Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ухтинский государственный технический университет»
(УГТУ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_____________ Э. З. Ягубов
«____» _____________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины История и философия науки
Индекс дисциплины: Б1.Б.1
Кафедра Философии и методологии образования
Направление подготовки: 44.06.01 Образование и педагогические науки
Профиль (научная специальность): 13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Квалификация (степень): Исследователь. Преподаватель-исследователь.
Форма обучения заочная
Курс 1 Семестр 1,2
Лекции 18 Экзамены 2
Семинары 18 Зачет 1
Самостоятельная работа 54 Реферат 2
Контроль 54 ЗЕТ 4
Всего часов 144
Ухта 2016
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 902 в соответствии с рабочим учебным планом направления (одобрен ученым советом университета 27.04.2016, протокол № 10).
Автор,
доцент кафедры ФиМО __________________________ А.А. Ершов
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ФиМО
________________________________
Рецензенты:
Зав. кафедрой ФиМО Я.Ю. Васильев
Директор ИФП О.А. Сотникова
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета института фундаментальной подготовки ______________________
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
1.1. Цель преподавания дисциплины
– формирование у аспирантов представлений об основных мировоззренческих и методологических проблемах современной науки и тенденциях ее исторического развития;
– изучение истории и философии науки как фундаментальной составляющей образования аспирантов;
– изучение произведений классиков истории и философии науки;
– формирование у аспирантов знаний и умений для аналитической работы в научном пространстве диссертационного исследования.
Задачи изучения
– раскрыть роль и сформулировать роль науки в современном обществе, проанализировать условия развития мировой системы научного знания, ее структурные элементы и механизмы их взаимодействия;
- сформировать у аспирантов представление о науке как важнейшем факторе современного социального и личностного бытия;
- сформировать представление о ведущих тенденциях и основаниях исторического развития науки, влияния на неё социальных, экономических, и культурных процессов в обществе;
- сформировать понимание методологических оснований современного научного познания, показав, с одной стороны, единство естественно-научного знания, с другой, специфику социально-гуманитарного знания;
- дать представление об основных научных проблемах и дискуссионных вопросах в академических, технических и прикладных науках;
- подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретных научных исследований.
– рассмотреть систему подготовки послевузовского образования в России и в мировой практике образования;
– проанализировать работу научных институтов, учреждений и академий наук Российской Федерации;
– выработать навыки самостоятельной работы с философской литературой и основными методами философского анализа.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Содержание формируемых компетенций
| Индекс компетенции
| Профессиональные (ПК)
| способность к диагностике качества профессионального образования, в т.ч. уровня профессионального мировоззрения, системы материального и морального стимулирования учебной и профессиональной деятельности
| ПК-3
| Универсальные (УК)
| способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
| УК-1
| способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
| УК-2
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать
– основные понятия истории и философии науки;
– основные институты и учреждения науки и научные сообщества, их образование в истории общества;
– роли и задачи науки в современном обществе;
– организационные основы деятельности научных организаций;
– цели и задачи дисциплины «История и философия науки» в подготовке к сдаче кандидатского минимума;
– зарубежные и отечественные системы подготовки научных кадров;
– роль философии как мировоззрения, общей методологии познания и ценностно-ориентирующей программы; основные философские категории, философские системы и школы.
уметь:
– использовать полученные знания в практике научно-исследовательской работы;
– оценивать качество реализуемых научных проектов на основе современной методологии;
– анализировать различные научные подходы в области философии науки и выявлять возможные противоречия;
– использовать полученные знания для оказания теоретической и практической помощи аспирантам в области научного творчества;
– самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по социогуманитарной проблематике; отличать научную постановку вопросов от религиозной и иных ненаучных форм освоения мира.
владеть:
– навыками философской культуры и методологическими принципами философии науки;
– основами научного исследования;
– особенностями правового регулирования образовательной деятельности.
– навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, способностью и готовностью к участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
Быть способным:
– абстрактно мыслить и анализировать, саморазвиваться и самореализоваться, самоорганизовываться и самообразовываться;
– использовать методы и приёмы философского анализа проблем диссертационного исследования;
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
2.1. Перечень дисциплин, усвоение которых аспирантами необходимо для изучения данной дисциплины: история, философия.
