Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинарское занятие 1.(2 ч.)↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Семинарское занятие 1.(2 ч.) Тема: Социология как наука. Понятие, предмет, методы науки. Основные вопросы: 1. Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии, место социологии в системе обществознания. 2. Объект, предмет познания и специфика социологии как науки. 3. Структура и уровни социологического знания. 4. Социологическое исследование. Программа социологического исследования. Методические рекомендации для подготовки к занятию: Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: групповая форма занятия, обсуждение вопросов, заслушивание рефератов, выполнение тестовых заданий. Изучение данной темы необходимо начать с выяснения социально-исторических и теоретических предпосылок становления социологии и основных этапов ее развития. Затем следует перейти к рассмотрению объекта и предмета социологии, его специфики и выяснить место социологии в системе социально-гуманитарных наук. Предмет науки — это отражение объективной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых связей и отношений, закономерностей развития и функционирования изучаемого объекта. Социология — это наука о закономерностях функционирования и развития общества. Для понимания социологии как науки необходимо рассмотреть уровни социологического знания, выяснить связь между общесоциологическими теориями и эмпирическими исследованиями, т.к. каждый из элементов структуры социологии решает определенные научные и практические задачи. Следует также рассмотреть познавательную, диагностическую, прогностическую, организационно-технологическую, контрольно-аналитическую и консультационную функции социологии. Основные понятия: социология, объект социологии, предмет социологии, макросоциология, микросоциология, теоретическая социология, эмпирическая социология, фундаментальная социология, прикладная социология, отраслевая социологическая теория, социальное планирование, конструирование, социальный факт, функции: познавательная, диагностическая, прогностическая, контрольно-аналитическая, организационно-технологическая, консультационная, социальное планирование. Социологический практикум: Дайте общую характеристику объекту, предмету социологии. Что такое социологические законы? Тождественны ли они законам социальным? Какова структура социологии? В чем проявляется соотношение теоретической и эмпирической социологии? Сформулируйте представление о роли социологии в Вашей будущей профессиональной деятельности. Что лично Вы хотели бы получить от изучения социологии? Темы рефератов и докладов: Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии. Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста. Эссе: Причины появления социологии. Вопросы для самоконтроля: 1. Почему и когда возникает социология как отрасль знания? 2. Что такое социология и каковы ее функции? 3. В чем отличие социологии от других общественных наук? 4. В чем заключается специфика определения объекта социологии? 5. Как определить предметную область социологии? 6. Какую роль в общественном развитии играет социология? Литература для подготовки к занятию: Основная 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.- Юрайт, 2014.- 529 с. 2. Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров / А.И. Кравченко.- М.: Юрайт, 2015.- 828 с. 3. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика: учебник для бакалавров / Л.Н. Федотова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2014.- 603 с. 4. Пылков О.С. Социология. Учебно-методическое пособие. – Армавир, 2014 г. - РИО АГПА, 2014. Дополнительная 1. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. Сорокин. – СПб.: РХГИ, 2000. 2. Сорокин П.А. Социологические теории современности. – М., 1992. Интернет-ресурсы: Центр независимых социологических исследований: www.indepsocres.spb.ru Журнал «Социологические исследования»: www.isras.ru Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio www.levada.ru www.ecsocman.edu.com. Экспресс-опрос: 1. Для чего нужна социология? 2. Что даёт знание социологии современному человеку, в частности предпринимателю? 3. Что мешало развитию социологии в нашей стране? 4. Почему возрастает значение социологии сегодня? 5. Что даёт право называть социологию наукой? 6. Чем отличается теоретическая социология от эмпирической? 7. Назовите известные вам специальные социологические теории. Какая из них ближе к вашей профессии? 8. Какая из множества категорий социологии на ваш взгляд главная и почему. Задания для СРС: 1.Выберите правильный ответ: Социология - это наука: а) об обществе; б) о человеке; в) осоциальных отношениях и взаимодействиях; г) о социально-политических процессах в обществе; д) о социальной структуре общества, ее элементах, динамики их развития. II. Ответьте: "верно"- "неверно": а) объект исследования - реальность, существующая независимо от нашего знания о ней; б) предмет исследования полностью зависит от самого знания и является его частью; в) каждому объекту исследования соответствует только один предмет изучения; г) предмет исследования содержится в самом объекте исследования. III.Совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных - это... а) объект социологии б) метод социологии с) предмет социологии. IV. Социология является многоотраслевой наукой а) да б) нет. V. К функциям социологии не относятся... - теоретико-познавательная - диагностическая - эвристическая - прогностическая - организационно-технологическая - социального проектирования и конструирования - инструментальная Основная 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.- Юрайт, 2014.- 529 с. 2. Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров / А.И. Кравченко.- М.: Юрайт, 2015.- 828 с. 3. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика: учебник для бакалавров / Л.Н. Федотова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2014.- 603 с. Дополнительная 3. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер с фр.,составл. А.Ф. Гофмана. – М.: Канон, 1995. 4. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. – М., Юрист, 1994. Интернет-ресурсы: Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова: www.socio.msu.ru; Центр социологических исследований Министерства высшего и профессионального образования Российской Федерации: www.informika.ru/windows/goscom/cinorgan/socio/; «Социология: открытый проект»: www.sociology.agava.ru; Центр независимых социологических исследований: www.indepsocres.spb.ru; Институт Социологии РАН: www.isras.rssi.ru www.levada.ru www.ecsocman.edu.com. Экспресс-опрос: 1. Назовите основные предпосылки возникновения социологии. 2. Почему Огюста Конта называют родоначальником социологии? 3. Каковы основные этапы развития социологии? 4. Каковы особенности американской социологии? 5. Что вы знаете об истории развития российской социологической мысли? Назовите её виднейших представителей. 6. В чём особенности современного этапа развития социологии? Задания для СРС: I.Вам предстоит провести параллели между двумя концепциями – 3.Фрейда и М.Вебера. Структура личности по Фрейду состоит из «Оно», «Я», «Сверх-Я». Типология Вебера социальных действий включает четыре разновидности. Какие композиции структуры личности Фрейда соответствуют какому типу социального действия Вебера? Целерационалыюе действие____________________________________________ Ценностно-рациональное действие_______________________________________ Аффективное действие__________________________________________________ II. Типологию социального действия Вебера свяжите с указанными ниже социальными категориями людей. Каждой категории в наибольшей мере присущ один из четырех типов действия Вебера. Какой именно? 1.Солдат. 2.Юродивый. 3.Бизнесмен 4.Фанат-революционер. 5.Чиновник. 6.Патриот. 7.Рабочий на конвейере Ш. Из приведенных ниже социальных процессов выберите те, которые относятся к социальному взаимодействию? а) вы покупаете продукты? б)вы слушаете музыку? в)вы смотрите телевизор? г)вы стоите в очереди? д)один попросил прикурить у другого? е)один спросил у другого, который час? ж)пошел дождь, и все раскрыли зонтики? з)проехала машина и облила прохожих грязью? и) вы заплатили продавцу за покупку. IV. С точки зрения функционализма, для того, чтобы объяснить социальное явление, необходимо проанализировать его функцию в общественной системе. Как в таком случае, придерживаясь этой позиции, объяснить преступность во всех ее многообразных проявлениях, столь характерную для современного общества? Семинарское занятие 3. Тема: Социология общества. Общество как социальная система. (2 ч.) Основные вопросы: 1.Понятие и виды социальных систем. Общество как социокультурная система. 2.Теория социальной системы Т. Парсонса. 3.Типология общества. 4. Социологическая характеристика современного российского общества. Методические рекомендации для подготовки к занятию: Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: групповая форма занятия, обсуждение вопросов, представление творческих проектов по основным вопросам обсуждения № 4 с использованием интерактивной доски. В данной теме необходимо уяснить понятие и признаки общества. Продумайте, что является основой объединения людей в единую целостную систему, каким образом осуществляется взаимодействие компонентов социальной системы. Для понимания общества важно проанализировать основные функции, обеспечивающие целостность и стабильность общества: адаптация, целеполагание, интеграция и латентность. Общество — не только целостная, стабильная система, оно находится и в состоянии динамики, развития. В каких формах осуществляется развитие, что является его основой, куда идет человечество, каковы основные тенденции современного общества? Особенно важно выяснить особенности модернизации современной России, ее место в мировом сообществе. Основные понятия: о бщество, функциональная модель общества, конфликтологическая модель общества, социокультурная модель общества, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, гражданское общество, социальные революции, социальные конфликты и реформы, социальные движения, феминизм, экологическое движение, терроризм, социальный прогресс Социологический практикум: Основная 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.