Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция №4 Деловое общение в социальной сфереСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция №4 Деловое общение в социальной сфере 1. Особое построение отношений между людьми. 2. Восприятия человека человеком. 3. Педагогика общения. 4. Классификация стилей общения 5. Факторы, качества и условия эффективного общения.
Особое построение отношений между людьми. Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их повседневной жизни и деятельности. Реальные связи и отношения, складывающиеся объективно между людьми, находят отражение в субъективных отношениях людей. Существуют деловые отношения (официальные) и личные (неофициальные) отношения. Деловые и личные отношения составляют систему межличностных отношений, которые следует рассматривать как непосредственные связи и отношения, складывающиеся в реальной жизни между людьми. В основе межличностных отношений лежат интересы, потребности, вкусы, чувства, идеалы и т.д. Межличностные отношения накладывают своеобразный отпечаток на ту, или иную социальную ситуацию. Поэтому изучение межличностных отношений, механизмов их создания и стимулирования является важнейшей задачей социального педагога. Развитие межличностных отношений во многом зависит от того, как люди воспринимают, понимают и оценивают друг друга. Образ другого человека, как личности, определяется по признакам - внешность, соотнесенная с психологией и поведением. Формирование образа другого человека необходимо для того, чтобы определить свое отношение к нему, понять его индивидуальные особенности. Правильно восприняв и оценив человека, определив цели и мотивы его поведения, предсказав его возможные действия, мы соотносим все это с собственными интересами и потребностями, выбираем подходящие формы общения и в результате всего этого находим область взаимных интересов, устанавливая межличностные контакты. Далее, определив черты характера человека, мы выбираем и формы поведения по отношению к нему – такие, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям. Тем самым мы достигаем более полного взаимоотношения с точным учетом его настроения, поведения, интересов, интеллекта. Умение познать другого человека позволяет управлять его поведением в желательном направлении, устанавливать и поддерживать с ним доброжелательные человеческие взаимоотношения.
Судить о человеке как личности можно по его внешнему виду, одежде, манере поведения, речи, жестам, мимике, пантомимике. Хотя между внешним обликом человека и его индивидуальной психологией прямой и однозначной связи не существует, тем не менее, все же есть кое-какие отношения между тем и другим. Наилучшим образом о личности говорит его речь. То, как и какие слова, выражения подбирает человек, с какой интонацией он говорит, где и какие делает паузы и ударения в своей речи, все это и многое другое свидетельствуют о его личностных особенностях. Жесты, мимика и пантомимика также используются в межличностных восприятиях, по ним мы оцениваем и прогнозируем реакции человека на поведенческом уровне. Многое о человеке говорят – его характер, поведение, привычки. Благодаря им мы узнаем человека даже спустя много лет, при встрече с ним. Умение правильно воспринимать человека, составляет его характеристику, предвидеть его реакцию в ответ на действия другого человека, является необходимым требованием в работе социального педагога.
Педагогика общения. В системе межличностных отношений важное место занимает педагогическое общение, правильная организация которого, является важнейшей сферой деятельности любого педагога, в том числе и социального. «Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, имеющие определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися ученического коллектива» (А.А. Леонтьев) Педагогическое общение – это инструмент, позволяющий повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. Общение – это та сфера деятельности человека, которая позволяет реализовать большинство замыслов. Это одна из форм взаимодействия людей в практической деятельности. Именно не умение общаться приводит к тому, что люди не понимают друг друга, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях людей, решении производственных вопросов, снижает процесс воспитания.
Общение – многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личности и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как их взаимодействие друг с другом, и как процесс их сопереживание и взаимопонимание. В общении можно выделить две взаимосвязанных стороны: отношение и взаимодействие. Так как функции общения многогранны, то и масштабы воздействия, основные направления и виды общения могут быть различными. Оно может быть социально ориентированным, групповым, предметно ориентированным и личностно-ориентированным. Социально-ориентированное общение отражает в первую очередь характер общественных отношений основная цель при этом – организация социального воздействия. Групповая предметно-ориентированное общение чаще всего реализуется в процессе конкретной деятельности: обучения, занятия спортом, производственного труда. Социальное воздействие в данном случае преломляется через призму конкретной задачи, стоящей перед коллективом. Личностно-ориентированное общение происходит в процессе общения одного человека с другим и может ориентироваться на решение производственных задач или направлению на выяснение отношений. Выделяют и другие виды общения: 1. «Контакт масок» -нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности (формальное общение), используется стандартный набор масок (строгость, вежливость, безразличие и т.п.). 2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. После получения от партнера по обшению желаемого результата теряют дальнейший интерес к немуне скрываяэтого. 3. Формально-ролевое общение -при таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли (руководитель, подчиненный). Кассиру не свойственно вести себя как военноначальнику. 4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными. 5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения. 6. Духовное межличностное общение – раскрываются глубинные структуры личности, характеризуется взаимопониманием между людьми, в его основе лежит доверие к личности собеседника. Специалисты выделяют следующие формы общения: ∙ прямое общение — это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты — мне, я — тебе». ∙ косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация. ∙ межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах,подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания. ∙ массовое общение - это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.).
Типы межличностного общения: 1. Императивное общение — это авторитарная форма воздействия на партнера по общению. Основная цель - подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям. Принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.п. 2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основная цель - оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипулятивное отношение приводит к разрушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности. Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению -человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути обшается сам с собой, со своими задачами и целями. 3. Диалогическое общение является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
Но, независимо от вида общения, оно всегда носит социальный характер. Общение как социально-психологический процесс выполняет ряд функций: - функцию восприятия, понимание и оценки человека человеком; - функцию программирования социального поведения человека, способствует многогранному проявлению личности; - самоутверждение; - сопереживание; - формирования перспектив развития и поведения личности. То есть общения включает в себя многие аспекты и выполняет разнообразные функции от масштабных социальных до понимания особенностей определенной личности и создания условий для успешной реализации ее способностей. Наиболее оптимальной является следующая модель профессионально-педагогического общения: I этап – моделирование (планирование коммуникативной структуры педагогического общения). II этап – коммуникативная атака, начальный период общения (завоевание педагогом внимания воспитанников). III этап – управление процессом педагогического общения (приспособление стиля педагогического общения к конкретным условиям, получение обратной связи). IV этап – анализ осуществленной модели общения (рефлексия) и моделирование ее на предстоящую деятельность. Моделирование и управление процессом педагогического общения составляет технику педагогического общения, в основе которой лежит высокая компетентность и высокий профессионализм педагога. Лекция №4 Деловое общение в социальной сфере 1. Особое построение отношений между людьми. 2. Восприятия человека человеком. 3. Педагогика общения. 4. Классификация стилей общения 5. Факторы, качества и условия эффективного общения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.014 с.) |