Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о дидактике, ее объекте и предмете

Поиск

Дидактику понимают по-разному. В настоящее время сосуще­ствуют разные определения дидактики и ее объекта. По нашему мнению, можно считать соответствующим современному состоя­нию образования и общества в целом следующее определение: дидактикаэто педагогическая теория обучения. Дидактику также определяют как теорию образования и обучения. В этом случае обра­зование выступает как результат обучения, а обучение — как путь образования. В образование, трактуемое таким образом, воспита­ние не входит, и вся эмоционально-ценностная сторона педаго­гической деятельности, а также развитие остаются за его предела­ми. Иногда дидактику рассматривают как звено между психологи­ей как истинным основанием педагогики и практикой обучения, но это уже психологический взгляд на эти теории. Существуют и другие трактовки дидактики.

Итак, дидактика — это педагогическая дисциплина, исследу­ющая обучение на теоретическом уровне. Она представляет собой одну из педагогических научных дисциплин, отрасль науки педа­гогики. В наши дни становится все труднее определять возможный эффект тех или иных форм, методов, средств обучения «на гла­зок». Дидактика среди прочего разрабатывает способы прогнози­рования последствий введения в практику школы новых методов и учебных материалов. Учителя нуждаются в научном обоснова­нии своей работы и в ее осмыслении с позиций науки.

Неправильно, однако, было бы считать, что дидактика может разрешить все практические вопросы. Эта наука дает учителю мате-


риал для размышления о своей деятельности, сопоставления дей­ствительного с желаемым и тем самым помогает ему действовать более эффективно. Конечно, для учителя важны и рекомендации. В содержащих их материалах отражаются в конечном счете резуль­таты педагогического (научного и практического) творчества.

Однако, чтобы творчество педагога было «уловлено» им самим или окружающими и получило дальнейшее развитие, необходи­мо осмыслить его в категориях науки, и в первую очередь в кате­гориях дидактики, которая специально изучает обучение. Важно не только констатировать, что, например, такой-то материал не удалось «пройти», что опрос учеников прошел неудачно, что они не поняли объяснения, но и говорить о том, что такой-то прием, как оказалось, не обеспечивает формирования в сознании школь­ников причинно-следственных связей, что остались нереализо­ванными дидактические принципы сознательности или научно­сти обучения и т. п.

Итак, творческое отношение к работе предполагает умение использовать знания и терминологию науки. Но сфера влияния педагогической теории в целом и педагогической теории обуче­ния в частности не должна ограничиваться деятельностью учите­ля. Термин «педагогическая практика» имеет более широкое зна­чение и охватывает многие виды деятельности в данной области как обширной сфере жизни общества. Именно в русле социаль­ной практики разрабатывается общая стратегия образования на государственном уровне, создаются проекты педагогических про­цессов, готовятся учебные материалы и т.д. Можно утверждать, что задачей теории должно быть обоснование всех материалов и их использования на практике. Поэтому необходима теория прак­тической деятельности, в данном случае — теория деятельности обучения, т. е. дидактика.

Проблема определения объекта и предмета дидактики. Пред­ставление о главных сферах дидактического анализа - содержа­нии и процессе (методах, организационных формах) обучения является более или менее общепринятым. А вот суждения отно­сительно предмета дидактики настолько многообразны, что с тру­дом поддаются учету. К тому же зачастую объект и предмет науки даже и не различаются. Одни исследователи выделяют в качестве предмета дидактики обучение как средство образования и воспи­тания; другие — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, сред­ства обучения; третьи — взаимодействие преподавания и учения в их единстве; четвертые считают, что предметом общей дидактики является не только сам процесс преподавания-учения, но и усло­вия, необходимые для его протекания (содержание, организация, средства и т.д.), а также различные относительно устойчивые ре­зультаты реализации этих условий.


Такой разброс трактовок предмета этой научной дисциплины объясняется нерасчлененностью методологических категорий «объект» и «предмет» науки. Чаще всего обозначается то, что по­падает в поле зрения дидактического анализа, т.е. выделяются разные объекты изучения. Таким образом, дидактика изучает цели, содержание, закономерности, методы и принципы обуче­ния.

Это обобщенное определение охватывает объектную сферу, на которую направлены дидактические исследования. Оно дает представление о том, чем занимается дидактика. Однако цели, содержание, закономерности, методы и принципы обучения изучает не только дидактика. В целях обучения воплощаются по­требности и запросы общества в сфере образования, его требо­вания к образованию. Дидактика переводит общие цели образо­вания на язык педагогики применительно к условиям обучения. Но в определении и формировании таких целей участвует не толь­ко дидактика, но и другие науки: философия, социология, пси­хология и т.д.

