Учебная деятельность и ее структура




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная деятельность и ее структура



 

Учебная деятельность как научное понятие в психологии не имеет однозначного определения. В широком смысле слова она соотносится с такими понятиями как «обучение», «учение» и «научение». Рассмотрим это соотношение [8]:

  • Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития;
  • Обучение – предполагает совместную учебную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта от учителя к учащемуся. Когда говорят об обучении, то акцентируют внимание на том, что делает учитель, на его специфических функциях в процессе научения;
  • Учение – также относится к учебной деятельности, но при его использовании в науке обращается внимание в основном на то, что в составе учебной деятельности приходится на долю ученика. Речь идет о предпринимаемых учеников учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений и навыков;
  • Все три рассмотренных понятия относятся к содержанию учебного процесса. Когда же хотят подчеркнуть результат, то пользуются понятием научение. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает все то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения.

В узком смысле, согласно Д.Б.Эльконину, учебная деятельность – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Но понятно, что учебная деятельность распространяется на возрасты (просто не является ведущей), поэтому определение учебной деятельности должно быть шире.

В работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.К.Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом и понимается как «деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку [6, с. 192].

Содержанием учебной деятельности, как отмечал В.В.Давыдов, являются теоретические знания, отличающиеся от житейских, обыденных, а также знаний научных, но эмпирических.


В науке существуют не только теоретические, но и эмпирические знания, получаемые при индуктивном методе познания, когда изучение отдельных предметов, фактов приводит к обобщающему выводу, научному понятию. Способ образования таких понятий «предполагает возможность оперирования непосредственно ощутимыми признаками изучаемых предметов. Он сугубо эмпиричен. На этой логической основе построены, как правило, многочисленные определители в различных естественных науках, например, определители высших растений, водорослей, насекомых, рыб и т.п.» [Кедров Б.М. Обобщение как логическая операция// Вопросы философии. – 1965. - № 12. – c.49].

 

Характеристика теоретических знаний уже была дана в т.2.2 при рассмотрении системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова как развивающей, напомним только, что усвоение содержания теоретических знаний идет через способ восхождения от абстрактного к конкретному, т.е. дедуктивным методом познания.

Учебная деятельность специфична не только по содержанию (овладение системой научных понятий), но и по своему результату. Эту ее важнейшую особенность специально подчеркивал Д.Б.Эльконин [14]

«Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий - прежде всего изменения самого ученика, его развитие… Это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действий с научными понятиями» [14, c. 245]. Таким образом, учебная деятельность – это деятельность по самоизменению, самосовершенствованию, а ее продукт – те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте, т.е. ученике.

 

Учебная деятельность имеет, конечно, и внешние результаты: полученное решение математической задачи, написанное учеником сочинение или диктант и пр. Но эти результаты важны для учителя и самих учащихся не сами по себе, а как показатели произошедших в учениках изменений.


Своеобразный подход к понятию учебной деятельности предлагает Т.В.Габай (2) рассматривает учебную деятельность как составную деятельность, включающую две подсистемы, или деятельности. Первая – основной функциональный ее компонент, который рассматривается как подсистема, или деятельность - учение. Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности объединяются в другую подсистему – деятельности обучения. Деятельность учения – «чистый» акт познания, реализуемый учащимися через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения.

 

Обобщая вышесказанное, выделим основные характеристики учебной деятельности:

1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

3) общие способы предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному;

4) ведет к изменениям в самом человеке – ученике;

5) происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий [6, с.193].

Определяя структуру учебной деятельности, Д.Б.Эльконин выделяет в ней следующие структурные компоненты:

· учебные задачи и ситуации;

· учебные действия;

· контроль;

· оценка.

Описывая структурную организацию учебной деятельности в общем контексте теории Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, И.И.Ильясов отмечает, что «…учебные ситуации и задачи характеризуются тем, что здесь учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения, а также образцы и указания для нахождения общих способов решения задач определенного класса. Учебные действия – это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизвдению и применеию к решению конкретных задач. Действия контроля направлены на обобщение результатов своих учебных действий с заданными образцами. Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач» [8 с. 43].

В то же время, являясь видом деятельности, учебная деятельность может быть представлена в совокупности трех ее компонентов:

  1. Мотивационный компонент.
  2. Операционный компонент.

3. Регулирующий компонент.

Далее рассмотрим подробнее каждый из компонентов структуры учебной деятельности.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.006 с.)