Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретический уровень познания. Инструментализм.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний. Теоретические методы научного познания имеют одну главную задачу, направленную на получение объективной конкретной истинности всего процесса. Они имеют следующие характерные признаки:Преобладание таких рациональных моментов, как законы, теории, понятия и прочие формы мышления;Основным подчиненным аспектом методов выступает чувственное познание; Направленность на исследование самого познавательного процесса (его приемов, форм и понятийного аппарата). Методы теоретического познания помогают делать логические выводы и умозаключения, основанные на исследовании полученных фактов, вырабатывать суждения и понятия. основными из них являются: Идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования; Синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое; Анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности; Формализация – отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях; Рефлексия – научная деятельность, направленная на исследование конкретных явлений и самого процесса познания; Математическое моделирование – замена реальной системы на абстрактную, в результате чего задача превращается в математическую, поскольку состоит из набора конкретных математических объектов; Индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знаний общего процесса; Дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению. Особый вклад в развитие методов теоретического уровня познания внесли классическая немецкая философия Гегеля и материалистическая философия К. Маркса. Они достаточно глубоко изучили и разработали диалектический метод, основанный на идеалистической и материалистической основах познания. В связи с этим методы теоретического уровня познания и их существующие проблемы занимают особо важное место в западной современной философии, поскольку каждый метод имеет свой собственный предмет и исследуется отдельными объектами и классами. Выявлено 3 метода теоретического познания: Аксиоматический – заключается в строении научной теории на аксиомах и правилах вывода информации. Аксиома не требует никаких логических доказательств и не может быть опровергнута эмпирическими фактами. Отсюда идет абсолютное опровержение всех возникающих противоречий; Гипотетико-дедуктивный – основывается на строении научной теории на гипотезах, т.е. знаниях, которые могут быть опровергнуты при сопоставлении данных с реально полученными экспериментальными фактами. Данный метод требует отличной математической подготовки на высшем уровне; Описательные методы теоретического познания – к ним относятся графические, словесные и схематические методы познания, основанные на экспериментальных данных. Инструментализм, субъективно-идеалистическое учение американского философа Дж. Дьюи и его последователей, разновидность прагматизма. И. считает сознание (интеллект, по Дьюи) одним из средств приспособления к изменяющимся условиям среды. Для И. логические понятия, идеи, научные законы и теории — лишь инструменты (отсюда и название — "И."), орудия, "ключи к ситуации", "планы действия". Отрицая, таким образом, объективное содержание знания, представление об истине как отражении материальной действительности, И. рассматривает истину в чисто функциональном плане как нечто "обеспечивающее успех в данной ситуации". Исходя из понятия "ситуации" как центрального и выделяя в качестве главных моментов "ситуации" "организм" (животное, человек, общество и т. п.) и "среду", И. делает основной проблемой своего рассмотрения отношение "организма" к "среде". Поскольку, с точки зрения И., свойства среды производны от воздействия организма на среду, организм рассматривается как нечто первичное, что позволяет охарактеризовать И. как одну из многочисленных разновидностей субъективного идеализма. Главные представители И. (Дьюи, С. Хук, А. Чайлд, Дж. Шлезингер) — активные противники марксистско-ленинской теории и социализма.
