Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологическая карта для конструирования системы занятийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Окончание табл. 1
ботке планов занятий применительно к разным классам, отдельным ученикам и реальным условиям обучения. Процедура создания образовательных программ практически не отличается от пошагового создания документов компьютерными программами типа «мастера писем». «Мастер образовательных программ» позволяет каждому учителю с помощью баз данных, содержащих множество целей, форм, методов и другах элементов обучения, составлять уникальную программу занятий, учитывающую его педагогическую позицию, количество учеников в классе, уровень их развития, специфику изучаемой темы, имеющиеся в наличии средства и ожидаемые результаты. Разработка компьютерных средств для решения подобных дидактических задач, создание педагогических баз данных по типу технологических карт — актуальная задача. Объединение баз данных в единую систему и подключение ее к школьной локальной сети существенно повысят эффективность работы педагогов. Помимо карты занятий для конструирования системы занятий используются и другие средства: -тематическое планирование занятий; - индивидуальные образовательные программы учащихся, включаемые в общую программу занятий по предметам в качестве отдельных компонентов; - личностно ориентированный журнал, структура которого состоит не из учебных предметов, а из имен учеников (для каждого ученика на соответствующих страницах обозначаются учебные предметы и образовательные направления); - индивидуальное расписание для каждого ученика, являющееся компонентом общего расписания. Такое расписание регламен- тирует индивидуальные занятия учеников, их консультации, подготовку и защиту индивидуальных творческих работ; -индивидуальные качественные характеристики образовательных результатов учащихся; качественно-количественные системы оценивания образовательных результатов; рефлексивные дневники и книжки учащихся. Тематическое плакирование занятий. Тематический план составляется, как правило, на весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса. В самом общем виде годовой тематический план представляет собой перечень тем всех занятий. Основная цель планирования — определить оптимальное содержание занятий и рассчитать необходимое для них время. Чтобы занятия не были случайным набором уроков, а образовывали стройную систему, необходимо осуществлять тематическое планирование по определенной технологии. Рассмотрим ее. Этап 1. Приступая к тематическому планированию, учитель внимательно изучает образовательную программу по своему курсу или самостоятельно разрабатывает ее в соответствии с образовательными стандартами и собственной педагогической позицией. Особое внимание уделяется общему количеству отводимых на учебный курс часов (реально часов всегда получается меньше, поэтому планирование необходимо осуществлять «с запасом»), главным тематическим блокам или разделам курса и деятельност-ной направленности программы (какие виды деятельности учеников будут приоритетными). Учитывается также выбранная педагогом дидактическая система обучения. Этап 2. Общее количество годовых часов распределяется по основным разделам (блокам) курса с учетом как тематических, так и деятельностных компонентов (например, в конце года 10 часов может быть отведено на практикум по всем темам курса). На данном этапе отводится время для деятельностных элементов обучения, напрямую не связанных с основными темами курса. Например, дополнительного времени требуют ученическое целе-иолагание и планирование индивидуальных программ по курсу, занятия детей по индивидуальным планам, защиты творческих работ, конференции, олимпиады, консультации, зачеты, экзамены и т. п. В ряда случаев данные формы деятельности входят в состав отдельных разделов или тем, но иногда их необходимо запланировать отдельно наряду с тематическими разделами курса. В этом случае можно будет избежать ситуаций типа: «Надо олимпиаду проводить, а мы еще запланированную тему не прошли». Этап 3. После определения основных блоков тематического плана распределяется учебное время. Это важный этап планирования учителем годового учебного времени. Чтобы выполнить окон- нательное распределение отведенных часов по разделам курса, не всегда достаточно использовать типовые рекомендации или примерные тематические планирования, которые публикуются в методических журналах. Здесь могуг играть роль различные факторы. Крупные разделы или темы лучше завершать до наступления каникул, чтобы контроль образовательных результатов детей по этим темам совпадал с четвертными контрольными работами. Можно заранее оценить значимость, сложность и необходимость той или иной