Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сейчас гештальттерапия переживает значительный подъем, особенно в европе, где она смогла найти множество культурных корней (психоанализ, феноменология, экзистенциализм, гештальт-психология и Т. Д. ).

Поиск

 

Теоретические основы, принципы и методы тел. ориент. психотерапии

Значение ТОП. ТОП занимает особое место среди психотерапевтических методов, поскольку убедительно демонстрирует практическую ценность преодоления дуализма ума и тела. ТОП является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также соматической психологией.

Работа с телом создает уникальные возможности терапевтического воздействия «вне цензуры сознания», что позволяет обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле. Важно также и то, что ТОП способствует выведению на уровень осознания тех глубинных аспектов скрытого бессознательного процесса взаимоотношений между клиентом и терапевтом, которые обычно неразличимы и малодоступны для работы в «вербальных» методах терапии.

ТОП расширяет возможности психотерапевтического воздействия в связи с тем, что рассматривает человека в единстве его психосоциального и биологического функционирования, помогая клиенту с помощью телесных психотехник более точно распознать и вербализовать собственные эмоции, пережить заново свой прошлый эмоциональный опыт, тем самым способствуя расширению сферы самосознания и формированию более эмоционально благоприятного отношения к себе.

Задачи: 1.Исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении; 2.Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья; 3.психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми; 4.самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений; 5.Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

К основным теоретическим положениям ТОП относятся следующие: 1.Телесный опыт - это необходимая составляющая человеческого существования, условие его полноты и цельности; 2.Физическое здоровье человека - это общий энергетический фон и предпосылка успешного решения личностных проблем; 3.Тело – это своеобразная «материализация» (воплощение) структуры личности и психологических проблем; 4.Тело – это канал и способ «аргументации» и воздействия на личность; 5.Тело - это источник самопознания и самовоспитания.

Успешность решения жизненных проблем человеком напрямую зависит от его общего физического состояния и энергетического потенциала.

Основные направления ТОП. Биоэнергетический анализ А. Лоуэна; Концепция телесного осознавания М. Фельденкрайзера; Метод интеграции движений Ф.М. Александера; Метод чувственного сознавания Ш. Селвер; Соматическое обучение Т. Ханны; Д. Боаделлы; Кинезиология; Структурная интеграция И. Рольф (метод – рольфинг); Первичная терапия А. Янова; Танатотерапия В. Баскакова;

Методы ТОП особенно эффективны для лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состояний. ТОП является также инструментом личностного роста, позволяющим добиться более полного раскрытия личностного потенциала, увеличения числа доступных человеку способов самовыражения, расширения самосознания, коммуникации, улучшения физического самочувствия. В основу классификации методов телесной терапии могут быть положены различные принципы: по уровню воздействия можно выделить структурные и функциональные методы. 1.Структурные методы исходят из предположения, что именно вертикальное выравнивание тела (прямохождение) может драматично сказаться на здоровье, поведении и сознании человека. Структурные терапевты стремятся к тому, чтобы организовать и реорганизовать структуру человеческого тела так, чтобы сила гравитации благоприятно влияла на него, что, в свою очередь, помогает выявить скрытый психологический, духовный или физический потенциал. Под структурой терапевты подразумевают не только скелет, но и миофасциальную систему (мышцы). 2. В то время, как структура подразумевает устройство или организацию частей и их взаимодействие, функция означает использование этой структуры, то есть то, как человек применяет, управляет или приводит ее в движение. В начале жизни человек двигается с естественной простотой, в течение последующих лет естественная непринужденность движений начинает ему мешать. Множество физических, социальных, культурных и эмоциональных знаний формирует модели движения, которые затем приводят к ряду трудностей. Функциональные телесные техники занимаются тем, как помочь человеку избавиться от подобных привычных тенденций. Мозг и нервная система всегда готовы к обучению, поэтому вполне можно реорганизовать функции человеческого тела и обеспечить его новыми двигательными возможностями.

по способу воздействия существуют двигательные упражнения и прикосновения. 1.Двигательные упражнения, раскрывающие блоки, растягивающие мускулы и увеличивающие гибкость. Сопровождая и обсуждая движения, терапевт предоставляет клиенту почувствовать разницу между тем, что и как он делает по привычке, и предпочтительной моделью действий. Когда клиент почувствует разницу, он постепенно заменит старую модель на новую, более эффективную. 2.Прикосновения, освобождающие спонтанные движения, которые являются выражением глубоких чувств (то есть комплексов). Прикосновение – один из основных методов работы. Они помогают лучше ощущать своё тело, соприкоснуться с глубокими чувствами, с внутренними ресурсами здоровья и развития. В. Райх указывал на терапевтическую ценность прикосновения как первичной, идущей от младенчества формы контакта с окружающим миром.

Основными понятиями ТОП являются: • Энергия. Вступить в оптимальные отношения с собственным телом – это активизировать спонтанный поток энергии, распространяющейся по всему организму. На самочувствие влияет все, что нарушает ход энергетических процессов в любой части тела – от мышц до внутренних органов. • Мышечная броня (панцирь). В. Райх считал, что защитные формы поведения, которые он называл «характерным панцирем», проявляются в стесненном дыхании и в мышечном напряжении, образующем защитный «мышечный панцирь». Райх считал, что мышечный панцирь представляет собой 7 основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций.

