Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альманах института коррекционной педагогики рао.
АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО. 6 / 2003 Тема номера: РАННИЙ ВОЗРАСТ. _______________________________________________________________________
Адрес в интернет: http://www.ise.iip.net/almanah/6/st02.htm _______________________________________________________________________
Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка.
Методические рекомендации, часть II.
Ю.А. РАЗЕНКОВА
III этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень психомоторного развития которых соответствует 6-9 мес. нормально развивающихся детей) Сенсорное развитие
Задача: развитие дифференцированного восприятия окружающего. В целях совершенствования зрительного восприятия и зрительных дифференцировок детям предлагаются крупные игрушки, разные по цвету, форме и величине. Продолжается работа по формированию восприятия отражения: ребенок рассматривает себя, взрослого и другого ребенка в зеркале. Значительное время должно быть посвящено развитию зрительного предвосхищения: состояния ожидания того, что предмет вот-вот появится в определенном месте, умения находить полуспрятанную игрушку, затем - целиком спрятанную. Дети учатся следить за движением падающей игрушки. Продолжается работа по умению прислушиваться к звучанию игрушек, предметов, издающих различные звуки; к низкому и высокому звучанию музыкальных инструментов, к плясовым и спокойным мелодиям. Учат детей по-разному реагировать на спокойные и плясовые мелодии, побуждая двигать руками и ногами в ответ на пение взрослого. Формируется слуховое предвосхищение на основе зрительно-слуховой ориентировки: умение прислушиваться к звучанию невидимой игрушки, ожидать ее появление в одном и том же месте: из-под платочка, из коробки и т.д. Ребенка учат узнавать голос знакомого взрослого и различать интонации: ласковую и строгую, побуждающую, вопросительную.
Развитие эмоционально-положительных ответных реакций
Задача: развитие ярких дифференцированных эмоций. Наиболее значимыми являются игры-занятия, развивающие смех и двигательное оживление у ребенка (игры с воздушным шариком, мыльными пузырями, сюрпризными коробочками, подвижные игры - "Догоню-догоню", "Коза рогатая" и т.д.); дифференцированные эмоции формируются на основе различения интонации голоса взрослого и различения "своих" и "чужих" взрослых.
Формирование предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка со взрослым
Задача: переход от эмоционального общения со взрослым к формированию ситуативно-делового общения через развитие потребности в сотрудничестве. Это не означает, что эмоциональное общение с ребенком отсутствует. Оно играет стимулирующую роль в возникновении у ребенка потребности в сотрудничестве. Сотрудничество формируется в ходе общения при рассматривании, ощупывании игрушек, в игре, где между взрослым и ребенком устанавливаются свои правила, например очередность действий и т.п. Большое значение уделяется формированию у ребенка указательного жеста.
Формирование первых контактов между детьми
Задача: способствовать возникновению положительных контактов между младенцами и интереса к действиям другого ребенка. Для установления устойчивого эмоционального контакта полезно организовать тактильное взаимодействие между детьми. В это время дети проявляют большой интерес к действиям с игрушками других детей. осле показа интересной игрушки по такой же игрушке получает каждый ребенок. В такой ситуации ребенок начинает соотносить свои действия с действиями других детей, таким образом, развивается подражание, на основе которого возникают игровые действия "рядом".
Нормализация нервно-мышечного тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки
Задачи: развитие предметной деятельности ребенка, умения перераспределять пальчики рук в зависимости от формы, объема и величины предметов, формирование дифференцированных захватов предметов и игрушек. Нормализация нервно-мышечного тонуса достигается приемами массажа, укрепляющего или расслабляющего и приемами лечебной физкультуры.
Развитие действий с предметами
Задача: формирование манипулятивных действий. Работа направлена на поэтапное развитие активных движений рук ребенка в различных положениях: лежа на спине, на животе, опираясь на выпрямленные руки, сидя, стоя, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. Ребенка обучают притягивать игрушки, лежащие перед ним или сбоку на расстоянии вытянутой руки, учат перекладывать игрушки из руки в руку. Развивают умение менять положение тела в пространстве с ориентировкой на предметы, лежащие впереди или сбоку на небольшом расстоянии. Побуждают детей переходить от одного-двух действий с игрушками к нескольким: захвату игрушки, обследованию с помощью губ и рта, ощупыванию рукой, постукиванию, размахиванию, отбрасыванию и вновь притягиванию и т.п. Затем детей обучают разнообразным действиям с игрушками в зависимости от их физических свойств: толкать мяч; высыпать мячи, кубики и другой материал из миски, переворачивая ее; вынимать игрушки по одной из емкости; открывать разнообразные коробочки, устройство крышек которых подсказывает способ открывания. Умение перераспределять пальцы руки на игрушке формируется с помощью разнообразных по величине, толщине и объему предметов. Детей обучают захватывать предмет двумя и тремя пальцами. Продолжается работа по развитию тактильной чувствительности ладоней и пальцев руки, осязания: подбираются предметы, различные по материалу, фактуре, плотности, упругости. Используются игры с детским кремом, который ребенок может размазывать по различным поверхностям: зеркалу, резиновому коврику, мисочке. Игры с кремом хорошо развивают движения пальцев руки.
