Понятие обучения. Компоненты учебно-познавательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие обучения. Компоненты учебно-познавательной деятельности



В педагогической психологии, также как и в педагогике, различаются две стороны образовательного процесса: обучающую и обучающуюся, т.е. обучение (teching), осуществляемое педагогом, и научение (leaning) в самом широком смысле слова или, точнее, учение, осуществляемое учеником.

В психолого-педагогической литературе понятие обучения определяется следующим образом:

  • обучение означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества [6, с.91].
  • обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов [10, с.137].

Человек, занимающий позицию обучающего, - педагог. Деятельность обучения – это деятельность преподавателя, деятельность преподавания – педагогическая.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:

  • постановка целей учебной работы;
  • формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;
  • определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;
  • организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;
  • придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;
  • регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;
  • оценивание результатов деятельности учащихся.

Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является научение.

Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.

С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение – специфическая человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью.

В ходе учения происходит изменение субъекта деятельности, его превращение из не владеющего определенными знаниями, умениями и навыками в овладевшего ими. Поэтому деятельность учения есть деятельность учащихся по самоизменению путем присвоения элементов социального опыта.

В учебно-познавательной деятельности, осуществляемой учащимися, выделяют следующие компоненты:

  • осознание целей и задач обучения;
  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;
  • восприятие, осмысление и запоминание учебного материала;
  • применение знаний на практике и последующее повторение;
  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;
  • самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;
  • самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.

 

 

Соотношение обучения и развития.

Уровни умственного развития

Связь обучения и развития человека одна из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что:

1) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев);

2) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения (1).

И.А.Зимняя отмечает, что говоря об основной цели любой системы образования – развитии личности обучающегося, следует прежде всего подчеркнуть одно из основных положений современной педагогической психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного развития человека [6, с.97].

Существенен вопрос о характере соотношения обучения и развития. Ответ на этот вопрос принципиально важен для педагогической психологии.

В зависимости от того, как оценивается соотношение обучения и развития, можно выделить две точки зрения. Одна из них (ее поддерживают психологи женевского направления: Ж.Пиаже, С.Инельдер и др.) ограничивает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходят сами собой, а обучение приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно, автономно, как бы надстраивается над ним. Обучение – это только внешние условия созревания, развития. «Развитие создает возможности – обучение их реализует» (2, с.225)

Психологи другого направления придают обучению ведущее значение. Так по Л.С.Выготскому, обучение – движущая сила психического развития.


Важно отметить то, как Л.С.Выготский понимал развитие и обучение. По словам Л.С.Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. Он рассматривает развитие как формирование человека или личности, совершающееся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Обучение, по Л.С.Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию, а является его движущей силой.

 

Для практики управления развитием огромное значение имеет идея Л.С.Выготского об уровнях (или зонах) развития детей:

- Уровень актуального развития характеризует успехи ребенка – наличные особенности психического развития функций, сложившихся на сегодняшний день. Это то, что он может выполнить сам, без помощи взрослых.

- Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, требует ориентировки на реализацию у ребенка возможностей завтрашнего дня. Это то, что ребенок сегодня может выполнить с помощью взрослых, а завтра – самостоятельно.

Л.С.Выготский писал: «То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития, которая помогает нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития. Таким образом, состояние умственного развития ребенка может быть определено по меньшей мере с помощью выяснения двух его уровней – уровня актуального развития и зоны ближайшего развития».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.009 с.)