- Юрайт, 2014.- 529 с. 2. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика: учебник для бакалавров / Л.Н. Федотова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2014.- 603 с. 3. Пылков О.С. Социология. Учебно-методическое пособие. – Армавир, 2014 г. - РИО АГПА, 2014. 4. Социология: Хрестоматия / Сост. Здравомыслов. - М.: Высшая школа, 2007. Дополнительная Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio; Экспресс-опрос: 1. Что такое социальная система? 2. Что, на ваш взгляд, выступает базовой структурной единицей социальной системы? 3. Что такое общество? Почему человек не может существовать вне общества? 4. Какие исторические типы общества вы знаете? 5. Каков, с точки зрения социолога, главный системный признак современного российского общества? 6. Сформулируйте главные системные признаки и основания современного общества западного типа. 7. Какова сущность информационного общества? Когда оно появляется? Задания для СРС: I. Заполните таблицу. Основная 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.- Юрайт, 2014.- 529 с. 2. Пылков О.С. Социология. Учебно-методическое пособие. – Армавир, 2014 г. - РИО АГПА, 2014. 3. Социология: Хрестоматия / Сост. Здравомыслов. - М.: Высшая школа, 2007. Дополнительная Анурин В.Ф. Некоторые проблемы социологии старости//Пожилые люди- взгляд в XXI век.- Новгород, 2000. Интернет-ресурсы: «Социология: открытый проект»: www.sociology.agava.ru; Журнал «Социологические исследования»: www.isras.ru; Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio Задания для СРС: I. Поместите в левый столбик термины, характеризующие предписанный статус, а в правый - достигнутый. Термины, характеризующие смешанный статус, впишите в оба столбца и подчеркните их: возраст, сын, безработный, национальность, раса, чемпион мира, олимпийский чемпион, тёща, титул графа, падчерица, врач, бабушка, инвалид, покупатель, академик. II. Являются ли агентами социализации следующие лица: Почтальон, надзиратель тюрьмы, продавец, диктор телевидения, учитель, водитель автобуса, священник, врач, адвокат? III. Статистика отмечает неуклонное сокращение рождаемости с 70-х годов XX в. — вначале в СССР, а затем в России. Особенно заметным оно стало в 1990-е годы. Специалисты дали свои варианты объяснений. Они приведены ниже. Только один принадлежит социологу. Какой именно: 1) сокращение рождаемости — это следствие ухудшения экологической обстановки в стране; 2) причину необходимо искать в повышении уровня образования населения, а также в увеличении ценности досуга и в возрастающих трудностях заботы о ребенке; 3) сокращение рождаемости — следствие изменения физиологического строения женского организма, трудности вынашивания плода; 4) причину необходимо искать в неэффективности законодательства, регулирующего социальную помощь семье и детству. IV. Ниже приведены различные суждения о внешней среде и внутреннем мире человека. Часть из них, несомненно, относится к социологии, часть — к психологии. Укажите, к какой именно дисциплине относится каждое суждение. 1. Элита — это высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества. 2. Как правило, мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя — инновационное. 3. Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные. 4. Кадровым рабочим человек обычно становится к 30 годам. 5. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений. 6. Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение. V. Что такое: распад личности цельная личность_______________________________________________________________ ущербная личность_____________________________________________________________ внутреннее Я__________________________________________________________________ обезличение___________________________________________________________________ VI. Как вы считаете, какое из высказываний верно: а) В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно. б) Стереотип это сравнительно объективное представление о группе людей, с которой у нас были ограниченные контакты. в) Установки формируются в период с 12 до лет, и впоследствии их изменить очень трудно. г) Предубеждение всегда означает, что суждение о другом человеке или группе людей выносится априорно. VII. Выберите правильный ответ: Социальные роли связаны: а) с социальным положением; б) с поведением, которое ждут от человека другие члены группы; в) с фактическим поведением; г) все ответы верны. Семинарское занятие 5. Основная 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.- Юрайт, 2014.