Лекция 8. Электронное обучение – Е-learning 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Электронное обучение – Е-learning



 

Дистанционная форма обучения быстро завоевала огромную популярность в образовательном мире. Постепенно ею также заинтересовались и крупные корпорации, справедливо предположив, что данная форма обучения позволит им быстро, относительно недорого, качественно и, что самое главное, без отрыва от производства повысить уровень подготовки своих кадров. За последнее время степень вовлеченности Интернет в образование, количество online курсов, их тематика, различные способы реализации и общая направленность в целом привели к возникновению более емкого термина «e-Learning».

Европейская комиссия определяет e-Learning как «использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы». Электронное обучение сегодня - это учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства доставки информации: компакт-диски; корпоративные сети; Internet.

Помимо решения своей первоочередной задачи - обучения на расстоянии посредством Интернет - e-Learning также является отличным дополнением очной формы обучения и может служить хорошим подспорьем для повышения качества и эффективности традиционного обучения.

В целом, основными достоинствами e-Learning являются:

1) Большая свобода доступа - учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть.

2) Компетентное, качественное образование - курсы создаются при участии целой команды специалистов, что делает e-Learning зрелым и качественным обучением.

3) Более низкие цены на доставку обучения - в электронном обучении процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны учащегося на покупку учебно-методической литературы.

4) Возможность разделения содержания электронного курса на модули – небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов.

5) Гибкость обучения – продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.

6) Возможность обучения на рабочем месте – учащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы (при наличии таковой), а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета.

7) Возможность развиваться в ногу со временем – пользователи электронных курсов: и преподаватели, и студенты развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.

8) Возможность определять критерии оценки знаний в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

К электронному обучению относится:

· самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора;

· получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;

· создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;

· своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов; стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;

· формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений Группы и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;

· освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;

· возможность развивать учебные веб-ресурсы;

· возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;

· доступность высшего образования лицам с особенностями психофизического развития.

Мировая индустрия электронного обучения по самым скромным подсчётам составляет 48 млрд долларов. Е-learning возникло благодаря развитию интернета и мультимедиа, ключевыми моментами являются консалтинг, контент, технологии, сервисы и поддержка.

Стремительность современного мира требует применения наиболее быстрых и дешёвых способов процессов генерации и передачи знаний. Электронное обучение является одним из возможных инструментов, позволяющих решать эту острую проблему современности.

Высшее образование

По данным консорциума Sloan на 2011 год в США в онлайн-обучении в высших учебных заведениях было вовлечено 6 миллионов студентов.

Многие высшие учебные заведения, институты на коммерческой основе предлагают сейчас обучение в онлайн-классах. Однако из частных некоммерческих школ только половина может предоставить онлайн-обучение. Отчёт Sloan, основанный на опросе ведущих академических институтов, показал, что студенты по меньшей мере удовлетворены онлайн-обучением по сравнению с традиционным. Частные образовательные учреждения могут быть в большей степени вовлечены в онлайн-обучение по мере того, как стоимость таких онлайн-систем будет уменьшаться. Также потребуется квалифицированный персонал для работы со студентами в режиме онлайн. Этот персонал должен не только понимать излагаемый материал, но также и владеть компьютером и интернет-технологиями. Онлайн-образование быстро развивается и в ведущих исследовательских институтах даже разработаны докторские программы, представленные онлайн.

Корпорации

В настоящее время e-learning взят на вооружение различными компаниями для информирования и обучения как сотрудников компании, так и клиентов.

Фактически электронное обучение началось с использованием компьютеров в образовании. Первоначально обучение с использованием компьютеров чередовалось обычными, классическими практическими занятиями.

К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии.

Современные студенты и школьники – в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются студентами, – знания, умения, навыки пригодятся в самосовершенствовании и карьерном росте. Информационные коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом.

Широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет выбирать метод с учётом индивидуальных требований и предпочтений слушателя и ещё E-learning не исключает общение с преподавателем лицом к лицу:

· Удобное время и место для обучения

· Прочное усвоение знаний

· Постоянный контакт с преподавателем

· Индивидуальный график обучения

· Экономия времени и денег

Однако, следует отметить, что при всех перечисленных достоинствах электронного обучения «для всех» остаются ряд проблем. К ним относятся следующие: проблема качества электронных курсов (кто и как может их оценить), правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, финансовые, касающиеся затрат на подготовку электронных курсов их обновление, кадровые проблемы, связанные с подготовкой преподавателей, способных и желающих разрабатывать и постоянно обновлять такие курсы.

Безусловно, преподаватель, используя технологии электронного обучения, может обучить большее число студентов, территориально разобщенных, но принесет ли это желаемый учебный и экономический эффект? При традиционном процессе обучения «лицом к лицу», преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь сразу же, реагирует на нее, «по ходу» перестраивая учебный материал, имеет возможность делать на глазах студентов этот материал более доступным. Конечно, для подготовки электронных курсов должен быть использован опыт преподавателей-экспертов, ассов в своем деле, но не всегда такой преподаватель имеет для этого необходимое время, умение работать с компьютером.

Передовиком движения российских вузов к электронному обучению является Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). МЭСИ совместно с рядом вузов в России и за рубежом, также активно практикующих внедрение e-Learning в учебный процесс, создали консорциум «Электронный университет». В настоящий момент в сети Интернет разработан уникальный проект, дающий возможность любому желающему приобрести или усовершенствовать свои знания в области ИТ - Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ). Лидером среди обучающих интернет-программ для школьников являются два проекта: "Открытый колледж" (www.college.ru) и "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" (vschool.km.ru). Оба проекта разрабатывают создатели обучающих программ на компакт-дисках. Эти программы в «ознакомительном режиме» также предлагаются и в Интернете

Лекция 9. Управление образовательным процессом

Основные области управленческой деятельности в образовании:

· управление и администрирование системы образования;

· исследование и планирование системы образования (на макро- и микроуровне);

· мониторинг и оценка системы образования.

Управление – контроль и проверка (верификация) системы с целью обнаружения ее недостатков и слабостей. Имеет ли система образования в достаточном количестве финансовые, материальные и человеческие ресурсы для корректной работы и, следовательно, производства ожидаемых результатов? Достаточно ли у нее потребителей образовательных услуг и насколько полно система может удовлетворить их образовательные потребности? Какое образование и насколько успешно она предлагает? Ответы на эти вопросы позволяют контролировать и оценивать внутреннюю и внешнюю эффективность образовательной системы. Внутренняя эффективность образовательной системы – это индикатор пути "использованные ресурсы – процесс – полученный результат". Внешняя эффективность образовательной системы показывает, насколько полученные результаты удовлетворяют широким потребностям общества.

Администрирование – административно-распорядительная форма управления, представляющая процесс распределения, закрепления и исполнения комплекса прав, обязанностей и ответственности аппарата управления организацией на основе системы четкого планирования, строгого нормирования, регламентации, контроля и санкционирования.

Исследование системы образования (сбор данных, проведение отраслевых и тематических исследований, анализ и оценка эффективности реализации текущих программ) является определяющим фактором в руководстве принятием решений и реализации образовательной политики. Информация, точно отражающая положение дел в сфере образования, является основой проектирования целей развития образовательной системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Мониторинг системы образования – непрерывный процесс систематического сбора данных об образовательной системе или отдельных ее элементах на основе выделенных критериев и показателей. Данные мониторинга позволяют осуществлять оценку системы образования, судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивая субъектов управления всех уровней, а также заинтересованных лиц, информацией, необходимой для принятия решений.

Информация – основа управления, планирования и оценки системы образования. Функции информационной системы управления образованием (Education Management Information System, emIS) заключаются в информировании различных участников и партнеров о состоянии отрасли, ее внутренней и внешней эффективности, образовательной и организационной деятельности, ее производительности, недостатках и потребностях. Единая информационная система управлением образованием помимо реализации функций сбора, хранения первичных данных и обработки информации, должна поддерживать процессы разработки управления ими и оценки образовательной политики.

