Общее понятие о педагогической деятельности. Структура пед деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о педагогической деятельности. Структура пед деятельности



Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической. (Википедия)

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

 

Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

 

Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

 

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

 

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

 

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

 

К понятию «психологических компонентов усвоения» Н.Д. Левитовым были отнесены:

1) положительное отношение учащихся - выражается в их внимании, интересе к содержанию урока. Это дидактически связывается с оптимальным для усвоения учебного материала учащимися каждого конкретного возраста темпом учебной работы.

2) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом - отмечая роль процессов непосредственного чувственного ознакомления с учебным материалом, В.А. Крутецкий подчеркнул два существенных момента их организации в процессе усвоения: наглядность самого материала и воспитание наблюдательности у обучаемых. При этом отмечается необходимость связи предметной, изобразительной (включая символическую) и словесной наглядности.

3) мышление как процесс активной переработки полученного материала - процесс мышления как третий компонент усвоения рассматривается в терминах осмысливания и понимания всех связей и отношений, включения нового материала в уже имеющуюся в опыте обучающегося систему.

4) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации - связан с процессами запоминания и сохранения учебного материала в памяти. Многочисленные исследования в этой области (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.) позволяют отметить, что наибольшая эффективность этих процессов определяется: а) конкретностью установки на условия запоминания (время, цель, характер использования в практике и т.д.) и б) включенностью обучающегося в активную собственную деятельность.

 

Структура процесса обучения

Обучение – это двусторонний, целенаправленный процесс организации педагогом активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в которой последние овладевают системой научных знаний, формируют практические умения и навыки, развивают творческие способности, вырабатывают нравственно-эстетические взгляды, научное мировоззрение.

 

Признаки процесса обучения:

1. Двусторонний характер.

2. Направленность на достижение конкретных целей (глобальной – всестороннее и гармоничное развитие личности, дидактической – усвоение учебного материала).

3. Совместная активная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество в процессе обучения).

4. Наличие педагогического руководства (учитель направляет, организовывает учебно-познавательную деятельность школьников, в этом смысле можно говорить о приоритетности роли учителя в процессе обучения).

5. Обучение возможно только при условии взаимосвязи преподавания и учения (несмотря на то, что в предыдущем положении подчеркивается роль учителя в процессе обучения). В связи с этим важной характеристикой современного процесса обучения является единство и паритетность преподавания и учения.

 

Процесс обучения представляет собой целостную систему деятельности учителя и учащихся, которая имеет свою структуру.

 

Внешняя структура обучения рассматривается как две стороны данного процесса:

1. Деятельность педагога по организации учебно-познавательной работы учащихся ( преподавание).

2. Непосредственно учебно-познавательная деятельность обучающихся (учение).

 

Внутренняя структура, характеризуется в единстве, с двух сторон: со стороны обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Существуют несколько компонентов внутр структуры:

 

• Целевой - организация обучения связана, прежде всего, с четким определением его цели учителем, принятием и осмысление этих целей учащихся.

Обучающая деятельность учителя: Определение целей и задач учебно-познавательной деятельности школьников, донесение их до сознания учащихся.

Учебно-познавательная деятельность учащихся: Осознание определенных учителем образовательных целей и работа по их достижению.

 

• Потребностно-мотивационный:

Обучающая деятельность учителя: Формирование потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся посредством применения активных методов обучения, развитие интереса учащихся к учению.

Учебно-познавательная деятельность учащихся: Развитие мотивов и потребности в собственном учении, в познании.

 

• Содержательный

Обучающая деятельность учителя: Определение содержания учебного материала по предмету на основании существующих образовательных стандартов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников, обстоятельств учебного процесса.

Учебно-познавательная деятельность учащихся: Изучение содержания образования по предметам, его восприятие, осмысление, запоминание и применение на практике

 

• Деятельностно-операционный

Обучающая деятельность учителя: Организация учебно-познавательной деятельности школьников (изложение, объяснение учебного материала, организация видов работ осмыслению, закреплению, повторению, обобщению изученного, проверка, оценка зун(ов) и т.д.).

Учебно-познавательная деятельность учащихся: Осуществление цикла учебных, познавательных действий (восприятие учебного материала, его осмысление, запоминание, применение на практике, повторение и обобщение, действия по самоконтролю и самооценке результатов учения).

