Философия как наука, критерии научности в философии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как наука, критерии научности в философии.



Философия как наука, критерии научности в философии.

Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.

предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.

Научная философия это система философских наук: общая и социальная философия. Предмет социальной философии – особенного рода особенное, т.е. человек и общество. По структуре философия делится на онтологию – учение о бытии; и гносеологию – учение о познании.

Критерии научности: 1. Наличие достаточной эмпирической базы, полученной путем наблюдений и экспериментов. 2. Существование научного метода исследования. включает в себя логику, принцип объективности, принцип конструктивного сомнения и доказательность. 3. Возможность практической проверки теоретических представлений. 4. Наличие категориального аппарата. Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии, гносеологии и методологии научного познания. Фсф стремится судить объективно о бескон. вселенной, но наталк. на парадокс бескон. (1ый- Кант): человеч. опыт всегда конечен, мир же бесконечен, так можно ли на основе конечного опыта достоверно судить о все бескон.? (Кант считал, что люди могут к этому только стремится). Но бескон. – отрицание конечного, но такое отрицание, которое включает в себя отрицаемое (т.е. конечное). Если бескон. состосит из конечного, то в конечном она как составная своей части представлена > познавая конечное, мы одновр. познаем бескон. – это гноссеолог. вар-т решения. Онтологический вар-т: чел-к – универс. сущ-во, которое при том, что он конечный, уже имеет всю бескон. св-в, поэтому задается вопросом о бескон. и может её познавать > фсф – наука.

Ф-ции фсф: 1. Мировоззренческая 2. Теоретическая 3. Методологическая 4. ценностная 5. Просветительская 6. Воспитательная 7. практическая 8. Прогностическая.

 

Философия и частные науки.

Частные науки, в отличие от философии, имеют своим предметом частную область и делятся на три группы – общественные, естественные и технические. Философия и частные науки взаимозависимы. В основе зависимости лежит взаимосвязь всеобщего и особенного. Философия выводит свою теорию из совокупного материала всех наук. Частнонаучное мышление подготавливает базу для философских абстракций. Частные науки – эмпирическая база философии. Философия строит свою теорию на основе фактов и теорий частных наук. Философия вооружает частные науки правильной теорией мышления и общим методом для нахождения нужных решений. Анализ должен иметь критический характер, философия не должна принимать на веру факты.

Роль философии в развитии науки. Частные науки тоже зависят от философии. Частнонаучное описание всегда неполно и должно дополняться философским дополнением. Выделяя предмет своего исследования, учёный исходит из представления о целостном внешнем мире, существующем вне сознания. Материалистическая философия – предпосылка частнонаучного мышления. Решение крупнейших узловых проблем частных наук. Несколько групп научных проблем, полное решение которых средствами частных наук невозможно: проблемы относительно природы областей действительности. Необходима разработка теоретических процедур выделения, обособления форм материи. 2-проблемы развития каждой из осознанных реальностей. Процесс развития имеет всеобщий характер, но в каждой из реальности выступает в специфической форме. 3– проблема человека. Человек универсален.

 

Основной вопрос философии.

ОВФ – это вопрос об отношении сознания к материи. В структуре ОВФ три уровня:

Первый, фундаментальный уровень. Состоит из двух сторон. Первая из них содержит вопрос «что является первичным? материя или идея?». Эта сторона состоит из трех смыслов: 1) что существует первым? 2) что является свойством другого? 3) что отражает другое?

Решение вопроса о первичности имеет два подхода:

1. Дуалистический – в основе мира лежит и сознание, и материя. Декарт считал материю и дух независимыми, а человека – их соединением. Кант полагал, что вещи существуют объективно вне зависимости от сознания, но отрицал познаваемость этих вещей человеком и рассматривал последнее как самостоятельную сущность. Дуализм назыв. эклектикой.

2. Монистический – в основе мира лежит или сознание, или материя. В рамках этого подхода существует два течения: материализм и идеализм.

Материализм предполагает первичность материи в трех указанных смыслах. Суть материализма в понимании мира как он есть, без введения посторонних факторов – бога, идей и других.

Выдел и вульгарный материализм (Фохт…) – абсолютизируют роль материи, игнорируют само сознание как сущность и его возможность влиять на материю.