- 529 с. 2. Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров / А.И. Кравченко.- М.: Юрайт, 2015.- 828 с. 3. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика: учебник для бакалавров / Л.Н. Федотова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2014.- 603 с. 4. Пылков О.С. Социология. Учебно-методическое пособие. – Армавир, 2014 г. - РИО АГПА, 2014. Дополнительная Козырев Г.И. Социология: учебное пособие. — М. Академический проект, 2005. Интернет-ресурсы: Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова: www.socio.msu.ru; Российская исследовательская компания «СОЦИС»: www.socismr.com/ Центр социологического образования РАН: www.sociology.ru www.levada.ru www.ecsocman.edu.com. Задания для СРС: I.Можно ли считать реальной группой указанные ниже ситуации? - впервые встретившихся в лаборатории людей, которые навсегда - школьный класс; - собравшихся на остановке людей, живущих в соседних домах; - представителей одной и той же национальности. Свой ответ объясните. II. Дайте аргументированный ответ и приведите примеры из собственной жизни: Почему совместная неудача сильнее сплачивает социальную группу совместный успех? Семинарское занятие 6. Основная 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.- Юрайт, 2014.- 529 с. 2. Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров / А.И. Кравченко.- М.: Юрайт, 2015.- 828 с. 3. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика: учебник для бакалавров / Л.Н. Федотова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2014.- 603 с. Дополнительная 1. Сорокин П.А. Социальная мобильность, ее формы и флуктуации // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 373-392. 2. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 222-244, 265-282, 287-298. Интернет-ресурсы: Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова: www.socio.msu.ru; Российская исследовательская компания «СОЦИС»: www.socismr.com/ Центр социологического образования РАН: www.sociology.ru Журнал «Социологические исследования»: www.isras.ru Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio Задания для СРС: I. В 1939 году в СССР элита составляла 11-12% населения и получала 50% национального дохода. В США элита составляла 10% населения и получала 30% национального дохода. Вывод: в СССР социальная дифференциация гораздо выше, чем в США. (Вопр.филос.-1990.-№11.- С.140.) Вопросы: I. Когда доля элиты в составе населения нашей страны была выше- в 1939г. или в 1995г.? Ответ аргументируйте по возможности на основе статистических данных. П. Можно ли утверждать, что и сегодня социальная дифференциация в нашей стране гораздо выше, чем в США? Ответ обоснуйте. Как известно, социальную мобильность в обществе сдерживают социальные барьеры. Ниже приведены некоторые из них: права наследования, высокое образование, материальное положение семьи, наличный капитал, титулы и звания. Как Вы думаете, какое общество каждый из них характеризует? Какие виды барьеров упущены в списке? Дополните его. III. Даны два определения: Х- это люди, вынужденно покинувшие свою страну. У- это люди, добровольно покинувшие свою страну. Из перечисленных ниже социально-демографических понятий Вам предстоит выбрать те, которые подходят каждому определению (их может быть по нескольку для одного определения): маргиналы путешественники эмигранты диссиденты мигранты иностранцы туристы переселенцы беженцы дипломаты IV. Попробуйте самостоятельно построить шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: плотник, сталевар, преподаватель вуза, шахтер, банкир, сантехник, мясник, доярка, менеджер, кассир, водитель, врач, парламентарий, юрист, токарь, продавец, сторож. V. Укажите только правильные ответы.
VII. Творческое задание: 1. Подготовить эссе на тему: Миссия интеллигенции России как особого класса. Семинарское занятие 7. Основная 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.- Юрайт, 2014.- 529 с. 2. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник. – 3-е изд., перераб. / А.В. Дмитриев. – 2013. – 336с. 3. Социология: Хрестоматия / Сост. Здравомыслов. - М.: Высшая школа, 2007. Дополнительная Кравченко А.И., Анурин, В.Ф. Социология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. Фролов С.С. Социология. — М.: Лотос, 2005. Интернет-ресурсы: «Социология: открытый проект»: www.sociology.agava.ru; Журнал «Социологические исследования»: www.isras.ru; Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio. www.levada.ru www.ecsocman.edu.com. Экспресс-опрос: 1. Что такое конфликтология? 2. Какие стадии конфликта вы знаете? 3. Назовите основные структурные элементы конфликта. 4. Как можно классифицировать конфликты? 5. Какие социологические концепции социальных конфликтов вы знаете? Задания для СРС: I. Дополните классификацию конфликтов. 1. Личностный конфликт. 2. 3. 4. Конфликт принадлежности. 5. Конфликт с внешней средой. II. Опишите основные стадии и особенности проистекания конфликта.