Райхианская терапия состоит, прежде всего, в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом: Глаза. Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и “пустом” выражении глаз. Распускание осуществляется посредством раскрывания глаз так широко, как только возможно, а также свободными движениями глаз, вращением и взглядом из сторон в сторону. Рот. Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, сосания. Защитный панцирь может быть расслаблен клиентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, и посредством прямой работы над соответствующими мышцами. Шея. Этот сегмент включает мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п. Грудь (широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка, руки с кистями). Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом. Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь связан с подавлением злости, неприязни. Таз (все мышцы таза и нижних конечностей). Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит кзади. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами. • Заземление (почва под ногами). Означает энергетический контакт с почвой, ощущение опоры, которая обеспечивает устойчивость и возможность двигаться. «Заземление чувств» означает, прежде всего, контакт с чувствами, осознание чувств и отсутствие блокировки телесных проявлений этих чувств.

85. Арттерапия

или терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Термин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием. Арттерапия в буквальном переводе с английского— художественная терапия. Акцент здесь делается не на искусство вообще, а на его визуальные разновидности: живопись, графику, скульптуру, дизайн и прочие формы творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Все это — изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины.

Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. При работе можно использовать как уже существующие произведения искусства путем их анализа и интерпретации, так и творчество самих испытуемых.

Следует отметить, что развиваются два направления. Сторонники одного направления, представляемые Эдит Крамер в области профессиональной и восстановительной терапии, рассматривают искусство как самодостаточное лечебное средство. Эти терапевты подчеркивают значение искусства в противовес собственно терапии и исключают из лечебной практики те приемы, в которых творческий процесс не является ведущей целью. Они не рассматривают терапию искусством в качестве заменителя психотерапии. Сторонники другого направления, представителем которого является Маргарет Наумбург, преуменьшают чисто художественные цели в пользу терапевтических. Они имеют основательную клиническую подготовку и провозглашают, что со временем терапия искусством может стать как независимым терапевтическим приемом, так и вспомогательным средством для традиционных подходов. Однако, несмотря на существующие различия, оба направления рассматривают изобразительное искусство как средство, которое помогает интеграции и реинтеграции функционирующей личности.

Виды арттерапии: Изотерапия (рисуночная терапия); визуальная (терапия образами); медитативное рисование; мультимедийная (интегративная).

Принципы арттерапии. Созидательный, творческий акт (побуждение к самостоятельному творчеству) рассматривается как основной лечебный фактор. Терапия искусством является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, т.е. те феномены, которые исследуют терапевты фрейдовской ориентации во время психоанализа.

Субъект переживает ее (мечту) в основном в зрительных образах; при этом возможны и чувства, могут вплетаться и мысли, а также возникать ощущения в других модальностях, но, тем не менее, она есть прежде всего именно образы. Трудности осознания мечты как раз и заключаются в необходимости перевода языка образов в слова. "Я могу нарисовать ее,- часто говорит нам человек о своей мечте,- но я не знаю, как ее выразить словами" (З.Фрейд).

Методики терапии искусством основываются на том предположении, что внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить. Хотя Фрейд утверждал, что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал терапию искусством в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. С другой стороны, ближайший ученик Фрейда Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех, кто занимается терапией искусством..

Арттерапия способствует достижению следующих целей: 1) социально-приемлемый выход агрессивности и других негативным переживаниям;2) работа с подавленными мыслями и чувствами;3) развитие художественных способностей и повышение самооценки;4) облегчение процесса лечения;5) получение материала для интерпретации и диагностических заключений.

Особенно значимой является лечебно-адаптационная роль арттерапии.

Одним из наиболее часто используемых в терапии искусства упражнений является «создание групповых фресок», в котором участники либо рисуют все, что они хотят, на общей картине, либо дорисовывают на ней что-то, согласно выбранной всей группой теме. Члены группы поощряются комментировать свои рисунки, в то время как руководитель группы усиливает групповое взаимодействие. Упражнение Г. Вассилиоса, получившее название «создание всеобщего группового образа». В начале каждого занятия группа выбирает рисунок участник. Как правило, члены группы выполняют рисунки дома, затем приносят на занятие. Автор рисунка, описывав свои чувства (до того как был сделан рисунок, время процесса рисования и после того, как работа была завершена), рассказывает о смысле рисунка, выдавая ряд свободных ассоциаций на него. Затем остальные член группы описывают свои реакции на этот рисунок и связанные с ним ассоциации. Те групповые реакции проекции, которые оказываются близкими к теме рисунка, получают название «коллективного образа» и становятся ведущей темой данного группового занятия.

На более поздней стадии развития группы участники могут получить задание выбрать себе того партнера, которого они желают узнать лучше. Каждая пара получает бумагу, цветные карандаши или мелки и использует художественное творчество в качестве «моста» для невербальной коммуникации на уровне внутренних переживаний друг друга. Одни пары начинают кооперироваться, другие - соревноваться, третьи - обмениваться замыслами и способами их реализации. По окончании работы участники описывают свои реакции и наблюдения. Не поощряется анализ, интерпретация и защита выбранных ими образов. Другим способом изучения межличностных отношений является лепка. Члены группы получают задание закрыть глаза и представить кого-нибудь из тех людей, с которыми у них существуют значимые эмоциональные связи, а затем отразить в глине свой образ. В качестве освобождения от внутреннего напряжения возможно разрушение уже сделанной скульптуры. После окончания работы руководитель может спросить автора, сколько энергии отняла у него эта скульптура и как можно различить в скульптуре личностные особенности персонажа и самого автора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.009 с.)