29. Гипотеза. Теория. Доказательство. Формально-логические требования к доказательству. Уровневое строение науки- эмпирическое (наблюдамые и измеряемые данные об объекте, эмп з-само по себе никогда не может дать необходимый результат. Слишком многообразен объект, его связь с другими объектами. Субъект никогда в полной мере не контролирует объект.) и теоретическое познание(объектом является некая идеальная модель. математическая, описательная, любая знаковая форма, вплоть до предметной модели. Он в принципе контролируется в полной мере)Формы научного знания (на эмпирическом уровне) – научный факт, эмпирический закон. На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, те ории. Научное знание представляет собой сложную систему, состоящую из многих взаимосвязанных компонентов. К ним относятся общие для всякого познания формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, сформулированные наукой принципы, законы, категории. Кроме этих, относительно простых компонентов, в научном познании принято выделять более сложные формы, к ним относятся проблема гипотеза, теория.Фундаментальная наука представляет собой познание, нацеленное на поиск истины. Прикладная наука - способ извлечения практической пользы из научного знания. Гипотеза - это научное допущение, совокупность выводов предположительного характера имеющих в недостаточной мере обоснования или подтверждения. Это продукт творчества и часто формируется под влиянием интуиции, имеет отношение к какой-то новой проблеме. Это стимулирующий вид знания. Всякая гипотеза стремится стать теорией.Гипотеза (греч – предположение). Начиная исследование человек выдвигает предположение о его результатах, т е видит желаемый результат в начале исследования. Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Гипотезой называют также процесс познания, к-рый заключается в выдвижении этого предположения. Т о гипотезой называют особого рада знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях м/у явлениями и т.д., а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении). В последнем процессе выделяют две ступени: Развитие предположения. 1 этап – выдвижение предположения, на основе аналогии, неполной индукции и т.д.. 2 этап – объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, к-рые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т д. –Кроме этих этапов для того чтобы предположение приобрело статус гипотезы, необходимо обеспечить удовлетворяемость следующим требованиям: (1) предположение не должно быть самопротиворечивым и не должно противоречить фундаментальным положениям науки. (2) предположение должно быть принципиально проверяемым. (3) предп-е не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено. (4) предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений, путем выбора наиболее простой гипотезы Теория - это высший вид научного знания. На уровне теории согласуются все другие виды научного знания в конкретной области познания. Теория выполняет все функции научного познания: описание, систематизация, объяснение, прогнозирование. Любая теория по своей форме есть совокупность законов и категорий. В основе ее всегда лежат некоторые исходные принципы, аксиомы. Второй уровень - это идеальная модель объекта. Третий - логика и методология, необходимые для построения. Четвертый - совокупность положений и следствий, выводимых на основе этого. Теории придают фундаментальность любой дисциплине или комплексу дисциплин. Теория (греч. рассмотрение, исследование) — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. В «чистых» науках теория — произвольная совокупность предложений некоторого искусственного языка, характеризующегося точными правилами построения выражений и их понимания Формально-логические законы - это законы правильного мышления, соблюдение которых делает рассуждения ясными, четкими, последовательными и непротиворечивыми, обоснованными и доказательными.Правильное мышление должно быть не только определенным, последовательным и непротиворечивым, но также и доказательным. Этого требует закон достаточного основания: "Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана". Этот закон был сформулирован немецким мыслителем Лейбницем. Он выразил его в виде следующего принципа: "Все существующее имеет достаточное основание для своего существования".З. Дост.основания отражает важнейш особенность окруж мира мира: в природе и обществе все взаимосвязано и взаимообусловлено. Ни одно явление не может произойти, если оно не подготовлено предшествующим развитием. З.д.о.не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительного подтверждения истинности наших мыслей. Обоснованность высказываний - важнейшее требование, предъявляемое к речи. Доказательство- это любая процедура установления истинности какого-либо суждения (называется тезисом, или заключением, данного Д.): как при помощи некоторых логических рассуждений, так и посредством чувственного восприятия некоторых физических предметов и явлений, а также ссылок (указаний или упоминаний) на такие восприятия. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. Например: Данное уч заведение действит является крупнейшим университетом нашего города. Здесь преподают учёные, хорошие выпускники, и маттех база. Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения - антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение об истинности тезиса. Университет плохой- антитнези- он прощёл аттестацию, мат база хорошая итд.Доказательство строится для того, чтобы удостовериться в истинности некоторого знания. В процессе доказательства отыскиваются истинные основания, из которых это знание следует. В этом доказательство существенно отличается от умозаключения, которое решает другую познавательную задачу – задачу нахождения того, что следует из имеющихся посылок. Доказательное рассуждение включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.109 (0.008 с.) |