Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура личности учителя. Педагогическая направленность.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологические требования к личности педагога Личность образует третий блок профессиональной компетентности учителя. Именно личность (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя. А.К.Маркова выделяет в структуре личности учителя два компонента:
Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, создает устойчивость личности, является основой саморазвития и профессионализма. В целом в направленности учителя могут быть выделены три вида:
Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. В психологической литературе [3, с.309] встречается и несколько иной подход к педагогической направленности. Рассмотрим его. Педагогическая направленность – это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью. Структура педагогической направленности формируется на базе двух мотивационных образований – так называемой «любви к детям» и интереса к той или иной сфере знаний – физике, математике, литературе, психологии и др. Любовь к детям Л.Н.Толстой рассматривал как доминирующую черту личности учителя. Большое значение ей придавал и известный педагог В.А.Сухомлинский, подчеркивавший, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Это переживание радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребенка. Направленность учителя на свою работу выражается в увлеченности ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать свое мастерство, с другой стороны, если ученики чувствуют, что занятие с ними не тяжелая обязанность для учителя, а удовольствие, то они отвечают ему взаимностью. Р.С.Немов рассматривает два вышеназванных компонента педагогической направленности (любовь к детям и интерес к своему предмету) в качестве главных и постоянных требований, предъявляемых педагогу [7, с.433]. Также к факторам, способствующим успешной педагогической работе, он относит наличие специальных знаний в той области, которой учитель обучает детей, широкую эрудицию, педагогическую интуицию, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. В качестве дополнительных, но относительно стабильных требований, предъявляемыми педагогу, Р.С.Немов рассматривает общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем [7, с.434].
Педагогические способности
Ко второму компоненту структуры личности учителя - к ее свойствам, - в первую очередь относят педагогические способности. В психологии существует множество подходов к пониманию педагогических способностей. В настоящее время концепция педагогических способностей, разрабатываемая Н.В.Кузьминой и ее школой, представляет собой наиболее полную систематическую трактовку. Рассмотрим этот подход. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого [5]. В табл. 1 представлены две большие группы педагогических способностей:
Табл.1 Педагогические способности
Л.М.Митина на основе двух уровней педагогических способностей Н.В.Кузьминой выделяет пять профессионально значимых качеств: педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия, педагогический такт.
В литературе можно встретить и такое определение: «Педагогические способности определяются как индивидуально-типологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению педагогической деятельностью и ее успешному выполнению» [8., с. 91]. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А.Крутецким, который дал им соответствующие общие определения [4]: 1) дидактическая – способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей; преподносить материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль; 2) академическая – способность к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.); 3) перцептивная – способность проникать во внутренний мир ученика; психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний; 4) речевая – способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики; 5) организаторская: во-первых, способность организовать учебный коллектив, сплотить его воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу; 6) авторитарная – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета; 7) коммуникативная – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта; 8) педагогическое воображение (или прогностическая способность) – способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося; 9) способность к распределению внимания (учитель одновременно выполняет несколько видов деятельности).
Кроме педагогических способностей к свойствам личности относится характер – система устойчивых эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов (один учитель – покладистый и малоинициативный, другой – импульсивный, взрывчатый и др.) К характеру примыкают психические состояния. Психическое состояние – это одновременное сочетание разных психических процессов в данный отрезок времени. В работе могут возникать временные психические состояния как реакция на ситуацию. Они могут быть комфортными (оптимальное соотношение напряженности и работоспособности) и дискомфортными (снижении работоспособности, повышение утомляемости).
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 4076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.18 (0.009 с.) |