Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 10. Принципы обучения , заложенные в обучающую среду Moodle

Поиск

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — это свободная система управления обучением, ориентированая прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки языков, в том числе и русский.

· Основной сайт проекта: http://moodle.org/.

· Сайт с русскоязычной документацией: http://docs.moodle.org/ru/.

В основу создания системы управления обучением Moodle были положены принципы, являющиеся обобщением большого количества работ таких ученых, как Лев Семенович Выготский, Джон Дьюи, Жан Пиаже, Эрнст фон Глазерфельд. Благодаря этим научным исследованиям получили развитие такие направления в области образования и психологии, как конструктивизм, конструкционизм, социальный конструктивизм.

· Остановимся на основных идеях каждого из данных направлений.

Конструктивизм

· Основой любого обучения является интерпретация получаемой информации сквозь призму ранее приобретенных знаний. Все, что вы читаете, видите, слышите, чувствуете, взаимодействует с ранее накопленными знаниями и, если находит отклик, дополняет и расширяет их.

Конструкционизм

В рамках конструкционизма утверждается, что обучение намного эффективнее, если ученик создает что-то для других, передает свои знания и опыт. Например, можно прочитать эту главу несколько раз и завтра уже практически ничего не помнить. Но если попытаться объяснить изложенное другому человеку, вы лучше поймете и запомните материал.

Социальный конструктивизм

Социальный конструктивизм расширяет вышеописанное до уровня взаимодействия в группах. Участники совместно создают малую культуру общих объектов и смыслов, тем самым погружаясь в нее.

На основании этих направлений Martin Dougiamas (идеолог и руководитель проекта по разработке системы управления обучением Moodle) сформулировал 5 принципов, положенных в основу Moodle, объединив их под общим названием «социальный конструкционизм».

1. В настоящей обучающей среде все мы одновременно являемся потенциальными учителями и учениками.

Данный принцип предполагает переход учителя на новую ступень взаимоотношений с учениками. Сохранив весь свой прошлый опыт, он должен стать для них «мудрым источником знаний», то есть тем, кто не просто дает своим ученикам определенный объем знаний, но и направляет их на самостоятельный путь поиска информации. Это помогает быть открытым для возможного участия других людей в учебных ситуациях, дает возможность всем участникам делиться идеями, слушать других, задавать вопросы и организовывать общение.

Для реализации этого принципа в Moodle существует большое количество инструментов (таких как форумы, wiki, глоссарии, базы данных, семинары, блоги, личные сообщения), которые дают широкие возможности ученикам участвовать в создании контента. Помимо этого очень гибкая система ролей позволяет расширить систему прав учеников вплоть до полного слияния по возможностям с ролью учителя.

2. Мы учимся особенно хорошо, когда создаем или пытаемся объяснить что-то другим людям.

Люди учатся в действии. Это достаточно очевидный тезис, но об этом часто забывают. Еще больший эффект может быть достигнут, если активность обучающегося, результаты его деятельности будут доступны другим участникам. В этом случае возрастает персональная ответственность, больше времени уделяется самопроверке и размышлениям, что значительно улучшает обучение.

Для реализации этого принципа хорошо подходят следующие инструменты:

- форумы и блоги, позволяющие организовать пространство для представления и обсуждения результатов своей деятельности;

- wiki, с помощью которого можно организовать коллективную работу с документами;

- глоссарии, позволяющие организовать коллективную работу над списком терминов, которые будут автоматически связываться по всему содержимому курса;

- базы данных, являющиеся расширением идеи глоссариев до работы над любыми структурированными записями;

- семинары, позволяющие организовать многопозиционное, многокритериальное оценивание работ учеников.

3. Большой вклад в обучение вносит наблюдение за деятельностью наших коллег.

Отчасти этот принцип является следствием предыдущего. Действия, выполняемые другими учениками в похожей учебной ситуации, оказывают значительное влияние на деятельность всех участников образовательного процесса, дают пищу для размышлений, анализа, заставляют непроизвольно работать в общем режиме. Например, если вы приходите на лекцию и видите, что все ученики сидят и старательно пишут, с большой вероятностью вы начнете делать то же самое. Если же вы находитесь на занятии, где идет активный обмен мнениями, то у вас есть существенные основания для работы в таком же режиме. Одновременно будет идти как обучение самому предмету, так и приобретение общих навыков работы в группе, критического восприятия и оценки услышанного – произойдет погружение в процесс обучения.

Для реализации этого принципа в Moodle предоставляется большой спектр инструментов по удобному доступу к информации об учениках, учителях, их активности в курсе.

