Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее представление о педагогике сотрудничестваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Педагогика сотрудничества - это основное направление гуманной педагогики развития, суть которой в вовлечении детей в активное учение, совместном труде преподавателей и учащихся, непрерывном творчестве и духовном подъеме учителей и учеников, когда каждое педагогическое действие, решение, поступок проверены на гуманность, сотрудничество и развитие.
Педагогика сотрудничества была выработана учителями-практиками, преподававшими различные предметы в разных городах и условиях, и начала оформляться в научно-теоретическое направление после их встреч (первой - в подмосковном поселке Переделкино в сентябре 1986 г., второй -недалеко от Тбилиси, в поселке Цинандали, в сентябре 1987 г., третьей - в Москве в марте 1988 г., четвертой - в Краснодарском крае в сентябре 1988 г.), на которых было решено, что педагогика сотрудничества -это открытая программа, ее смысл - в творчестве всех учителей, она живет, пока развивается, дополняется, уточняется и обогащается.
В целостном педагогическом процессе все педагоги-новаторы выделяют главную категорию воспитания, обучения и развития - «сотрудничество», при реализации которого воспитатели и воспитанники являются субъектами учебно - воспитательного процесса, в равной степени имеющими право выбора.
Педагогика сотрудничества предполагает личностный подход к ребенку вместо индивидуального. Это проявляется в учете личностных качеств ученика, который на каждом уроке получает оценку своего труда за инициативу, любознательность, способности, творчество, выбирает задачи по своим способностям, убеждается, что он уважаем.
Педагоги- новаторы рассматривали гармоническое развитие личности ребенка как цель педагогического процесса.
Первая задача школы, по их мнению, - развить ребенка, чтобы он сам, без принуждения, мог бы и хотел добывать (а не получать!) знания, приобретать умения и навыки, развивать способности. Педагоги-новаторы выступают против школьных отметок, так как они не всегда помогают в создании отношений сотрудничества, оптимальных условий для обучения и воспитания, в привитии интереса к предмету. Необходимо заметить, что педагогика сотрудничества -это не только сотрудничество учителей с детьми и коллегами, но и с родителями, которые должны быть союзниками в воспитании ребенка, что является важным шагом на пути развития личности. Задача учителя состоит в том, чтобы понять интересы учащегося, помочь ему правильно, с научной точки зрения осознать их, уметь слушать ребенка, вести с ним диалог, помогать ему понять и выразить себя, состояться как человеку. На уроках он стремится научить каждого, ориентирует детей на успех, способствует организации гуманистических отношений, сотворчества, учится у себя и у своих учеников, а не копирует уроки других. Следовательно, самообразование и саморазвитие преподавателя - важная составляющая целостного педагогического процесса, основанного на сотрудничестве и сотворчестве. Традиционная образовательная система ориентирована на формирование у студентов фиксированного набора знаний, которые проверяются, как правило, посредством заданий, составленных в заранее определенном формате (например, единый государственный экзамен). Такая система не способствует формированию у студентов навыков профессиональной деятельности, а применяемая тестовая форма контроля приводит к тому, что ключевая задача образования сводится к подготовке для успешного прохождения теста. В этом случае полностью отсутствует индивидуальный подход к обучению, когда развиваются собственные творческие качества учащегося с учетом его индивидуальных особенностей.
Эффективность образовательной системы существенно повышается при использовании педагогики сотрудничества, ориентированной на вовлечение обучаемого в образовательный процесс, а также при совместной работе учителя и ученика. Педагогика сотрудничества основной упор делает на воспитании партнерских отношений и предполагает соблюдение ряда принципов: - обучение без принуждения — учащийся сам принимает решенияотносительно своего учебного процесса (когда и как он будет решать задачи); - отсутствие негативных оценок; - идея свободного выбора — учащийся сам решает, какую задачу ему решать и в каком количестве, а также может самостоятельно создать задачу, которую ему интересно решать); - идея опережения — учащийся знакомится с темами уроков, опережающих его текущую подготовку; - идея крупных блоков — учебный процесс состоит не из отдельных уроков или тренингов, а из блоков «погружения» в разные темы; - идея соответствующей формы — каждое занятие по форме реализуется в соответствии с выбранной тематикой, например уроки рисования предполагают неформальное общение на природе, а уроки физики — четко организованную работу в учебном классе; - интеллектуальный фон класса — совместная деятельность в учебном процессе и за его рамками — посещение музеев, проведение досуга и т. д.
