![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогические аспекты индивидуализации обучения
Одним из видов дифференциации является индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно. Чаще осуществляются процессы, обозначаемые понятиями «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения». Индивидуальный подход - это: 1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; 3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности. Индивидуализация обучения - это: 1)организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход. Еще в 1919 г. в городе Дальтон (США) Е. Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждых учеником, с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине - занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сообща. Этот опыт получил название «Дальтон-план". ВРоссии он как «метод проектов»применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации в контроле своей деятельности.
В настоящее время концепции индивидуального обучения разработаны такими авторами как: Унт Инге Эриховной (в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома); Границкой Антониной Сергеевной (в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками); Шадриковым Владимиром Дмитриевичем (учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей. каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету ученики оказываются в классах с переменным составом).
При индивидуализации обучения основной акцент делается на следующих задачах: · сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей); · содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся; · формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего го развития каждого ученика; · улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; · формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества. Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей К общим особенностям осуществления индивидуализации обучения относят: 1) учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.); 2)способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления; 3)учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитие мотивации, слабости воли; , 4)оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Выделите компоненты обученности. 2. Дайте характеристику обучаемости. 3. Проведите параллель между понятиями «обученность», «обучаемость» и «уровни психического развития». 4. Назовите основные показатели обучаемости. 5. Какие параметры знаний выделяют при диагностике обученности? 6. Выделите виды дифференциации обучения. 7. Определите положительные и отрицательные черты дифференциации по уровням умственного развития. 8. Сделайте сравнительный анализ понятий «индивидуальное обучение», «индивидуальный подход», «индивидуализация». 9. *Разработайте разноуровневые задания по данной теме с учетом: · уровня узнавания · уровня воспроизведения · творческого уровня
10. Выпишите критерии и способы дифференциации учебной работы на уроке. Определите условия эффективности использования каждого (см: [2]). Литература 1. Андреев В.И. Педагогика. – Казань, 2000. 2. Деменева Н.Н.Дифференцированные задания на уроках математики в начальных классах. – Н.Н., 2002. 3. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. – М.. 1994. 4. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.. 1993. 5. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. – Ярославль, 1995. 6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 7. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.
Компьютеризация обучения План
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.133.141 (0.006 с.) |