Семинарское занятие 8. Основная 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.- Юрайт, 2014.- 529 с. 2. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика: учебник для бакалавров / Л.Н. Федотова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2014.- 603 с. 3. Социология: Хрестоматия / Сост. Здравомыслов. - М.: Высшая школа, 2007. Дополнительная Социология: Учебник для студентов вузов /Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, В.Н.Нечипуренко и др.; Под ред. Ю.Г.Волкова. – М.: Гардарики, 2003. Беляева Л.А. Социальные ресурсы населения в России и Европе: сравнительный анализ // Общественные науки и современность. 2010. №3. С.23-36. Экспресс-опрос: 1. Что такое социальный институт? Опишите элементы конкретного социального института. 2. В чём причина необычайного разнообразия социальных институтов в современном обществе? 3. Какие типы функций социальных институтов можно выделить? Как они соотносятся друг с другом? 4. Как можно объяснить иерархию институтов? 5. Почему институт семьи называют базовым, приоритетным в любом обществе? 6. Какие социальные отношения становятся основой социальных институтов? 7. Что такое социальная группа? В чём особенность статусной группы (класса, слоя, касты)? 8. Что заставляет людей объединяться в социальные организации? 9. Какие виды организаций вы знаете? Задания для СРС: I. Ниже приведены названия частных социальных институтов. Вам надо разнести их по 5 основным социальным институтам: целибата, отцовства и материнства, побратимства, наследования социального статуса родителей, кровной мести, судебной власти, адвокатуры, суда присяжных, инквизиции, судебной экспертизы, судопроизводства, судебного контроля за арестами, гражданской службы, гражданского брака, рабства, представителей президента России на местах, участковых, банкротства предприятий. II. Соедините стрелками:
IV. Являются ли институтом Правила дорожного движения? V. Выберите из приведенного ниже ряда те институциональные рамки, которые подпадают под определение соглашения: а) При грозе не находиться вблизи высоких деревьев. б) Поведение за столом. в) Потерявшись в лесу, первым делом сориентироваться на север по мху или по другим приметам. г) Поведение в общественных местах. Семинарское занятие 9. Основная 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.- Юрайт, 2014.- 529 с. 2. Давыдов С.А. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Давыдов С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8222.— ЭБС «IPRbooks». Дополнительная 1. Ионин Л.Г. Социология культуры. Учебное пособие. -М.: Логос, 1996. 2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов высших учебных заведений.: Аспект Пресс, 1994. 3. Бердяев Н.А. О культуре// Философия творчества, культуры и искусства.- М.: 1994. 4. Керлот Х.Э. Словарь символов,- М: 1994. Интернет-ресурсы: «Социология: открытый проект»: www.sociology.agava.ru; Журнал «Социологические исследования»: www.isras.ru; Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio Задания для СРС: I. Культура- это: - всё, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами общества; - система убеждений и ценностей, выраженная через язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых регулируется взаимодействие людей; - система коллективного разделения ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей; - некоторое сложное целое, которое заключает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества. II. Кто из учёных первым разграничил понятия «культура» и III. Поместите в левый столбик термины, характеризующую материальную культуру, а в правый - духовную культуру: паровая машина, нормы, правила, образцы поведения, книга, галстук, ритуалы, язык, украшения, плотина, мифы, храм, орудия труда, обычаи, жилой дом, традиции, знания, церемонии, теория относительности, дуэль, диспут, джинсы, огонь. IV. Определите, к какой из трёх форм культуры относятся следующие произведения: - произведения Высоцкого и Окуджавы; - оперы Верди; - рок-опера «Юнона и Авось»; - частушки; - «мыльные оперы»; - порнографическая литература. V. В 1984 г. иностранные фильмы в прокате страны занимали 20%, а в 1994г. -80%. Когда на экранах господствовали советские фильмы, количество женщин и мужчин в кинозалах было примерно одинаковым- 50:50. Когда на смену им пришли западные фильмы, женщин стало 25%, а мужчин- 75%. Когда же в кинотеатре идёт отечественный фильм, равенство полов вновь восстанавливается (СИ, 2004, №4, С. 70.) Почему? На американские фильмы молодёжь ходит больше, чем на отечественные. VI. Социокультурная динамика П. Сорокина включает в себя наличие каких культурных суперсистем?