На рис. 8.1 показаны три уровня управления системой образования.


Рис. 8.1. Уровни управления системой образования

На макроуровне управления системой образования принимаются стратегические решения о планировании всей системы образования, касающиеся генеральной политики в сфере образования, среднесрочных и долгосрочных целей, которые необходимо достичь.

На мезоуровне управления системой образования общие цели трансформируются в более технические, оперативные решения; на этом уровне лица, принимающие решения, отвечают за управление и контроль в распределении ресурсов, обнаружение возможных сбоев и оптимизацию использовании ресурсов.

На микроуровне управления системой образования решаются оперативные задачи, принимаются локальные решения, касающиеся функционирования конкретного образовательного учреждения.

Уровни управления системой образования иногда накладываются друг на друга на административных уровнях (Таблица 8.1).

Таблица 8.1. Информационные потребности административных уровней управления
Уровень – Субъект управления Информационные потребности
Класс – учитель:
Разработка дидактических стратегий, материалов, тестов Национальные цели и критерии
Идентификация трудностей и успехов обучающихся и педагогический отклик Детализированные результаты по предметам, по ученикам
Контроль прилежания и дисциплины обучающихся Записи о посещаемости, взаимодействие с директором и родителями.
Школа – директор:
Формулировка целей и стратегий образовательного учреждения Национальные цели и сравнительные данные других образовательных учреждений
Мониторинг приема и регистрации обучающихся Записи о студентах, персонале, зданиях и техническом обеспечении
Контроль результатов обучения и прилежания обучающихся Результаты классов в сравнении с предыдущими годами и другими аналогичными школами
Поддержка и контроль учителей Отношение, мотивация, набор и потребности в подготовке учителей
Район /Регион – Менеджер на локальном уровне (менее детализированные данные, чем повседневные задачи на уровне школы)
Мониторинг приема и регистрации обучающихся в школах региона/района Прием обучающихся, регистрация по школам (по полу, за несколько лет)
Краткосрочный прогноз потребностей региона/района в персонале Демографические данные по возрастным группам, предыдущим уровням потока приема
Идентификация потребностей школ в ресурсах и т.п. Актуальные ресурсы, заявки на оборудование, материалы, учебную мебель, потребности в учителях
Национальный – Министерство образования (агрегированные данные, фокусирующиеся по существу на качественных аспектах развития образования)
Подготовка к мониторингу и оценке плана Численность населения школьного возраста, прием, обучение, перевод (по полу, региону и пр.)
Диагностика доступности к различным уровням образования Переход на следующий образовательный уровень, повторное обучение, отсев
Оценка внутренней эффективности, региональных различий Прогноз потребностей в персонале, обеспеченность учителями
Оценка потребностей в учителях Прогноз потребностей в персонале, обеспеченность учителями
Подготовка национального бюджета для сферы образования Бюджет, запросы ресурсов от региональных офисов и оценка доступности ресурсов

Классификация дидактических систем по способу управления познавательной деятельностью и типу информационного процесса показана на рис. 13.2.


Рис.8.2.Классификация дидактических систем

Возможны два способа управления процессом учения:

· разомкнутое (отсроченное) – управление (слежение, контроль, коррекция) осуществляется по результатам итогового выходного контроля, оперативная обратная связь в процессе обучения отсутствует;

· замкнутое (циклическое) – после выполнения каждого этапа учебной деятельности и усвоения каждого учебного элемента (реально возможно при автоматизированном обучении).

Ручное (неавтоматизированное) управление осуществляется непосредственно преподавателем, автоматизированное – техническими средствами.

Если алгоритм управления учитывает индивидуальные особенности обучающегося (подготовленность, темп обучения), то информационный процесс в обучении является направленным; если же алгоритм ориентирован на "среднего" обучающегося в группе, то информационный процесс является рассеянным.