4. Понимание других людей позволит учить их более индивидуально.

Если вы лично знаете человека, с которым общаетесь, то всегда намного лучше сможете среагировать на его потребности, подобрать слова, чем, если бы вы работали с аудиторией в сотни человек. И это является существенной проблемой дистанционного обучения. Поэтому необходимо предоставлять как можно больше возможностей как для самореализации и самопрезентации ученика, так и для анализа предоставленной учеником информации о себе и его активности в системе.

Для реализации этого принципа в Moodle представлен широкий набор коммуникативных инструментов (форумы, чаты, личные сообщения, блоги), анкеты, опросы, удобные инструменты по доступу к обзору активности участников курса.

5. Учебная среда должна быть гибкой, предоставляя участникам образовательного процесса простой инструмент для реализации их учебных потребностей.

Этот принцип является отчасти следствием предыдущего. С одной стороны, ученикам должны быть предоставлены возможности оставлять информацию о себе, делиться мыслями, задавать вопросы, представлять результаты своей деятельности. С другой стороны, у учителя должны быть инструменты, позволяющие ему максимально быстро и просто среагировать на происходящее: изменить временные рамки, элементы курса, скорректировать их. Кроме того, разные участники образовательного процесса могут работать и учиться в разное время, поэтому система должна обладать достаточно разнообразным спектром средств для организации их асинхронного взаимодействия.

С учетом этого принципа реализовывались все инструменты Moodle: коммуникативные, учебные и административные. Интерфейс разрабатывается и совершенствуется с учетом достижения высокой степени функциональности при максимальной простоте.

На основании этих 5 принципов можно строить учебные сообщества и эффективно влиять на процессы, происходящие в них. Безусловно, Moodle можно результативно использовать и в более традиционных и простых ситуациях: проведение тестирования, создание гипертекстовых материалов и т.п. Однако полноценное использование системы управления обучением Moodle позволяет обеспечить:

- многовариантность представления информации;

- интерактивность обучения;

- многократное повторение изучаемого материала;

- структурирование контента и его модульность;

- создание постоянно активной справочной системы;

- самоконтроль учебных действий;

- выстраивание индивидуальных образовательных траекторий;

- конфиденциальность обучения;

соответствие принципам успешного обучения.

Основы успешного обучения

Успешность процесса обучения пропорциональна соблюдению основных его принципов, таких как:

- научность обучения;

- последовательность и систематичность обучения;

- доступность обучения;

- наглядность обучения;

- сознательность и активность в обучении, развитие самостоятельности;

- прочность полученных знаний и сформированных умений и навыков;

- индивидуализация обучения.

Рассмотрим подробнее каждый из этих принципов.

Научность обучения

Наука играет очень большую роль в жизни каждого человека, так как именно научные знания, проверенные практикой, дают верное представление об объективной действительности. Принцип научности обучения требует формирования у обучаемых системы научных знаний, оказывающих непосредственное влияние на развитие личности ученика в целом и на характер его мыслительной деятельности в частности.

Для реализации этого принципа необходимо представить учащимся системные взаимосвязи внутри конкретного предмета, что обеспечит прочную основу для овладения новыми научными понятиями. Кроме того, учащимся на протяжении всего обучения должны предлагаться только установленные наукой знания, из чего следует, что:

- учебный материал должен содержать подтвержденные научные факты и знания;

- в процессе обучения следует использовать только принятые в науке термины;

- преподаватель не должен в процессе обучения пользоваться устаревшими и жаргонными терминами;

- каждое нововведенное научное понятие должно систематически повторяться.

Последовательность и систематичность обучения

- Четкое осознание конечной цели обучения позволяет выстроить его последовательно и системно со всеми необходимыми качествами: целостностью, иерархичностью, целенаправленностью. В основе принципа последовательности и систематичности лежат следующие научные положения:

- формирование системных научных знаний может быть достигнуто благодаря организации непрерывного, последовательного и управляемого учебного процесса, который строится с учетом логики подачи учебного материала и познавательными возможностями учащихся;

- сохранение научных знаний возможно только при их постоянном применении на практике;

- отсутствие логического мышления даже при большом количестве научных знаний приводит к постоянным затруднениям в мыслительной деятельности. В организационном плане обучение с учетом этого принципа строится на основе правил цикличности и концентричности, что подразумевает отражение учебного материала в сознании обучаемого как целостной системы взаимосвязанных знаний и умений. Последовательное и систематичное обучение позволяет учащимся овладеть учебным материалом на трех основных уровнях:

- на уровне отражения (формирование общего представления об изучаемом предмете);

- на уровне понимания (овладение теорией учебного предмета);

- на уровне усвоения (применение полученных знаний на практике).