Идеализм (осн. – Платон)исходит из первичности сознания. Высшая форма развития идеализма – философия Гегеля, а впоследствии он пришел в упадок. Идеализм существует в двух формах: объективный и субъективный. Объективный (Платон, Гегель) признает существование в основе мира некоего объективного сознания, не зависящего от человека. У Платона мир иллюзорен, он является лишь отражением реального мира – мира идей, Эйдесов. Гегель видел мир как порождение сверхидеи, существующей вне времени и пространства. Субъективный идеализм (Беркли, Юм) считает первичной реальностью человеческие ощущения. Мир является совокупностью наших ощущений. Основной тезис СИ – все, что мы знаем о мире, знаем при помощи наших ощущений. Последовательный субъективный идеализм приводит к солипсизму, т.е. признанию того, что для каждого человека существует он один, а остальные – лишь его ощущения.

Аргументы религиозного идеализма – доказательства бытия бога. 1. Космологическое – должна быть первопричина существования мира. 2. Телеологическое – раз есть целесообразность, должен быть породивший ее разум. 3. Онтологическое – всесовершенный бог должен существовать, так как существование – признак совершенства. Кант раскритиковал все, но вывел четвертое: признание бога есть нравственная потребность человека. Плюс есть еще деизм – признание наличия бога, который однажды все сотворил и не уч-вует далее в развитии, считали материю одухотворенной, не противопоставляли их.

Вторая сторона ОВФ это вопрос о познаваемости мира. Отрицание познаваемости мира – агностицизм (Юм, Кант). Материализм связан преимущественно с признанием познаваемости мира (но и не только, f.e. Гегель). 2 сторона делится на эмпиризм – в основе познания могут лежать лишь опыт и чувств ощущения (Бэкон), рационализм - знание только из разума, не зависит от чувственного опыта, т.к. есть либо самомнение, либо не нуждающиеся в опыте аксиомы (Декарт). + иррационализм – все в мире хаотично, не имеет логики, и не м. быть познано разумом.

Второй уровень ОВФ состоит из трех вопросов. 1. О сущности мира 2. О сущности сознания 3. О сущности отношения второго к первому.

Третий уровень ОВФ. Вопрос о сущности мира, сущности человека, его месте в мире и перспективах существования. Человек на этом уровне рассматривается как целостный материальный человек, наделенный сознанием.

Партийность философии. В широком смысле это деление на материализм и идеализм. Она коренится в решении ОВФ, который предполагает два взаимоисключающих решения.

 

Второй вопрос философии.

Второй вопрос философии – это вопрос о развитии и движении – развивается ли мир, развивается ли человек, человеческое мышление. Мнения по этому вопросу разделились: диалектика – учение о развитии и метафизика, отрицающая развитие. Вопрос о развитии является модификацией ОВФ. Развивается ли мир и человеч. сущность; развилось ли следовательно сознание из материи?

Метафизика возникла в античности – элейская школа (Парменид, Зенон). Мир всегда покоится, изначально отрицание развития (Парменид), развитие как единство противоположностей и взаимосвязи между ними. Апории Зенона: «стрела» –летящ стрела покоится, т.к. в каждый момент времени наход в опр. т. пространств> движение – сумма моментов покоя > движение сущ-ет только в ложном чувственном восприятии.. «Ахиллес и черепаха» - Ахиллес не догонит черепаху, т.к. пока он проходит расстояние до черепахи, та сдвигается еще дальше, и так мир делится на бесконечно малые отрезки. Ответ: мир и делим, и неделим. «Дихотомия» - разделённость на 2, если мир делим, то движение не начнется, так как чтоб пройти расстояние, надо пройти сперва его половину, половину половины и так до бесконечности. Ответ тот же: мир и делим, и неделим. источник развития – внешняя сила, приложенная к телу. Механизация движения. Не может появится новое качество, ничто не ново. Рассматривает все явления как существующие сами по себе, изолированно друг от друга.

Диалектика признает развитие и движение. Родоначальник диалектики – Гераклит с выражением «все течет, все изменяется», внутренний источник развития в самом мире, в теле. Он внутренне противоречив. Единство и борьба противоположностей. Саморазвитие и самодвижение. Признаёт скачок в развитии. Спиралевидное развитие. Развитее через отрицание отрицания, движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Всё взаимосвязано, нет изолированных явлений.

