Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепции истины и критерии истинности знания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Достижение истины – непосредственная цель познания в любой его форме. Основное свойство истины – объективность. Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истинно по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (законах, теориях). Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного и относительного.Существует две крайние в понимании отношения абсолютных и относительных моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм – изменчивой стороны каждой истины.Концепции истиныВ современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности.Согласно концепции соответствия, истина есть форма соотношения психики субъекта и объекта. Аристотель считал, что истинное ложное находятся не в вещах, а в мысли. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связ-ность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Значи-тельный вклад в развитие когерентной концепции истины вне-сли Лейбниц, Спиноза, Гегель. Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины, Значительный вклад в развитие прагматической концеп-ции истины внесли сторонники марксизма и американского прагматизма. Представляется весьма ценной мысль американского философа Н.Решера, согласно которой три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. II. Критерии истиныПроблема критерия истины всегда была центральной в теории познания, т.к. выявление такого критерия означает найти способ отделить истину от заблуждения. Субъективистски настроенные философы не в состоянии правильно решить вопрос о критерии истины. Одни из них утверждают, что критерием истины является выгода, полезность и удобство (прагматизм), другие полагаются на общепризнанность (концепция “социально-организованного опыта”), третьи ограничиваются формально-логическим критерием истинности, согласую новые знания со старыми, приводя их в соответствие с прежними представлениями (теория когеренции), четвертые вообще считают истинность знаний делом условного соглашения (конвенционализм). В любом из этих случаев критерий истины (если он признается) не выводится за пределы разума, так что знание замыкается в самом себе.Не выходит за пределы сознания критерий истины и в случае, когда он ограничивается в качестве одностороннего воздействия объекта на органы чувств субъекта.Итак, ни эмпирические наблюдения, которым не свойственна так необходимая критерию истинности всеобщность, ни рационалистическая в своей основе ставка на ясность аксиом, исходных принципов и строгость логических доказательств не в состоянии дать надежный, объективный критерий истины. Таким критерием может быть только материальная деятельность, т.е. практика, понимаемая как общественно-исторический процесс.Выступающая в качестве критерия истины практика обладает всеми необходимыми для этого свойствами: обращенной к объекту и выходящей за пределы сферы знаний деятельностью; всеобщностью, поскольку, практика не ограничена деятельностью индивидуального субъекта познания; необходимой чувственной конкретностью. Короче говоря, практика предполагает переход от мысли к действию, к материальной действительности. При этом успех в достижении поставленных целей свидетельствует об истинности знаний, исходя из которых, эти цели ставились, а неудача -- о недостоверности исходных знаний.Логический критерий всегда сопутствует критерию практики как необходимое условие реализации последнего. И все же логическое доказательство выступает лишь вспомогательным критерием истины, в итоге само имея практическое происхождение.Относительность практики как критерия истины заключается в том, что, будучи всегда исторически ограниченной, она не в состоянии до конца, полностью доказать или опровергнуть все наша знания. Практика способна осуществить это только в процессе своего дальнейшего развития Проблема истины - это проблема возможности сомнения в получаемом знании. Любое полученное знание мы принимаем как знание, не ставим специально проблему истины к этому полученному знанию. В религиозной сфере значение приобретает отношение к высшему источнику знания. Проблема истины имеет смысл только в отношении к абсолютному знанию, источником которого может быть только абсолютное начало. Еще один вид знания требует постановки проблемы истины: научное знание. Потому что этот вид знания вырабатывается субъектом от имени сообщества и в интересах общества в целом. Поэтому всякий индивидуальный вклад должен