Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нововведения на разных уровнях обучения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нововведения в учебном процессе. Разработка и реализация нововведений имеют специфику в зависимости от объекта и типа нововведения, особенностей среды, в которую вводится новшество, а также от структурного уровня, на котором организуется инновационный процесс. Рассмотрим фрагменты инновационной деятельности в учебном процессе, в содержании образования, на уровне идей дидактических систем и уровне дидактической концепции. Задачи нововведений на процессуальном уровне — обоснование и отработка эффективных механизмов соединения исследовательского процесса и процесса преобразования педагогической практики, развитие различных форм связи теории и практики (например, научно- школьные объединения, школы-лаборатории и др.). Нововведения в учебном процессе имеют, как правило, структурно-качественные, деятельностные и поэтапные характеристики. Новшествами при этом выступают методы, приемы, формы и технологии обучения. Иногда достаточно изменить последовательность этапов проведения традиционного урока (например, начать его не с опроса усвоенного на прошлом занятии, а с диагностической проверочной работы по новой, еше не изученной теме), и данный процесс уже будет инновационным. Новшество будет заключаться в новой последовательности известных этапов деятельности. Другой подход к нововведениям на уровне учебного процесса --включение в нею новых видов деятельности. Например, эвристическое обучение предполагает, что учебная деятельность школьников содержит целеполагание, планирование, рефлексию их собственной деятельности, выявление возникающих при этом трудностей, отыскание путей их решения, осознание и усвоение способов учебной деятельности, в том числе и рефлексивных. Такая деятельность отличается от обычной предметной, она выступает своего рода мегадеятельностыо, т.е. деятельностью, на основе которой базируются остальные предметные виды деятельности учеников по изучаемому предмету Нововведение «Самоорганизация обучения». Рассмотрим пример инновации «Самоорганизация обучения». Ученикам было предложено сформулировать и реализовать индивидуальные учебные цели по отношению к общей теме и участвовать в организации собственных занятий. Период инновационного процесса занял около двух месяцев, отведенных на изучение раздела «Тепловые явления» (физика, X класс). В качестве педагогического новшества учителю была предложена технологическая карта с планом занятий, которая состояла из нескольких блоков. Каждый блок — это банк методических элементов (форм занятий, видов учебной деятельности, приемов, средств обучения). Условия нововведения. Предварительно была проведена диагностика уровня обученное™ и мотивации детей. В результате оказалось, что в классе, где организован инновационный процесс, примерно у половины детей учебные интересы практически отсутствуют, а у остальных они носят неустойчивый, эпизодический характер. В изучаемом материале многие ученики не умеют выделять главное, их общеучебные умения развиты слабо. На низком уровне и навыки общения друг с другом. Интерес для детей представляют занимательные и активные формы занятий. Мальчиков привлекает практическая деятельность: им нравится выяснять суть технических устройств и процессов, происходящих в них. Девочки отдают предпочтение проблеме взаимоотношений. Индивидуальные цели учеников. Школьникам был предложен реестр их возможных целей, по которым они должны отчитываться в конце изучения раздела. После вводного обсуждения большинство учеников смогли обозначить свои цели лишь в виде общих пожеланий для учителя: «Побольше опытов», «Пойдемте на экскурсию», «Давайте проведем КВН», «Не надо решать задач». Ожидаемые результаты для самих себя ученики сформулировали достаточно традиционно: «Получить хорошую отметку», «Изучить эту тему», «Узнать больше о двигателе внутреннего сгорания».