 

• Эмоционально-волевой

Обучающая деятельность учителя: Формирование у школьников положительного отношения к учению, воли к преодолению трудностей в учении посредством организации педагогического общения, прогрессивных технологий обучения, собственного положительного примера.

Учебно-познавательная деятельность учащихся: Проявление позитивного (положительного) отношения к познанию, учению, волевых усилий в учебе.

 

• Контрольно-регулировочный

Обучающая деятельность учителя: Организация системного контроля за результатами учебно-познавательной деятельности школьников посредством наблюдения, проверки домашних заданий, письменных и устных, опросов, контрольных работ, программированного контроля и т.д.

Учебно-познавательная деятельность учащихся: Самоконтроль, корректировка на основе его результатов и на основе результатов контроля педагога собственной учебной деятельности.

 

• Оценочно-результативный

Обучающая деятельность учителя: Оценивание результатов учебно-познавательной деятельности учащихся в виде выставления отметок, формулировки оценочных суждений, похвалы или порицания.

Учебно-познавательная деятельность учащихся: Самооценка результатов своей учебной деятельности, которая реализуется как адекватное понимание успехов либо пробелов, срывов в учебной работе.

 

Все названные структурные компоненты в единстве представляют процесс обучения как сложную систему, они взаимосвязаны, поэтому недооценка педагогом или устранение хотя бы одного компонента из данной системы приводит к снижению результативности обучения, а «выпадение» на практике нескольких компонентов разрушает процесс обучения, делает его неэффективным вообще, что отрицательно сказывается на личностном развитии школьников.

Разница между процессом обучения и учебным процессом, в том, что учебный процесс касается обучения в конкретном учебном учреждении.

 

26. Общая характеристика самостоятельной работы учащихся в образовательной системе

 

Под самостоятельной работой в дидактике понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на классных и внеклассных занятиях или дома без непосредственного участия учителя, но по его заданиям (А.А. Миролюбов).

 

Задачи:

• сознательное и прочное усвоение знаний по предмету;

овладение способами и приемами самообразования;

развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.

Виды сам.работы:

 

Обучающие (развитие интереса к изучаемому материалу, помогает выделить пробелы в знаниях);

Тренировочные (состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. выработывает основные умения и навыки, создает базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении нужна помощь учителя/доп.материала/книг);

Закрепляющие (показывают, насколько прочно усвоен учебный материал, по итогу препод может выяснить сколько времени необходимо для усвоения или повторения материала);

Повторительные

Развивающие (докладики, на уроках- задачи на исследование чего-либо);

Творческие (даются нестандартные ситуации требующие несколько способов решения/творч с.р предполагает высокий уровень самостоятельности);

Контрольные (гл.функц = контроль)

 

Дидактическиетребования к сам.работе:

1. Целенаправленность.

2. Должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно (ток без фанатизма, содержание и объем должны быть посильны обучающимся)

3. Формирование у учащихся простейших навыков сам.работы;

4. Заданияв с.р. не должны выполняться по шаблону (применение знаний в новой ситуации);

5. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс (это вырабатывает твердые умения и навыки);

6. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.

 

И ндивидуально-психологические детерминанты самостоятельной работы:

 

Самостоятельная работа обусловливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучающегося как ее

субъекта. К таким психологическим детерминантам прежде всего относится саморегуляция. В общем контексте собственно психологической теории саморегуляции (О.А. Конопкин, А.К. Осницкий) были определены моменты предметной саморегуляции, соотносимые с организацией самостоятельной работы.

В целях развития саморегуляции у учащихся должны быть:

• сформированы целостная система представлений о своих возможностях и умениях их реализовать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания.

• уметь моделировать собственную деятельность;

• умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий и умение корректировать свои действия;

также саморегуляция включает в себя представление человека о нормах взаимоотношений с другими людьми, правилах обращения с предметами труда. При этом подчеркивается важная для организации самостоятельной работы мысль о том, что всем названным представлениям обучающегося должны соответствовать уже сформированные у него в учебной классной работе навыки и умения.

 

Технология организации С.Р. включает в себя три компонента:

 

Целевой компонент: Основаниями для отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом (ГОС), и конкретизация целей по разделам дисциплины. Кроме того, пели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к дальнейшему самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.

 

Содержательный: Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются ГОС, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ). Индивидуально-психологические особенности учеников (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности). При этом важную роль играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения.

 

Контрольно - корректировочный: Включает тщательный отбор средств контроля, определение эталон, разработку индивидуальных форм контроля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.04 с.)