Проблемы педагогической психологии




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы педагогической психологии



 

В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой отрасли. Основными проблемами являются:

 

1. Проблема нахождения и максимально возможного использования для развития каждого сензитивного периода в жизни ребенка. Проблематичность этого вопроса состоит в том, что:

1) не известны все сензитивные периоды , их начало, длительность и конец;

2) в жизни каждого ребенка они, по-видимому, индивидуально своеобразны, наступают в разное время и протекают по-разному.

Трудности, связанные с практическим педагогическим решением этой проблемы, состоят также в том, чтобы точно определить признаки начала сензитивного периода, а также комплексы психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в пределах того или иного сензитивного периода.

  1. Проблема связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием. Ведет ли обучение и воспитание развитие за собой, или ребенок приобретает в результате него только определенный комплекс знаний, умений и навыков, которые не определяют собой развитие? Всякое ли обучение способствует развитию или только проблемное и так называемое развивающее? В дальнейшем будут рассмотрены существующие в педагогической психологии подходы к этой проблеме.
  2. Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Каждый возраст ребенка открывает свои возможности для его интеллектуального и личностного роста. Одинаковы ли они для всех детей и как оптимальным образом использовать эти возможности? Чему отдать приоритет в каждый конкретный период жизни ребенка – обучению или воспитанию?
  3. Проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий. Суть данной проблемы заключается в том, чтобы определить, по каким законам развивается система психологических качеств ребенка и в чем состоят ключевые воздействия на нее.
  4. Проблема связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. В обобщенной форме эта проблема может быть представлена в виде вопроса о том, как генотип и среда раздельно и совместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка.
  5. Проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Необходимо точно определить, что фактически означает психологическая готовность к обучению и воспитанию. Немалую трудность представляет поиск валидных и достаточно надежных методов психодиагностики готовности к обучению и воспитанию.
  6. Проблема педагогической запущенности ребенка (неспособность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную преходящими, устранимыми причинами). Как отличить умственно отсталого в развитии ребенка от педагогически запущенного, чтобы, создав последнему социально-психологические благоприятные условия, ликвидировать отставание в развитии?
  7. Проблема обеспечения индивидуализации обучения. Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей по группам на основе имеющихся у них задатков и способностей и применения к каждому ребенку таких программ и методов обучения или воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям.

Основные понятия педагогической психологии

 

Исходя из специфики предмета педагогической психологии, рассмотрим основные понятия этой отрасли знаний.

 

! Терминология педагогической психологии (как и других психолого-педагогических наук) пока не однозначна: термины имеют широкий и узкий смысл, порой дублируют друг друга, значение их зависит от контекста, некоторые термины до сих пор являются дискуссионными.

Для формирования наиболее полного представления и глубокого понимания сущности основных понятий педагогической психологии будет предложено несколько вариантов их определений.

Воспитание представляет собой:

  • целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых обществом в каждый данный исторический период его развития как социально значимых, позитивных) ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, у труду, к обществу, к миру) [5], с. 26];

 

  • Деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду» [4].

 

  • процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка [7, с.220];

 

Обучением является:

  • процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей ребенка [7, с. 220].

 

  • активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов и т.д.) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. Обучение соответственно предполагает в качестве своего условия процесс научения или учения как освоение этого опыта [5, с.26].

 

  • «научение, лишенное случайности и стихийности. Это целенаправленный, планомерный, организованный, систематический процесс передачи и усвоения знаний и новых способов деятельности» [11,.544].

 

  • Система «организации и способы передачи индивиду общественно-выработанного опыта (в школьном обучении принято различать преподавание – то, что делает учитель, и учение – то, что делает ученик)» (Давыдов В.В., Маркова А.К., 1981. – С.19).

Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем.

 

Отличие обучения от воспитания

Обучение Воспитание
осуществляется в основном через межличностное общение реализуется через различные виды предметной теоретической и практической деятельности
преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков ориентировано на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка
имеет дело с познавательными процессами имеет дело с чувствами и межличностными отношениями
методы включают в себя приемы передачи знаний от одного человекам к другому, а также формирование у обучаемого умений и навыков Методы касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения.

 

Под развитием понимается:

  • процесс необратимых последовательных изменений в физике и психике индивида, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от менее сложного к более сложному, от низшего к высшему;
  • объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных начал человека [10, с.57];
  • наличный уровень сложившегося, усвоенного, что уже перешло из плана социального опыта в план опыта индивидуального и при этом привело к некоторым новообразованиям в личности, интеллекте и т.д. [13, с.25]

К числу основных понятий относится также термин «формирование»:

  • это деятельность или экспериментатора-исследователя, или учителя, связанная с организацией усвоения определенного элемента социального опыта (понятия, действия) учеником [13, с. 25];
  • создание, организация, составление чего-либо, придание определенной законченности чему-либо [12, с.9]

В педагогической психологии существует еще ряд важных понятий, но с ними будет происходить знакомство по ходу рассмотрения материала.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

  1. Сравните определение психологии, возрастной психологии и педагогической психологии. Выделите «род» этих определений и их «видовое отличие».
  1. С какими науками педагогическая психология имеет общий объект изучения?
  2. Проанализируйте высказывания о предмете педагогической психологии. Какие аспекты вы могли бы еще выделить на современном этапе развития педагогической психологии?
  3. Выделите основные психолого-педагогические проблемы с точки зрения разных участников образовательного процесса (учащихся, учителей, администрации, родителей).
  4. Вспомните треугольник научного знания Б.М.Кедрова (пособие «Общие основы психологии»), определите место педагогической психологии в нем. Ответ обоснуйте.
  5. По какому из трех оснований структурной дифференциации психологии (см. пособие «Психология», часть 1 «Общие основы психологии») выделяется отрасль педагогической психологии и почему?
  6. Выделите ключевые слова в определениях основных понятий педагогической психологии.
  7. Определите сущность каждого этапа становления педагогической психологии.
  8. * Задание можно выполнять как индивидуально так и по группам (каждая группа выбирает позицию участника образовательного процесса):

1 этап. Выделите основные психолого-педагогические проблемы с точки зрения разных участников образовательного процесса (учащихся, учителей, администрации, родителей);

2 этап. Определите пути решения этих проблем (их может быть несколько по каждой проблеме).

3 этап. Выразите проблемы и пути их решений в виде образа на листе бумаги, сформулируйте ваше кредо.

4 этап. Представьте всем студентам вашу работу.

 

Литература

 

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1982.
  2. Давыдов В.В. Основные проблемы педагогической психологии на современном этапе развития образования //Вопросы психологии. – 1996. - №4.
  3. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2003.
  4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология:Учебник для вузов. – М., 2004.
  6. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М., 1972.
  7. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2: Психология образования. – М., 1995.
  8. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006.
  9. Новейший психологический словарь /В.Б.Шапарь, В.Е.Россоха, О.В.Шапарь; под общ.ред.В.Б.Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  10. Педагогика и психология высшей школы:Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  11. Психология /Под ред. Б.А.Сосновского. – М., 2005.
  12. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М., 2002.
  13. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
  14. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к пректированию. – М., 1997.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.011 с.)