 

Античный материализм.

человек – микрокосм, составляющий подобие и часть космоса. В силу этого он может познать мир-космос. Человек – телесное, материальное вещество, подчиненное законам природы.

Милетская школа. Фалес. Мир возник из первовещества – «воды». «Вода» - это первоисточник всего. Первовещество и все происшедшее от него не лишены одушевленности. Пример и доказательство всеобщей одушевленности - свойства магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу. Анаксимандр. Первовещество апейрон – неопределенное и беспредельное. Из него обособляются теплое и холодное, формирующие все остальное. Анаксимен, первооснова – воздух. Воздух сродни пустоте.

Ксенофан. Светила - естественно возникли. Все возникает из земли и воды, люди – соединение земли и воды.

Гераклит Эфесский. 1 диалектик. Все движется и ничего не покоится: «нельзя дважды войти в одну реку», так как это будет уже другая река. Вечное движение есть вечное изменение. Как Первовещество выступает огонь, мир не сотворен, а был всегда, огонь в основе круговорота: вода-земля-воздух-огонь. Движение – борьба противоположностей.

Школа атомистов –Демокрит, Лукреций Кар (скалы иссекаются ветром > ветер состоят из невидимых частиц). В основе вещей лежат атомы и пустота, невидимые неделимые бескачеств. частицы. Атомы различаются размером, положением, порядком. Если бы вещи делились до бескон > они бы состояли из ничто > есть неделимая частица – атом.

Демокрит: миры возникают из атомов, вещи – соединения атомов, а пространство – пустота, вместилище атомов. Концепция детерминизма - все в мире определяется положением атомов в изначальном вихре. Вселенная бесконечна и вечна, состоит из множества миров. Человеческая душа материальна и состоит из атомов. Познание(истина) при столкновении разума и чувств.

Элейская школа. Чувственно наглядный мир – мир чувст, искажающий реальный мир, за которым неподвижное и неизменное бытие. Парменид -1 метафизик. Мысль о предмете и предмет – это одно и то же. Мысль не может быть отделена от бытия. Поэтому небытия – пустоты – не бывает. Мир – сплошная шаровидная масса вещества. Мир неделим, нет множества отдельных вещей, а есть только единый мир. В основе всех явлений противоположность света и тьмы. Чувства не дают нам истинной картины мира. Истинная картина мира открывается и удостоверяется только умом. Картина состоит в том, что мир тождествен, не знает ни возникновения, ни гибели. Мир вечен, неизменен, неподвижен.

Зенон. Создатель апорий – доказательств неподвижности бытия. Апории – «стрела», «дихотомия», «Ахиллес и черепаха». «Стрела» – летящ стрела покоится, т.к. в каждый момент времени наход в опр. т. пространств> движение –сумма моментов покоя > движение сущ-ет только в ложном чувственном восприятии.

 

Античный идеализм.

Для идеалистов человек – душа. Земная жизнь – отблеск «реальной жизни» в другом мире.

Пифагор и пифагорейцы. Верили в переселение душ. Мир – живое и огненное шаровидное тело. Мир состоит из материи и пустоты, которая разделяя материю, создает вещи. В основе мира лежат числа. Числа восходят к первичным понятиям «предела» и «беспредельного». Беспредельное – неоформленное вещество, а предел – начало оформления. Числовыми отношениями не только определяются отношения и порядок вещей, но числа принимаются поздними пифагорейцами за начала и в качестве материи вещей и в качестве выражения их состояний. Основная для пифагорейцев противоположность предела и беспредельного дает начало ряду производных противоположностей; нечетного и четного, единого и многого, покоящегося и движущегося. мир образуется в процессе гармоничного устроения противоположностей и в результате принимает форму шара.

Платон. существует мир идей и реальный мир, который является его отражением. Идеи воплощаются в бесформенную материю, порождая вещи. Эта концепция названа гилеморфизмом. Вещи конечны, а понятие остается всегда, поэтому идея первична. Человек – соединение смертного тела и бессмертной души. Процесс познания – воспоминание души о мире Эйдосов. Человек – соединение материального тела и души, которая является частью мира Эйдосов. Идеи – основа мира. Высшая идея – идея абсолютного блага (атагон), она же – мировой разум.

