Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее понятие о педагогической деятельности. Структура пед деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической. (Википедия) Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами. Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.
Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
К понятию «психологических компонентов усвоения» Н.Д. Левитовым были отнесены: 1) положительное отношение учащихся - выражается в их внимании, интересе к содержанию урока. Это дидактически связывается с оптимальным для усвоения учебного материала учащимися каждого конкретного возраста темпом учебной работы. 2) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом - отмечая роль процессов непосредственного чувственного ознакомления с учебным материалом, В.А. Крутецкий подчеркнул два существенных момента их организации в процессе усвоения: наглядность самого материала и воспитание наблюдательности у обучаемых. При этом отмечается необходимость связи предметной, изобразительной (включая символическую) и словесной наглядности. 3) мышление как процесс активной переработки полученного материала - процесс мышления как третий компонент усвоения рассматривается в терминах осмысливания и понимания всех связей и отношений, включения нового материала в уже имеющуюся в опыте обучающегося систему. 4) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации - связан с процессами запоминания и сохранения учебного материала в памяти. Многочисленные исследования в этой области (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.) позволяют отметить, что наибольшая эффективность этих процессов определяется: а) конкретностью установки на условия запоминания (время, цель, характер использования в практике и т.д.) и б) включенностью обучающегося в активную собственную деятельность.
Структура процесса обучения Обучение – это двусторонний, целенаправленный процесс организации педагогом активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в которой последние овладевают системой научных знаний, формируют практические умения и навыки, развивают творческие способности, вырабатывают нравственно-эстетические взгляды, научное мировоззрение.
Признаки процесса обучения: 1. Двусторонний характер. 2. Направленность на достижение конкретных целей (глобальной – всестороннее и гармоничное развитие личности, дидактической – усвоение учебного материала). 3. Совместная активная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество в процессе обучения). 4. Наличие педагогического руководства (учитель направляет, организовывает учебно-познавательную деятельность школьников, в этом смысле можно говорить о приоритетности роли учителя в процессе обучения). 5. Обучение возможно только при условии взаимосвязи преподавания и учения (несмотря на то, что в предыдущем положении подчеркивается роль учителя в процессе обучения). В связи с этим важной характеристикой современного процесса обучения является единство и паритетность преподавания и учения.
Процесс обучения представляет собой целостную систему деятельности учителя и учащихся, которая имеет свою структуру.
Внешняя структура обучения рассматривается как две стороны данного процесса: 1. Деятельность педагога по организации учебно-познавательной работы учащихся ( преподавание). 2. Непосредственно учебно-познавательная деятельность обучающихся (учение).
Внутренняя структура, характеризуется в единстве, с двух сторон: со стороны обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Существуют несколько компонентов внутр структуры:
• Целевой - организация обучения связана, прежде всего, с четким определением его цели учителем, принятием и осмысление этих целей учащихся. Обучающая деятельность учителя: Определение целей и задач учебно-познавательной деятельности школьников, донесение их до сознания учащихся. Учебно-познавательная деятельность учащихся: Осознание определенных учителем образовательных целей и работа по их достижению.
• Потребностно-мотивационный: Обучающая деятельность учителя: Формирование потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся посредством применения активных методов обучения, развитие интереса учащихся к учению. Учебно-познавательная деятельность учащихся: Развитие мотивов и потребности в собственном учении, в познании.
• Содержательный Обучающая деятельность учителя: Определение содержания учебного материала по предмету на основании существующих образовательных стандартов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников, обстоятельств учебного процесса. Учебно-познавательная деятельность учащихся: Изучение содержания образования по предметам, его восприятие, осмысление, запоминание и применение на практике
• Деятельностно-операционный Обучающая деятельность учителя: Организация учебно-познавательной деятельности школьников (изложение, объяснение учебного материала, организация видов работ осмыслению, закреплению, повторению, обобщению изученного, проверка, оценка зун(ов) и т.д.). Учебно-познавательная деятельность учащихся: Осуществление цикла учебных, познавательных действий (восприятие учебного материала, его осмысление, запоминание, применение на практике, повторение и обобщение, действия по самоконтролю и самооценке результатов учения).