С учетом условий обучения, индивидуальных целей учеников и базовых требований по теме учитель определил следующие установочные педагогические цели: сформировать у каждого ученика положительное отношение к физике; вызвать желание создавать свою творческую продукцию по предмету; через специальные формы занятий убедить детей в возможности и эффективности взаимообучения и самообучения; привить первичные навыки рецензирования, само- и взаимооценки, групповой работы; через творческую самореализацию учеников сформировать у них систему базовых знаний о тепловых явлениях; привить навыки работы с простейшими приборами, усвоить способы решения типовых задач по теме. На основе установочных целей и выбранной структуры системы занятий была сконструирована следующая технологическая программа обучения. Вводное занятие — проблемная беседа с демонстрацией опытов. Главная цель — при помощи занимательных и наглядных опытов пробудить интерес учеников к собственной деятельности по содержанию темы, дать им возможность более конкретно обозначить личные цели и желания по отношению к изучению реальной действительности — тепловым явлениям. Основная часть занятий разделена по содержанию на три тематических блока: блок I — внутренняя энергия и виды теплопередачи; блок II — агрегатные состояния вещества; блок III — тепловые машины. Для проработки блока I были выбраны следующие формы занятий: урок фронтальной постановки опытов, семинар в форме круглого стола по возникшим у школьников вопросам, обзорная лекция «Виды теплопередачи», экскурсия в лес. Блок II построен из обзорной лекции-концепта «Мир агрегатных состояний вещества», лабораторного исследования по индивидуальным целям школьников, двух занятий с использованием групповой формы работы, экскурсии в ближайшую котельную. В блок III вошли конференция на тему «Тепловые двигатели» и урок выполнения группами творческих технических заданий. Как ученики, так и учителя неоднозначно отнеслись к предпринятым нововведениям. Но цель была достигнута. Школьники приобрели опыт самоорганизации обучения и одновременно усвоили учебный материал по изученной теме на том же (во всяком случае, не менее высоком уровне), на котором они осваивали аналогичные темы в прежнем режиме. Эти результаты были подтверждены независимыми экспертами. После реализации этого новшества на практике и анализа его результатов были получены следующие выводы.
1. Препятствием на пути введения новшества является ограниченность образовательной установки учителей, но привычке сводящих задачу к сообщению знаний, а фактически — к передаче информации. 2. Социальная ориентация на поступление в вуз — причина прагматической ориентации учеников и учителей. Такая ориентация не предполагает выставления отметок за научное любопытство, нестандартные вопросы по физике к членам экзаменационной комиссии, философский склад мышления, методологические знания, а поэтому перечисленные элементы образования, очевидно приоритетные для образования учащихся, реально такими не стали. 3. В школьных и вузовских программах не заложена ориентация на познание мира, на умение задавать познавательные вопросы и отвечать на них. 4. Рефлексия понимается не как механизм индивидуального образовательного роста учеников, а как способ оценки правильности полученных ими результатов путем сопоставления с фундаментальными знаниями. 5. Не видя возможности комплексного применения всей системы личностно ориентированного эвристического обучения, учитель выбирает путь «вкрапления» элементов этого обучения в традиционный образовательный процесс. Нововведения в содержании образования. Рассмотрим пример инноваций, относящихся к созданию новых учебных курсов — метапредметов. Одним из новшеств по отношению к содержанию образования является понятие «фундаментальный образовательный объект». С помощью этого понятия происходят генерализация содержания учебного предмета и обеспечение индивидуальной образовательной траектории учащихся. Целостность представлений ученика об окружающем мире — необходимый и закономерный результат его познания. Современная отечественная школа все еще не обеспечивает достижения такого результата: расчлененность знаний об окружающем мире на отдельные предметы не уравновешивается их интеграцией; анализ в обучении преобладает над синтезом; знания учащихся оказываются разрозненными, делятся на «физические», «химические», «биологические» и др. Недостаточно философское осмысление мира учениками, нет осознания личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем. Роль интегрированных курсов в общем содержании образования пока невелика, а принципы их конструирования подчас остаются теми же, что и для отдельных курсов-предметов. Понимание содержание образования как изначально распределенного по отдельным учебным предметам (предметоцентризм)