В обучении действуют не только дидактические, но и другие закономерности, например психологические, физиологические. Наиболее общие закономерности обращения информации изуча­ют информатика, кибернетика синергетика. Если же мы хотим обозначить то, чем занимается лишь дидактика, нужно так пред­ставить предмет этой науки, чтобы отдельные части большого и сложного объекта — обучения — были отражены в их единстве и взаимосвязи и нашли выражение в системе дидактических поня­тий. Для этого необходимо рассмотреть обучение под особым уг­лом зрения, дидактическим.

При этом следует учесть все знания об обучении, накопленные педагогикой, определить современный научный уровень дидакти­ки, ее функции, возможности, а главное — задачу научного об­основания практики обучения, т. е. практической деятельности учи­телей.

В таком случае сформируется такое представление о предмете дидактики, которое позволит направить исследовательскую рабо­ту в единое русло так, чтобы она одновременно и обогащала пе­дагогическую науку, и помогала правильно организовать педаго­гическую практику.

Собрались дидакт, методист и психолог... Представители раз­личных наук видят один и тот же объект по-разному, в разных системах понятий, свойственных каждой науке, и выделяют в нем разные стороны, разные связи и отношения. Обучение может быть объектом изучения и дидакта, и методиста, и психолога, и спе­циалиста по теории информации, кибернетике. Но каждый из них выделяет для изучения в этом объекте свое, ставит разные цели и формулирует эти цели, а также и результаты исследования по-


разному. Это значит, что каждый специалист работает в своем предмете. Допустим, представители различных научных дисцип­лин собрались вместе и пришли на какой-то урок. Каждый из них будет смотреть на происходящее сквозь призму своей науки. Ди­дакт будет анализировать общедидактические методы, применяе­мые учителем, и общие принципы, которые он реализует в ходе урока. Методист обратит внимание на соответствие способов пре­подавания и содержания учебного материала целям обучения данному учебному предмету в школе. Психолога будут интересо­вать особенности усвоения материала школьниками как проявле­ние психологических закономерностей, а перед кибернетиком обучение предстанет как система управления с прямой и обрат­ной связью.

В настоящее время все чаще требуется объединение усилий уче­ных разных специальностей для решения сложных задач, стоящих перед теорией и практикой образования. Именно поэтому так важ­но, чтобы каждый участник педагогического процесса четко пред­ставлял себе предмет изучения, его особенности и правильно определял свое место в общей работе.

Смысл всех этих рассуждений не сводится к размежеванию дидактики с другими областями знания. Такое разграничение не самоцель. Необходимость существования этой научной дисципли­ны определяется в конечном счете влиянием ее результатов на практику. Именно для повышения эффективности дидактических исследований необходимо четко представлять себе научный ста­тус этой отрасли педагогики.

Таким образом, для определения предмета дидактики не удастся ограничиться простым указанием на то, что она изучает вместе с другими науками. Для этого нужно хотя бы кратко ответить на следующие вопросы:

• В каком виде предстает перед дидактикой ее объект — обуче­ние — в его современном состоянии?

• Какими научными средствами располагает сейчас дидактика для научно достоверного отражения явлений обучения?

• Как она должна отражать свой объект, используя его описа­ния в свете задачи научного обоснования педагогической практики?

Иными словами, определить предмет дидактики нельзя без учета ее функций, анализа ее объекта и познавательных средств, кото­рыми она пользуется.

Попробуем ответить на приведенные выше вопросы. Дидакти­ка рассматривает обучение как средство передачи социального опыта, необходимого для личностной самореализации учащихся. В результате обучения та часть опыта, которая входит в содержа­ние образования и составляет содержательную сторону обучения, становится достоянием ученика. С помощью обучения осуществ­ляется подготовка учащегося к жизни, его самореализация.


 




Дидактика все в большей степени становится теоретической дисциплиной. Этому способствует развитие науки, средств науч­ного познания в целом. Все большее применение находят такие методы теоретического исследования, как моделирование, идеа­лизация и т.д. Использование системного подхода позволяет рас­сматривать содержание образования и процесс обучения как еди­ное целое. Именно благодаря повышению теоретического уровня дидактика получает возможность более эффективно воздейство­вать на практику, совершенствовать и преобразовывать ее.

Выясняем отношения с учеником. Следующий шаг на пути к определению предмета дидактики предполагает выявление педа­гогической сущности обучения. Поскольку дидактика — наука те­оретическая, а предмет теории предстает перед исследователем как система отношений, необходимо раскрыть главное, специ­фическое для обучения отношение. Вообще отношения, возника­ющие в процессе обучения, многообразны: «учитель—ученик», «ученик—учебный материал», «ученик—другие учащиеся». В пе­дагогической литературе можно встретить различные суждения по поводу того, какое из них следует считать главным для дидактики. Достаточно распространена точка зрения, согласно которой та­ким главным отношением является отношение ученика к учебно­му материалу, т.е. познавательное отношение.