Аристотель. между материализмом и идеализмом, ближе к объективному идеализму. Истоки материализма в его учении о неразрывности сущности и формы. Сущность (материя) – пассивное начало, а форма – активное, делающее вещь тем, что она есть. Идея первична. В вещи важнее не материя, а форма. Вводит понятие «формы форм» - что-то вроде первоидеи, являющейся основой мира и приводящей его в движение. Бесформенная материя – небытие. Пять первоэлементов: вода, земля, воздух, огонь, эфир.

Философия Средних веков.

Господствующее положение занимала схоластика, которая рассматривала в качестве пути постижения бога разум, логические рассуждения.

Теология и схоластика создали аскетическую концепцию греховного существа, которое должен испытывать презрение ко всему плотскому, стремиться к искуплению и потустороннему вечному блаженству. Возник также элемент, имеющий серьезный рациональный смысл – идея индивидуальной ответственности, индивидуальной греховности, индивидуального искупления. При этом признание индивидуальной ответственности человека за свои поступки вступало в неразрешимое противоречие с основополагающей идеей бесконечного всемогущества бога и всеобщего предопределения природных социальных явлений, всего человеческого поведения. Совместить эти две идеи не всегда удавалось.

Одним из крупнейших вопросов схоластики был вопрос о природе общих понятий, по которому были выдвинуты две основные противоположные концепции. с точки зрения реализма (Фома Аквинат)общие понятия или универсалии, существуют объективно, вне человеческого сознания и вне вещей. С позиции номинализма универсалии есть только названия, даваемые нами исходным вещам; концептуализм (Абеляр), согласно которому универсалии – не только имена вещей, но и общие понятия, существующие лишь в человеческом сознании.

Представители:

Августин. Вся история заключатся между грехопадением и страшным судом. Нужно различать два сообщества людей: земное и божественное. Земное создано любовью людей к самим себе, доведенное до презрения к Богу. Божественное создано любовью к Богу, доведенное до презрения к самому себе. Принадлежность человека к сообществу предопределена Богом еще до рождения. Прежде чем знать, надо поверить. Бог есть безпредпосылочное начало всего. Только через стремление к богу каждая вещь получает место и причину своего существования. Всё действительное разумно разумное действительно. 3 вида зла – метафизическое (у зла нет собственной причины, оно живёт за счет добра), нравственное (отказ от бога от высших целей и предпочтение богу мирское), физическое зло (болезнь, смерть, несчастье).

Фома Аквинский

Бог это «чистая форма», причина и конечная цель всего существующего. Важное место в его философии занимает учение о божественном творении мира. Вещи суть единство материи и формы. При этом материя результат божественного творения, она есть лишь «чистая возможность» вещей. Вещи становятся вещами только благодаря форме. ФА делил все догматы веры на разумно постижимые человеком (бог существует, бог един, человеческая душа бессмертна итд) и разумно непостижимые, которые должны быть приняты человеком на веру, ибо они сверхразумны, недоступны человеческому разуму (догмат сотворения мира, троичности бога).

пять доказательств существования Бога:

• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого —первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Общие идеи ФА:

• все состоит из материи и формы (идеи);

• суть любой вещи — единство формы и материи;

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии человека.

ФА о познании:

• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный);

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум дают истинное знание;

• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

 

Философия 17 в.

Развитие буржуазного уклада, первые революции (в Англии и Нидерландах), развитие новых производительных сил обусловили быстрый прогресс естествознания, прежде всего механики и ряда разделов математики. Появляется первая фундаментальная научная физическая концепция – механика Ньютона, дифференциальное и интегральное исчисление (Ньютон, Лейбниц), развивается оптика, начальные элементы химии, биологии, физиологии, медицины.

