Тема: Социальная структура общества. (2 ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Социальная структура общества. (2 ч.)



Основные вопросы:

1.Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры.

2.Касты, сословия, классы, слои, общности возникающие при разделении труда. Социальная дифференциация и социальное неравенство, их проявление в обществах разного типа.

3.Понятие социальной стратификации. Роль среднего класса в стратификационной структуре общества.

4. Социальная мобильность.

5.Социально-классовая структура современных обществ и тенденции ее развития.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: групповая форма занятия, обсуждение вопросов, выполнение логических заданий, заслушивание рефератов, эссе, презентация ответов.

Основные понятия: социальная структура, социальная дифференциация, класс, страта, социальная группа, социальный слой социальная стратификация, социальная мобильность, мобильность межпоколенная и внутрипоколенная, мобильность вертикальная и горизонтальная, мобильность групповая и индивидуальная, престиж, средний класс, бедность, социальное неравенство, социальный детерминизм маргинальность, социальная справедливость.

Логическое задание:

Какую роль в жизни личности, в ее социальных связях играет труд?

К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» [К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 4. — С. 424].

В свою очередь Махатма Ганди отмечал: «На Западе возник вечный конфликт между капиталистами и рабочими. Каждая сторона рассматривает другую как естественного врага. Если бы обе стороны поняли, что они зависят друг от друга, у них было бы мало поводов для ссоры» [М. Ганди. Моя жизнь. — М, 1969. — С. 22].

Сопоставьте эти два высказывания, позиции авторов.

Возможно ли, с Вашей точки зрения, взаимопонимание классов, о котором писал М. Ганди?

Темы рефератов и докладов:

Теории социальной стратификации общества.

Социальная мобильность в современном обществе.

Главные компоненты социальной стратификации в прошлом и сегодня.

Особенности стратификационной структуры российского общества.

Проблемы социальной справедливости в обществе.

Литература для подготовки к занятию:

Основная

1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.- Юрайт, 2014.- 529 с.

2. Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров / А.И. Кравченко.- М.: Юрайт, 2015.- 828 с.

3. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика: учебник для бакалавров / Л.Н. Федотова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2014.- 603 с.

Дополнительная

1. Сорокин П.А. Социальная мобильность, ее формы и флуктуации // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 373-392.

2. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 222-244, 265-282, 287-298.

Интернет-ресурсы:

Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова: www.socio.msu.ru;

Российская исследовательская компания «СОЦИС»: www.socismr.com/

Центр социологического образования РАН: www.sociology.ru

Журнал «Социологические исследования»: www.isras.ru

Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio

Задания для СРС:

I. В 1939 году в СССР элита составляла 11-12% населения и получала 50% национального дохода. В США элита составляла 10% населения и получала 30% национального дохода. Вывод: в СССР социальная дифференциация гораздо выше, чем в США. (Вопр.филос.-1990.-№11.- С.140.)

Вопросы:

I. Когда доля элиты в составе населения нашей страны была выше- в 1939г.

или в 1995г.? Ответ аргументируйте по возможности на основе статистических данных.

П. Можно ли утверждать, что и сегодня социальная дифференциация в нашей стране гораздо выше, чем в США? Ответ обоснуйте.

Как известно, социальную мобильность в обществе сдерживают социальные барьеры. Ниже приведены некоторые из них: права наследования, высокое образование, материальное положение семьи, наличный капитал, титулы и звания. Как Вы думаете, какое общество каждый из них характеризует?

Какие виды барьеров упущены в списке? Дополните его.

III. Даны два определения:

Х- это люди, вынужденно покинувшие свою страну.

У- это люди, добровольно покинувшие свою страну.

Из перечисленных ниже социально-демографических понятий Вам предстоит выбрать те, которые подходят каждому определению (их может быть по нескольку для одного определения):

маргиналы путешественники

эмигранты диссиденты

мигранты иностранцы

туристы переселенцы

беженцы дипломаты

IV. Попробуйте самостоятельно построить шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: плотник, сталевар, преподаватель вуза, шахтер, банкир, сантехник, мясник, доярка, менеджер, кассир, водитель, врач, парламентарий, юрист, токарь, продавец, сторож.

V. Укажите только правильные ответы.

К расслоению общества относится Положение социальных слоев населения, расположенных сверху – вниз по мере убывания доходов;
Зарождение самого мощного института – государства;
Отсутствие социального неравенства;
Отсутствие деления на классы или страты;
Отсутствие товарно-денежных отношений и
государственного аппарата

VII. Творческое задание: 1. Подготовить эссе на тему: Миссия интеллигенции России как особого класса.

Семинарское занятие 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.006 с.)