- Реализация данного принципа в процессе обучения требует соблюдения следующих правил:

1. Содержание учебного материала должно быть разбито на логически завершенные взаимосвязанные отрезки, которые изучаются последовательно, без больших перерывов, так как четкая система полученных знаний может предотвратить их забывание.

2. В процессе подачи материала необходимо учитывать различные способы усвоения материала, а также сферу чувств и эмоций, что предполагает в обязательном порядке использование наглядности, ярких фактов из жизни и литературы.

3. Важно показать учащимся взаимосвязь учебного предмета с конкретной наукой, частью которой он является, и с другими областями знаний.

4. Последовательность обучения требует соблюдения правил подачи теоретического материла: установление объекта и предмета научной теории;

изложение ее оснований и раскрытие инструментария; объяснение следствий теории и границ ее применения.

5. Необходимо вырабатывать у учащихся четкие представления о развитии данной науки в историческом контексте.

6. Системность и последовательность обучения строится на постоянной взаимосвязи знаний, получаемых в настоящий момент, с уже полученными, в совокупности же эти знания помогут усвоить и понять те, которые еще предстоит получить.

Доступность обучения

В основе принципа доступности лежат классические правила, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Говоря другими словами, в процессе реализации данного принципа необходимо опираться на преемственность, последовательность и постепенность обучения, так как недостаточный уровень подготовки учащихся на предыдущем этапе обучения может стать причиной поверхностности знаний, полученных на настоящем и последующих этапах.

Таким образом, соблюдение данного принципа требует, чтобы учебный материал был:

- доступным, то есть основывался на имеющихся у обучаемых знаниях и их жизненном опыте;

- достаточным, то есть помогал выявить достигнутый уровень развития обучаемых, способствовал их переходу на более глубокий уровень развития или создавал заметные предпосылки для такого перехода;

- необходимым для реализации предыдущих принципов успешного обучения.

Кроме того, данный принцип требует выполнения следующих правил:

1. Необходимо учитывать жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития, их уровень подготовленности и степень возможностей.

2. При организации обучения важно устанавливать оптимальный темп обучения в соответствии с учетом предыдущего правила и конкретных условий.

3. Любой материал должен быть усвоен учащимися не на уровне отражения, а на уровне понимания. С этой целью при обучении нужно использовать такие способы подачи материала, как аналогия, сравнение, сопоставление, противопоставление.

4. Только прочный фундамент может дать гарантию долголетия возведенного на нем здания. Именно поэтому на начальном этапе необходимо ограничиваться минимальным набором самых необходимых знаний, но добиваться их полного усвоения.

5. Нельзя ставить знак равенства между доступностью и простотой, элементарностью обучения. Обучение становится доступным лишь в результате постоянной интенсивной мыслительной деятельности учащихся. И задача учителя – помочь ученикам усвоить сложные моменты с помощью простых для понимания примеров.

Наглядность обучения

«Золотое правило» успешного обучения, выдвинутое Я. А. Коменским, гласит: «все, что...можно, предоставлять для восприятия чувствам...».

Но необходимо помнить, что наглядность не сводится к простому изображению или иллюстрированию изучаемого явления, а представляет собой более широкий комплекс средств, методов, приемов, обеспечивающих, с одной стороны, более четкое и ясное восприятие сообщаемых знаний, а с другой стороны, формирует представление о взаимосвязи изучаемых явлений с реальной практикой. Говоря словами Ушинского, необходимо, чтобы под влиянием учителя «ощущения… превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово».

Чтобы наглядность использовалась во благо, а не во вред, необходимо соблюдать основные правила применения принципа наглядности в обучении:

1. Ни один из видов наглядных пособий, направленных на различные виды восприятия (зрительные, слуховые, осязательные и др.) не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Важно учитывать целесообразность использования того или иного вида наглядности при изучении различных тем или курсов. Часто возникает необходимость использования одновременно нескольких видов наглядных средств при изучении одних и тех же вопросов.

2. Очень важен творческий подход учителя при использовании наглядности в зависимости от поставленной дидактической задачи, особенностей учебного материала. Так, к примеру, использование наглядности не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций позволяет организовать успешную поисковую и исследовательскую работу учащихся.

3. Не следует перенасыщать занятие большим количеством наглядности, так как это мешает сосредоточиться и активизировать абстрактное мышление, что препятствует пониманию сущности всеобщих закономерностей и овладению глубокими знаниями. Наглядность должна служить лишь толчком для развития отвлеченного мышления учащихся.

