Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Альманах института коррекционной педагогики рао.

АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО.

6 / 2003 Тема номера: РАННИЙ ВОЗРАСТ.

_______________________________________________________________________

 

Адрес в интернет: http://www.ise.iip.net/almanah/6/st02.htm

_______________________________________________________________________

 

Пути коррекционной работы с детьми

первого года жизни в условиях дома ребенка.

 

Методические рекомендации, часть II.

 

Ю.А. РАЗЕНКОВА

 

III этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень психомоторного развития которых соответствует 6-9 мес. нормально развивающихся детей)

Сенсорное развитие

 

Задача: развитие дифференцированного восприятия окружающего.

В целях совершенствования зрительного восприятия и зрительных дифференцировок детям предлагаются крупные игрушки, разные по цвету, форме и величине. Продолжается работа по формированию восприятия отражения: ребенок рассматривает себя, взрослого и другого ребенка в зеркале. Значительное время должно быть посвящено развитию зрительного предвосхищения: состояния ожидания того, что предмет вот-вот появится в определенном месте, умения находить полуспрятанную игрушку, затем - целиком спрятанную. Дети учатся следить за движением падающей игрушки.

Продолжается работа по умению прислушиваться к звучанию игрушек, предметов, издающих различные звуки; к низкому и высокому звучанию музыкальных инструментов, к плясовым и спокойным мелодиям. Учат детей по-разному реагировать на спокойные и плясовые мелодии, побуждая двигать руками и ногами в ответ на пение взрослого. Формируется слуховое предвосхищение на основе зрительно-слуховой ориентировки: умение прислушиваться к звучанию невидимой игрушки, ожидать ее появление в одном и том же месте: из-под платочка, из коробки и т.д. Ребенка учат узнавать голос знакомого взрослого и различать интонации: ласковую и строгую, побуждающую, вопросительную.

 

 

Развитие эмоционально-положительных ответных реакций

 

Задача: развитие ярких дифференцированных эмоций.

Наиболее значимыми являются игры-занятия, развивающие смех и двигательное оживление у ребенка (игры с воздушным шариком, мыльными пузырями, сюрпризными коробочками, подвижные игры - "Догоню-догоню", "Коза рогатая" и т.д.); дифференцированные эмоции формируются на основе различения интонации голоса взрослого и различения "своих" и "чужих" взрослых.

 

Формирование предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка со взрослым

 

Задача: переход от эмоционального общения со взрослым к формированию ситуативно-делового общения через развитие потребности в сотрудничестве.

Это не означает, что эмоциональное общение с ребенком отсутствует. Оно играет стимулирующую роль в возникновении у ребенка потребности в сотрудничестве. Сотрудничество формируется в ходе общения при рассматривании, ощупывании игрушек, в игре, где между взрослым и ребенком устанавливаются свои правила, например очередность действий и т.п. Большое значение уделяется формированию у ребенка указательного жеста.

 

Формирование первых контактов между детьми

 

Задача: способствовать возникновению положительных контактов между младенцами и интереса к действиям другого ребенка.

Для установления устойчивого эмоционального контакта полезно организовать тактильное взаимодействие между детьми. В это время дети проявляют большой интерес к действиям с игрушками других детей. осле показа интересной игрушки по такой же игрушке получает каждый ребенок. В такой ситуации ребенок начинает соотносить свои действия с действиями других детей, таким образом, развивается подражание, на основе которого возникают игровые действия "рядом".

 

Нормализация нервно-мышечного тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки

 

Задачи: развитие предметной деятельности ребенка, умения перераспределять пальчики рук в зависимости от формы, объема и величины предметов, формирование дифференцированных захватов предметов и игрушек.

Нормализация нервно-мышечного тонуса достигается приемами массажа, укрепляющего или расслабляющего и приемами лечебной физкультуры.

 

Развитие действий с предметами

 

Задача: формирование манипулятивных действий.