не может быть основой конструируемых курсов, поскольку не обеспечивает свободу творческой самореализации учеников. Поэтому, как было показано в разделе, посвященном содержанию образования, на первом уровне его формирования должно быть предусмотрено метапредметное содержание, т.е. содержание, предшествующее учебному предмету, находящемуся как бы над ним, существующее до его конкретного проявления. Между тем изучение многообразия явлений познаваемого мира рано или поздно приводит человека к выводу о существовании единых первооснов, «стягивающих» все происходящее к общим основаниям. Например, «золотое сечение» характеризует единство музыкальных и астрономических явлений, магическое число «7» символизирует ноты, цвета, дни недели, события из сказок, чудеса света. Мир оказывается насыщенным некими смысловыми символами, через которые человек познает его единство. Инновационные идеи дидактических систем. В конце 80-х ~- начале 90-х гг. XX в. в России возникло движение учителей -новаторов. Стали появляться не только отдельные учителя, но и целые шко лы, опирающиеся на инновационные педагогические системы, разрабатываемые отечественными педагогами-учеными и педагогами-практиками: Ш.А.Амонашвили, М. А. Балабаном, В. С. Библе-ром, В.В.Давыдовым, И.Ф.Гончаровым, Ю.В.Громыко, Н.П.Тузиком, В.А.Караковским, А.А.Католиковым, А. Н.Тубельским, А.В.Хуторским, В.Ф.Шаталовым, М.П.Щетининым, Е.А.Ямбур-гом и др. Анализ опыта работы учителей-новаторов показал, что в применяемых ими системах и технологиях присутствуют дидактические компоненты, имеющие как по отдельности, так и в совокупности статус педагогических новшеств. Рассмотрим основные идеи-нововведения этих педагогов. 1. Идея опоры. Роль опор при обучении играют обобщенные планы ответов (о понятии, законе, явлении, теории); рисунки-концепты изучаемой темы; таблицы; алгоритмы составления планов занятий или решения задач; планы сочинения, правила исследования и др. Допускается, что ученик может не только использовать готовые опоры, но и создавать новые. 2. Идея укрупнения блоков. Значительная часть органически связанного учебного материала по предмету может быть рассмотрена «единым блоком» на одном занятии, например: в ходе лекции, консультации, зачета. Этот метод применяется не только для обобщения, систематизации уже известного, но и для изучения нового, например, с целью актуализации учениками основных элементов всей предстоящей темы. Рассмотрение или конструирование материала крупным блоком предполагает его последующую проработку. 3. Идея «от частного к общему». Практически на каждом учебном занятии ученик через свое личностно-единичное может по- дойги к осознанию всеобщего: через исследование отдельного явления к пониманию познаваемости мира; через конструирование отдельных понятий к методологическим знаниям общенаучного содержания; через решение конкретной задачи — к способам решения не только разнообразных учебных, но и жизненных проблем. 4. Идея использования диаметральных объектов. Любой курс обладает богатым материалом для иллюстрации и разъяснения принципа единства и борьбы противоположностей. Их одновременное включение в занятие способствует рождению нового. При этом используются такие методы работы, как учебный диалог, дискуссия, диспут. 5. Идея перспективы. Суть этой идеи заключается в систематическом включении некоторых вопросов из будущих тем в текущий материал. Рассмотрение этих вопросов чередуется с изучаемой темой независимо от того, связаны они с ней или нет. Такой прием позволяет переключать внимание учащихся и благодаря неожиданности материала стимулирует умственную активность ребят, поддерживает их интерес к учебе, позволяя одновременно накопить определенный багаж знаний по трудной теме еще до ее основательного изучения. 6. Идея погружения. Реализуется она различными способами: проведением декады или недели предмета в качестве дополнения к базовым занятиям; организацией уроков-блоков обучения базовому предмету в течение 3 — 5 дней подряд; проведением системы чередующихся «погружений» в разные предметы. 7. Идея интеграции учебных знаний. Из всех аспектов проблемы интеграции наиболее проявили себя гуманизация и гуманитаризация образования, его «очеловечивание». Обучение через эмоции и чувства намного эффективнее обучения на основе обращения только к разуму учеников. Использование, например, в естественно-математических курсах произведений искусства способствует не только эмоциональному восприятию школьниками материала, но и дает возможность отыскать те сведения, которые в скрытом виде содержатся в текстах песен и стихотворений, на полотнах художников, в сказках, поговорках, скульптуре. 8. Идея интерактивности. Среди современных тенденций развитая образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Например, в компьютерных играх, анимационных фильмах, мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль, предполагающая свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Нововведения на уровне дидактической концепции. Рассмотрим данный тип нововведений на примере концепции «Дидактическая эвристика». Представим характеристику новшества в струк
