Механизмы формирования личности




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы формирования личности



Раскрытие психологических механизмов воспитания невозможно без понимания источников и условий развития ребенка, становления его личности.

Как отмечают психологи, определяющее условие существования, развития человека как существа социального, т.е. условие развития человека как личности – та многоплановая деятельность или совокупность разного вида деятельностей, в которые включен человек [2, С.221-222].

Поэтому при построении воспитательных воздействий надо учитывать характер и особенности различных видов деятельности, в которые вовлечен ребенок, их значение, объем и содержание.

Особенно важно знать закономерности проявления ведущей деятельности на каждом возрастном этапе, т.к. в ней формируются или перестраиваются психические процессы (в игре – воображение, в учении – отвлеченное мышление и т.д.). От этой деятельности зависят основные психологические изменения каждого периода (новообразования) развития ребенка (дошкольник, например, в игре усваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).

Д.Б.Эльконин, исходя из классических принципов периодизации, подверг тщательному анализу содержательно-предметную сторону деятельности и пришел к выводу о том, что «единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на две стороны»:

· усвоение мотивационно-потребностной сферы личности (усвоение мира общения);

· усвоение операционально-технической сферы (усвоение предметного мира).

Д.Б.Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: на определенном этапе активность ребенка направлена на познание взаимоотношений с людьми, вид деятельности – общение, затем наступает этап познания способов употребления предметов, вид деятельности – предметно-манипулятивный

Учет закономерностей развития психики ребенка, своеобразия ведущих типов деятельности, их взаимосвязи с другими видами деятельности школьников позволяет значительно оптимизировать воспитательный процесс. Поэтому специальная организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на формирование у него в процессе этой деятельности иерархии потребностей, мотивов, целей.

В процессе деятельности (и прежде всего в ведущих типах деятельности) происходит формирование отношения к идеалам, образцам общества, нравственным нормам. Механизм трансформации общественных требований в личные убеждения ребенка, т.е. процесс интериоризации, раскрыт в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и других отечественных психологов. Включение школьника в специально организуемую разнообразную деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.


Результаты исследований показывают, что усвоение существующих в обществе нравственных образцов – это сложный процесс, который проходит несколько ступеней. Так конкретный и неустойчивый характер идеалов младших школьников постепенно приобретает черты все большей синтетичности, обобщенности и устойчивости у подростков и старшеклассников, формируется стремление сравнивать себя с идеальными образами, сознательно следовать им. Возрастает значение «внутренней позиции», «внутренней среды», понимаемой психологами как система складывающихся психических свойств личности, через которую преломляется воздействие внешней среды (Л.И.Божович). Если вначале развитие ребенка побуждается в основном требованиями ближайшей социальной среды, то в дальнейшем ребенок на основе усвоенных общественных требований, общественных образцов вырабатывает собственные требования к окружающему миру и себе. А.А.Бодалев установил, что процесс превращения требований взрослых, общества в требования «самого себе» идет от вынужденного принятия требований, остающихся для школьника внешними, к их добровольному, осознанному принятию и, наконец, к превращению идущих извне нравственных требований в личные, внутренние требования к себе.

 

Н.Ф.Талызина выделяет общие закономерности усвоения социального опыта [13, С.251]..

Во-первых, считает она, любой вид социального опыта усваивается через деятельность учащегося, адекватную этому опыту. Нельзя усвоить физическую культуру, не выполняя определенных физических упражнений. Невозможно стать добрым человеком, не совершая добрых поступков и т.д.

Во-вторых, процесс усвоения любых видов опыта проходит в принципе те же этапы, что и в случае усвоения интеллектуальных знаний и умений. Исходной формой деятельности является внешняя материальная.

Так, ребенок, поступая в школу, в процессе учебной деятельности имеет дело не только с различными предметами, но и вступает в определенные отношения с людьми: учителями, учащимися. Независимо от того, понимает или не понимает ребенок свою ответственность перед ними, он вынужден считаться с другими, учитывать их интересы. Таким образом, ребенок осваивает азбуку морали, начиная с внешних, в определенной мере принудительных форм деятельности. Постепенно требование не мешать другим людям становится ориентировочной основой поведения ученика. Однако к этому необходимо сделать одно важное дополнение. Учащийся будет ориентироваться на указанное требование добровольно тогда, и только тогда, когда это требование будет принято им как значимое, как имеющее личностный смысл для него, т.е. совпадающее с его точкой зрения на правила отношений с другими людьми. Если этого нет, то ученик или не будет выполнять требования, или будет выполнять его только при наличии принуждения.

 

Понятие социализации

Понятие социализации является одним из основных в социальной психологии. Социализацияэто двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду[1, с. 276].. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.

Г.М.Андреева, автор учебника «Социальная психология» [11], рассматривает в своем труде вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание»: «Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях – в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется» [1, с.276]

Автор другого источника о проблемах социальной психологии, Н.И.Шевандрин, рассматривает воспитание как фактор социализации.

 

Как считает Г.М.Андреева, если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности:

  • деятельность
  • общение
  • самосознание.

Рассмотрим каждую из этих сфер в отдельности.

  1. Деятельность. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей [5, c.188], т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три важных процесса:

1) ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение, но и их освоение;

2) центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей;

3) освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

  1. Общение: рассматривается в контексте социализации со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже (более подробно будет рассмотренно далее в этой теме). Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
  2. Самосознание. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я [4, с.9]. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Таким образом, процесс социализации может быть понят как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.006 с.)