Общее представление о педагогике сотрудничества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление о педагогике сотрудничества



Педагогика сотрудничества - это основное направление гуманной педагогики развития, суть которой в вовлечении детей в активное учение, совместном труде преподавателей и учащихся, непрерывном творчестве и духовном подъеме учителей и учеников, когда каждое педагогическое действие, решение, поступок проверены на гуманность, сотрудничество и развитие.

 

Педагогика сотрудничества была выработана учителями-практиками, преподававшими различные предметы в разных городах и условиях, и начала оформляться в научно-теоретическое направление после их встреч (первой - в подмосковном поселке Переделкино в сентябре 1986 г., второй -недалеко от Тбилиси, в поселке Цинандали, в сентябре 1987 г., третьей - в Москве в марте 1988 г., четвертой - в Краснодарском крае в сентябре 1988 г.), на которых было решено, что педагогика сотрудничества -это

открытая программа, ее смысл - в творчестве всех учителей, она живет, пока развивается, дополняется, уточняется и обогащается.

 

В целостном педагогическом процессе все педагоги-новаторы выделяют главную категорию воспитания, обучения и развития - «сотрудничество», при реализации которого воспитатели и воспитанники являются субъектами учебно - воспитательного процесса, в равной степени имеющими право выбора.

 

Педагогика сотрудничества предполагает личностный подход к ребенку вместо индивидуального. Это проявляется в учете личностных качеств ученика, который на каждом уроке получает оценку своего труда за инициативу, любознательность, способности, творчество, выбирает задачи по своим способностям, убеждается, что он уважаем.

 

Педагоги- новаторы рассматривали гармоническое развитие личности ребенка как цель педагогического процесса.

 

Первая задача школы, по их мнению, - развить ребенка, чтобы он сам, без принуждения, мог бы и хотел добывать (а не получать!) знания, приобретать умения и навыки, развивать способности. Педагоги-новаторы выступают против школьных отметок, так как они не всегда помогают в создании отношений сотрудничества, оптимальных условий для обучения и воспитания, в привитии интереса к предмету. Необходимо заметить, что педагогика сотрудничества -это не только сотрудничество учителей с детьми и коллегами, но и с родителями, которые должны быть союзниками в воспитании ребенка, что является важным шагом на пути развития личности.

Задача учителя состоит в том, чтобы понять интересы учащегося, помочь ему правильно, с научной точки зрения осознать их, уметь слушать ребенка, вести с ним диалог, помогать ему понять и выразить себя, состояться как человеку. На уроках он стремится научить каждого, ориентирует детей на успех, способствует организации гуманистических отношений, сотворчества, учится у себя и у своих учеников, а не копирует уроки других. Следовательно, самообразование и саморазвитие преподавателя - важная составляющая целостного педагогического процесса, основанного на сотрудничестве и сотворчестве.

Традиционная образовательная система ориентирована на формирование у студентов фиксированного набора знаний, которые проверяются, как правило, посредством заданий, составленных в заранее определенном формате (например, единый государственный экзамен). Такая система не способствует формированию у студентов навыков профессиональной деятельности, а применяемая тестовая форма контроля приводит к тому, что ключевая задача образования сводится к подготовке для успешного прохождения теста. В этом случае полностью отсутствует индивидуальный подход к обучению, когда развиваются собственные творческие качества учащегося с учетом его индивидуальных особенностей.

 

Эффективность образовательной системы существенно повышается при использовании педагогики сотрудничества, ориентированной на вовлечение обучаемого в образовательный процесс, а также при совместной работе учителя и ученика. Педагогика сотрудничества основной упор делает на воспитании партнерских отношений и предполагает соблюдение ряда принципов:

- обучение без принуждения — учащийся сам принимает решенияотносительно своего учебного процесса (когда и как он будет решать задачи);

- отсутствие негативных оценок;

- идея свободного выбора — учащийся сам решает, какую задачу ему решать и в каком количестве, а также может самостоятельно создать задачу, которую ему интересно решать);

- идея опережения — учащийся знакомится с темами уроков, опережающих его текущую подготовку;

- идея крупных блоков — учебный процесс состоит не из отдельных уроков или тренингов, а из блоков «погружения» в разные темы;

- идея соответствующей формы — каждое занятие по форме реализуется в соответствии с выбранной тематикой, например уроки рисования предполагают неформальное общение на природе, а уроки физики — четко организованную работу в учебном классе;

- интеллектуальный фон класса — совместная деятельность в учебном процессе и за его рамками — посещение музеев, проведение досуга и т. д.

