Семинарское занятие 2. (4ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие 2. (4ч.)



Тема: История развития социологии. Основные теоретические направления социологии.

Основные вопросы:

1. Основные этапы развития социальной мысли. Позитивистская концепция О. Конта.

2. Социологические взгляды К. Маркса, теория «социального факта» Э. Дюркгейма, теория социального действия М.Вебера, Г.Спенсера.

3. Психоаналитическая ориентация социальных идей З.Фрейда.

4.Современная социология: основные направления.

5.Социологическая мысль в России: особенности становления и развития.

Основные понятия: позитивизм, органическая социология, социальная реальность, социальные факты, социальный обмен, социальное взаимодействие, социальное действие, социальные связи, целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, традиционное действие, социальный контакт, типология социальных взаимодействий, «проводник» социального воздействия.

Темы рефератов и докладов:

Социология К.Маркса.

Основы классической социологии.

Социология в системе обществознания.

Основные направления современной социологии.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:1. Групповое обсуждение в форме «круглого стола» 2. подгрупповая: группа делится на 2 части каждая из которых изучает и представляет специфику концепций К.Маркса и М.Вебера. В ходе семинарского занятия студенты начинают выполнять задание 1 СРС, бинарное исследование: работа в подгруппах, представляющих сторонников концепций К.Маркса и М.Вебера. В каждой группе есть студенты, играющие роли лидера, докладчика и провокатора. В ходе дебатов лидер организует работу подгруппы, докладчик представляет результаты исследования, определяя положительные стороны концепций и негативные - в другой, провокатор задает вопросы представителям другой подгруппы. После этого экспертная комиссия, состоящая из 2 - 3-х студентов, дает оценку работы каждой подгруппы: уровню подготовленности, умению аргументировать собственную точку зрения и парировать чужую; подводит итоги занятия.

Литература для подготовки к занятию:

Основная

1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.- Юрайт, 2014.- 529 с.

2. Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров / А.И. Кравченко.- М.: Юрайт, 2015.- 828 с.

3. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика: учебник для бакалавров / Л.Н. Федотова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2014.- 603 с.

Дополнительная

3. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер с фр.,составл. А.Ф. Гофмана. – М.: Канон, 1995.

4. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. – М., Юрист, 1994.

Интернет-ресурсы:

Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова: www.socio.msu.ru;

Центр социологических исследований Министерства высшего и профессионального образования Российской Федерации: www.informika.ru/windows/goscom/cinorgan/socio/;

«Социология: открытый проект»: www.sociology.agava.ru;

Центр независимых социологических исследований: www.indepsocres.spb.ru;

Институт Социологии РАН: www.isras.rssi.ru

www.levada.ru

www.ecsocman.edu.com.

Экспресс-опрос:

1. Назовите основные предпосылки возникновения социологии.

2. Почему Огюста Конта называют родоначальником социологии?

3. Каковы основные этапы развития социологии?

4. Каковы особенности американской социологии?

5. Что вы знаете об истории развития российской социологической мысли? Назовите её виднейших представителей.

6. В чём особенности современного этапа развития социологии?

Задания для СРС:

I.Вам предстоит провести параллели между двумя концепциями –

3.Фрейда и М.Вебера. Структура личности по Фрейду состоит из «Оно», «Я», «Сверх-Я». Типология Вебера социальных действий включает четыре разновидности.

Какие композиции структуры личности Фрейда соответствуют какому типу социального действия Вебера?

Целерационалыюе действие____________________________________________

Ценностно-рациональное действие_______________________________________

Аффективное действие__________________________________________________

II. Типологию социального действия Вебера свяжите с указанными ниже социальными категориями людей. Каждой категории в наибольшей мере присущ один из четырех типов действия Вебера. Какой именно?

1.Солдат. 2.Юродивый. 3.Бизнесмен 4.Фанат-революционер. 5.Чиновник. 6.Патриот. 7.Рабочий на конвейере

Ш. Из приведенных ниже социальных процессов выберите те, которые относятся к социальному взаимодействию?

а) вы покупаете продукты?

б)вы слушаете музыку?

в)вы смотрите телевизор?

г)вы стоите в очереди?

д)один попросил прикурить у другого?

е)один спросил у другого, который час?

ж)пошел дождь, и все раскрыли зонтики?

з)проехала машина и облила прохожих грязью?

и) вы заплатили продавцу за покупку.

IV. С точки зрения функционализма, для того, чтобы объяснить социальное явление, необходимо проанализировать его функцию в общественной системе. Как в таком случае, придерживаясь этой позиции, объяснить преступность во всех ее многообразных проявлениях, столь характерную для современного общества?

Семинарское занятие 3.

Тема: Социология общества. Общество как социальная система. (2 ч.)

Основные вопросы:

1.Понятие и виды социальных систем. Общество как социокультурная система.

2.Теория социальной системы Т. Парсонса.

3.Типология общества.

4. Социологическая характеристика современного российского общества.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: групповая форма занятия, обсуждение вопросов, представление творческих проектов по основным вопросам обсуждения № 4 с использованием интерактивной доски.

В данной теме необходимо уяснить понятие и признаки общества. Продумайте, что является основой объединения людей в единую целостную систему, каким образом осуществляется взаимодействие компонентов социальной системы. Для понимания общества важно проанализировать основные функции, обеспечивающие целостность и стабильность общества: адаптация, целеполагание, интеграция и латентность.

Общество — не только целостная, стабильная система, оно находится и в состоянии динамики, развития. В каких формах осуществляется развитие, что является его основой, куда идет человечество, каковы основные тенденции современного общества?

Особенно важно выяснить особенности модернизации современной России, ее место в мировом сообществе.

Основные понятия: о бщество, функциональная модель общества, конфликтологическая модель общества, социокультурная модель общества, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, гражданское общество, социальные революции, социальные конфликты и реформы, социальные движения, феминизм, экологическое движение, терроризм, социальный прогресс

Социологический практикум:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.012 с.)