В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.
Характер и функции пед общения Подробнее про общение – см. 32 П. о. – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально - психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности ученика Выделяют также три функции педагогического общения.
1. Обучающая. Это ведущая функция, но в то же время является лишь частью многостороннего взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально организованном процессе любого уровня системы образования – дошкольном, школьном, вузовском.
2. Воспитывающая. Обеспечивает процесс нравственного воспитания.
3. Фасилитативная. Она заключается в том, что учитель помогает ученику выразить себя. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.
Характеристики:
- Полиобъектная направленность
- Полиинфоhмативность
- Высокая степень репрезентативности
Синтез характеристик выражается в качественном содержании педагогической системы В основе эффективного педагогического общения: 1) пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена; 2) эмпатия - умение поставить себя на место ученика, понять цель и мотивы его поведения, а значит, и его самого, что позволяет прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее; 3) доброжелательность, заинтересованность в успехе ученика; 4) рефлексия - непрерывный анализ своего поведения и деятельности, управляющих деятельностью учеников и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс Специфика пед общения [Деятельностный подход] о. – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Д.подход – 1. неразрывность общественных и межличностных отношений, 2. Единство общения и деятельности Единство общения и деятельности → стороны социального бытия человека, явления связи «род-вид», т.е. общение – вид деятельности. Коммуникативный подход позволяет предоставить схему педагогического взаимодействия во всем многообразии ее звеньев (источник, ситуация, канал связи, обратная связь) – используется современной педагогикой. К.п. устанавливает связь говорящего и слушателей, но не вскрывает природу взаимодействия, характер активности субъектов – анализ потребностей, мотивов, елей и задач деятельности, особенности субъектов (на основе деят. подхода) Стороны общения: - Коммуникативная – обмен информацией - Интерактивная – регуляция взаимодействия между партнерами и декодирование ими знаковых (верб.,неверб.) систем общения - Перцептивная – «прочтение» собеседника (сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия) А.А.Леонтьев: о. – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного средствами контакта между людьми, связанными друг с другом в психологическом отношении Характеристики о.: контактность, ориентированность, направленность, семиотическая специализация и степень опосредованности, ориентация общения, психологическая динамика Педагогическое общение – форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников одновременно реализует все функции общения (см.стороны), используя всю совокупность вербальных, изобразительных, символических, кинетических средств П. о. – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности ученика Специфика п. о. – 1. полиобъектная направленность П. о направлено на само взаимодействие обучающихся в елях их личностного развития и организацию освоения учебных занятий, формирование на этой основе творческих умений → П. о. направлено на 1. Учебное взаимодействие 2. Обучающихся (их актуальное состояние, перспективы развития) 3. Предмет освоения (усвоения) → органическое сочетание элементов личностно, социально и предметно ориентированного общения 2. обучающая функия, которая включает в себя воспитывающую, т.к. образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер Брудной А.А: обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной, ее проявлением. Трансляционная присуща всем формам научения (игра, бытовое взаимодействие), реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы (дошк., шк., вуз) + Функция облегчения, фасилитации общения учитель – фасилитатор общения – помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная и поддерживающая контакт атмосфера общения облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации ученика и его развитию → Пед. общение – обучающая, воспитывающая, фасилитативная функцииХарактеристика особенностей социальной ситуации развития личности. Влияние соц ситуации развития на процесс обучения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 2443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.008 с.) |