Работа направлена на поэтапное развитие активных движений рук ребенка в различных положениях: лежа на спине, на животе, опираясь на выпрямленные руки, сидя, стоя, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. Ребенка обучают притягивать игрушки, лежащие перед ним или сбоку на расстоянии вытянутой руки, учат перекладывать игрушки из руки в руку. Развивают умение менять положение тела в пространстве с ориентировкой на предметы, лежащие впереди или сбоку на небольшом расстоянии.

Побуждают детей переходить от одного-двух действий с игрушками к нескольким: захвату игрушки, обследованию с помощью губ и рта, ощупыванию рукой, постукиванию, размахиванию, отбрасыванию и вновь притягиванию и т.п.

Затем детей обучают разнообразным действиям с игрушками в зависимости от их физических свойств: толкать мяч; высыпать мячи, кубики и другой материал из миски, переворачивая ее; вынимать игрушки по одной из емкости; открывать разнообразные коробочки, устройство крышек которых подсказывает способ открывания.

Умение перераспределять пальцы руки на игрушке формируется с помощью разнообразных по величине, толщине и объему предметов. Детей обучают захватывать предмет двумя и тремя пальцами. Продолжается работа по развитию тактильной чувствительности ладоней и пальцев руки, осязания: подбираются предметы, различные по материалу, фактуре, плотности, упругости. Используются игры с детским кремом, который ребенок может размазывать по различным поверхностям: зеркалу, резиновому коврику, мисочке. Игры с кремом хорошо развивают движения пальцев руки.

 

Развитие общих движений

 

Задачи: развитие и закрепление поворотов с живота на спину, ползания, реакций равновесия в различных положениях, умения садиться и сидеть, вставать, ходить вдоль опоры, развитие двигательной активности детей.

Упражнения, развивающие умение лежать на животе с опорой на ладони выпрямленных рук, предваряют работу по развитию поворотов с живота на спину. Далее важно формировать реакцию, равновесия в положении на животе и на боку. Проводятся игры и упражнения по формированию ползания: "Догоню-догоню", "Догони мячик", "Достань неваляшку", игры с заводными игрушками, инерционными машинками, которые побуждают малышей много, активно и в различных направлениях ползать.

Чтобы научить ребенка садиться, поначалу его "присаживают" при перевороте с живота на спину и со спины на живот.

Ребенка учат вставать на одну коленочку из положения "на четвереньках". Когда ребенок может вставать попеременно на одно и другое колено, ему показывают, как надо вставать к опоре. Следующим этапом является умение опускаться, не падая, вставая при этом на колени или присаживаясь.

Овладев навыком вставания к опоре и умением опускаться, малыши могут начинать передвигаться вдоль опоры приставным шагом. Далее необходимо научить ребенка ходить вдоль барьера, держась одной рукой.

Нормализация дыхания

 

В этот период дыхательная гимнастика направлена на тренировку ритмичности движений и дыхания, на увеличение объема, силы и длительности выдоха.

 

Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции

 

Приемы массажа, применяемые в это время, должны способствовать развитию движений органов артикуляции, формированию лепета. Артикуляционная гимнастика направлена на стимулирование сопротивления мышц ребенка в целях выработки проприоцептивных и кинестетических ощущений.

 

IV этап коррекционно-педагогической работы

(работа с детьми, уровень психомоторного развития которых соответствует 9-12 мес. нормально развивающихся детей)

 

Сенсорное развитие

 

Задачи: совершенствование дифференцированного восприятия окружающего, развитие ассоциативных связей между зрением, слухом, осязанием и изменением положения тела в пространстве.

На начальных этапах IV периода работа посвящена умению рассматривать игрушки и предметы, а также плоскостные изображения игрушек и предметов. Малышей обучают в ответ на вопрос "где?" находить знакомого взрослого на фотографии.

