Структура личности учителя. Педагогическая направленность.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура личности учителя. Педагогическая направленность.



Психологические требования к личности педагога

Личность образует третий блок профессиональной компетентности учителя. Именно личность (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя.

А.К.Маркова выделяет в структуре личности учителя два компонента:

  • мотивацию личности (направленность личности и ее виды);
  • свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности); интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности учителя.

Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, создает устойчивость личности, является основой саморазвития и профессионализма.

В целом в направленности учителя могут быть выделены три вида:

  • гражданская,
  • познавательная,
  • самообразовательная.

Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека.

В психологической литературе [3, с.309] встречается и несколько иной подход к педагогической направленности. Рассмотрим его.

Педагогическая направленность – это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью.

Структура педагогической направленности формируется на базе двух мотивационных образований – так называемой «любви к детям» и интереса к той или иной сфере знаний – физике, математике, литературе, психологии и др.

Любовь к детям Л.Н.Толстой рассматривал как доминирующую черту личности учителя. Большое значение ей придавал и известный педагог В.А.Сухомлинский, подчеркивавший, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Это переживание радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребенка.

Направленность учителя на свою работу выражается в увлеченности ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать свое мастерство, с другой стороны, если ученики чувствуют, что занятие с ними не тяжелая обязанность для учителя, а удовольствие, то они отвечают ему взаимностью.

Р.С.Немов рассматривает два вышеназванных компонента педагогической направленности (любовь к детям и интерес к своему предмету) в качестве главных и постоянных требований, предъявляемых педагогу [7, с.433]. Также к факторам, способствующим успешной педагогической работе, он относит наличие специальных знаний в той области, которой учитель обучает детей, широкую эрудицию, педагогическую интуицию, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

В качестве дополнительных, но относительно стабильных требований, предъявляемыми педагогу, Р.С.Немов рассматривает общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем [7, с.434].

 

Педагогические способности

 

Ко второму компоненту структуры личности учителя - к ее свойствам, - в первую очередь относят педагогические способности.

В психологии существует множество подходов к пониманию педагогических способностей.

В настоящее время концепция педагогических способностей, разрабатываемая Н.В.Кузьминой и ее школой, представляет собой наиболее полную систематическую трактовку. Рассмотрим этот подход.

Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого [5].

В табл. 1 представлены две большие группы педагогических способностей:

 

Табл.1

Педагогические способности

 

 

  Название Характеристика Компоненты
  П Е Р В Ы Й У Р О В Е Н Ь Перцептивно-рефлексивные педагогические способности (перцепция – восприятие) Определяют возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими Включают «три вида чувствительности»: · чувство объекта: связано с эмпатией и оценкой совпадения потребностей учащихся с требованиями;
  • чувство меры или такта;
  • чувство причастности
Эти проявления чувствительности являются основой педагогической интуиции
  В Т О Р О Й У Р О В Е Н Ь Проективные педагогические способности   Связаны с умением воздействовать на другого человека; соотносятся с чувствительностью к созданию новых, продуктивных способов обучения
  • гностические: проявляются в быстром и творческом овладении методиками обучения учащихся, в изобретении способов обучения;
  • проектировочные: проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения;
  • конструктивные: проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества., деятельности, чувствительности к построению урока;
  • коммуникативные: проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных решений;
  • организаторские: проявляются в избирательной чувствительности к способам организации учащихся в группе, в освоении учебного материала, самооганизации обучающихся, собственной деятельности педагога.
 

Л.М.Митина на основе двух уровней педагогических способностей Н.В.Кузьминой выделяет пять профессионально значимых качеств: педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия, педагогический такт.

 

В литературе можно встретить и такое определение: «Педагогические способности определяются как индивидуально-типологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению педагогической деятельностью и ее успешному выполнению» [8., с. 91].

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А.Крутецким, который дал им соответствующие общие определения [4]:

1) дидактическая – способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей; преподносить материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль;

2) академическая – способность к соответствующей области наук ( к математике, физике, биологии, литературе и т.д.);

3) перцептивная – способность проникать во внутренний мир ученика; психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний;

4) речевая – способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики;

5) организаторская: во-первых, способность организовать учебный коллектив, сплотить его воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу;

6) авторитарная – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета;

7) коммуникативная – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта;

8) педагогическое воображение (или прогностическая способность) – способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося;

9) способность к распределению внимания (учитель одновременно выполняет несколько видов деятельности).

 

Кроме педагогических способностей к свойствам личности относится характер – система устойчивых эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов (один учитель – покладистый и малоинициативный, другой – импульсивный, взрывчатый и др.)

К характеру примыкают психические состояния. Психическое состояние – это одновременное сочетание разных психических процессов в данный отрезок времени. В работе могут возникать временные психические состояния как реакция на ситуацию. Они могут быть комфортными (оптимальное соотношение напряженности и работоспособности) и дискомфортными (снижении работоспособности, повышение утомляемости).

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.006 с.)