турированной форме, позволяющей раскрыть особенности как самого новшества, так и процесса его освоения. 1. Краткое описание новшества. 1.1. Название новшества — концепция «Дидактическая эвристика». 1.2. Автор — Хуторской Андрей Викторович. 1.3. Область знания, ключевые слова — «дидактика», «дидактическая эвристика». 1.4. Назначение новшества — создание теории и технологии продуктивного обучения, ориентированного на реализацию творческого потенциала учащихся. 1.5. Годы разработки и внедрения новшества: 1995 — 2006. 2. Основное описание {аннотация). Смысл образования — не столько в репродукции известных человеческих знаний в новую личность, сколько в создании этой личностью собственных знаний и опыта, которые в итоге являются не только личным, но и общекультурным приращением. Дидактическая эвристика задает методологию образования, с помощью которой обеспечивается реализация внутреннего потенциала учеников и учителей в ходе их совместной деятельности. Особенность эвристической образовательной деятельности — наличие нового образовательного продукта: идей, гипотез, моделей, исследований, художественных и иных произведений, в том числе и относящихся к организации учеником траектории своего обучения. Обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, называется в данной концепции эвристическим обучением. Обучение носит сопровождающий характер, т. е. учитель обеспечивает деятельность ученика по продуцированию и развитию им собственного образовательного продукта и по сопоставлению этого продукта с культурно-историческими аналогами. Основной единичной формой дидактической эвристики является не урок, а образовательная ситуация. Ситуативное обучение предполагает непрерывное участие ученика и учителя в постановке и переопределении целей, отборе содержания образования, планировании, проведении и оценке результатов занятий. Кроме традиционного предметного содержания образования вводится метапредметное содержание. Его ключевые элементы — образовательные первосмыслы, «стягивающие» разнопредметные области к общим основаниям, так называемые фундаментальные образовательные объекты. Вокруг них группируются следующие виды содержания образования: содержание, задаваемое учителем в качестве образовательной среды; содержание образования, рож- даемое учениками; культурно-историческое содержание, являющееся аналогом ученическому; деятельностное содержание; рефлексивно проявленное содержание образования. Концептуальные элементы дидактической эвристики обладают свойством взаимозависимости от реально происходящей практики образования и образуют собой методологию развития образовательной системы (школы). Данная концепция основывается на результатах работы авторской школы свободного развития в п. Черноголовка Московской области, осуществляемой под руководством А. В. Хуторского с 1992 по 1997 г., и ряда других школ эвристической ориентации. С 1997 г. по настоящее время дидактическая эвристика реализуется в области общего среднего образования, высшего педагогического образования, интернет-обучения на базе центра дистанционного образования «Эйдос», в системе повышения квалификации специалистов. 2.2. Область возможного использования новшества — общеобразовательные школы, институты повышения квалификации учителей, педагогические институты, центры дополнительного образования. 2.3. Потенциальные категории пользователей новшества — директора инновационных школ, учителя-экспериментаторы, педагоги. 3. Расширенное описание новшества. 3.1. Актуальность и перспективность новшества. ученику первоначально отчужденного от него «ничейного» знания, что приводит к ослаблению внутренней мотивации учения школьников, их отчуждению от «даваемого» образования. Современному обществу необходим человек деятельностный и продуктивный. Проблема состоит в том, как достичь базового образовательного уровня подготовки школьников на основе заданных нормативов и обеспечить при этом реализацию их личностных устремлений в изучаемых образовательных областях. В дидактической эвристике эта проблема решена методологически, на уровне педагогической технологии и методики обучения. Согласно разработанной модели освоение учеником внешних образовательных областей сопровождается развитием его внутреннего мира, т. е. формированием его креативных, когнитивных, оргдеятельностных, коммуникативных личностных качеств и компетентностей. 3.2. Научная новизна и практическая значимость. В традиционной методологии обучения в качестве объектов учебного познания преобладают объекты идеального мира. В дидактической эвристике методология иная. Мир реальных объектов в этом случае нередко подменяется готовыми понятиями. Усвоение школьниками информации лишь об «отчужденных» знаниях,