Продолжается работа по развитию зрительного предвосхищения. Малышей обучают ожидать появление игрушки в одном месте, а через некоторое время в другом месте. Развивают умение детей находить спрятанную на глазах у ребенка игрушку. Закрепляют умение рассматривать себя, взрослого и другого ребенка в зеркале.

Значительное внимание уделяется умению различать форму двух предметов: кирпичика и кубика. С этой целью значительное количество игр должно быть направлено на развитие действий с этими предметами. Продолжается работа по умению более длительно слушать звучание различных инструментов, пение взрослого. Закрепляется умение находить невидимый источник звучания, в то время как меняется его положение в пространстве. Побуждают ребенка по-разному реагировать на мелодии плясового и спокойного характера, различать интонации запрета, поощрения и радости.

 

Развитие общих движений

 

Задача: развитие самостоятельной ходьбы.

В ходе игр и упражнений ребенок учится ходить при поддержке за обе руки, затем за одну ручку. Детей побуждают делать первые шаги, переходя от предмета к предмету, привлекая их внимание к ярким и звучащим игрушкам, обучают стоять без опоры и ходить самостоятельно, без поддержки.

Закрепляется умение удерживать равновесие в различных положениях: лежа; на спине, на животе, на боку, сидя.

 

Нормализация дыхания

 

Дыхательные упражнения на этом этапе работы направлены на увеличение силы и длительности вдоха и выдоха.

Кроме пассивных дыхательных упражнений в этот период возможно с некоторыми детьми проводить игры, стимулирующие активные дыхательные движения с включением элементов подражания.

 

Литература

 

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977.

 

Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). М.: Просвещение, 1989.

 

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985.

 

Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до 3 лет. Л.: Медицина, 1974.

 

Мастюкова Е. М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985.

 

Мастюкова Е.М. Коррекция речевых нарушений // Л.О.Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимошина. Детские церебральные параличи, Киев: Здоровье, 1988..

 

Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом (младенческий, ранний и дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1991.

 

Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М.: Просвещение, 1987.

 

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 1983.

 

Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Просвещение, 1996.

 

Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах: Методические рекомендации / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской, Д.И. Фельдштейн. М., 1986.

 

Руководство для врачей домов ребенка / Под ред. Л.В.Дружининой. М.: Медицина, 1987.

 

Страковская В.Л., Ладыгина В.Е. Физическое воспитание недоношенных детей. М.: Медицина, 1990.

 

Страковская В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни. Л.: Медицина, 1991.

 

Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М.: Медгиз, 1949.

 

Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей 1 года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.,1983.

 

Фрухт Э.Л. Программа воспитания детей в домах ребенка. М., 1987.

 

Фрухт Э.Л. Педагогическая работа в доме ребенка //Руководство для врачей домов ребенка / Под ред.,Д.В,Дружининой. М.: Медицина, 1987.

 

Юрко Г. П. Физическое воспитание детей в доме ребенка // Руководство для врачей домов ребенка / Под, ред. Л.Е. Дружининой. М.: Медицина, 1987.

 

 

_________________________________________________________________________

 

 

©2003 Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. Все права защищены.

Регистрация ОФАП № 50200100254.

 

При использовании материалов ссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна.

Документы могут использоваться только для некоммерческих целей.

Любое коммерческое использование Документов допускается только с письменного

разрешения. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете

гиперссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна.

Адрес электронной почты редакции: nikolskaya@ise.iip.net

Создание и поддержка: Головков Н.Н. art@ise.iip.net, 2003.

 

_________________________________________________________________________

 

АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО.

6 / 2003 Тема номера: РАННИЙ ВОЗРАСТ.

_______________________________________________________________________

 

Адрес в интернет: http://www.ise.iip.net/almanah/6/st02.htm

_______________________________________________________________________

 

Пути коррекционной работы с детьми

первого года жизни в условиях дома ребенка.

 

Методические рекомендации, часть II.

 

Ю.А. РАЗЕНКОВА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.245 (0.011 с.)