2.2. Перечень дисциплин, изучение которых базируется на материале дисциплины «Истории и философии науки»: 1. История философии. 2. История техники. 3. История техники безопасности и охраны окружающей среды. 4. Научная охрана труда (НОТ); знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данной дисциплины, необходимы для работы в научном поиске и своевременной подготовке и защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
3. Структура и содержание дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Семестр
| Число недель ´ часов в неделю
| Всего аудит. часов
| В том числе
| СР,
час
| Экзам.
| Зачет
| Лекции
| Лаб.
| Семинары
| ИК
| Реферат
| заочное обучение
| 1,2
| 24 х 3
|
|
| |
| |
|
|
|
| ИТОГО
|
|
| |
| |
|
|
|
|
3.1.1. Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов.
Наименование раздела (модуля)
Наименование темы дисциплины
| Всего,
час
| Формируемые компетенции
| Аудиторные занятия
| в том числе
| СРС
| лекции
| семинары
| очно
| заочно
| очно
| заочно
| очно
| заочно
| очно
| заочно
| I Общие проблемы философии науки
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Три аспекта бытия науки. Позитивистская традиция в философии науки
| –/1
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
| –
| 2. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани
| –/4
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
|
| 3. Интернализм и экстернализм во взглядах на научную деятельность
| –/1
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
| –
| 4. Ценность научной рациональности
| –/1
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
| –
| 5. Преднаука и наука – две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей
| –/4
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
|
| 6. Культура античного полиса и становление первых форм теоретического мышления
| –/4
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
|
| 7. Развитие логических норм научного мышления в средневековых университетах. Манипуляция с природными объектами
| –/4
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
|
| 8. Становление опытной и теоретической науки в новоевропейской культуре. Математизация объектов науки
| –/4
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
|
| 9. Формирование науки как профессиональной деятельности (XVIII в). Триумф классической науки (XIX в)
| –/4
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
|
| 10. Научное знание как сложная развивающаяся система. Особенности эмпирического и теоретического языка и уровней науки
| –/1
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
| –
| 11. Научная картина мира и её исторические формы. Философские основания науки. Научная интуиция, логика и методология науки
| –/1
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
| –
| 12. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Проблема классификации науки и в науке.
| –/1
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
| –
| 13. Механизмы развития научных понятий и языка науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования
| –/3
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
|
| 14. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания
| –/3
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
|
| 15. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
| –/1
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
| –
| 16. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука
| –/3
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
|
| 17. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
| –/3
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
|
| 18. Научные школы и подготовка научных кадров
| –/2
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
|
| –
| –
| –
| –
| 19. Проблема государственного регулирования науки. Наука и экономика
| –/1
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
| –
| –
|
| –
|
| Современные философские проблемы областей научного знания
| 20. Современные процессы дифференциации и интеграции наук
| –/1
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
| –
| –
|
| –
| –
| 21. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений о научных системах
| –/1
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
| –
| –
|
| –
| –
| 22. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов
| –/2
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
| –
| –
|
| –
|
| 23. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания
| –/1,5
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
| 0,5
| –
| –
| –
| 0,5
| –
|
| 24. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации
| –/1
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
| –
| –
|
| –
| –
| 25. Философские проблемы естественных и гуманитарных наук
| –/4
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
| –
| –
|
| –
| 2,5
| 26. Философия техники и методология технических наук
| –/3
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
| –
| –
|
| –
| 2,5
| 27. Природа ценностей и их роль в научном познании
| –/1,5
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
| 0,5
| –
| –
| –
| 0,5
| –
|
| 28. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук
| –/1
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
| –
| –
|
| –
| –
| 29. Особенности научного познания. Роль науки в формировании личности
| –/3
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
| –
| –
|
| –
|
| 30. Процедура формирования факта и его теоретическая нагруженность. Математизация теоретического знания
| –/3
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
| –
| –
|
| –
|
| 31. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов
| –/1
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
| –
| –
|
| –
| –
| 32. Компьютеризация науки и её социальные последствия
| –/1,5
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
| 0,5
| –
| –
| –
| 0,5
| –
|
| 33. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов
| –/3
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
| –
| –
|
| –
|
| 34. Развитие системных и кибернетических представлений в технике
| –/1
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
| –
| –
|
| –
| –
| 35. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность научного знания
| –/3
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
|
| –
| –
| –
|
| –
|
| 36. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
| –/2,5
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
| 0,5
| –
| –
| –
| 0,5
| –
|
| 37. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
| –/2,5
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
| 0,5
| –
| –
| –
| 0,5
| –
|
| 38. Структура научного знания
| –/2,5
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
| 0,5
| –
| –
| –
| 0,5
| –
|
| 39. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
| –/2,5
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
| 0,5
| –
| –
| –
| 0,5
| –
|
| 40. Наука как социальный институт
| –/2,5
| ПК-3,
УК-1, 2
| –
| 0,5
| –
| –
| –
| 0,5
| –
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
| | –
|
| –
|
| –
|
| –
|
| Контроль
|
| | | | | | | | | | Всего часов
|
| | | | | | | | | | Зачетных единиц
|
| | | | | | | | | | 3.1.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
Раздел
| Основное содержание темы
| Количество часов
| очно
| заочно
| Общие проблемы философии науки
| Раздел 1. Предмет и основные концепции современной философии науки
| 1. Три аспекта бытия науки. Позитивистская традиция в философии науки.
| –
|
| 2. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани
| –
|
| 3. Интернализм и экстернализм во взглядах на научную деятельность
| –
|
| Раздел 2. Наука в культуре современной цивилизации
| 4. Ценность научной рациональности
| –
|
| Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
| 5. Преднаука и наука – две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей
| –
|
| 6. Культура античного полиса и становление первых форм теоретического мышления
| –
|
| 7. Развитие логических норм научного мышления в средневековых университетах. Манипуляция с природными объектами.
| –
|
| 8. Становление опытной и теоретической науки в новоевропейской культуре. Математизация объектов науки.
| –
|
| 9. Формирование науки как профессиональной деятельности (XVIII в). Триумф классической науки (XIX в).
| –
|
| Раздел 4. Структура научного знания
| 10. Научное знание как сложная развивающаяся система. Особенности эмпирического и теоретического языка и уровней науки
| –
|
| 11. Научная картина мира и её исторические формы. Философские основания науки. Научная интуиция, логика и методология науки.
| –
|
| Раздел 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания
| 12. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Проблема классификации науки и в науке.
| –
|
| 13. Механизмы развития научных понятий и языка науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования
| –
|
| Раздел 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
| 14. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания
| –
|
| 15. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
| –
|
| 16. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука
| –
|
| 17. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
| –
|
| Раздел 7. Наука как социальный институт
| 18. Научные школы и подготовка научных кадров
|
|
| Итого
|
| 3.1.3. Наименование тем (вопросов), выделенных для самостоятельной работы аспирантов
№
тем
| Наименование темы (вопроса)
| Основное содержание темы (вопроса)
| Объем в часах
| Литература
| 2.
| Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани
| Взгляды этих мыслителей на формирование и методы научного знания.
| –/3
| Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983
Лакатос И. Фальсификация и методология программ научного исследования. – М.; 1995.
Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. – М.; 1978. – 235с.
М. Полани.Личностное знание. На пути к посткритической философии.
Москва: «Прогресс», 1985, 344 с.
| 5.
| Преднаука и наука – две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей
| Современная философия науки о становлении научного знания в его историческом развитии и социокультурном контексте
| –/3
| Рузавин Г.И. Философия науки: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений / Г.B Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 400 с.
| 6.
| Культура античного полиса и становление первых форм теоретического мышления
| Проблемы «физиса» и его практическое освоение в начальной теоретической форме.
| –/3
| Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995.
Турчин В.Ф. Феномен науки. – М., 2000.
| 7.
| Развитие логических норм научного мышления в средневековых университетах. Манипуляция с природными объектами
| Правила логического мышления, стратегии порождения знания; этапы становления и развития познания. Использование логико-эпистемологического подхода к исследованию науки. Манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия.
| –/3
| Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002.
| 8.
| Становление опытной и теоретической науки в новоевропейской культуре. Математизация объектов науки
| История развития научного знания от средневековой алхимии к экспериментальным исследованиям
| –/3
| Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995.