темы в общеобразовательном процессе. Некоторые учителя отводят больше времени тем вопросам или видам деятельности, в которых они обеспечивают наилучшие результаты. У школьников также могут быть свои образовательные предпочтения, которые желательно учесть на стадии тематического планирования. Этап 4. Распределив учебное время по тематическим и деятель-ностным блокам курса, учитель переходит к планированию занятий внутри каждого из них. Во-первых, определяются главные цели, которые будут решаться в каждом блоке (разделе, теме). Эти цели являются продолжением целевых установок образовательной программы курса. Во-вторых, выбирается оптимальная технологическая структура занятий блока. В - т р е т ь и х, на основе технологической карты уточняются формы предполагаемых занятий, методический инструментарий и другие особенности обучения. На основе тематического и деятельностного блока курса со-сташтяются отдельные занятия. По каждому занятию указываются следующие данные: - номер занятия в данном блоке и с начала года. Например: «Урок 2/53», т.е. второй урок по данной теме, пятьдесят третий — с начала учебного года; - тема занятия (формулируется с учетом тем и вопросов, обозначенных в образовательных стандартах, программах и учебниках); - тип (форма) занятия (лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа и т.п.); - цель занятия (записывается главная цель, относящаяся к планированию, приращению учеников; при поурочном планировании цели могут быть детализированы и конкретизированы); - дидактические средства (раздаточный материал, плакаты, компьютерные программы и т.п.); - домашнее задание (номер параграфа из учебника, номер задачи из задачника, творческое задание, задание по индивидуальным программам и т.д.). Учитель может включить в описание занятий и другие элементы, например: методы обучения, ключевые проблемы, виды деятельности учеников и т.п. Этап 5. При окончательной компоновке годового тематического плана возможна корректировка последовательности блоков и первично распределенного времени на них. Тематический план удобно оформлять в виде таблицы на компьютере или на больших складывающихся листах. На каждый блок курса отводится свой лист. Столбцами такой таблицы служат данные по каждому занятию. В этом случае каждый элемент занятия будет просматриваться по вертикали. Индивидуальная система занятий ученика. Индивидуальная программа образования ученика составляется и корректируется школьником совместно с учителем. К основным элементам данной работы относятся: целеполагание ученика, планирование и выполнение им намеченных планов, рефлексия и самооценка деятельности. В результате ученик становится субъектом, конструктором своего образования. Школьникам предлагаются алгоритмические предписания по составлению индивидуальных образовательных программ; затем ученики представляют свои программы учителю или защищают их в качестве творческой работы. В результате составления учениками индивидуальных программ в общей системе занятий учителя присутствуют элементы ученических систем занятий. Реализация ученических элементов занятий в общеклассной системе занятий предусматривает динамику внутренних изменений школьников в ходе освоения ими системообразующих образовательных процедур, таких, как целеполагание, планирование, освоение способов учебной деятельности, нормотворчества, рефлексии, самооценки и др. Каждая из перечисленных образовательных процедур включает в себя отдельные элементы различной сложности. Чтобы ученик научился конструировать индивидуальную систему занятий, необходимо последовательное освоение им данных процедур: от простых к сложным, от кратковременных к продолжительным. Вначале данная процедура занимает небольшой период времени, например урок. По мере усвоения учениками ее элементов их объем и содержание расширяются, длительность процедуры увеличивается. Перечислим основные образовательные процедуры и составляющие их элементы, комплексное и последовательное освоение которых позволяет обучать детей конструированию индивидуальных систем занятий. 1. Целеполагание: - выбор учеником целей деятельности из предложенных учителем; - формулирование (вербализация) учениками собственных целей из известных ранее; - формулирование целей на основе рефлексии выполненной учащимися деятельности; - формулирование тактических и стратегических целей; - включение целеполагания в качестве элемента любой образовательной деятельности ученика. 2. Планирование. - составление простого плана действий для отдельной опера - разработка составного плана на урок; - конструирование сложного плана изучения темы; - разработка плана решения проблемы; - составление исследовательских планов; - разработка проектов. 