Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регулирующий компонент учебной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценка). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности Контроль – есть действие сличения, соотнесения действий с образцом, который задается извне. Процесс осуществления контроля предполагает как бы три звена: 1) модель, образ потребного, желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия; 3) принятие решения о продолжении или коррекции действия. Как отмечает В.В.Давыдов, контроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Контроль позволяет ученику, меняя операциональный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата. Благодаря этому контроль обеспечивает нужную полноту операционального состава действий и правильность их выполнения [10, с.22] В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
Как отмечает Н.Ф.Талызина, при организации контроля за процессом усвоения необходимо учитывать следующее:
Таким образом, первоначально контроль за выполнением учебных действий производит учитель. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопоставляет их с заданным образцом, указывает на возможные расхождения, соотносит выявленные расхождения с недостатками учебных действий. Постепенно по мере овладения контролем дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, изменяя учебные действия. Следующий компонент учебной деятельности – оценка - «сообщает» школьнику, решена или не решена им данная учебная задача, т.е. усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ данной учебной задачи (3.) Оценка не тождественна отметке. Их различение является условием психологического грамотного построения и организации учебной деятельности. Оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком; отметка является результатом этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах (3) К сожалению, в практике обучения учитель чаще всего ограничивает процесс оценивания «объявлением» отметки. Как отмечают психологи, оценка должна служить главной цели – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Оценка учителя не сразу приобретает для школьника содержательный смысл. Для этого необходимы такие условия: 4) эталон, которым оперирует учитель в своей оценочной деятельности в отношении школьника, должен быть понятен самому школьнику; важно, чтобы представления учителя и школьника об оцениваемом объекте совпадали; 5) доверие школьника к учителю и его оценкам. Значимость роли контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в структуре деятельности обусловливается тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, интерпсихического в интрапсихическое (Л.С.Выготский), т.е. действий контроля и оценки учителя в действия самоконтроля и самооценки ученика. Действия самоконтроля и самооценки направлены учеником на самого себя. Существуют следующие виды самоконтроля (они «перекликаются» с видами контроля):
В концепции П.Я.Гальперина самоконтроль, который осуществляется про себя, сокращенно, автоматизировано, - это внимание, формирование которого необходимо начинать с внешних, осознанных и развернутых действий контроля (необходимо добавить, что речь идет о произвольном внимании). . Самооценка бывает: адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной); ретроспективной (оценка достигнутых результатов своей деятельности: «Хорошо или плохо я сделал?»), прогностической (оценка своих возможностей: «Смогу ли я справиться с этой задачей или нет?»; этот вид самооценки опирается на рефлексию) и текущей. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей. Поэтому при диагностике возможных причин неуспеваемости или других затруднений школьников в учении необходимо проанализировать уровень сформированности разных компонентов учебной деятельности.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Каким образом понятие «учебная деятельность» соотносится с такими понятиями как «обучение», «учение», «научение»? 2. Что входит в предметное содержание учебной деятельности? 3. Выделите основные характеристики учебной деятельности. 4. Назовите структурные компоненты учебной деятельности. 5. Приведите примеры, иллюстрирующие каждый вид учебных мотивов. 6. Что входит в состав учебной задачи? 7. Выделите существенные отличия учебной задачи от практической. 8. Выделите основания разных классификаций учебных действий. 9. Проследите путь перехода контроля в самоконтроль и оценки в самооценку. 10. Какой компонент учебной деятельности, на ваш взгляд, занимает особое место? Ответ обоснуйте. 11. Составьте сравнительную таблицу мотивов учения школьников на основании материалов, изложенных в книге: Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990 12. * Разработайте задания, направленные на развитие одного из компонентов учебной деятельности.
Литература 1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М., 2004. 2. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном //Вопрос алгоритмизации и программирования обучения/Под ред. Л.Н.Ланды. – М., 1973. 3. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2006. 4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. 5. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. – М., 1974. 6. Дубровина И.В. и др. Психология. – М., 2001. 7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2004. 8. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986. 9. Молодцова Н.Г.Практикум по педагогической психологии. – СПб., 2007. 10. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 1995. 11. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование. – М., 1990. 12. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2003. 13. Телегина Э.Д., Габай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников//Вопросы психологии. – 1986. - № 1, с.47-48. 14. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. – М., 1977. 15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. 16. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.006 с.) |