Действительно, учебное познание — неотъемлемая характери­стика процесса обучения. Если рассматривать обучение с точки зрения психологии, т. е. обращать основное внимание на то, как ученик воспринимает и усваивает материал, это отношение ока­жется главным, как говорят, сущностным. Но если посмофеть на обучение глазами дидактики, т. е. выделить главное в целенаправ­ленной деятельности по передаче социального опыта, то главным и специфическим для этой деятельности окажется другое отно­шение — отношение между двумя деятельностями: преподавания и учения. Преподавание — это деятельность тех, кто обучает, а уче­ние — тех, кто обучается.

Познание может осуществляться и вне обучения, а вот взаи­мосвязанные деятельности преподавания и учения протекают толь­ко в обучении. Их единство определяет и организует всю систему дидактических отношений, в том числе и познавательных. Этим характеризуется предмет дидактики. Реально при изучении явле­ний обучения необходим учет зависимостей между тремя объек­тами: учителем, учеником и учебным материалом.

Важной характеристикой предмета дидактики является необходимость рассмотрения обучения в единстве с воспитанием. Воспитательная функция обучения состоит не толь­ко в усвоении знаний ученика, но и в становлении его личности в целом, формировании определенных моральных качеств, черт харахтера.


Нужно иметь в виду, что содержание образования реально су­ществует в процессе обучения. В каждой частице этого процесса присутствует содержание образования. В каждую минуту урока уче­ники осваивают определенные знания, умения, навыки, отноше­ния — то, что составляет содержание образования.

Существенно и то, что обучение выступает перед дидактикой в двух аспектах — как объект изучения и как объект построения, кон­струирования. Учитывать это обстоятельство — значит сознательно направлять дидактическое исследование на совершенствование прак тики обучения, так как без ее изучения исследование может ока­заться умозрительным, бесплодным. В то же время без разработки теории рекомендации, адресованные школе, будут недостаточно обоснованными и не повлекут за собой серьезных изменений.

Предмет дидактики: «сухой остаток»*. Подводя итог сказанно­му, выделим следующие характеристики предмета ди­дактики.

1. Дидактика рассматривает свой объект — обучение — в пер­вую очередь как особый вид деятельности, направленный на пере­дачу подрастающему поколению культуры, или социального опы­та, необходимого для личностной самореализации.

2. Специфическим для этой деятельности отношением, лежа­щим в основе ее теоретического анализа с позиций педагогики, является отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика, выступающих в единстве. Другие отношения становятся дидактическими постольку, поскольку они объединяются этим отношением. Например, книга становится учебником, когда она включается в процесс обучения и становится средством для учи­теля и ученика.

3. Дидактика рассматривает содержательную и процессуальную стороны обучения в их единстве. Например, знания изучаются не изолированно, не сами по себе, а вместе с методами их передачи и усвоения.

4. Дидактика рассматривает обучение в его единстве с воспита­нием.

5. Имея в визу задачу преобразования и совершенствования практики, дидактика рассматривает обучение не только как объект изучения, но и как объект научно обоснованного конструирования.

Мы изложили лишь основные характеристики предмета ди­дактики. Учитывая эти характеристики, его можно представить и в очень краткой формулировке: предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познава­тельной деятельности ученика), их взаимодействие. К этому сле­дует добавить, что в поле зрения дидактики находится воспита­тельная роль учебного процесса, а также условия, благоприят­ствующие активному и творческому труду учащихся и их умствен­ному развитию.


 




Вопросы я задания для самоконтроля

1. Перечислите как можно больше вопросов, на которые в конечном счете должна дать ответы дидактика.

2. Пока еще не у каждого учителя на рабочем столе можно найти книгу по дидактике. Почему? Напишите тезисы своего выступления на тему «Учебник по дидактике как настольная книга учителя».

3. Какой фрагмент текста данного раздела вызвал у вас затруднение? Сформулируйте эти затруднения в виде вопросов.

4. Для чего, на ваш взгляд, необходимо научное обоснование обуче­ния? Можно ли без него обойтись?

5. Чем содержание науки отличается от содержания обучения? Чем учебник по истории отличается (должен отличаться) от исторического документа?

6. Что является вашим личным результатом изучения данной темы?

Практикум

Обычно считается, что обучение включает в себя два вида деятельно­сти — преподавание и учение. Исследуйте свой собственный процесс обучения и перечислите все возможные виды деятельности, которые в него входят.

ЛИТЕРАТУРА

Айсмонтас Б. Б. Теория обучения: схемы и тесты. — М., 2002.

Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика. — М., 1957.

Дидактика современной школы: пособие для учителей / под ред. В. А. О-нищука. — К., 1987.

Дидактика средней школы: некоторые проблемы соврем, дидактики / под ред. М. Н. Скаткина. — М., 1982.

Каменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А. Соч.: в 2 т. — М., 1972.-Т. 1.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики / пер. с польск. О. В. Довженко. — М., 1986.

Ситаров В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний / под ред. В. А. Сластенина. — М., 2002.

Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. — СПб., 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.27 (0.01 с.)