предстааченных в социальном опыте, практически не оставляет места для формирования их собственных представлений о реальном мире на личностном уровне, что препятствует построению ими индивидуальных образовательных траекторий и самореализации в целом. В дидактической эвристике ученикам первоначально предлагаются в качестве образовательных объектов реальные, а не идеальные объекты познания. Педагог обучает ребенка эвристическим способам познания реальных объектов и конструированию «добываемых» знаний. Каждый ученик имеет возможность получить, открыть или сконструировать собственное знание об объекте и при этом неизбежно проявляет и развивает свои познавательные способности. Как правило, школьники конструируют субъективные образы этих объектов, поначалу не вполне совпадающие как друг с другом, так и с общепринятой системой знаний о них. Изучая объект реального мира, ученик отыскивает и осваивает знания о нем, т.е. идеальные теоретические конструкты, фиксируемые в фактах, понятиях, закономерностях. Осознание знаний и методов, способов познания проявляется в виде личных образовательных продуктов. Получение учащимися индивидуальных образовательных результатов не является окончательной процедурой. Далее ученические образовательные продукты сравниваются между собой и с культурно-историческими аналогами — общепризнанными продуктами познания, которые были получены учеными и специалистами при исследовании тех же объектов, которые изучали ученики. На этом этапе ученик обогащается общечеловеческими знаниями, причем путем сопоставления со своими собственными результатами. Вследствие этого ученический результат познания развивается, достраивается или переопределяется на новом уровне. Организованная учителем рефлексия образовательного процесса позволяет ученику получить синтезированный образовательный продукт, отражающий как личностный, так и внешний компонент его образования. 3.3. Методическая разработанность новшества и технология ею освоения. В предложенном новшестве разработана вариативная технология эвристического обучения, в которую включена база данных с наборами учебных целей, критериями оценки их достижения, формами, методами, способами, приемами обучения, образцами индивидуальных образовательных программ и способов их составления. Основной технологической единицей эвристического обучения является эвристическая образовательная ситуация — ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или специально организуемая педагогом, которая разрешается созданием образовательной продукции. Организационные формы эвристического обучения — эвристические уроки, лекции и семинары, блоки эвристических занятий (эвристическое погружение, творческая неделя, научная неделя, эвристическая олимпиада). К методам эвристического учения относятся метод символического видения; метод конструирования понятий, правил, теорий и др. Технология дистанционного эвристического обучения основа на на телекоммуникационных формах конструирования учащимися знаний в ходе дистанционных профиль-курсов, эвристических олимпиад, проектов, онлайн-зашит творческих работ учеников в сети Интернет. 3.4. Результативность и эффективность использования новше Комплексное применение дидактической эвристики в школьном обучении приводит к увеличению количества и качества образовательной продукции учеников, имеющей вид завершенных творческих работ, прошедших стадию демонстрации, обсуждения и оценки. Такие работы носят характер исследований, сочинений, технических, художественных, зрелищных и методологических образовательных продуктов по всем изучаемым дисциплинам. Существует прямая зависимость и взаимосвязь между качеством образовательной продукции учеников и уровнем развития их личностных качеств когнитивного, креативного и оргдеятельностно-го типов. Динамика развития личностных качеств учащихся имеет характер постепенного нарастания и последующей стабилизации. С помощью эвристического обучения можно добиться существен -ного развития комплекса способностей учеников без уменьшения качества усвоения ими традиционных образовательных стандартов. Элементы технологии эвристического обучения оказываются эффективными при проведении дистанционных эвристических олимпиад и профиль-курсов для школьников, выполнении и интернет-защитах творческих и исследовательских работ. Интеграция эвристических и телекоммуникационных педагогических технологий позволяет достигать результатов не меньших, а в ряде случаев больших, чем при очном обучении. 3.5, Основные характеристики процесса введения новшества. Внедрение дидактической эвристики в образовательный процесс определяется адресатом и плановым объемом реализации: поэлементным, фрагментарным или комплексным. • Общеобразовательное учреждение. Элементы методики эвристического обучения осваиваются учителями за 1 —2 месяца специально организуемой работы, например с помощью дистанци-