3. Освоение способов учебной деятельности: - виды и способы деятельности, присущие изучаемой дисциплине (например: отыскание способов сложения чисел с переходом через десяток, нахождение способов разбора слов по составу, придумывание методов стихосложения); - способы познания фундаментальных образовательных объектов (естественно-научные, математические, чувственно-образные, художественные, коммуникативные и др.); - способы увеличения количества усвоенных приемов, техник и технологий познания; - овладение формами, методами и средствами обучения (игровые, исследовательские, проблемно-эвристические, информационные и иные технологии обучения). 4. Освоение способов нормотворчества: - построение алгоритмов решения задач; - конструирование правил проведения дидактических игр; - способы организации работы в группе; - способы выстраивания принципов своей учебной деятельности; - разработка иерархии законов в школе. 5. Освоение рефлексии деятельности: - припоминание элементов выполненной учеником деятельности; - фиксация рассмотренного содержания и его границ; - анализ результатов и способов их получения; - выявление имеющихся или возникающих противоречий; - вербальные формы рефлексии деятельности за небольшой промежуток времени; - эмоционально-образные способы рефлексии; - рефлексивное построение образовательного среза по изучаемым темам; - встраивание полученных образовательных продуктов в общую систему или теоретическую схему; - построение многоуровневой рефлексивной модели, описывающей технологии деятельности отдельных участников образовательного процесса в их взаимодействии; - построение объемной модели индивидуально-коллективной деятельности, включающей в себя весь спекгр траекторий, сфер и продуктов деятельности, а также возникающие проблемы субъектов этой деятельности и способы их решения. По каждой из перечисленных процедур учитель планирует движение учеников от фрагментарного применения отдельных ее элементов до целостного осуществления в виде системы. По мере освоения данных процедур увеличивается осознанность учащихся в выборе целей, направлений и средств своего образования, конструируется системный механизм их самодвижения. Детализированное описание процедур и документов в совокупности и полноте представляет собой некий идеал, к которому по мере возможности следует стремиться. Понятно, что реальные обстоятельства могут влиять на осуществление этого идеального представления в ту или иную сторону: приводить к сокращению одних разделов и расширению других. Творческая трансформация изложенной методики представляет собой часть личностно ориентированного подхода к процессу обучения, идущего в русле межличностного общения педагога с его учениками и учеников друг с другом. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что необходимо для того, чтобы современная школа обеспечивала ученику индивидуальную траекторию образования? 2. Приводит ли включение учеников в процесс конструирования системы занятий к повышению уровня их образовательной подготовки? Аргументируйте свой ответ. 3. В чем отличие технологической карты от тематического планирования? Сформулируйте свои правила конструирования системы занятий по теме. 4. Как выбор типа структуры занятий по изучаемой теме зависит от имеющихся условий обучения (мотивации учеников, уровня их подготовленности, наличия оборудования, концепции школы, места обучения и т.п.)? 5. В чем достоинства и недостатки использования в организации обучения индивидуальных систем занятий учеников? Практикум 1. Выберите небольшую (до 10 часов) тему из школьного учебного курса и составьте ее план. Для этого определите базовую технологическую структуру всех занятий, сформулируйте для каждого занятия его задачи и определите оптимальную форму проведения. 2. С помощью компьютерной программы (М8 Асеева или др.) разработайте структуру технологической карты, которая содержала бы базы данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуальных образовательных программ, способов их составления и других средств обучения. ЛИТЕРАТУРА Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. — М., 1982. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие - М., 1989. Зотов Ю. Б. Организация современного урока: книга для учителя / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1984. ЛевитесД.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. — М.; Воронеж, 1998. Махмутов МИ. Современный урок. — М., 1985. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М., 1998. Хуторской А. В. Принципы конструирования системы занятий по физике // Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: книга для учителя / сост. Э. М. Браверман; под ред. В. Г. Разумовского. — М., 1993. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — СПб., 2004. чают в себя цели, содержание методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников. Комбинируя сочетания общих и конкретных форм обучения, педагоги получают различные системы форм обучения (классно-урочные, лекционно-семинарские, дистанционные и др.). Различия в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы: - индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение; - коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных; - индивидуально-коллективные системы занятий (рис. 6). Группы и элементы данной классификации не являются логически и педагогически изолированными. Так, лекция может войти в состав погружения, а занятия могут проводиться с тьюторами во время творческой недели. Индивидуальные занятия. Наиболее распространенная форма индивидуальных занятий — репетиторство. Чаще всего репетитор готовит ученика к сдаче зачетов и экзаменов. Основой данной си-
Формы и методы обучения Виды форм обучения. Понятие «форма» используется по отношению к обучению в двух вариантах: как форма обучения и как форма организации обучения. Общие формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся, а также учеников друг с другом. Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьютерство, консультации и т. п.). В групповых формах обучения школьники работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальное обучение предполагает работу педагога сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив, который имеет своих лидеров и особенности взаимодействия. В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимное обучение или взаимный контроль. Форма организации обучения — это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. К формам организации относятся следующие виды занятия: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д. Они играют интегрирующую роль, поскольку вклю-
И ндивидуально коллективные системы занятий
«Погружения»
Мастерские, студии Деловые игры Рис. 6. Формы организации обучения
стемы занятий является интенсивное освоение знаний и умений, необходимых для изучения школьником определенной системы требований. К уровню личностного и творческого развития учащихся в данном случае требований не выдвигается. Тьюторство и менторство более распространены за рубежом. Эти формы обучения способны обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика одновременно с его индивидуальной образовательной траекторией. Так, П.Торранс обнаружил, что те одаренные дети, которые работали с менторами, достигли больших успехов, чем их столь же талантливые сверстники. По мнению психологов, сотрудничество с менторами — лучший предсказатель творческих достижений, чем коэффициент интеллектуального развития (Щ) или другие традиционные критерии1. Ментор, понимаемый как наставник, советчик ученика, вносит в содержание изучаемого предмета индивидуальность, которую невозможно достичь в обычной школьной системе обучения. Он оказывает ученику помощь при выполнении самостоятельных учебных проектов, вводит его в реальные профессиональные сферы, помогает преодолеть разрыв между школьным классом и жизнью. Тьютор — это научный руководитель учащегося. Знаменитый немецкий философ И. Кант девять лет работал тьютором в семьях, прежде чем начал свою деятельность в университете. Учителя могут выполнять функции тьютора во время выполнения учениками творческих и исследовательских работ, в профильных классах. Возможна смешанная система обучения, когда одни учащиеся занимаются индивидуально с тьюторами, а другие в это же время обучаются по классно-урочной системе. Самообучение как форма обучения более свойственна учащимся старших классов, так как у них уже сформировались необходимые ценностные ориентиры и волевые качества. При самостоятельном обучении наибольшее развитие получают качества учащихся, относящиеся к организации их деятельности. Обычно самообучение происходит параллельно обучению в образовательном учреждении и носит характер дополнительного образования. Возможна сдача старшеклассниками экзаменов экстерном с получением аттестата и высвобождением времени для самообразования, для работы или подготовки в вуз. Классно-урочная система и ее альтернативы. Наиболее распространенная сегодня в школах форма обучения — классно-урочная. Ее преимуществами являются: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, эмоиио- 1 См.: Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С.