Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гендерные особенности интеллекта.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Различия в интеллекте между мужчинами и женщинами есть. 2 теории: 1. Биологическая теория (Геодакян) – акцентирует биологические факторы. Мужчины являются носителями эволюционирующих генов, а женщины – консервативных => у мужчин чаще встречается мутация генов, а у женщин чаще встречается норма. 2. Социальные факторы – многое в поведении определяется тем, как нас социализируют. У женщин более развит вербальный интеллект. У мужчин – невербальный, пространственный интеллект. Уровнем Интеллекта называют уровень развития интеллектуальных способностей относительно возраста. Люди с недостаточным уровнем интеллекта больны олигофренией — врожденным слабоумием. Помимо этого, существует и приобретенное слабоумие — деменция. Выделяют три степени врожденного слабоумия: Дебильность, Имбецильность, Идиотия
13. Предмет, задачи, акт. проб. Ψ личности Ψ личности – очень молодая наука и область исследований. Только в последние пять десятилетий в этой области возникли четкие и жизнеспособные направления. Сегодня она достигла своего расцвета. Предмет: Ψ личности долгое время развивалась в рамках общей Ψ. Определение предметной области Ψ личности связано с решением ряда важных проблемных вопросов. В литературе (Асмолов,1990) выделяются три ситуации изучения личности: 1) богатство феноменологии личности; 2) междисциплинарный статус проблемы личности; 3) неоднозначность положения, ктр занимает личность в ходе исследования. Предметом Ψ личности является ЧЕЛ, ВЗЯТЫЙ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВЫХ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ Ψ-ЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК, КТР ФОРМИРУЮТСЯ И ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЯХ И ОТНОШЕНИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО ПОСТУПКИ И ДЕЙСТВИЯ, РЕГУЛИРУЮТ И ОБУСЛОВЛИВАЮТ ВНУТРЕННИЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХИЧ ПРОЦЕССЫ. Задачи Ψ личности. Теории личности и их функции. К задачам Ψ личности относят: 1) создание модели человского функционирования; 2) разработка метода различения людей; 3) установление закономерностей поведения людей. Научное изучение личности вкл систематическое стремление вскрыть и объяснить согласованность, повторяемость в мыслях, чувствах и наблюдаемых действиях людей, которые характерны для них в повседневной жизни. Теории личности помогают наблюдать и объяснять эти повторяемости. Теория личности должна охватывать: 1)структуру личности; 2)процессы – динамические аспекты; 3)рост и развитие личности; 4)психопатологию; 5)изменения личности. Теории личности выполняют 2 основные функ (Хьелл, Зиглер): - обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснить те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий;- предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся. Актуальные проблемы Ψ личности. В настоящее время нет единственного определения личности, но исследования различных аспектов личности продолжают осуществляться. Личность рассматривается, как правило, как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Базовыми проблемами Ψ личности явл:1)пр структуры личности; 2)пр соотношения биологического и социального в личности; 3)пр развития личности; 4)пр психического здоровья и психопатологии. Последнее время в периодической литературе появляется достаточно большое количество статей, посвященных проблеме развития личности в контексте онтогенеза, профессиональной сферы и т.д. Арестова «Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности» (рассмотрение школы как инструмента формировании и развития личности), Пастернак «Внутренний план действия как общий показатель развития личности» (уровень развития внутреннего плана действий влияет на развитие когнитивной сферы личности и на дальнейшее формирование личности), Смирнова «Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения», Якиманская (статьи посвящены проблеме построения образовательных программ и личностного развития учащихся) и т.д. Проблема развития личности: 1) пр факторов психического развития чела; 2) пр критериев развития; 3) пр методов изучения особенностей развития; 4) пр соотношения умственных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; 5) пр педагогической фасилитации процесса развития. Зарубежные и отечественные теории развития личности 1. биогенетический: ребенок - существо биологическое, наделен от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития, его темп, предел. Среда - условие изначального предопределенного развития. 2. социологизаторский / социогенетический. Локк: ребенок – как (чистая доска). Воспитатель пишет все, что угодно. Ребенок возрастает таким, каким его хотят видеть взрослые. Основной фактор – среда. Активность ребенка не учитывается. 