![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура личности учителя. Педагогическая направленность.⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Психологические требования к личности педагога Личность образует третий блок профессиональной компетентности учителя. Именно личность (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя. А.К.Маркова выделяет в структуре личности учителя два компонента:
Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, создает устойчивость личности, является основой саморазвития и профессионализма. В целом в направленности учителя могут быть выделены три вида:
Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. В психологической литературе [3, с.309] встречается и несколько иной подход к педагогической направленности. Рассмотрим его. Педагогическая направленность – это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью. Структура педагогической направленности формируется на базе двух мотивационных образований – так называемой «любви к детям» и интереса к той или иной сфере знаний – физике, математике, литературе, психологии и др. Любовь к детям Л.Н.Толстой рассматривал как доминирующую черту личности учителя. Большое значение ей придавал и известный педагог В.А.Сухомлинский, подчеркивавший, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Это переживание радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребенка. Направленность учителя на свою работу выражается в увлеченности ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать свое мастерство, с другой стороны, если ученики чувствуют, что занятие с ними не тяжелая обязанность для учителя, а удовольствие, то они отвечают ему взаимностью. Р.С.Немов рассматривает два вышеназванных компонента педагогической направленности (любовь к детям и интерес к своему предмету) в качестве главных и постоянных требований, предъявляемых педагогу [7, с.433]. Также к факторам, способствующим успешной педагогической работе, он относит наличие специальных знаний в той области, которой учитель обучает детей, широкую эрудицию, педагогическую интуицию, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. В качестве дополнительных, но относительно стабильных требований, предъявляемыми педагогу, Р.С.Немов рассматривает общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем [7, с.434].
Педагогические способности
Ко второму компоненту структуры личности учителя - к ее свойствам, - в первую очередь относят педагогические способности. В психологии существует множество подходов к пониманию педагогических способностей. В настоящее время концепция педагогических способностей, разрабатываемая Н.В.Кузьминой и ее школой, представляет собой наиболее полную систематическую трактовку. Рассмотрим этот подход. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого [5]. В табл. 1 представлены две большие группы педагогических способностей:
Табл.1 Педагогические способности
Л.М.Митина на основе двух уровней педагогических способностей Н.В.Кузьминой выделяет пять профессионально значимых качеств: педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия, педагогический такт.
В литературе можно встретить и такое определение: «Педагогические способности определяются как индивидуально-типологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению педагогической деятельностью и ее успешному выполнению» [8., с. 91]. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А.Крутецким, который дал им соответствующие общие определения [4]: 1) дидактическая – способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей; преподносить материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль; 2) академическая – способность к соответствующей области наук ( к математике, физике, биологии, литературе и т.д.); 3) перцептивная – способность проникать во внутренний мир ученика; психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний; 4) речевая – способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики; 5) организаторская: во-первых, способность организовать учебный коллектив, сплотить его воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу; 6) авторитарная – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета; 7) коммуникативная – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта; 8) педагогическое воображение (или прогностическая способность) – способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося; 9) способность к распределению внимания (учитель одновременно выполняет несколько видов деятельности).
Кроме педагогических способностей к свойствам личности относится характер – система устойчивых эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов (один учитель – покладистый и малоинициативный, другой – импульсивный, взрывчатый и др.) К характеру примыкают психические состояния. Психическое состояние – это одновременное сочетание разных психических процессов в данный отрезок времени. В работе могут возникать временные психические состояния как реакция на ситуацию. Они могут быть комфортными (оптимальное соотношение напряженности и работоспособности) и дискомфортными (снижении работоспособности, повышение утомляемости).
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.006 с.) |