онных педагогических курсов. Фрагментарное внедрение технологии эвристического обучения, например, в качестве системы проведения творческих недель, эвристических олимпиад, работы учеников по индивидуальным образовательным программам, дистанционных профиль-курсов в старшей профильной школе занимает период одного учебного года. И наконец, комплексное внедрение дидактической эвристики в деятельность школы на уровне его образовательной программы, относящейся ко всем сторонам учебно-воспитательного процесса, требует не менее 3 лет. • Вуз педагогического профиля. Одного учебного года достаточно для организации информационной подготовки студентов в направлении эвристического обучения с помощью курса «Теория обучения» и спецкурсов. Чтобы обеспечить деятельностную подготовку к применению концепции, необходима соответствующим образом организуемая педагогическая практика (не менее 3 лет). • Регион. Организация комплексного внедрения эвристического обучения в единых территориальных границах на базе системы школ, ИПК, педвуза не производилась. • Образовательная сеть. В режиме дистанционной распределенной деятельности с помощью средств телекоммуникаций (вебсайты, электронные ресурсы, интернет-технологии) дидактическая эвристика получила свое внедрение в форме дистанционных эвристических олимпиад для школьников, которые проводятся массово в школах России. 3.5.2. Необходимые финансовые затраты. Финансовые затраты на внедрение дидактической эвристики определяются адресатами и их целями, учитывающими местную специфику. Основные направления финансирования относятся к следующим затратам: - научно-методические исследования и разработки; - создание и издание «бумажных» и электронных учебных ресурсов; - подготовка кадров, целевое повышение их квалификации; - проведение мероприятий для учащихся, для педагогов и администраторов, выбравших для себя эвристическую ориентацию обучения; - функционирование системы мониторинга, диагностики и оценки результатов. 3.5.3. Материально-техническое обеспечение. В очном эвристическом обучении специального материального обеспечения не требуется. Акцент на приоритетном изучении объектов реальности может потребовать увеличения количества оборудования и средств, необходимых для изучения. В дистанционном эвристическом обучении требуется наличие компьютера, доступа к Интернету и необходимого для работы программного обеспечения. 3.5.4. Требуемый уровень подготовки сотрудников. Для осуществления эвристического обучения необходимы базовое педагогическое образование и система повышения квалификации (курсы, семинары) по освоению концепции дидактической эвристики, технологий и методик ее реализации, приемов и техник креативной направленности. 3.5.5. Факторы, влияния и риски. Реализация эвристических форм обучения в общеобразовательных школах первоначально затрудняется сложившейся системой образования, в основе которой лежит передача ученикам готовых знаний с последующей проверкой их усвоения. Сильны инерция мышления, стереотипы в сознании учеников и их родителей, учителей, распространена ориентация на формальные результаты обучения. Лишь немногие педагоги имеют целостное видение своего предмета и владеют технологией организации детского творчества. Преодоление возникающих проблем возможно путем применения разработанного эвристического инструментария, а также непрерывного рефлексивного осмысления хода внедрения новшества. Для организация распространения дидактической эвристики в практике необходима система подготовки и переподготовки учителей, в том числе и с использованием дистанционных форм занятий. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Приведите примеры педагогических новшеств, относящихся к учебному процессу, к содержанию образования. 2. В чем отличие педагогических новшеств с точки зрения дидактики и методики? 3. Что необходимо для того, чтобы идея новшества была реализована на уровне дидактической системы? 4. Каковы требования к разработке новшеств на уровне дидактической концепции? 5. Перечислите факторы, от которых зависит освоение новшеств в обучении. Практикум 1. Выберите новшество, которое вы хотели бы использовать в процессе обучения какому-либо конкретному предмету. Разработайте конспект урока по этому предмету. Организуйте освоение новшества с помощью таких заданий ученикам, которые обеспечили бы создание ими образовательных результатов. В качестве основы заданий используйте: - изучение объекта, относящегося к изучаемой теме;
