Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты традиционного и современного общества

Поиск
Основные черты Традиционное общество Современное общество
Доминирующий тип мотивации социального действия
Ведущие статусы, возможность социальной мобильности
Ролевой набор личности
Институциональная подсистема (насколько она дифференцированна, в какое количество социальных общностей включен индивид)
Нормативный порядок
Доминирующий способ легитимации
Способность общества к изменениям

II.Как Вы понимаете следующие выражения?

Общество-это система интегрированных частей

Органы общества составляют взаимозависимую систему

Общество как органическая система

III. Какие суждения являются верными:

1) понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей;

2) общество — самая большая группа из всех объединений людей, проживающих на данной территории;

3) если какое-либо объединение пополняет свою численность преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными его представителями, то оно обязательно называется обществом;

4) обществом называется такое объединение людей, которое является частью какой-либо более крупной системы.

IV. Какому типу общества - доиндустриальному, индустриальному или постиндустриальному - соответствует общество среднего класса? Обоснуйте свой ответ.

V. Составьте программу исследования по придуманной Вами проблеме, которая будет включать:

1) цели и задачи исследования;

2) предмет и объект исследования;

3) гипотезу исследования.

Семинарское занятие 4.

Тема: Личность в системе социальных взаимодействий. (2 ч.)

Основные вопросы:

1. Понятие личности. Теории личности Г. Мида, Ч. Кули.

2. Структура личности и её типы. Факторы формирования личности.

3. Мир социальных статусов. Статусный набор.

4. Личность и её роли. Ролевые теории личности.

5. Социализация. Роль образования в становлении личности.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: групповая форма занятия, обсуждение вопросов, заслушивание рефератов.

Важно обратить внимание на понятие «личность», его соотношение с понятиями «индивид», «индивидуальность. Необходимо рассмотреть механизмы действия личности, статусно-ролевую концепцию личности, выяснить значение социализации в жизни человека и общества.

Основные понятия: индивид, личность, индивидуальность, социальный статус, социальная роль, статусный профиль, предписанный и достигаемый статусы, ролевой конфликт, социализация, образование, обучение, агент социализации, ресоциализация, социальный контроль, девиантное поведение, структура роли, деликвентное поведение.

Литература для подготовки к занятию:

Основная

1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.- Юрайт, 2014.- 529 с.

2. Пылков О.С. Социология. Учебно-методическое пособие. – Армавир, 2014 г. - РИО АГПА, 2014.

3. Социология: Хрестоматия / Сост. Здравомыслов. - М.: Высшая школа, 2007.

Дополнительная

Анурин В.Ф. Некоторые проблемы социологии старости//Пожилые люди- взгляд в XXI век.- Новгород, 2000.

Интернет-ресурсы:

«Социология: открытый проект»: www.sociology.agava.ru;

Журнал «Социологические исследования»: www.isras.ru;

Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio

Задания для СРС:

I. Поместите в левый столбик термины, характеризующие предписанный статус, а в правый - достигнутый. Термины, характеризующие смешанный статус, впишите в оба столбца и подчеркните их: возраст, сын, безработный, национальность, раса, чемпион мира, олимпийский чемпион, тёща, титул графа, падчерица, врач, бабушка, инвалид, покупатель, академик.

II. Являются ли агентами социализации следующие лица:

Почтальон, надзиратель тюрьмы, продавец, диктор телевидения, учитель, водитель автобуса, священник, врач, адвокат?

III. Статистика отмечает неуклонное сокращение рождаемости с 70-х годов XX в. — вначале в СССР, а затем в России. Особенно заметным оно стало в 1990-е годы. Специалисты дали свои варианты объяснений. Они приведены ниже. Только один принадлежит социологу. Какой именно:

1) сокращение рождаемости — это следствие ухудшения экологической обстановки в стране;

2) причину необходимо искать в повышении уровня образования населения, а также в увеличении ценности досуга и в возрастающих трудностях заботы о ребенке;

3) сокращение рождаемости — следствие изменения физиологического строения женского организма, трудности вынашивания плода;

4) причину необходимо искать в неэффективности законодательства, регулирующего социальную помощь семье и детству.

IV. Ниже приведены различные суждения о внешней среде и внутреннем мире человека. Часть из них, несомненно, относится к социологии, часть — к психологии. Укажите, к какой именно дисциплине относится каждое суждение.

1. Элита — это высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.

2. Как правило, мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя — инновационное.

3. Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные.

4. Кадровым рабочим человек обычно становится к 30 годам.

5. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.

6. Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение.

V. Что такое: распад личности

цельная личность_______________________________________________________________

ущербная личность_____________________________________________________________

внутреннее Я__________________________________________________________________

обезличение___________________________________________________________________

VI. Как вы считаете, какое из высказываний верно:

а) В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно.

б) Стереотип это сравнительно объективное представление о группе людей, с которой у нас были ограниченные контакты.

в) Установки формируются в период с 12 до лет, и впоследствии их изменить очень трудно.

г) Предубеждение всегда означает, что суждение о другом человеке или группе людей выносится априорно.

VII. Выберите правильный ответ:

Социальные роли связаны:

а) с социальным положением;

б) с поведением, которое ждут от человека другие члены группы;

в) с фактическим поведением;

г) все ответы верны.

Семинарское занятие 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.006 с.)