3. Выготский: единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Более элементарные процессы (ощущение, восприятие) больше обусловлены наследственно, чем более сложные процессы. Каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества. Движущая сила психического развития – обучение. Две парадигмы в исследовании психического развития: Естественно-научная парадигма, Культурно-историческая парадигма. Движущие силы развития личности выявляются в противоречии между изменениями в деятельности; потребностями человека и реальными возможностями в их удовлетворении. Удовлетворение потребностей воспроизводит ситуацию, которая содержит противоречия между достигнутым уровнем развития и желаемым. Преодоление противоречий ведет к развитию личности. Оно происходит в деятельности, овладение способами, приемами, операциями, знаниями. Удовлетворение одной потребности ведет к побуждению новой более высокой по уровню. 4. Ананьев: Индивидуальное развитие человека, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основные моменты становления целостности человеческого организма. Под влиянием соцсреды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т.е. самая общая структура чела как субъекта познания. Одновременно со свойствами субъекта познания формируются св-ва субъекта деятельности. Социальное формирование чела – это образование чела как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и учения, заканчивая трудом. Проблема развития личности Психическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Основные проблемы возрастной психологии: 1.проблема факторов психического развития человека; 2.проблема критериев развития; 3.проблема методов изучения особенностей развития; 4.проблема соотношения умственных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка; 5.проблема педагогической фасилитации процесса развития. Актуальные проблемы современной психологии развития: 1. Проблема термина “развитие”. Каковы критерии, показатели, признаки развития? 2. Факторы и источники развития. 3. Проблема соотношения задатков и способностей. 4. Что такое развитие? 5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в развитии. Выделяются следующие подходы зарубежных теорий развития: 1. биогенетический: ребенок – существо биологическое, наделен от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития, его темп, предел. Среда, в которой воспитывается ребенок, - условие такого изначального предопределенного развития. 2. социологизаторский (социогенетический). Локк: ребенок –чистая доска. Воспитатель (воспитание) пишет все,что угодно. Ребенок возрастает таким, каким его хотят видеть взрослые. Основной фактор – среда. Активность ребенка не учитывается. Недостатки этих направлений: эти теории односторонни, нет активности ребенка.3. подход У.Штерна – теория конвергенции. Принцип конвергенции двух факторов, две стороны: 1. созревание наследственных черт характера; 2. развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка. Эти стороны пересекаются – конвергенция. Теория рассматривает вопрос о соотношении наследственности и среды. Айзенк: 20% среда; 80% наследственность. Недостаток: не учитывает внутренние причины психического развития, ребенок пассивен и приспосабливается. Отечественная психология: Выготский: единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Более элементарные процессы (ощущение, восприятие) больше обусловлены наследственно, чем более сложные процессы. Социальная среда – источник индивидуального психического развития, как «пространство» существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его психики. Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка – овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций (ВПФ) Выготский считал подражание ребенка взрослому. Движущая сила (фактор) психического развития – обучение. ВПФ ребенка формируются прижизненно, в результате общения с взрослым. Закономерности психического развития. 1. новообразование –принципиально новые психические качества личности, появляются к концу одного возрастного периода и свидетельствуют о том, что происходит перестройка в структуре сознания. Изменяются отношения ребенка к миру, людям, себе. Они свидетельствуют о распаде старой социальной ситуации развития и формированию новой. Появление новообразований обуславливает социальную ситуацию развития. Новообразования сопровождаются возрастными кризисами. Кризисы необходимы для дальнейшего развития. Выготский выделяет следующие кризисы: рождения, 1 года, 3 лет,7 лет. Кризис – завершение одного возрастного этапа и начало другого. 2. социальная ситуация развития. Каждый возраст – определенная система отношений, особое положение в обществе. Социальная ситуация развития – сочетание внутренних и внешних условий, типичное для каждого возраста 3. гетерохронность развития – неравномерность развития. У ребенка центральная часть развивается быстрее, чем периферическая (кроме подросткового возраста). 4. сензитивность развития. Более чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешнее воздействие. Например, исправление дефектов речи – 3-4 года.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.011 с.) |