Степин В.С., Горохов В.С., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1991.
| 9.
| Формирование науки как профессиональной деятельности (XVIII в). Триумф классической науки (XIX в)
| Дифференциация научного знания и его дисциплинарные формы
| –/3
| Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: Учеб. Для студентов технических направлений и специальностей вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – 5-е изд., стер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 502 с.
| 13.
| Механизмы развития научных понятий и языка науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования
| Становление языка науки, научных категорий и их логическое обоснование
| –/2
| Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 570 с.
| 14.
| Взаимодействие традиций и возникновение нового знания
| Проблема традиции и новации в развитии науки; диалектика традиций и новаторства; проблема возникновения нового знания
| –/2
| Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. – М.; 1978. – 235с.
Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.
| 16.
| Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука
| Классификация науки в ее рациональном развитии
| –/2
| Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.
Губин В. Д. Философия: Учебник / В.Д. Губин. – М.: Проспект, 2010. – 336 с.
| 17.
| Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
| Формирование научных институтов и сообществ
| –/2
| Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.
| 19.
| Проблема государственного регулирования науки. Наука и экономика
| Роль государства в создании и развитии научных институтов
| –/1
| Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 570 с.
| 22.
| Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов
| Переход науки к формированию единой научной картины мира на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус.
| –/1
| Кармин А. С. Философия: Учеб. для студентов и аспирантов вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
| 23.
| Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания
| Гуманизация естественнонаучного познания; проникновение естественных наук в социально – гуманитарное знание.
| –/1
| Философия: Учеб. для студентов нефилософских специальностей / А. В. Апполонов [и др.]; Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 672 с.
| 25.
| Философские проблемы естественных и гуманитарных наук.
| Философские и методологические проблемы науки (физики, геологии, биологии и экологии, информатики, педагогики и т.д.) и их глобальный характер.
| –/2,5
| Философия: Учеб. для студентов нефилософских специальностей / А. В. Апполонов [и др.]; Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 672 с.
| 26.
| Философия техники и методология технических наук
| История развития техники от открытий до технических наук.
| –/2,5
| Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995.
Степин В.С., Горохов В.С., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1991.
| 27.
| Природа ценностей и их роль в научном познании
| Понятие этических, эстетических, религиозных, научных и других ценностей, их признаки, свойства. Философское понимание ценности.
| –/1
| Степин В.С., Горохов В.С., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1991.
Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002.
| 29.
| Особенности научного познания. Роль науки в формировании личности
| Отличие научного знания от псевдонаучного и обыденного, их влияние на формирование личностного мировоззрения
| –/2
| Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995.
Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.
| 30.
| Процедура формирования факта и его теоретическая нагруженность. Математизация теоретического знания
| Научный факт, как основа научной деятельности и основания для теории
| –/2
| Перминов В.Я. Философия и основания математики. – М., 2002.
Турчин В.Ф. Феномен науки. – М., 2000.
| 32.
| Компьютеризация науки и её социальные последствия
| Создание нового уровня научного пространства существования и развития знания, создание новых возможностей для распространения научного знания. Позитивные и негативные социальные последствия информатизации.
| –/1
| Л.А. Микешина. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта. — 464 с., 2005
| 33.
| Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов
| Значение экологической и социально-гуманитарной экспертизы для выбора научно-технических проектов
| –/2
| Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 570 с.
| 58.
| Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность научного знания
| Значение позитивизма в интерпретации научного текста
| –/2
| Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002.
Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 570 с.
| 36.
| Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
| Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы
| –/2
| Никифоров А.Л. философия науки: история и методология. – М., 1998.
Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987.
| 37.
| Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
| Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска
| –/2
| Степин В.С. Философия науки. – М., 2004.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
|
| Структура научного знания
| Операциональные основания научной картины мира. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Процедуры обоснования теоретических знаний
| –/2
| Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. – М., 1988.
Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
| 39.
| Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
| Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке
| –/2
| Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.
