Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные линии психического развития личности. Развитие интеллектаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психическое развитие личности, как и его целостное личностное развитие, осуществляется одновременно по линиям: • Познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания); • Психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности); • Развитие личности (направленности, ценностных ориентации, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой)
Развитие интеллекта трактуется в отечественной психологии в общем контексте теории развития высших психических функций ВПФ (Выготский). В теории подчеркивается социальная сущность человека и опосредованный характер его деятельности (ее знаковость). Развитие ВПФ идет:
- от непосредственному к опосредованному; - от общего нерасчлененного к дифференцированному, обобщенному (абстрактному) отражению действительности; - от непроизвольного к произвольному. В ходе интеллектуального развития ребенка происходят изменения и самих психических процессов. Они качественно меняются:
- от непроизвольных форм запоминания к произвольным;
- от наглядно-действенного мышления к отвлеченной и абстрактно-логической его форме, теоретическому мышлению.
Всякая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва в социальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, потом – внутри ребенка.
Уровни умственного развития (по Выготскому):
Уровень актуального развития – (наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно).
Уровень ближайшего развития – достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым, путем решения задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей.
Основный критерий развития интеллекта ребенка – умение самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных задач к творческим. Существенным показателем развития ребенка, его сознания, является уровень рефлексии, т.е. степень осознания ребенком своих действий, самого себя, своего Я.
!(Это просто для прочтения)!Развитие интеллекта как усложняющейся структуры в онтогенезе, начиная с самого раннего этапа — установления сенсомоторного уровня интеллектуального развития ребенка (0-2),— исчерпывающе раскрыто Ж. Пиаже. Он исследовал интеллект, представляющий структуру мыслительной деятельности, на примере развития логического мышления ребенка. Изучение онтогенетического развития логики ребенка основывалось в теории Ж. Пиаже на следующем: — интеллектуальное развитие стремится к равновесию, где последнее есть уравновешиваемая структура частей и целого; — каждый уровень интеллектуального развития как приобретенный опыт оформляется в схемы действий; — новые умственные структуры формируются на основе действия; — соотношение между 1) функциями (динамическими процессами) как способами взаимодействия субъекта со средой: организацией и адаптацией, состоящей из равновесия ассимиляции и аккомодации, и 2) структурами как прижизненно складывающимися умственными системами «обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени».!(Это просто для прочтения)!
22. Двусторонее единство обучения - учения в образовательном проыессе. Общая характеристика и аспекты рассмотрения понятия учение. В педагогической психологии обязательно различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучающая, воспитывающая и обучающаяся, т.е. обучение, осуществляемое педагогом, и научение (учение), осуществляемое учеником.
Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Отметим, что с позиции обучающегося часто фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процесса в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего,— педагог. Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, деятельность преподавания — педагогическая.
При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносятся программа обучения, его содержание и методы; как в обучении реализуется его основная цель — развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание.
Согласно Л.С. Выготскому, психологическая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения. Содержание и программа обучения: Аспекты рассмотрения Исходными для ответа на поставленные вопросы являются следующие положения, сформулированные В.В. Давыдовым:
• учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе усвоения содержания системы учебных предметов;
• каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения;
• стержнем учебного предмета служит его программа, т.е. систематическое и иерархичеЁкое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению;
• программа, фиксирующая содержание учебного предмета, определяет методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения, проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении ими предлагаемого материала;
• содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности Если рассматривать проблему учения с т.з психологии- учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека. Особое значение с этой позиции придается информационной функции знаково-символических структур, смыслообразованию, изменениям в познавательных и мотивационных структурах.
Усвоение - центральное звено учебной деятельности обцчающихся Усвоение является основным понятием всех теорий обучения. 1. Усвоение — это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, «присвоение», в терминах А.Н. Леонтьева, социо-культурного общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действий (соответственно умений и навыков), нравственных норм, этических правил поведения. 2. усвоение — это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы (сенсорно-перцептивные, мнемологические), обеспечивающиеприем, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала. 3. усвоение — это результат учения, учебной деятельности. Усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, т.е. использования этих знаний в форме умения на основе этих знаний решать новые задачи. По определению С.Л. Рубинштейна, «процесс прочного усвоения знаний — центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т.д.».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.134 (0.008 с.) |