Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Социальная структура общества. (2 ч.)Содержание книги Поиск на нашем сайте
Основные вопросы: 1.Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры. 2.Касты, сословия, классы, слои, общности возникающие при разделении труда. Социальная дифференциация и социальное неравенство, их проявление в обществах разного типа. 3.Понятие социальной стратификации. Роль среднего класса в стратификационной структуре общества. 4. Социальная мобильность. 5.Социально-классовая структура современных обществ и тенденции ее развития. Методические рекомендации для подготовки к занятию: Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: групповая форма занятия, обсуждение вопросов, выполнение логических заданий, заслушивание рефератов, эссе, презентация ответов. Основные понятия: социальная структура, социальная дифференциация, класс, страта, социальная группа, социальный слой социальная стратификация, социальная мобильность, мобильность межпоколенная и внутрипоколенная, мобильность вертикальная и горизонтальная, мобильность групповая и индивидуальная, престиж, средний класс, бедность, социальное неравенство, социальный детерминизм маргинальность, социальная справедливость. Логическое задание: Какую роль в жизни личности, в ее социальных связях играет труд? К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» [К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 4. — С. 424]. В свою очередь Махатма Ганди отмечал: «На Западе возник вечный конфликт между капиталистами и рабочими. Каждая сторона рассматривает другую как естественного врага. Если бы обе стороны поняли, что они зависят друг от друга, у них было бы мало поводов для ссоры» [М. Ганди. Моя жизнь. — М, 1969. — С. 22]. Сопоставьте эти два высказывания, позиции авторов. Возможно ли, с Вашей точки зрения, взаимопонимание классов, о котором писал М. Ганди? Темы рефератов и докладов: Теории социальной стратификации общества. Социальная мобильность в современном обществе. Главные компоненты социальной стратификации в прошлом и сегодня. Особенности стратификационной структуры российского общества. Проблемы социальной справедливости в обществе. Литература для подготовки к занятию: Основная 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.- Юрайт, 2014.- 529 с. 2. Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров / А.И. Кравченко.- М.: Юрайт, 2015.- 828 с. 3. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика: учебник для бакалавров / Л.Н. Федотова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2014.- 603 с. Дополнительная 1. Сорокин П.А. Социальная мобильность, ее формы и флуктуации // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 373-392. 2. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 222-244, 265-282, 287-298. Интернет-ресурсы: Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова: www.socio.msu.ru; Российская исследовательская компания «СОЦИС»: www.socismr.com/ Центр социологического образования РАН: www.sociology.ru Журнал «Социологические исследования»: www.isras.ru Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio Задания для СРС: I. В 1939 году в СССР элита составляла 11-12% населения и получала 50% национального дохода. В США элита составляла 10% населения и получала 30% национального дохода. Вывод: в СССР социальная дифференциация гораздо выше, чем в США. (Вопр.филос.-1990.-№11.- С.140.) Вопросы: I. Когда доля элиты в составе населения нашей страны была выше- в 1939г. или в 1995г.? Ответ аргументируйте по возможности на основе статистических данных. П. Можно ли утверждать, что и сегодня социальная дифференциация в нашей стране гораздо выше, чем в США? Ответ обоснуйте. Как известно, социальную мобильность в обществе сдерживают социальные барьеры. Ниже приведены некоторые из них: права наследования, высокое образование, материальное положение семьи, наличный капитал, титулы и звания. Как Вы думаете, какое общество каждый из них характеризует? Какие виды барьеров упущены в списке? Дополните его. III. Даны два определения: Х- это люди, вынужденно покинувшие свою страну. У- это люди, добровольно покинувшие свою страну. Из перечисленных ниже социально-демографических понятий Вам предстоит выбрать те, которые подходят каждому определению (их может быть по нескольку для одного определения): маргиналы путешественники эмигранты диссиденты мигранты иностранцы туристы переселенцы беженцы дипломаты IV. Попробуйте самостоятельно построить шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: плотник, сталевар, преподаватель вуза, шахтер, банкир, сантехник, мясник, доярка, менеджер, кассир, водитель, врач, парламентарий, юрист, токарь, продавец, сторож. V. Укажите только правильные ответы.
VII. Творческое задание: 1. Подготовить эссе на тему: Миссия интеллигенции России как особого класса. Семинарское занятие 7.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.006 с.) |