения

5. Факторы, качества и условия эффективного общения.

 

Особое построение отношений между людьми.

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их повседневной жизни и деятельности.

Реальные связи и отношения, складывающиеся объективно между людьми, находят отражение в субъективных отношениях людей. Существуют деловые отношения (официальные) и личные (неофициальные) отношения.

Деловые и личные отношения составляют систему межличностных отношений, которые следует рассматривать как непосредственные связи и отношения, складывающиеся в реальной жизни между людьми.

В основе межличностных отношений лежат интересы, потребности, вкусы, чувства, идеалы и т.д.

Межличностные отношения накладывают своеобразный отпечаток на ту, или иную социальную ситуацию.

Поэтому изучение межличностных отношений, механизмов их создания и стимулирования является важнейшей задачей социального педагога.

Развитие межличностных отношений во многом зависит от того, как люди воспринимают, понимают и оценивают друг друга. Образ другого человека, как личности, определяется по признакам - внешность, соотнесенная с психологией и поведением. Формирование образа другого человека необходимо для того, чтобы определить свое отношение к нему, понять его индивидуальные особенности. Правильно восприняв и оценив человека, определив цели и мотивы его поведения, предсказав его возможные действия, мы соотносим все это с собственными интересами и потребностями, выбираем подходящие формы общения и в результате всего этого находим область взаимных интересов, устанавливая межличностные контакты. Далее, определив черты характера человека, мы выбираем и формы поведения по отношению к нему – такие, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям. Тем самым мы достигаем более полного взаимоотношения с точным учетом его настроения, поведения, интересов, интеллекта.

Умение познать другого человека позволяет управлять его поведением в желательном направлении, устанавливать и поддерживать с ним доброжелательные человеческие взаимоотношения.

Судить о человеке как личности можно по его внешнему виду, одежде, манере поведения, речи, жестам, мимике, пантомимике. Хотя между внешним обликом человека и его индивидуальной психологией прямой и однозначной связи не существует, тем не менее, все же есть кое-какие отношения между тем и другим.

Наилучшим образом о личности говорит его речь. То, как и какие слова, выражения подбирает человек, с какой интонацией он говорит, где и какие делает паузы и ударения в своей речи, все это и многое другое свидетельствуют о его личностных особенностях.

Жесты, мимика и пантомимика также используются в межличностных восприятиях, по ним мы оцениваем и прогнозируем реакции человека на поведенческом уровне.

Многое о человеке говорят – его характер, поведение, привычки. Благодаря им мы узнаем человека даже спустя много лет, при встрече с ним.

Умение правильно воспринимать человека, составляет его характеристику, предвидеть его реакцию в ответ на действия другого человека, является необходимым требованием в работе социального педагога.

 

Педагогика общения.

В системе межличностных отношений важное место занимает педагогическое общение, правильная организация которого, является важнейшей сферой деятельности любого педагога, в том числе и социального.

«Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, имеющие определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися ученического коллектива» (А.А. Леонтьев)

Педагогическое общение – это инструмент, позволяющий повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Общение – это та сфера деятельности человека, которая позволяет реализовать большинство замыслов. Это одна из форм взаимодействия людей в практической деятельности. Именно не умение общаться приводит к тому, что люди не понимают друг друга, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях людей, решении производственных вопросов, снижает процесс воспитания.

Общение – многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личности и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как их взаимодействие друг с другом, и как процесс их сопереживание и взаимопонимание.

В общении можно выделить две взаимосвязанных стороны: отношение и взаимодействие.

Так как функции общения многогранны, то и масштабы воздействия, основные направления и виды общения могут быть различными. Оно может быть социально ориентированным, групповым, предметно ориентированным и личностно-ориентированным.

Социально-ориентированное общение отражает в первую очередь характер общественных отношений основная цель при этом – организация социального воздействия.

Групповая предметно-ориентированное общение чаще всего реализуется в процессе конкретной деятельности: обучения, занятия спортом, производственного труда. Социальное воздействие в данном случае преломляется через призму конкретной задачи, стоящей перед коллективом.

Личностно-ориентированное общение происходит в процессе общения одного человека с другим и может ориентироваться на решение производственных задач или направлению на выяснение отношений.

Выделяют и другие виды общения:

1. «Контакт масок» -нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности (формальное общение), используется стандартный набор масок (строгость, вежливость, безразличие и т.п.).

2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. После получения от партнера по обшению желаемого результата теряют дальнейший интерес к немуне скрываяэтого.

3. Формально-ролевое общение -при таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли (руководитель, подчиненный). Кассиру не свойственно вести себя как военноначальнику.

4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения.

6. Духовное межличностное общение – раскрываются глубинные структуры личности, характеризуется взаимопониманием между людьми, в его основе лежит доверие к личности собеседника.

Специалисты выде­ляют следующие формы общения:

прямое общение— это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты — мне, я — тебе».

косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах,подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

массовое общение - это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.).

Типы межличностного общения:

1. Императивное общение — это авторитарная форма воздействия на партнера по общению.

Основная цель - подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям. Принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.п.

2. Манипулятивное общение сходно с императивным.

Основная цель - оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно.

Манипулятивное отношение приводит к разрушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.

Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся кмонологическому общению -человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути обшается сам с собой, со своими задачами и целями.

3. Диалогическое общение является альтернативой императив­ному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фик­сированной на себе установки к установке на собеседника, реаль­ного партнера по общению.

 

Но, независимо от вида общения, оно всегда носит социальный характер. Общение как социально-психологический процесс выполняет ряд функций:

- функцию восприятия, понимание и оценки человека человеком;

- функцию программирования социального поведения человека, способствует многогранному проявлению личности;

- самоутверждение;

- сопереживание;

- формирования перспектив развития и поведения личности.

То есть общения включает в себя многие аспекты и выполняет разнообразные функции от масштабных социальных до понимания особенностей определенной личности и создания условий для успешной реализации ее способностей.

Наиболее оптимальной является следующая модель профессионально-педагогического общения:

I этап – моделирование (планирование коммуникативной структуры педагогического общения).

II этап – коммуникативная атака, начальный период общения (завоевание педагогом внимания воспитанников).

III этап – управление процессом педагогического общения (приспособление стиля педагогического общения к конкретным условиям, получение обратной связи).

IV этап – анализ осуществленной модели общения (рефлексия) и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Моделирование и управление процессом педагогического общения составляет технику педагогического общения, в основе которой лежит высокая компетентность и высокий профессионализм педагога.

Лекция №4 Деловое общение в социальной сфере

1. Особое построение отношений между людьми.

2. Восприятия человека человеком.

3. Педагогика общения.

4. Классификация стилей общения

5. Факторы, качества и условия эффективного общения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.41.241 (0.007 с.)