подвергаться оценке и проверке на истинность. Для остальных видов знания проблема истины не имеет той остроты. Практически она и не ставится. Проблема истины была поставлена еще в античной философии, вначале Сократом, затем Платоном и Аристотелем. Сократ и Платон пытались найти абсолютное и вечное знание. Критерием истины знания выступало соответствие знания высшему духовному началу, высшему понятию. У Платона это эйдос. Начало корреспондентской или классической концепции истины. Аристотель разрабатывает эту же концепцию в ином ключе, а именно истиной считается такое знание, которое соответствует предмету познания, самой вещи. Особенно ярко эта концепция выразила себя в эпоху Нового времени в учениях эмпиризма (Бэкон, Гоббс). Соответствие знания объекту, соответственно основным способом получения этого знания является опыт, эксперимент. У Гоббса еще использование математики. Математический аппарат является гарантией верного пути познания, но опыт является основным. Рационалисты тоже были сторонниками корреспондентской концепции (Декарт, Спиноза), но с корректировками. У Декарта человеческий разум несет в себе предпосылки, гарантирующие достижение этого соответствия. Учение о врожденных идеях. Критерием является интуитивная ясность. Марксизм. Следование этой концепции, но несколько иное. Соответствие объекту приобретает практический характер, т. е. соответствие знания объекту может быть установлено через положительный практический результат. Практика - критерий истины. Это основной тезис марксистской гносеологии. Наука осуществляет опережение практики, перепроизводство знания. Практика отстает от науки. Практика не всегда может быть критерием истины, поскольку познание всегда осуществляется с опережением реальных возможностей практики. И не всякое знание поддается проверке на практике. Проблема соответствия знания объекту осложняется тем, что познание всегда осуществляется с определенной целью, с учетом конкретных интересов и поэтому познавать объект сам по себе задача в целом бессмысленная. Как идеал эта цель присутствует. Познание всегда осуществляется с целью расширить возможности освоения мира человеком. Важен не сам объект, а его свойства и возможности. Человек одновременно познает и себя, и мир. Знание должно соответствовать не только объекту, но и понятию. Особенно это касается социально-гуманитарных наук. Эта концепция в целом имеет множество оснований для своего существования. Во многом она обеспечивает возможность коллективного познания мира, т. е. научного познания. В такой же мере должны быть оценены и другие подходы, она должна сосуществовать с ними. Прагматизм. Прагматизм возникает во второй половине 19 века в американской философии. Представителями этого подхода были Чарльз Пирс, Джон Дьюи, Уильям Джеймс. Они предложили отказаться от деления всех учений на материализм и идеализм. Они предложили третий путь. Главное назначение философии - это служить человеческой пользе и расширять перспективы получения такой пользы для человека. Познание представляет собой процесс, в котором и реализуется эта задача. Познание - это переход от сомнения к вере. Истинное знание, это то, которое придает человеку уверенность в своих силах и приносит успех. Все знания полезны. Существование науки как коллективной деятельности становится проблематичным. У прагматизма меньше оснований для принятия в отношении научного познания. Концепция конвенционализма. Представители: Пьер Дюгем, Анри Пуанкаре. Согласно этой позиции истиной следует считать знание, которое прошло серьезное испытание в ходе коллективного обсуждения, критики и стало результатом соглашения между субъектами познания. Очень многое мы приобретаем таким путем. Особенно это касается абстрактного знания, математики. Выбор в пользу того или иного решения возможен только как результат соглашения. Не все результаты научного познания могут быть приняты на основе соглашения, не всегда это является правильным. Потому что может привести к вере авторитетам, догматизации научного знания.Теория когеренций. Когеренция - согласование. Одним из тех, кто разрабатывал эту концепцию был Иммануил Кант. Для него путем к истине было согласование чувственных данных с априорными формами разума и рассудка. Речь идет о логически правильно построенном знании, т. е. знание может быть выведено одно из другого. Должны существовать некие абсолютные виды знания, аксиомы. Знание, построенное аксиоматически является истиной. Теоремы Геделя. Ни одна формальная система не может быть построена непротиворечиво. Логика это еще не гарантия знания. Это такой же инструмент, как и все остальное. Всякое ли логически согласованное построение является истинным. Пример софистов, схоластов доказывает, что логически можно доказать все, что угодно. Поэтому проблема истины - это проблема конкретного выбора в конкретной исследовательской ситуации. Истина конкретна. Подходы могут быть использованы комплексно в зависимости от исследовательской задачи. Это особенно важно становится в условиях современной науки. Она перестала быть ценностно-нейтральной. Ее задачи тесно переплетаются с другими проблемами бытия общества. Каждый ученый несет ответственность за полученный результат.
