Психолого-педагогические аспекты индивидуализации обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические аспекты индивидуализации обучения



Одним из видов дифференциации является индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процес­са, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно по­зволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельно­сти ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно.

Чаще осуществляются процессы, обозначаемые понятиями «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения».

Индивидуальный подход - это: 1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; 3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Индивидуализация обучения - это: 1)организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.


Еще в 1919 г. в городе Дальтон (США) Е. Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждых учеником, с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй по­ловине - занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сооб­ща. Этот опыт получил название «Дальтон-план". В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Метод проектов - это комплексный обуча­ющий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает воз­можность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации в контроле своей деятельности.

 

В настоящее время концепции индивидуального обучения разработаны такими авторами как:

Унт Инге Эриховной (в современных условиях главной формой индивидуа­лизации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома);

Границкой Антониной Сергеевной (в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками);

Шадриковым Владимиром Дмитриевичем (учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей. каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету ученики оказываются в классах с переменным составом).

 

При индивидуализации обучения основной акцент делается на следующих задачах:

· сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенци­альных возможностей (способностей);

· содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;

· формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего го развития каждого ученика;

· улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

· формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей
школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

К общим особенностям осуществления индивидуализации обучения относят:

1) учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.);

2)способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления;

3)учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитие мотивации, слабости воли;,

4)оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Выделите компоненты обученности.

2. Дайте характеристику обучаемости.

3. Проведите параллель между понятиями «обученность», «обучаемость» и «уровни психического развития».

4. Назовите основные показатели обучаемости.

5. Какие параметры знаний выделяют при диагностике обученности?

6. Выделите виды дифференциации обучения.

7. Определите положительные и отрицательные черты дифференциации по уровням умственного развития.

8. Сделайте сравнительный анализ понятий «индивидуальное обучение», «индивидуальный подход», «индивидуализация».

9. *Разработайте разноуровневые задания по данной теме с учетом:

· уровня узнавания

· уровня воспроизведения

· творческого уровня

 

10. Выпишите критерии и способы дифференциации учебной работы на уроке. Определите условия эффективности использования каждого (см: [2]).

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика. – Казань, 2000.

2. Деменева Н.Н.Дифференцированные задания на уроках математики в начальных классах. – Н.Н., 2002.

3. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. – М.. 1994.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.. 1993.

5. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. – Ярославль, 1995.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

7. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.

 

Компьютеризация обучения

План

  1. Развитие процесса компьютеризации обучения.
  2. Использование в обучении новых компьютерных технологий.
  3. Компьютерная грамотность участников педагогического процесса

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.01 с.)