Традиции и революции в развитии науки. – М., 1991
|
| Наука как социальный институт
| Проблема секретности и закрытости научных исследований
| –/2
| Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. – М., 1988.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
| Итого
| 54/54
| |
3.1.4. Семинарские занятия, их содержание и объем в часах
Раздел, тема
| Наименование семинарских работ
| Кол-во час
| очно
| заочно
| 19.
| Проблема государственного регулирования науки. Наука и экономика
| –
|
| 20.
| Современные процессы дифференциации и интеграции наук
| –
|
| 21.
| Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений о научных системах
| –
|
| 22.
| Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов
| –
|
| 23.
| Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания
| –
| 0,5
| 24.
| Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации
| –
|
| 25.
| Философские проблемы естественных и гуманитарных наук
| –
|
| 26.
| Философия техники и методология технических наук
| –
|
| 27.
| Природа ценностей и их роль в научном познании
| –
| 0,5
| 28.
| Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук
| –
|
| 29.
| Особенности научного познания. Роль науки в формировании личности
| –
|
| 30.
| Процедура формирования факта и его теоретическая нагруженность. Математизация теоретического знания
| –
|
| 31.
| Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов
| –
|
| 32.
| Компьютеризация науки и её социальные последствия
| –
| 0,5
| 33.
| Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов
| –
|
| 34.
| Развитие системных и кибернетических представлений в технике
| –
|
| 35.
| Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность научного знания
| –
|
| 36.
| Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
| –
| 0,5
| 37.
| Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
| –
| 0,5
| 38.
| Структура научного знания
| –
| 0,5
| 39.
| Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
| –
| 0,5
| 40.
| Наука как социальный институт
| –
| 0,5
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ухтинский государственный технический университет»
ФГБОУ ВО «УГТУ»
Институт фундаментальной подготовки
Кафедра электрификации и автоматизации технологических процессов
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине
История и философия науки
Индекс дисциплины: Б1.Б.1
Кафедра Философии и методологии образования
Направление подготовки: 44.06.01 Образование и педагогические науки
Профиль (научная специальность): 13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Темы рефератов
1. Зарождение науки «Безопасность жизнедеятельности» в трудах древних философов.
2. Формирование перечня токсикологических показателей в России и мире.
3. Зарождение и формирование экономического стимулирования охраны труда.
4. Инженерная психология как один из этапов развития охраны труда.
5. Исторические предпосылки возникновения охраны труда.
6. Исторические аспекты формирования понятия риска и применения его в качестве оценки риска.
7. Развитие системы управления охраной труда.
8. Эволюция ноосферы.
9. Вклад в развитие теории безопасности русских учёных XVII–XIV вв.
10. Условия труда как фактор развития общества.
11. Исторические этапы развития законодательства в области охраны труда.
12. Истоки формирования гигиены труда.
13. Зарождение идеи принципа нормирования в работах учёных.
14. Исторические предпосылки разработки средств и методов защиты от опасностей.
15. Эргономика как один из этапов развития инженерной психологии.
Примеры тестовых заданий для промежуточной аттестации
по дисциплине «История и философии науки»
1. Что является предметом философии науки?
- Принципы научного познания;
- История науки;
- Социальные и культурологические аспекты философского знания;
- Структура научного познания;
- Методы научного познания.
Принцип верификации, выдвинутый логическими позитивистами, утверждал, что только то утверждение является осмысленным, которое верифицировано. Верифицированным же является утверждение, если его истинность устанавливается с помощью
1. эксперимента
2. наблюдения
3. измерения
4. доказательства
Вопросы к зачету проходят ежегодное редактирование.
Вопросы к зачету
• Философия науки как область философского исследования. Основные понятия и направления ее развития.
• Наука как культурно-исторический феномен и автономный социальный институт.
• Наука и гуманизм. Роль современной науки в развитии общества и глобальные проблемы современности. Наука и власть.
• Возникновение науки - культурные условия и обстоятельства. Переход от мифов и магии к рациональному мышлению.
• Пифагореизм и особенности его математической научной программы.
• Элейская школа и ее постановка проблемы о пределах и беспредельности, непрерывности и дискретности. Апории Зенона.
• Атомизм Левкиппа и Демокрита.
|