В новое время материализм возникает первоначально в Англии и представлен во взглядах Бэкона. Бэкон подверг глубокой критике основы схоластической философии, которая по его мысли, основана на 4 «идолах» или «призраках» (т.е. заблуждениях) – идолы рода, пещеры, площади и театра. Идол театра – слепая вера в авторитеты, характерная для религиозной схоластической философии. Бэкон сформулировал понятие материи как природы, или совокупности вещей. Материя по Б. обладает движением, которую он понимает как активную внутреннюю силу, «напряжение» материи. Она обладает первичными формами (формой тепла, формой света и тд).при этом Б еще не сводит движение к его механической форме. Различает 19 видов движения. Однако Б.а за ним Гоббс и Локк считали движение и покой равноправными свойствами материи. Бэкон восстановил и обосновал принцип сенсуализма (эмпиризма), исследовал индуктивный метод познания - восхождения от единичного к общему. При этом ему была свойственна некоторая недооценка рационального познания, дедуктивного метода – метода рассуждений от общего к единичному. Также материализм Б. страдал непоследовательностью: он не отрицал существования бога (деистически), признавал принцип «двойственности истины», то есть был материалистом только в объяснении природы.

Гоббс – «систематик бэконовского материализма», развивал учение механистического материализма. Был атеистом, отвергал концепцию двойственности истины. Мир –это совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Г сводит также духовную жизнь. Люди – сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Отсюда Г выводит:

1. отрицание существования душ как особых субстанций

2. признание материальных тел в качестве единой субстанции

3. вера в бога только плод воображения

Г.отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его свойством человеческих восприятий, в основе которых лежат механические различия вещей. Критиковал теорию врожденных идей Декарта. Выводя все идеи из ощущений, развил учение о переработке идей сравнением, сочетанием и разделением. Утверждая, что опыт, или знание единичных фактов, дет лишь вероятные истины о связях вещей, признавал все же возможность достоверного общего знания, обусловленного языком т.е. способностью имен становиться знаками общих идей. Защищал теорию общественного договора, идеал – абсолютная монархия (неограниченный характер государственной власти)

Локк– разработка и обоснование принципа сенсуализма. Все человеческие знания имеют чувственное происхождение, отрицал учение Декарта о «врожденных идеях» (разум от рождения чистая доска). Все что мы знаем - результат воздействия среды.

- теория первичных и вторичных качеств. Первичные качества (объективными качества) – протяженность, форма, непроницаемость, движение. Вторичные качества (субъективные) – те что возникают, когда первичные качества воздействуют на человеческие органы чувств (цвет, запах, вкус).

Спиноза – материализм в пантеистической и теологической форме. Мир – бесконечная природа, или материальная субстанция, которую он называет богом.

Субстанция– то, что не нуждается для своего существования в чем-либо ином – боге, духе итд. Субстанция причина самой себя и обладает множеством всеобщих свойств (атрибутов). Нам известны два: протяженность и мышление. Материя одушевлена (гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности мира)

Движение лишь модус т. е. частное проявление субстанции, ее атрибутов. Субстанция вечна, неизменна, бесконечна и совершенна т.к. является причиной самой себя.

Декарт– в философских взглядах выделяется два раздела: физика – учение о природе и метафизика – учение о сверхприродном. Признавал существование двух субстанций – материи (обладает атрибутом протяженности) и духа (атрибутом мышления). Материя это бесконечная вселенная, состоящая из корпускул, делимых бесконечно.

Концепция рационализма - разум это высший способ постижения истины, он всемогущ и непогрешим. Центр. место – методологический прием сомнения. Ничего не принимай на веру, все подвергай сомнению. Рационализм неизбежно приходил к идеализму и идее существования особого, чисто рационального источника знаний => врожденные идеи.

 

Философия 18 в.

Наиболее последовательное развитие получил французский материализм. дальнейшее развитиекапиталистического уклада,

подготовка ВФР, прогресс естествознания.

Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций развили дальше концепцию материи как природы, бесконечной совокупности вещей. С их позиции материя обладает пространством, временем и движением как формами ее бытия. Они рассматривают движение как абсолютное, а покой как относительное (как момент движения) т е. по существу материалисты 18 века открывают важный элемент диалектического мышления, правда диалектики движения, а не диалектики развития.

Гольбах определял движение как способ существования материи. Хотя движение по прежнему сводилось им к механическому, оно понималось как трансформация, например, органической природы в неорганическую. Идея трансформизма содержала в себе предпосылки к переходу к диалектическому способу мышления.

Фр. материалисты критиковали представление о бессмертной душе и рассматривали сознание, духовного человека как особый аспект физического человека. Создали яркую форму атеизма. Гольбах – религия возникла из первобытного фантастического представления о душе.