Лейтеса. — М„!996. нальное влияние личности учителя на детей, экономия времени. К недостаткам этой системы относятся ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особенностей детей, однообразные темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца. Существует множество попыток модифицировать классно-урочную систему обучения или заменить ее на другие. В 1798 г. английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер разработали и применили в школах Англии и Индии так называемую белл-лан-кастерскую систему взаимного обучения. Старшие ученики под руководством учителя сначала сами изучали материал, а потом, получив инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве педагогов организовывать массовое обучение. Однако качество такого обучения было невысоким. В конце XIX в. в США появилась батовская система. Она включала две части: коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия как с сильными, так и со слабыми учащимися. Со способными учениками работал учитель, с отстающими — его помощник. Одновременно в Европе стала создаваться маннгеймская система, названная по имени города Маннгейм. Ее основатель Й.Зик-кенгер предложил создать четыре разных класса в соответствии со способностями детей: классы иностранных языков для наиболее способных; основные классы для детей со средними способностями; классы для малоспособных; вспомогательные классы для умственно отсталых. Огбор в такие классы происходил на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов. В 1905 г. учительница Е.Паркхерст (США) применила систему индивидуализированного обучения, названную Дальтон-план. Дальтон — это местечко в США, штат Массачусетс, где в 1920 г. была организована первая школа, целиком работающая в рамках этой системы. Цель данной системы — дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям. Классы были заменены на лаборатории и мастерские, объяснение материала и уроки отменены. В начале года учащимся выдавались задания по каждому предмету, которые затем конкретизировались по месяцам. Ученики отчитывались по ним в установленные сроки. Единого расписания не было. Коллективная работа происходила один час в день, остальное время — индивидуальная работа в мастерских и лабораториях, в которых постоянно находились учителя. В 50—60-х гг. XX в. в США получил известность гыан Трампа — форма индивидуализированного обучения с использованием лекций, на которые отводилось до 40 % времени. Высококвалифицированные педагоги с помощью студентов проводили лекции в больших аудиториях (от 100 до 1500 человек) Затем в малых груп- пах учащихся (по 10—15 человек) обсуждались материалы лекции, проводились дискуссии под руководством рядового учителя или лучшего ученика. Состав малых групп не был постоянным. Объем этих занятий составлял 20 %. Кроме того, около 40 % времени отводилось на индивидуальную работу учащихся в кабинетах и лабораториях. В современной практике обучения встречаются и иные формы организации обучения. Например, на Западе существуют неграду-ированные классы, когда ученик одновременно может обучаться по программе разных классов. Особой формой организации обучения является «погружение», когда на протяжении нескольких дней учащиеся осваивают только один или два предмета. Аналогично в Вальдорфских школах организуется обучение по эпохам. Лекционно-ссминарская форма обучения. Концентрированным выражением коллективно-групповой формы обучения являются лекции и семинары. Школьная лекция — это форма обучения, при которой учитель, излагая материал, помогает учащимся формулировать проблемы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. Лекции обеспечивают условия для создания учениками или учителем новых образовательных продуктов, что решается с помощью выбора смысла, целей и структуры лекции. Для того чтобы учащиеся были не пассивными слушателями, а осуществляли познавательное движение, лекция должна иметь каркас, определяющий структуру ее содержания. В зависимости от места лекции в системе обучения и специфики решаемых задач возможны различные виды лекций. Образовательный эффект лекций достигается благодаря сформулированным на них заданиям или проблемам, которые организуют деятельность школьников во время лекции. Семинар — форма занятия, обеспечивающая создание учащимися личных образовательных продуктов в ходе коллективно-групповой коммуникации. Семинары отличаются от других видов занятий повышенной активностью и самостоятельностью школьников, возможностью проявления их способностей к организации деятельности. По дидактическим ц е л я м выделяют семинары по введению в тему, семинары по планированию ее изучения, семинары по исследованию фундаментальных образовательных объектов, семинары по представлению и защите образовательных результатов, семинары по углублению, обобщению и систематизации знаний, контрольные и зачетные семинары, аналитические семинары. По способу и характеру проведения различают вводные, обзорные, самоорганизующие, поисковые, индивидуальные и групповые семинары, семинары-проекты, семинары по решению задач, круглые столы, «мозговые штурмы», семинары-деловые