Наиболее эффективной по уровню усвоения за ограниченное время является дидактическая система №7, т.е. человек-репетитор – управление замкнутое, направленное и ручное, но она и наиболее дорогая.

В использовании системы №8 (управление замкнутое, направленное, автоматическое) – будущее обучения, но ее реализация осложняется слабостью психологического обеспечения создания адаптивных обучающих программ и большими трудозатратами на их разработку.

При правильном программировании обучения можно получить хорошее качество обучения в дидактической системе №6, компенсируя рассеянный информационный процесс хорошей обратной связью.

Педагогическая технология как средство управления образовательным процессом нацелена на улучшение качества образования, повышение производительности системы образования, оптимизацию образовательного процесса.

Рассмотрим структурно-функциональный подход к управлению учебной деятельностью с использованием технологии учебного исследования, в которой стратегии управления знаниями (приобретение, применение, создание, добыча, совместное использование, документирование, передача знаний) выступают как основа познавательной деятельности.

Типы учебных исследований:

· подтверждающее исследование – обучающиеся подтверждают принципы через деятельность, результаты которой известны заранее;

· структурированное исследование – обучающиеся исследуют поставленную преподавателем проблему по предписанному плану;

· управляемое исследование – обучающиеся исследуют поставленную преподавателем проблему, выбирая и/или разрабатывая собственные методики и процедуры;

· открытое исследование – обучающиеся исследуют сформулированные ими проблемы, связанные с изучаемой предметной областью при помощи выбранных и/или разработанных собственных методик и процедур.

Концептуальная модель технологии учебного исследования в образовательном процессе представляет собой функциональную модель IDEF0 – контекстную диаграмму верхнего уровня, отражающую дидактическую систему в целом с точки зрения специалиста по педагогическому дизайну, который осуществляет проектирование и систематическую разработку учебных спецификаций для обеспечения наиболее продуктивного, результативного и привлекательного приобретения знаний.

Рис. 8.3. Концептуальная модель технологии учебного исследования в образовательном процессе

Входы дидактического процесса – мотивация обучаемых, а также знания и опыт экспертов предметной области (описательная информация). Дидактические цели учебного исследования (управления) отражают ограничительную (образовательные стандарты, учебные программы) и предписывающую (поле компетенций) информацию о выходах. Выходами дидактического процесса являются внутренние (новые знания, компетенции) и внешние (результаты проекта, отчетная документация) образовательные продукты, созданные обучаемыми в процессе учебного исследования. В качестве механизма реализации учебного исследования, обеспечивающего выполнение образовательной деятельности, выступают участники исследования (руководитель исследования, преподаватели, обучающиеся, консультанты) и используемые ими информационные источники.

Рис. 8.4. Структурно-функциональная модель жизненного цикла технологии учебного исследования

На первой фазе "Ориентация в предметной области " обучающиеся под руководством преподавателя изучают новую тему: получают знания и компетенции в заданной предметной области, знакомятся с проблемами и вопросами, формулируют предварительную тему исследования.

На второй фазе "Постановка и предварительный анализ проблемы" обучающиеся, используя консультативную помощь, изучают информационные источники по выбранной теме, формулируют проблему, цель и задачи исследования.

На третьей фазе "Планирование исследования"" обучающиеся вместе с руководителем исследования разрабатывают программу и план научного исследования, формулируют предполагаемые результаты и разрабатывают критериально-оценочный аппарат.

На четвертой фазе "Реализация программы исследования" обучающиеся, получая результаты исследования согласно разработанному плану, овладевают новыми знаниями и компетенциями.

На заключительной, пятой фазе "Оценка результатов и рефлексия" обучающиеся вместе с руководителем исследования и привлеченными внутренними и внешними экспертами осуществляют анализ полученных результатов на основе разработанных критериев, оценивают уровень овладения новыми знаниями и компетенциями; составляют отчетную документацию о проведенном исследовании и проводят публичную презентацию.

Преподаватель / техническое средство обучения управляет жизненным циклом процесса учения в соответствии с принятым алгоритмом управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.048 с.)