Оптимизация педагогического общения




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимизация педагогического общения



 

Процесс общения учителя с учащимися может складываться в двух крайних вариантах:

1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга;

2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.

Видный отечественный психолог А.А.Леонтьев в своей работе «Педагогическое общение» [4, c.8] проанализировал оптимальное педагогическое общение и возможности его развития. Он писал: «Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя (и шире – педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя».

А.К.Маркова выделяет следующие особенности оптимального педагогического общения:

  • по задачам – широкий спектр коммуникативных задач; открытая атмосфера для учащихся, а не преобладание самодемонстрации учителя;
  • по средствам – преимущественное использование организующих воздействий учителя (по сравнению с дисциплинирующими); преобладание косвенных воздействий над прямыми; наличие обратной связи от ученика, чередование учителем разных позиций в общении;
  • по результату – раскрытие резервов личности, удовлетворенность всех участников общения, педагогический такт.

 
 


Показателем компетентности в общении является прежде всего гуманистическая позиция (интерес к другому человеку, к изучению самого себя). Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – это не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями; общий язык с детьми – это не язык команд и послушания, а язык доверия.

 

К основным психологическим качествам, способствующим оптимальному педагогическому общению, А.К.Маркова относит:

  • педагогический такт – чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения;
  • педагогическую эмпатию: включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности, эмоциональное сопереживание другому человеку, стремление содействовать, помогать ему (педагогическая эмпатия способствует «децентрации», т.е. умению встать на точку зрения ученика, учитывать ее в ходе взаимодействия);
  • педагогическую общительность;
  • обладание педагогической этикой: знаниями гуманистических норм своей профессии и следование им.

Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов:

Приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов(коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении):

  • создание на занятии атмосферы защищенности при общении;
  • одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;
  • одобрение практики обращения за помощью к преподавателю или товарищам;
  • поощрение устных ответов по собственной инициативе;
  • создание щадящих условий при ответе с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;
  • недопущение действий со стороны отдельных учащихся, подавляющих творческую активность товарищей на занятии.

Приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:

  • оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;
  • разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения;
  • обучение (прямое или косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения;
  • подчеркнуто позитивная критика (если такая необходима) поведения учащегося в диалоге с преподавателем;
  • демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к учащимся, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем;
  • оперативное предоставление студентам возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»;
  • предоставление учащимся возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями».

Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности студентов:

· прямое побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;

· мотивирование перед группой поощрений студентов за проявленную инициативу;

· критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;

· «игровая провокация».

При взаимодействии учителя с учениками возможны коммуникативные барьеры, затрудняющие педагогическое общение. Барьеры в общении могут носить информационный и личностный характер. Различают три типа коммуникативных барьеров:

I. Возникновение барьера связано с расхождением смысла в содержании требования, т.е. взрослый и ребенок вкладывают различный смысл в одно и то же требование.

II. Расхождение смысла относится к особенности предъявления требования независимо от их содержания. Ребенок не принимает требования, потому что оно приобретает для него особый смысл. Этот смысловой барьер может возникнуть разными путями:

- требование, приемлемое для ребенка по существу, может не приниматься из-за формы предъявления, например, иронической, грубой.

- требование, даже самое благожелательное по форме, предъявляется слишком часто, по каждому пустяку;

- требование непосильно или у ребенка нет необходимых условий для его выполнения.

III. Барьер по отношению к конкретному человеку, обусловленный личностными особенностями. Ребенок не принимает и не выполняет требований данного человека, но охотно выполняет требования, предъявляемые другими людьми.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Выделите сущность педагогического общения.

2. Назовите коммуникативные задачи педагогического общения.

3. Приведите примеры, иллюстрирующие каждую из функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении.

4. Сделайте сравнительный анализ стилей руководства.

5. Какая модель поведения преподавателя, на Ваш взгляд, встречается наиболее часто?

6. Выделите особенности оптимизации педагогического общения.

7. * Разработайте рекомендации по коррекции авторитарного или либерального стилей руководства.

 

Литература

  1. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М., 1998.
  2. Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. – СПб., 2004.
  3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.. 1987.
  4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.
  5. Кондратьева С.В. Учитель – ученик. – М., 1984.
  6. Маркова А.К. психология труда учителя. М., 1993.
  7. Педагогика и психология высшей школы. – М.. 2006.

 

 

Личность учителя

План

  1. Структура личности учителя. Педагогическая направленность. Психологические требования к личности педагога.
  2. Педагогические способности.
  3. Интегральные характеристики личности педагога.
  4. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.005 с.)