Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности психического развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса. Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности - предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения. Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.
Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность. *Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.
*Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.
Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. В-третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью. Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга. С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка. В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант - причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника. В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности - подражание. 17. Темперамент – психодинамические особенности индивида, характеризующие интенсивность протекания его психических процессов и поведения. Темперамент определяет силу, скорость, возникновение и прекращение психических процессов. Теории темперамента: По Гиппократу, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей в организме. сангвинический (преобладает кровь). Подвижный, легко переживающий неприятности, живой. флегматический (слизь). Невозмутим, с устойчивыми настроением, с постоянством и глубиной чувств, равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний. холерический (желчь). Энергичный, склонен к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями. меланхолический (черная желчь). Впечатлительный, с глубокими переживаниями, легкоранимый, но внешне слабо реагирующего на окружающее, сдержанные движения и приглушенная речь. Тип темперамента зависит от типа телосложения. Э. Кречмер 4типа и 3типа темперамента: 1. Лептосоматик хрупкое телосложение, высокий рост, длинные, худые конечности. Тип темперамента – шизотимик –замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, с трудом приспосабливается к окружению. 2. Пикник – тучный, малый или средний рост, большой живот, круглая голова на короткой шее. Тип темперамента – циклотимик - эмоции между радостью и печалью, легко контактирует с людьми. 3. Атлетик –развитая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. Тип темперамента – иксотимик –спокойный, со сдержанными жестами и мимикой, часто мелочный. 4. Диспластик – человек с бесформенным, неправильным строением. Люди характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение). И.П. Павлов выделил свойства нервной системы - сила процессов возбуждения и торможения; уравновешенность; подвижность. На их основе выделил 4 типа нервной системы: сильный - уравновешенный - подвижный (сангвиник); сильный - уравновешенный - инертный (флегматик); сильный - неуравновешенный (холерик); слабый (меланхолик). Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын расширили представление о свойствах нервной системы, лежащих в основе темперамента, и экспериментально установили, что наряду со свойствами нервной системы, выделенными И.П. Павловым, существуют и другие свойства, например: динамичность – легкость и скорость выработки условных рефлексов; лабильность – скорость возникновения и прекращения процессов возбуждения и торможения). В. М. Русаловым были выделены четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, по мнению Русалова, психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают. Свойства темперамента: 1)Кант, Вундт: скорость; сила эмоциональных реакций. 2.Диамонд: уровень активности; преобладающий чувственный тон. 3.Айзенк: экстраверсию-интроверсию; нейротизм-эмоциональную стабильность. 4.В отечественной психологии активность и эмоциональность (В.Д. Небылицын); эргичность, пластичность, скорость (темп) и эмоциональная чувствительность (В.М. Русалов). 5.В работах В.С. Мерлина: Реактивность - степень выраженности непроизвольных реакций. Активность - быстрота и легкость мобилизации волевого усилия. Психический темп - быстрота или замедленность движений, походки, речи. Сензитивность - повышенная чувствительность к различным воздействиям. Пластичность-ригидность - легкость или трудность переключения с одного дела на другое, к новым людям, условиям. Экстраверсия-интроверсия - направленность человека на себя или на других. Структура темперамента: Небылицын выделяет 2 компонента: активность, эмоциональность. Активность – группа качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к освоению внешней действительности, самовыражению относительно внешнего мира. Структура активности (Небылицын, Крупнов): индивидуальный темп деятельности, склонность к разнообразию реакций, склонность к действиям в ситуации, когда по условиям эксперимента действие не является обязательным Эмоциональность – характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств. Структура эмоциональности: чувствительность, эмоциональная лабильность Мерлин выделяет 9 основных характеристик структуры темперамента: 1. эмоциональная возбудимость (насколько быстро и легко возникают эмоции) 2. возбудимость, внимание (степень изменения раздражителя для привлечения внимания) 3. силы эмоций (степень удовлетворения мотивов) 4. тревожность (эмоциональная возбудимость угрожающей ситуации) 5. активность (в интенсивности действий, связанных с достижением цели) 6. реактивность (определяет силу непроизвольной реакции на раздражителя) 7. пластичность (способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям) 8. резистентность (устойчивость психической деятельности) 9. субъективация (насколько действие определяется субъективными образами, а насколько зависят от настоящих впечатлений). Физиологические основы темперамента: И. П. Павлов, изучая условные рефлексы у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Выделенные типы нервной системы по количеству, и по основным характеристикам соответствуют четырем типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик; сильный, неуравновешенный тип- холерик; слабый тип - меланхолик. Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.251 (0.01 с.) |