игры и др. Групповые формы обучения. Использование семинарской формы обучения требует предварительной подготовки учащихся. Для этого во время обычных уроков осваиваются: индивидуальное самообучение, при котором ученики выполняют ту или иную самостоятельную работу (работа с изучаемыми объектами, учебником, приборами, решение задач, исследова-тельская работа) и составляют письменные сообщения по ее результатам; парное взаимное обучение, в ходе которого ученики в стабильных парах (например, соседи за одной партой), либо в парах сменного состава (ученики в течение урока меняются местами по типу конвейера) объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты товарищей; групповая работа по общей теме — обучение внутри группы. Ученики взаимодействуют в группе: объясняют новый материал, обсуждают его, оценивают свою деятельность, готовят выступление; взаимное обучение групп, представляющее собой группы, занимающиеся разными проблемами или видами деятельности, например: теоретики и экспериментаторы временно объединяются, чтобы поделиться опытом, информацией, проблемами; подготовка учениками выступлений, в ходе которой отрабатываются такие виды деятельности, как техника выступления, методика ведения дискуссии, формулировка вопросов и ответов к ним, аргументация суждений, рецензирование, оценивание, анализ. Практикум. В данной форме организации обучения учащиеся самостоятельно выполняют практические и лабораторные работы. Практикумы проводятся после изучения крупных разделов учебных курсов, а также могут предварять их изучение, создавая опытно-экспериментальный образ предстоящего теоретического материала. Практикум проводится две —четыре недели. Учитель делит школьников класса на небольшие группы по два-три ученика. Каждая группа учащихся выполняет свою лабораторную или практическую работу по специальному расписанию. Чтобы создать благоприятные условия внутригрупповой дифференциации деятельности учащихся, важно внимательно отнестись к составу групп и распределению обязанностей их членов. Проведению практикума предшествуют вступительные лекции и инструктивные занятия. В процессе проведения практикума при меняются приемы актуализации опорных знаний учащихся. Средством управления деятельностью школьников во время практикума служат инструкции, в которых излагаются правила и последовательность действий школьников, дается информация о повторении необходимого материала, приводятся описания и изображения лабораторного оборудования, принципов его действия и
способов использования, указывается порядок выполнений заданий, предлагаются контрольные вопросы по теме и дополнительная литература. Практикумы в комплексной форме проводятся обычно в старших классах, но уже с начальной школы учащиеся выполняют кратковременные лабораторные и практические задания, готовящие их к развернутой исследовательской работе. Факультатив. Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение предметов на основе обязательных школьных курсов. Факультатив — это связующее звено между уроками и внеклассными занятиями. Однако всегда следует иметь в виду, что в любом случае изучается не наука, а учебный предмет как средство развития личности ученика и подготовки его к жизни. Например, изучают не лингвистику, а предмет «Английский язык», и не столько изучают, сколько овладевают речью на этом языке. По образовательным задачам выделяются факультативы по углубленному изучению базовых учебных предметов, по изучению дополнительных дисциплин (риторики, логики, дополнительного иностранного языка и др.), по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности («Стенография», «Программирование» и др.) и межпредметные факультативы (например, по курсу экологии). Факультативы могут иметь теоретическую, практическую или комбинированиую направленность. Организация деятельности учащихся на факультативных занятиях имеет свои особенности. Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется активностью и интенсивностью. Это необходимо учитывать при планировании занятий. Интерес школьников к факультативному курсу побуждает педагога избирать актуальные темы и оптимальные виды деятельности, предлагая учащимся средства развития мышления, памяти, воображения, индивидуальных способностей. Предметные кружки, мастерские, лаборатории. Для учеников, интересующихся определенным курсом, могут создаваться предметные кружки и подобные им формы обучения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии). Состав кружков формируется на добровольных началах из учащихся параллельных классов или из разновозрастных учеников. Руководство кружками осуществляют учителя-предметники. Содержание занятий в кружка
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.151.90 (0.016 с.) |