Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности психического развития

Поиск

 

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности - предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.


Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве - с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике.

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

*Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

 

*Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

 

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития.

В-третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант - причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.

В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности - подражание.

17. Темперамент

– психодинамические особенности индивида, характеризующие интенсивность протекания его психических процессов и поведения. Темперамент определяет силу, скорость, возникновение и прекращение психических процессов.

Теории темперамента: По Гиппократу, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей в организме. сангвинический (преобладает кровь). Подвижный, легко переживающий неприятности, живой. флегматический (слизь). Невозмутим, с устойчивыми настроением, с постоянством и глубиной чувств, равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний. холерический (желчь). Энергичный, склонен к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями. меланхолический (черная желчь). Впечатлительный, с глубокими переживаниями, легкоранимый, но внешне слабо реагирующего на окружающее, сдержанные движения и приглушенная речь.

Тип темперамента зависит от типа телосложения. Э. Кречмер 4типа и 3типа темперамента: 1. Лептосоматик хрупкое телосложение, высокий рост, длинные, худые конечности. Тип темперамента – шизотимик –замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, с трудом приспосабливается к окружению. 2. Пикник – тучный, малый или средний рост, большой живот, круглая голова на короткой шее. Тип темперамента – циклотимик - эмоции между радостью и печалью, легко контактирует с людьми. 3. Атлетик –развитая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. Тип темперамента – иксотимик –спокойный, со сдержанными жестами и мимикой, часто мелочный. 4. Диспластик – человек с бесформенным, неправильным строением. Люди характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

И.П. Павлов выделил свойства нервной системы - сила процессов возбуждения и торможения; уравновешенность; подвижность. На их основе выделил 4 типа нервной системы: сильный - уравновешенный - подвижный (сангвиник); сильный - уравновешенный - инертный (флегматик); сильный - неуравновешенный (холерик); слабый (меланхолик). Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын расширили представление о свойствах нервной системы, лежащих в основе темперамента, и экспериментально установили, что наряду со свойствами нервной системы, выделенными И.П. Павловым, существуют и другие свойства, например: динамичность – легкость и скорость выработки условных рефлексов; лабильность – скорость возникновения и прекращения процессов возбуждения и торможения).

В. М. Русаловым были выделены четыре компонента: эргичность (выносливость), пластич­ность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты тем­перамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, по мнению Русалова, психологи­ческой характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических про­цессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Свойства темперамента: 1)Кант, Вундт: скорость; сила эмоциональных реакций. 2.Диамонд: уровень активности; преобладающий чувственный тон. 3.Айзенк: экстраверсию-интроверсию; нейротизм-эмоциональную стабильность. 4.В отечественной психологии активность и эмоциональность (В.Д. Небылицын); эргичность, пластичность, скорость (темп) и эмоциональная чувствительность (В.М. Русалов). 5.В работах В.С. Мерлина: Реактивность - степень выраженности непроизвольных реакций. Активность - быстрота и легкость мобилизации волевого усилия. Психический темп - быстрота или замедленность движений, походки, речи. Сензитивность - повышенная чувствительность к различным воздействиям. Пластичность-ригидность - легкость или трудность переключения с одного дела на другое, к новым людям, условиям. Экстраверсия-интроверсия - направленность человека на себя или на других. Структура темперамента: Небылицын выделяет 2 компонента: активность, эмоциональность. Активность – группа качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к освоению внешней действительности, самовыражению относительно внешнего мира. Структура активности (Небылицын, Крупнов): индивидуальный темп деятельности, склонность к разнообразию реакций, склонность к действиям в ситуации, когда по условиям эксперимента действие не является обязательным

Эмоциональность – характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств. Структура эмоциональности: чувствительность, эмоциональная лабильность

Мерлин выделяет 9 основных характеристик структуры темперамента:

1. эмоциональная возбудимость (насколько быстро и легко возникают эмоции)

2. возбудимость, внимание (степень изменения раздражителя для привлечения внимания)

3. силы эмоций (степень удовлетворения мотивов)

4. тревожность (эмоциональная возбудимость угрожающей ситуации)

5. активность (в интенсивности действий, связанных с достижением цели)

6. реактивность (определяет силу непроизвольной реакции на раздражителя)

7. пластичность (способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям)

8. резистентность (устойчивость психической деятельности)

9. субъективация (насколько действие определяется субъективными образами, а насколько зависят от настоящих впечатлений).

Физиологические основы темперамента: И. П. Павлов, изучая условные рефлексы у собак, об­ратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Выделенные типы нервной системы по количеству, и по основным характеристикам соответствуют четырем типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик; сильный, неуравновешенный тип- холерик; слабый тип - меланхолик.

Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим прояв­лением общего типа нервной системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.251 (0.01 с.)