Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автором концепции нормативного этоса науки являетсяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Вебер 2. Парсонс 3. Мертон 4. Декарт 126. К основополагающим ценностям в соответствии с концепцией нормативного этоса науки не относятся (выберите правильный вариант ответа) 1. универсализм 2. прагматизм 3. общность 4. организованный скептицизм
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях 1. Что является предметом философии науки? 2. Какова роль науки в культуре и цивилизации? 3. В чем сходство и различие философского и естественнонаучного знания? 4. В каких проблемах выбранной вами науки философия может использоваться как метод? 5. Где может лежать грань научного и ненаучного знания? 6. Чем отличаются результаты мифического, магического и научного знания? 7. В чем, на ваш взгляд, состоит современность и непреходящая значимость учения Пифагора о числах и пропорциях? Насколько математика и математические формы играет роль в ваших собственных научных исследованиях? 8. В чем состояло теоретическое противостояние Гераклита и Парменида? Позицию какого мыслителя вы считаете наиболее обоснованной? 9. В чем заключалось ключевое различие в позициях Парменида и Демокрита? Атомизм и значимость идеи атома для исторического развития науки и решения современных проблем. 10. Какие понятия и представления современной философии науки предвосхитил Платон в своих диалогах? 11. В чем состояли наиболее значимые открытия Аристотеля как создателя логики? Почему учение Аристотеля о движении на многие века определило развитие науки, в чем его сила? 12. Какие наиболее существенные моменты вы могли бы выделить в учении Аристотеля о пространстве и времени? 13. В чем заключалось противостояние картезианцев и Ньютона по проблеме «скрытых качеств» и каким образом предложил решить эту проблему Ньютон? 14. Почему Галилей и Ньютон считаются основоположниками классической науки? В чем заключался их радикальный поворот по сравнению с физикой Аристотеля? 15. Как развивалась атомистическая научная программа в эпоху Нового времени? В чем ее основные новшества по отношению к античному атомизму Левкиппа и Демокрита? 16. Каковы ключевые идеи Лейбница? Почему этот мыслитель почитается современными разработчиками искусственного интеллекта и искусственной жизни? 17. Как Кант пытался разрешить спор эмпириков и рационалистов? Как возможны математика, естествознание и метафизика, по Канту? 18. Почему постпозитивистские концепции развития научного знания называют антикумулятивистскими? В чем недостатки кумулятивистских моделей развития научного знания? С какими трудностями сталкиваются антикомулятивистские модели развития науки? 19. Что такое научная парадигма? Совпадают ли, научная парадигма и научная теория? Из каких предписаний состоит научная парадигма? С каким понятием непосредственно соотносится понятие научной парадигмы? В чем сила и слабость концепции научных парадигм Т. Куна? 20. Приведите примеры научных парадигм в медицине и фармации в их историческом развитии и в современном состоянии научного знания. Какие смены парадигм происходили на протяжении истории медицины и фармации? 21. Что такое научно-исследовательская программа? Расскажите, какие компоненты входят в научно-исследовательскую программу. Что такое позитивная и негативная эвристики? 22. Раскройте содержание концепции теоретического и методологического плюрализма П. Фейерабенда? Почему данная позиция подвержена серьезной критике? 23. Что такое темы в науке с точки зрения Дж. Холтона? Попытайтесь выделить темы в истории медицины и фармации. 24. Чем наблюдение отличается от эксперимента? В чем недостаток позиции эмпиризма? Как вы понимаете положение, что «наблюдение теоретически нагружено»? 25. Вытекает ли закон из опыта? В чем смысл позиции конвенционализма, которую занимал Пуанкаре? 26. Какую роль играет создание моделей в мышлении? Какую роль играют модели и идеализации в научном познании в медицине? 27. Что такое идеализация и идеальный объект? Совпадают ли, идеализация и абстракция? Существует ли идеальный объект реально? 28. Зависят ли факты от теории? Можно ли изменять содержание фактов? Согласны ли вы с тем, что иногда можно сказать, как Гегель, когда ему указали на несоответствие его теории фактам: “Тем хуже для фактов”? Что такое фундаментальный факт? Приведите примеры фундаментальных фактов в медицине и фармации. 29. Дайте определения понятий «верификация» и «фальсификация». В чем смысл принципа фальсифицируемости (фальсификационизма), введенного Поппером? 30. Какова специфика культурно-исторического подхода к современной науке? 31. Почему дихотомия «социально-гуманитарное – естественно-научное знание» условна? 32. Каковы гносеологические и этические последствия автономизации прикладных исследований? 33. Почему стиль мышления становится смысловой характеристикой научного знания? 34. Какова роль формальных и смысловых критериев в оценке научной деятельности? 35. Что такое псевдонаука? Почему невозможно различить научное и псевдонаучное знание по формально-методологическим параметрам? 36. Каковы различия между исследовательской стратегией и стилями научного мышления? 37. Какие виды деятельности характерны для «нормальной» науки? Каков механизм свершения научных революций, по Куну? 38. Каким требованиям должна удовлетворять новая научная теория, возникшая в результате научной революции? 39. Приведите примеры научных революций в той области научного знания, в которой вы специализируетесь? Проанализируйте, чем обусловлена та или иная научная революция в вашей области, каковы ее истоки и к какому прорыву в познании и способах научного исследования она приводит? 40. Почему считается, что классическая наука возникла только в начале эпохи Нового времени и связана с именами Г. Галилея и И. Ньютона? В чем сила методов классической науки по сравнению с доклассической? 41. В чем отличие новшества от инновации в науке? В чем отличие научного открытия от научного изобретения? 42. Каковы механизмы функционирования творческой интуиции? Какие стадии проходит процесс рождения нового знания в голове ученого? 43. Как возникает новое знание в науке? Что такое феномен инерции парадигмального сознания? Приведите примеры из истории медицины, когда ученому-медику было очень трудно добиваться признания своих идей и применения их в лечебном деле? Как можно объяснить феномен одновременных научных открытий в истории науки? 44. Как взаимодействуют традиции и новации в ходе прогресса в научном познании мира? 45. Прокомментируйте высказывание К. Гаусса: «Вот мой результат, но я пока не знаю, как его получить». 46. В чем заключаются преимущества междисциплинарных проектов в науке? В чем заключается основное отличие трансдисциплинарности от междисциплинарности? 47. Что включает в себя идея универсального (или глобального) эволюционизма? 48. Что такое сложная система? Перечислите основные свойства сложных систем. Что делает сложное сложным и в чем его отличие от простоты?
