Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогические аспекты индивидуализации обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из видов дифференциации является индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно. Чаще осуществляются процессы, обозначаемые понятиями «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения». Индивидуальный подход - это: 1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; 3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности. Индивидуализация обучения - это: 1)организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход. Еще в 1919 г. в городе Дальтон (США) Е. Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждых учеником, с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине - занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сообща. Этот опыт получил название «Дальтон-план". В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации в контроле своей деятельности.
В настоящее время концепции индивидуального обучения разработаны такими авторами как: Унт Инге Эриховной (в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома); Границкой Антониной Сергеевной (в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками); Шадриковым Владимиром Дмитриевичем (учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей. каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету ученики оказываются в классах с переменным составом).
При индивидуализации обучения основной акцент делается на следующих задачах: · сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей); · содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся; · формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего го развития каждого ученика; · улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; · формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества. Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей К общим особенностям осуществления индивидуализации обучения относят: 1) учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.); 2)способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления; 3)учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитие мотивации, слабости воли;, 4)оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Выделите компоненты обученности. 2. Дайте характеристику обучаемости. 3. Проведите параллель между понятиями «обученность», «обучаемость» и «уровни психического развития». 4. Назовите основные показатели обучаемости. 5. Какие параметры знаний выделяют при диагностике обученности? 6. Выделите виды дифференциации обучения. 7. Определите положительные и отрицательные черты дифференциации по уровням умственного развития. 8. Сделайте сравнительный анализ понятий «индивидуальное обучение», «индивидуальный подход», «индивидуализация». 9. *Разработайте разноуровневые задания по данной теме с учетом: · уровня узнавания · уровня воспроизведения · творческого уровня
10. Выпишите критерии и способы дифференциации учебной работы на уроке. Определите условия эффективности использования каждого (см: [2]). Литература 1. Андреев В.И. Педагогика. – Казань, 2000. 2. Деменева Н.Н.Дифференцированные задания на уроках математики в начальных классах. – Н.Н., 2002. 3. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. – М.. 1994. 4. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.. 1993. 5. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. – Ярославль, 1995. 6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 7. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.
Компьютеризация обучения План
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.01 с.) |