 

В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.

 

 

Характер и функции пед общения

Подробнее про общение – см. 32

П. о. – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально - психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности ученика

Выделяют также три функции педагогического общения.

 

1. Обучающая. Это ведущая функция, но в то же время является лишь частью многостороннего взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально организованном процессе любого уровня системы образования – дошкольном, школьном, вузовском.

 

2. Воспитывающая. Обеспечивает процесс нравственного воспитания.

 

3. Фасилитативная. Она заключается в том, что учитель помогает ученику выразить себя. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

 

Характеристики:

 

- Полиобъектная направленность

 

- Полиинфоhмативность

 

- Высокая степень репрезентативности

 

 

Синтез характеристик выражается в качественном содержании педагогической системы

В основе эффективного педагогического общения:

1) пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена;

2) эмпатия - умение поставить себя на место ученика, понять цель и мотивы его поведения, а значит, и его самого, что позволяет прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее;

3) доброжелательность, заинтересованность в успехе ученика;

4) рефлексия - непрерывный анализ своего поведения и деятельности, управляющих деятельностью учеников и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс

Специфика пед общения

[Деятельностный подход] о. – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Д.подход – 1. неразрывность общественных и межличностных отношений, 2. Единство общения и деятельности

Единство общения и деятельности → стороны социального бытия человека, явления связи «род-вид», т.е. общение – вид деятельности.

Коммуникативный подход позволяет предоставить схему педагогического взаимодействия во всем многообразии ее звеньев (источник, ситуация, канал связи, обратная связь) – используется современной педагогикой. К.п. устанавливает связь говорящего и слушателей, но не вскрывает природу взаимодействия, характер активности субъектов – анализ потребностей, мотивов, елей и задач деятельности, особенности субъектов (на основе деят. подхода)

Стороны общения:

- Коммуникативная – обмен информацией

- Интерактивная – регуляция взаимодействия между партнерами и декодирование ими знаковых (верб.,неверб.) систем общения

- Перцептивная – «прочтение» собеседника (сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия)

А.А.Леонтьев: о. – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного средствами контакта между людьми, связанными друг с другом в психологическом отношении

Характеристики о.: контактность, ориентированность, направленность, семиотическая специализация и степень опосредованности, ориентация общения, психологическая динамика

Педагогическое общение – форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников

одновременно реализует все функции общения (см.стороны), используя всю совокупность вербальных, изобразительных, символических, кинетических средств

П. о. – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности ученика

Специфика п. о. – 1. полиобъектная направленность

П. о направлено на само взаимодействие обучающихся в елях их личностного развития и организацию освоения учебных занятий, формирование на этой основе творческих умений →

П. о. направлено на 1. Учебное взаимодействие 2. Обучающихся (их актуальное состояние, перспективы развития) 3. Предмет освоения (усвоения) → органическое сочетание элементов личностно, социально и предметно ориентированного общения

2. обучающая функия, которая включает в себя воспитывающую, т.к. образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер

Брудной А.А: обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной, ее проявлением. Трансляционная присуща всем формам научения (игра, бытовое взаимодействие), реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы (дошк., шк., вуз)

+ Функция облегчения, фасилитации общения

учитель – фасилитатор общения – помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть

Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная и поддерживающая контакт атмосфера общения облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации ученика и его развитию

→ Пед. общение – обучающая, воспитывающая, фасилитативная функцииХарактеристика особенностей социальной ситуации развития личности. Влияние соц ситуации развития на процесс обучения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 2246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.025 с.)