Вопросы к зачету проходят ежегодное редактирование.
Вопросы к зачету
• Философия науки как область философского исследования. Основные понятия и направления ее развития. • Наука как культурно-исторический феномен и автономный социальный институт. • Наука и гуманизм. Роль современной науки в развитии общества и глобальные проблемы современности. Наука и власть. • Возникновение науки - культурные условия и обстоятельства. Переход от мифов и магии к рациональному мышлению. • Пифагореизм и особенности его математической научной программы. • Элейская школа и ее постановка проблемы о пределах и беспредельности, непрерывности и дискретности. Апории Зенона. • Атомизм Левкиппа и Демокрита. • Софисты и Сократ: поворот от анализа природы к анализу человека. • Платон и его вклад в теоретическое обоснование математики и естествознания. • Учение о знании и познании в философии Платона (на материале диалога «Менон»). • Аристотель как философ и естествоиспытатель. Научная программа Аристотеля. • Николай Кузанский и его вклад в развитие философских оснований математики. • Ф. Бекон и его философское обоснование опытной науки Нового времени. • Научная программа Г. Галилея, его учение о движении, бесконечности и неделимости. • Р. Декарт как философ и ученый. Учение о методе. • Атомистическая научная программа в эпоху Нового времени (П. Гассенди, Х. Гюйгенс, Р. Бойль, Р. Бошкович) • Ньютон и формирование классического идеала научного знания. Его борьба против «скрытых качеств» в естествознании. • Научная программа Лейбница. • Рационализм и эмпиризм Нового времени как философские программы обоснования научного знания. • И. Кант, его учение о чистом разуме и решение вопроса о соотношении математики, естествознания и метафизики. • Стадии развития знания по О. Конту. Взгляд Конта на место и роль общественных наук в системе научного знания. • Позитивизм О. Конта, Дж. С. Милля и Г. Спенсера. • Становление дисциплинарной науки в XIX веке. Наука как призвание и профессия (М. Вебер). • Логический позитивизм (Венский кружок) и его роль в развитии философии науки. • Понятия «стиль мышления» и «мыслительный коллектив» в концепции Л. Флека. • Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. • Истина в науке. Понятие научного метода: опыт и эксперимент в структуре научного знания. • Научная теория как фундаментальная единица научного знания. Структура и виды научных теорий. • Научный эксперимент и его виды. Особенности мысленных экспериментов. • Научный факт и его теоретическая интерпретация. Взаимоотношение теории с фактами. • Гипотетико-дедуктивный метод построения научной теории. • Виды научного объяснения. Объяснение и предсказание. • Подтверждение и опровержение научных теорий. • Критерии научности и проблема демаркации: верификация и фальсификация (К. Поппер, Р. Карнап). • Понятие научной картины мира. Идеалы и нормы научного исследования. • Историческое развитие научного знания: кумулятивизм или антикумулятивизм? • Понятие научной рациональности. Развитие науки как смена типов научной рациональности. • Методологический смысл понятий «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука», «научная революция» в концепции Т. Куна. • Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. • Научные революции: их истоки и последствия. • Динамика науки как процесс порождения нового знания. • Понятие социокультурной детерминации научного познания. Наука и ценности. • Культурно-исторический подход в современной науке. • Специфика социально-гуманитарного знания. Условность дихотомии: социально гуманитарное – естественнонаучное знание. • Фундаментальные и прикладные исследования. Эпистемологические последствия автономизации прикладной науки. • Научные подходы, исследовательские стратегии, стили научного мышления. • Научная этика и псевдонаука. Методологические характеристики псевдонауки. Специфика псевдонауки в XXI веке. • Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов. • Принцип системности и его роль в современном научном исследовании. • Системный подход в социально-гуманитарных исследованиях. • Универсальный эволюционизм как основание современной научной картины мира. • Общенаучная методология современной теории сложных самоорганизующихся систем. • Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки. Экзаменационные вопросы состоят из двух частей и проходят ежегодное редактирование.
Примерные экзаменационные вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.139.245 (0.009 с.) |