Развитие общих движений
Задачи: развитие и закрепление поворотов с живота на спину, ползания, реакций равновесия в различных положениях, умения садиться и сидеть, вставать, ходить вдоль опоры, развитие двигательной активности детей. Упражнения, развивающие умение лежать на животе с опорой на ладони выпрямленных рук, предваряют работу по развитию поворотов с живота на спину. Далее важно формировать реакцию, равновесия в положении на животе и на боку. Проводятся игры и упражнения по формированию ползания: "Догоню-догоню", "Догони мячик", "Достань неваляшку", игры с заводными игрушками, инерционными машинками, которые побуждают малышей много, активно и в различных направлениях ползать. Чтобы научить ребенка садиться, поначалу его "присаживают" при перевороте с живота на спину и со спины на живот. Ребенка учат вставать на одну коленочку из положения "на четвереньках". Когда ребенок может вставать попеременно на одно и другое колено, ему показывают, как надо вставать к опоре. Следующим этапом является умение опускаться, не падая, вставая при этом на колени или присаживаясь. Овладев навыком вставания к опоре и умением опускаться, малыши могут начинать передвигаться вдоль опоры приставным шагом. Далее необходимо научить ребенка ходить вдоль барьера, держась одной рукой. Нормализация дыхания
В этот период дыхательная гимнастика направлена на тренировку ритмичности движений и дыхания, на увеличение объема, силы и длительности выдоха.
Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции
Приемы массажа, применяемые в это время, должны способствовать развитию движений органов артикуляции, формированию лепета. Артикуляционная гимнастика направлена на стимулирование сопротивления мышц ребенка в целях выработки проприоцептивных и кинестетических ощущений.
IV этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень психомоторного развития которых соответствует 9-12 мес. нормально развивающихся детей)
Сенсорное развитие
Задачи: совершенствование дифференцированного восприятия окружающего, развитие ассоциативных связей между зрением, слухом, осязанием и изменением положения тела в пространстве. На начальных этапах IV периода работа посвящена умению рассматривать игрушки и предметы, а также плоскостные изображения игрушек и предметов. Малышей обучают в ответ на вопрос "где?" находить знакомого взрослого на фотографии. Продолжается работа по развитию зрительного предвосхищения. Малышей обучают ожидать появление игрушки в одном месте, а через некоторое время в другом месте. Развивают умение детей находить спрятанную на глазах у ребенка игрушку. Закрепляют умение рассматривать себя, взрослого и другого ребенка в зеркале. Значительное внимание уделяется умению различать форму двух предметов: кирпичика и кубика. С этой целью значительное количество игр должно быть направлено на развитие действий с этими предметами. Продолжается работа по умению более длительно слушать звучание различных инструментов, пение взрослого. Закрепляется умение находить невидимый источник звучания, в то время как меняется его положение в пространстве. Побуждают ребенка по-разному реагировать на мелодии плясового и спокойного характера, различать интонации запрета, поощрения и радости.
Развитие общих движений
Задача: развитие самостоятельной ходьбы. В ходе игр и упражнений ребенок учится ходить при поддержке за обе руки, затем за одну ручку. Детей побуждают делать первые шаги, переходя от предмета к предмету, привлекая их внимание к ярким и звучащим игрушкам, обучают стоять без опоры и ходить самостоятельно, без поддержки. Закрепляется умение удерживать равновесие в различных положениях: лежа; на спине, на животе, на боку, сидя.
Нормализация дыхания
Дыхательные упражнения на этом этапе работы направлены на увеличение силы и длительности вдоха и выдоха. Кроме пассивных дыхательных упражнений в этот период возможно с некоторыми детьми проводить игры, стимулирующие активные дыхательные движения с включением элементов подражания.
Литература
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977.
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). М.: Просвещение, 1989.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985.
Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до 3 лет. Л.: Медицина, 1974.
Мастюкова Е. М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985.
Мастюкова Е.М. Коррекция речевых нарушений // Л.О.Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимошина. Детские церебральные параличи, Киев: Здоровье, 1988..
Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом (младенческий, ранний и дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1991.
Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М.: Просвещение, 1987.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 1983.
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Просвещение, 1996.
Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах: Методические рекомендации / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской, Д.И. Фельдштейн. М., 1986.
Руководство для врачей домов ребенка / Под ред. Л.В.Дружининой. М.: Медицина, 1987.
Страковская В.Л., Ладыгина В.Е. Физическое воспитание недоношенных детей. М.: Медицина, 1990.
Страковская В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни. Л.: Медицина, 1991.
Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М.: Медгиз, 1949.
Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей 1 года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.,1983.
Фрухт Э.Л. Программа воспитания детей в домах ребенка. М., 1987.
Фрухт Э.Л. Педагогическая работа в доме ребенка //Руководство для врачей домов ребенка / Под ред.,Д.В,Дружининой. М.: Медицина, 1987.
Юрко Г. П. Физическое воспитание детей в доме ребенка // Руководство для врачей домов ребенка / Под, ред. Л.Е. Дружининой. М.: Медицина, 1987.
_________________________________________________________________________
©2003 Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. Все права защищены. Регистрация ОФАП № 50200100254.
При использовании материалов ссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна. Документы могут использоваться только для некоммерческих целей. Любое коммерческое использование Документов допускается только с письменного разрешения. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна. Адрес электронной почты редакции: nikolskaya@ise.iip.net Создание и поддержка: Головков Н.Н. art@ise.iip.net, 2003.
_________________________________________________________________________
АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО. 6 / 2003 Тема номера: РАННИЙ ВОЗРАСТ. _______________________________________________________________________
Адрес в интернет: http://www.ise.iip.net/almanah/6/st02.htm _______________________________________________________________________
Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка.
Методические рекомендации, часть II.
Ю.А. РАЗЕНКОВА
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.245 (0.011 с.) |