• Эмоционально-волевой Обучающая деятельность учителя: Формирование у школьников положительного отношения к учению, воли к преодолению трудностей в учении посредством организации педагогического общения, прогрессивных технологий обучения, собственного положительного примера. Учебно-познавательная деятельность учащихся: Проявление позитивного (положительного) отношения к познанию, учению, волевых усилий в учебе.
• Контрольно-регулировочный Обучающая деятельность учителя: Организация системного контроля за результатами учебно-познавательной деятельности школьников посредством наблюдения, проверки домашних заданий, письменных и устных, опросов, контрольных работ, программированного контроля и т.д. Учебно-познавательная деятельность учащихся: Самоконтроль, корректировка на основе его результатов и на основе результатов контроля педагога собственной учебной деятельности.
• Оценочно-результативный Обучающая деятельность учителя: Оценивание результатов учебно-познавательной деятельности учащихся в виде выставления отметок, формулировки оценочных суждений, похвалы или порицания. Учебно-познавательная деятельность учащихся: Самооценка результатов своей учебной деятельности, которая реализуется как адекватное понимание успехов либо пробелов, срывов в учебной работе.
Все названные структурные компоненты в единстве представляют процесс обучения как сложную систему, они взаимосвязаны, поэтому недооценка педагогом или устранение хотя бы одного компонента из данной системы приводит к снижению результативности обучения, а «выпадение» на практике нескольких компонентов разрушает процесс обучения, делает его неэффективным вообще, что отрицательно сказывается на личностном развитии школьников. Разница между процессом обучения и учебным процессом, в том, что учебный процесс касается обучения в конкретном учебном учреждении.
26. Общая характеристика самостоятельной работы учащихся в образовательной системе
Под самостоятельной работой в дидактике понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на классных и внеклассных занятиях или дома без непосредственного участия учителя, но по его заданиям (А.А. Миролюбов).
Задачи: • сознательное и прочное усвоение знаний по предмету; • овладение способами и приемами самообразования; • развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний. Виды сам.работы:
• Обучающие (развитие интереса к изучаемому материалу, помогает выделить пробелы в знаниях); • Тренировочные (состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. выработывает основные умения и навыки, создает базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении нужна помощь учителя/доп.материала/книг); • Закрепляющие (показывают, насколько прочно усвоен учебный материал, по итогу препод может выяснить сколько времени необходимо для усвоения или повторения материала); • Повторительные • Развивающие (докладики, на уроках- задачи на исследование чего-либо); • Творческие (даются нестандартные ситуации требующие несколько способов решения/творч с.р предполагает высокий уровень самостоятельности); • Контрольные (гл.функц = контроль)
Дидактическиетребования к сам.работе: 1. Целенаправленность. 2. Должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно (ток без фанатизма, содержание и объем должны быть посильны обучающимся) 3. Формирование у учащихся простейших навыков сам.работы; 4. Заданияв с.р. не должны выполняться по шаблону (применение знаний в новой ситуации); 5. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс (это вырабатывает твердые умения и навыки); 6. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.
И ндивидуально-психологические детерминанты самостоятельной работы:
Самостоятельная работа обусловливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучающегося как ее субъекта. К таким психологическим детерминантам прежде всего относится саморегуляция. В общем контексте собственно психологической теории саморегуляции (О.А. Конопкин, А.К. Осницкий) были определены моменты предметной саморегуляции, соотносимые с организацией самостоятельной работы. В целях развития саморегуляции у учащихся должны быть: • сформированы целостная система представлений о своих возможностях и умениях их реализовать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания. • уметь моделировать собственную деятельность; • умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий и умение корректировать свои действия; также саморегуляция включает в себя представление человека о нормах взаимоотношений с другими людьми, правилах обращения с предметами труда. При этом подчеркивается важная для организации самостоятельной работы мысль о том, что всем названным представлениям обучающегося должны соответствовать уже сформированные у него в учебной классной работе навыки и умения.
Технология организации С.Р. включает в себя три компонента:
Целевой компонент: Основаниями для отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом (ГОС), и конкретизация целей по разделам дисциплины. Кроме того, пели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к дальнейшему самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.
Содержательный: Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются ГОС, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ). Индивидуально-психологические особенности учеников (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности). При этом важную роль играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения.
Контрольно - корректировочный: Включает тщательный отбор средств контроля, определение эталон, разработку индивидуальных форм контроля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.009 с.) |