Принцип несоизмеримости гласит, что теории невозможно сравнивать друг с другом. Опыт всегда теоретически нагружен, поэтому каждая теория формирует свои собственные факты. Если кто-то изобрел самую фантастическую теорию (что допускает принцип пролиферации) и не желает с ней расстаться, то с этим ничего нельзя сделать: нет фактов, которые можно было бы ей противопоставить, так как у этой теории свои собственные факты. Даже если положения новой теории противоречат логике, эта теория всё равно имеет право на существование, так как можно пользоваться своей собственной логикой. От понятия истины вообще лучше отказаться. Помимо принуждений чисто методологического характера со стороны методологических правил и требований, ученый ограничен своим собственным арсеналом исследования, понятливостью своих коллег и соратников, материальной основой телесных, физиологических, социальных и духовных принуждений, а также прагматических приоритетов. Всё это - препятствия научному открытию. С одной стороны, действительность флуктуирует и меняется, ее трудно подогнать под гладкую непротиворечивую научную теорию. С другой стороны, сама наука иррациональна. Поэтому, познавательный процесс характеризуется принципиальной нерегулируемостью, хаотичностью, и этому случайному процессу никакая методология не нужна. Наука является некритическим сознанием; она родственна мифу, идеологии, религии. Нет точного критерия для разграничения науки и ненауки. Все попытки провести черту являются по мнению Фейерабенда беспочвенными. нельзя разграничить науку и ненауку (в том числе, и с т.зр. эффективности: миф, напр., сделал гораздо больше науки – он создал культуру. “Разве можно серьезно утверждать, что атомная энергия, синтетика и антибиотики – более высокое достижение, чем приручение животных, огонь и колесо?”) Констатация плюрализма и в самой науке. Поскольку каждая научная теория замкнута внутри себя, то ее нельзя опровергнуть изнутри, поэтому подходы к проверке должны быть множественными. Поэтому ученый не должен быть скован методологическими стандартами, он должен их свободно выбирать, исходя из своих научных и ненаучных соображений. Единственной универсальной нормой познания может считаться концепция “anything goes” («все подходит»). Если невозможно определить что такое истина, то лучше отказаться от этого понятия Научные революции Ключевые пункты концепции. Томас Кун (1922 — 1996). «Структура научных революций». Теория научных революций. Вводит в качестве логического субъекта научной деятельности научное сообщество, изучает ее [деятальности] социальные аспекты. Основные этапы развития науки: допарадигмальный период; нормальная наука; научная революция. Парадигма — совокупность наиболее общих идей (концептуальных моделей) и методологических установок. В последние входят модели, образцы решения конкретных научных задач и особенности подхода к их решению (то есть парадигма — это некая система стандартов). Допарадигмальный период: парадигма еще не сформировалась, существует множество школ и течений. Нормальная наука: работа в рамках парадигмы (существование парадигмы является критерием научности. В философии единой парадигмы никогда не существовало). Решение головоломок, интеллектуальных задач. Существование решения гарантирует парадигма. Накопление знаний носит кумулятивный характер, это «копание вглубь» в жестко ограниченных рамках. Научная революция — моментальная смена парадигмы, происходит тогда, которая нормальная наука себя исчерпывает и возникает кризис. При этом старая и новая парадигмы несоизмеримы. Критерий рациональности оказывается историчным (относительным) — знания, научные и рациональные с точки зрения одной парадигмы, могут оказаться ненаучными или вообще несуществующими с точки зрения другой. Нет никакой нейтральной шкалы измерения знаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.163 (0.014 с.) |