Семинарское занятие 1.(2 ч.) Тема: Социология как наука. Понятие, предмет, методы науки. Основные вопросы: 1. Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии, место социологии в системе обществознания. 2. Объект, предмет познания и специфика социологии как науки. 3. Структура и уровни социологического знания. 4. Социологическое исследование. Программа социологического исследования. Методические рекомендации для подготовки к занятию: Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: групповая форма занятия, обсуждение вопросов, заслушивание рефератов, выполнение тестовых заданий. Изучение данной темы необходимо начать с выяснения социально-исторических и теоретических предпосылок становления социологии и основных этапов ее развития. Затем следует перейти к рассмотрению объекта и предмета социологии, его специфики и выяснить место социологии в системе социально-гуманитарных наук. Предмет науки — это отражение объективной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых связей и отношений, закономерностей развития и функционирования изучаемого объекта. Социология — это наука о закономерностях функционирования и развития общества. Для понимания социологии как науки необходимо рассмотреть уровни социологического знания, выяснить связь между общесоциологическими теориями и эмпирическими исследованиями, т.к. каждый из элементов структуры социологии решает определенные научные и практические задачи. Следует также рассмотреть познавательную, диагностическую, прогностическую, организационно-технологическую, контрольно-аналитическую и консультационную функции социологии. Основные понятия: социология, объект социологии, предмет социологии, макросоциология, микросоциология, теоретическая социология, эмпирическая социология, фундаментальная социология, прикладная социология, отраслевая социологическая теория, социальное планирование, конструирование, социальный факт, функции: познавательная, диагностическая, прогностическая, контрольно-аналитическая, организационно-технологическая, консультационная, социальное планирование. Социологический практикум: Дайте общую характеристику объекту, предмету социологии. Что такое социологические законы? Тождественны ли они законам социальным? Какова структура социологии? В чем проявляется соотношение теоретической и эмпирической социологии? Сформулируйте представление о роли социологии в Вашей будущей профессиональной деятельности. Что лично Вы хотели бы получить от изучения социологии? Темы рефератов и докладов: Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии. Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста. Эссе: Причины появления социологии. Вопросы для самоконтроля: 1. Почему и когда возникает социология как отрасль знания? 2. Что такое социология и каковы ее функции? 3. В чем отличие социологии от других общественных наук? 4. В чем заключается специфика определения объекта социологии? 5. Как определить предметную область социологии? 6. Какую роль в общественном развитии играет социология? Литература для подготовки к занятию: Основная 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.- Юрайт, 2014.- 529 с. 2. Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров / А.И. Кравченко.- М.: Юрайт, 2015.- 828 с. 3. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика: учебник для бакалавров / Л.Н. Федотова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2014.- 603 с. 4. Пылков О.С. Социология. Учебно-методическое пособие. – Армавир, 2014 г. - РИО АГПА, 2014. Дополнительная 1. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. Сорокин. – СПб.: РХГИ, 2000. 2. Сорокин П.А. Социологические теории современности. – М., 1992. Интернет-ресурсы: Центр независимых социологических исследований: www.indepsocres.spb.ru Журнал «Социологические исследования»: www.isras.ru Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio www.levada.ru www.ecsocman.edu.com. Экспресс-опрос: 1. Для чего нужна социология? 2. Что даёт знание социологии современному человеку, в частности предпринимателю? 3. Что мешало развитию социологии в нашей стране? 4. Почему возрастает значение социологии сегодня? 5. Что даёт право называть социологию наукой? 6. Чем отличается теоретическая социология от эмпирической? 7. Назовите известные вам специальные социологические теории. Какая из них ближе к вашей профессии? 8. Какая из множества категорий социологии на ваш взгляд главная и почему. Задания для СРС: 1.Выберите правильный ответ: Социология - это наука: а) об обществе; б) о человеке; в) осоциальных отношениях и взаимодействиях; г) о социально-политических процессах в обществе; д) о социальной структуре общества, ее элементах, динамики их развития. II. Ответьте: "верно"- "неверно": а) объект исследования - реальность, существующая независимо от нашего знания о ней; б) предмет исследования полностью зависит от самого знания и является его частью; в) каждому объекту исследования соответствует только один предмет изучения; г) предмет исследования содержится в самом объекте исследования. III.Совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных - это... а) объект социологии б) метод социологии с) предмет социологии. IV. Социология является многоотраслевой наукой а) да б) нет. V. К функциям социологии не относятся... - теоретико-познавательная - диагностическая - эвристическая - прогностическая - организационно-технологическая - социального проектирования и конструирования - инструментальная
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.011 с.) |