4. При использовании наглядности необходимо учитывать возраст и уровень развития учащихся, так как в старших классах предпочтительнее использование символической наглядности, а не предметной.

5. Важно помнить, что наглядные пособия эффективны только в сочетании со словом учителя. Существуют разные способы сочетания слова и наглядности.

Наиболее типичными из них являются следующие:

- сообщение сведений об объектах и явлениях, а затем подтверждение

- правдивости своей информации с помощью наглядных пособий;

- приобретение учащимися знаний в процессе непосредственного наблюдения за явлением под руководством учителя.

Сознательность и активность в обучении, развитие самостоятельности

Данный принцип успешного обучения напрямую связан с проблемой мотивации, так как поведение и деятельность человека, его сознательное отношение к учению побуждаются, направляются и регулируются мотивацией. Именно потребности человека являются источником его активности. Сознательно усвоенные знания являются наиболее прочными. При этом сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций.

Реализация данного принципа требует от учителя создания необходимых условий для повышения уровня общей познавательной активности обучаемого, а также знания и выполнения следующих правил:

1. Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, причем не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения.

2. Формирование четких мотивов и целей учебной деятельности требует от учителя знания потребностей каждого ученика.

3. Своевременное выявление педагогом результатов воздействия на мотивационную сферу учащихся, постоянный анализ своей деятельности и корректировка ее способствует гармоничному развитию сознательности и активности учащихся.

4. Постановка перед учащимися проблемных задач должна исключать каких-либо механических действий, так как важным свойством сознательности является понимание учащимся того, что он делает.

5. Сознательность и активность лучше вырабатывается в процессе самостоятельной работы.

6. Чем четче учащиеся понимают цели и задачи предстоящей работы, тем выше уровень их мотивации и, соответственно, сознательности и активности.

7. Необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы усвоение последующего материала было затруднено без достаточного усвоения предыдущего, так как наличие логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями является существенным признаком сознательности обучения.

8. Достижение понимания учащимися внутренней сущности предметов и явлений, а также взаимосвязи изучаемого материала с требованиями реальной практики значительно повышает уровень их сознательности и активности.

9. Обязательным элементом процесса обучения должны стать самоконтроль и самооценка.

Прочность полученных знаний и сформированных умений и навыков

Данный принцип является непосредственным результатом учета всех предыдущих принципов успешного обучения. Особенность данного принципа в том, что прочность – это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память.

Содержание принципа прочности полученных знаний, формируемых умений и навыков определяется следующими основными положениями:

1. Необходимо контролировать процесс восприятия учащимся того или иного предмета или явления, так как лучше запоминается сознательно усвоенный и хорошо осмысленный материал.

2. Парадоксальным является тот факт, что наибольший процент потери информации происходит сразу после изучения материала. Поэтому на прочность знаний на первом этапе влияет частота и время повторений, которые затем снижаются, уступая место повторению вновь изученного материала.

3. Опять же важную роль играет логика подачи материала, так как только системные знания могут обладать высокой степенью прочности.

4. Повторение материала должно быть построено иначе, чем объяснение этого же материала, так как необходимо подавать учащимся один и тот же материал с различных точек зрения.

5. В процессе обучения следует обеспечивать постоянную связь изучаемого учебного материала с практической деятельностью.

Индивидуализация обучения

До конца XVI в. обучение было сугубо индивидуальным, что позволяло дифференцированно осуществлять процесс обучения, но затрудняло процесс формирования межличностных отношений. Впервые опыт коллективного обучения был применен и обоснован Я.А. Коменским, но в связи с этим возникла и необходимость принципа индивидуального подхода к учащемуся.

Основное положение принципа индивидуализации обучения состоит в том, чтобы наблюдаемые у учащихся индивидуальные различия в знаниях, структуре мышления и свойствах личности использовать для более глубокого понимания общих психических особенностей учеников данной группы.

Индивидуальный подход – это поиск и использование форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося для постижения целей обучения.

Построение процесса обучения с учетом этого принципа требует постоянного учета особенностей мотивации обучаемых как основы для формирования активного отношения к действительности. Глубокое понимание общих психических, биологических, физических, возрастных особенностей обучаемых позволяет глубже видеть проявление индивидуальных особенностей в обучении.

Таким образом, соблюдение этих основных принципов обучения обеспечивает успешность усвоения учебного материала, способствует формированию высокого уровня интеллектуального и нравственного развития учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.163.144 (0.014 с.)