Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оптимизация педагогического общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процесс общения учителя с учащимися может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга; 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов. Видный отечественный психолог А.А.Леонтьев в своей работе «Педагогическое общение» [4, c.8] проанализировал оптимальное педагогическое общение и возможности его развития. Он писал: «Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя (и шире – педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». А.К.Маркова выделяет следующие особенности оптимального педагогического общения:
Показателем компетентности в общении является прежде всего гуманистическая позиция (интерес к другому человеку, к изучению самого себя). Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – это не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями; общий язык с детьми – это не язык команд и послушания, а язык доверия.
К основным психологическим качествам, способствующим оптимальному педагогическому общению, А.К.Маркова относит:
Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов: Приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении):
Приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:
Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности студентов: · прямое побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии; · мотивирование перед группой поощрений студентов за проявленную инициативу; · критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним; · «игровая провокация». При взаимодействии учителя с учениками возможны коммуникативные барьеры, затрудняющие педагогическое общение. Барьеры в общении могут носить информационный и личностный характер. Различают три типа коммуникативных барьеров: I. Возникновение барьера связано с расхождением смысла в содержании требования, т.е. взрослый и ребенок вкладывают различный смысл в одно и то же требование. II. Расхождение смысла относится к особенности предъявления требования независимо от их содержания. Ребенок не принимает требования, потому что оно приобретает для него особый смысл. Этот смысловой барьер может возникнуть разными путями: - требование, приемлемое для ребенка по существу, может не приниматься из-за формы предъявления, например, иронической, грубой. - требование, даже самое благожелательное по форме, предъявляется слишком часто, по каждому пустяку; - требование непосильно или у ребенка нет необходимых условий для его выполнения. III. Барьер по отношению к конкретному человеку, обусловленный личностными особенностями. Ребенок не принимает и не выполняет требований данного человека, но охотно выполняет требования, предъявляемые другими людьми. Вопросы и задания для самоконтроля
1. Выделите сущность педагогического общения. 2. Назовите коммуникативные задачи педагогического общения. 3. Приведите примеры, иллюстрирующие каждую из функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении. 4. Сделайте сравнительный анализ стилей руководства. 5. Какая модель поведения преподавателя, на Ваш взгляд, встречается наиболее часто? 6. Выделите особенности оптимизации педагогического общения. 7. * Разработайте рекомендации по коррекции авторитарного или либерального стилей руководства.
Литература
Личность учителя План
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.007 с.) |