- выявление и формулирование учеником проблем, относящихся к изучаемому объекту; - изучение учеником общекультурных достижений человечества по отношению к изучаемому объекту; - самоосознание личного опыта, знаний и эмоционально ценностных отношений ученика, обнаружившихся в процессе познания объекта и усвоения общекультурных знаний о нем. ЛИТЕРАТУРА Гузеев В. В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. — 1997. - № 1. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. — М., 2003. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. — М., 2005. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. — СПб., 2001. Цыркун И.И. Методическая инноватика. — Минск., 1996. Шувалова В. Методическая работа в инновационной школе: системный подход // Народное образование. — 1998, — № 4. 7.3. Дистанционное обучение как штопания* Дистанционное обучение — одно из масштабных нововведений отечественной системы образования. В связи с интенсивным развитием информационных технологам возникают основания для необходимости пересмотра существующих подходов к образованию детей, которые будут жить в системе знаний и деятельное-тей, существенно отличающихся от тех, которые имеются сегодня. По мнению ряда экспертов, по мере развития информационных технологий на дистанционные формы образования будет отводиться до 40 % общего учебного времени, к тому же они будут сочетаться с традиционными формами очных занятий (40 %) и самообразованием (20 %). Из этого соотношения следует необходимость значительного усиления внимания к научно-педагогическим разработкам в области дистанционного обучения и образования. Это также обусловлено расширяющимся опытом дистанционной деятельности отечественных образовательных учреждений. Совсем недавно дистанционное обучение можно было считать лишь одной из форм обучения, которую сравнивали с заочной формой обучения. Теперь же, в связи с интенсивным развитием интернет-технологий и опытом их применения в школах, все ост- 1 В данном разделе используются данные, полученные в ходе научного анализа инновационного опыта центра дистанционного образования «Эйдоо. рее возникает потребность в решении проблем методологического, философского, исихолого-педагогического плана, не говоря уже о вопросах дидактики и воспитания. Понятие «дистанционное обучение» влечет за собой необходимость включения в педагогический тезаурус таких понятий, как «дистанционное образование» и «интернет-образование». Изменение традиционной модели взаимодействия «учитель— учащийся» привело к тому, что появились очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, нуждающимися в соответствующих условиях реализации («дистанционный учитель», «дистанционный ученик», «локальный координатор», «модератор» и др.). Преимущества дистанционного обучения. Дистанционное обучение — это обучение, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осущестаняют образовательный процесс с помощью средств телекоммуникаций (электронной или обычной почты, веб-ресурсов, видеосвязи и т.п.). Дистанционное обучение имеет перед очным обучением: - оперативные преимущества (преодоление пространства и времени, быстрая обратная связь); - информационные преимущества (доступность удаленных образовательных массивов); -коммуникационные преимущества (оперативностьвзаимодействия участников обучения); - педагогические преимущества (большая мотивация и интерактивность обучения); - психологические преимущества (более комфортные условия для самовыражения, снятие психологических барьеров очного общения);
- экономические преимущества (уменьшение затрат за счет экономии транспортных расходов, содержания помещений, сокращения «бумажного» делопроизводства); - эргономические (возможность индивидуального графика и темпа обучения, подходящего оборудования). Современное дистанционное обучение осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет. Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Интернета может: - быть полностью дистантным с использованием электронной -быть очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом; - дополнять очную форму по отдельным параметрам, напри
при этом используются материалы из сети Интернет, видеолекции с образовательных сайтов и другие интернет-ресурсы. Типы дистанционного обучения. Анализ особенностей дистанционного обучения и его прогнозирование на ближайшее будущее позволяют выделить, по крайней мере, пять типов дистанционного обучения, отличающихся между собой по степени дистанционное™, индивидуализации и продуктивности: Тип 1 — «школа— Интернет». Дистанционное обучение решает задачи обучения в традиционной школе. Ученики вместе с учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях. Тип 2 — «школа—Интернет—школа». Дистанционное обучение дополняет очное обучение и интенсивно на него влияет. Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвую
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.013 с.) |