Ламетри - Основываясь на физике Декарта и сенсуализме Локка, Л. рассматривал мир как проявления протяженной, внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, формами к-рой являются неорганическое, растительное и животное царства (к последнему относится и человек). Процесс мышления, присущего только человеку и представляющего результат его сложной организации, Л. понимал как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и памяти. Л. - представитель механицизма, приближавшийся к идеям эволюционизма. Гл. причинами исторического развития считал просвещение и деятельность выдающихся личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. Будучи атеистом, за что подвергался гонениям, Л. считал вместе с тем необходимым сохранение религиозной веры для народных масс.

Гельвеций - представитель фр. материализма 18 в. Основу философии Г. составил сенсуализм Локка, из к-рого были исключены идеалистические элементы. Объективно существующая материя, по Г., познается при помощи ощущений. Др. орудием познания Г. считал память, к-рую определял как «длящееся, ослабленное ощущение». Упрощенно трактуя мышление, Г. понимал под ним лишь комбинирование ощущений. Он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человеческого характера и этим обосновывал необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Однако определяющую роль в общественном развитии, по Г., играют человеческое сознание и страсть.

Гольбах - Г. выступил о критикой религии и идеалистической философии. В идеализме Г. видел химеру, противоречащую здравому смыслу. Возникновение религии он объяснял темнотой, страхом одних и обманом др. Материя, по Г.,- это «все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Она состоит из неизменных и неделимых атомов, осн. свойства к-рых - протяженность, вес фигура, непроницаемость. Движение - также атрибут материи - Г. рассматривал как простое перемещение тел в пространстве. Человек, по Г.,- часть природы, подчиненная ее законам. Отстаивая детерминизм, Г. вместе о тем понимал причинность механистически. Он отрицал объективное существование случайностей, определял их как явления, причины к-рых нам неизвестны. В теории познания Г. придерживался сенсуализма, выступал против агностицизма.

Дидро - Познание это единый процесс, состоящий из чувств и разума. Истинный метод философствования состоит в том, чтобы умом проверять ум, умом и экспериментом контролировать чувства, чувствами познавать природу. 3 гл. сред. познания природы - наблюдение, размышление и эксперимент. Головной мозг выступал материальным субстратом, в котором происходят психические процессы. Дидро сравнивал мыслящее "я" с пауком, гнездящимся в коре головного мозга и пронизывающим нитями своей паутины, т.е. нервами, все наше тело, на котором нет ни одной точки без отростков этих нитей. Нервы образуют в мозгу пучок, являющийся основанием для связывания ощущений в пучок восприятии. Единство самосознания обеспечивается памятью. Дидро рассматривал человека не только как чувствующее, но и как мыслительное существо. Дидро выступал против церкви, критически относился к христианскому вероучению. Он ставил под сомнение "боговдохновенность" Библии, полагая, что все книги Библии написаны священнослужителями в разное время. Он писал, что во всех религиях от имени Бога говорили люди. Он не считал, что человек от рождения наделен злом и пороками, и был убежден, что справедливое общество, опирающееся на справедливые законы, является предпосылкой утверждения нравственности.

 

Философия И. Канта

Основоположник немецкого классического идеализма. Все творчество И. Канта можно разделить на два периода: докритический, критический. В течение докритического периода философский интерес был направлен на проблемы естествознания и природы. В критический период интерес сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных произведений Канта: "Критика чистого разума"; "Критика практического разума"; "Критика способности суждения".

Последователи Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия -4, Кант назвал антиномиями.

- 1- ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА (Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве - Мир не имеет начала во времени и безграничен.)

- 2 - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ (Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. - В мире нет ничего простого)

- 3- СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ (Существует не только причинность по законам природы, но и свобода - Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы)

- 4 - НАЛИЧИЕ БОГА (Есть Бог - причина всего сущего - Бога нет. Нет причины всего сущего)

Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет 3 понятия, характеризующих знание:

• апостериорное знание; может быть только предположительным, но не достоверным

• априорное знание; доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела протяженные"

• "вещь в себе". внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

им было выдвинуто учение о категориях - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Таких категорий Кант выделяет 12 и делит их на 4 класса по 3 в каждом.

все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.

Сами категории:

• количества — единство, множество, цельность;

• качества — реальность, отрицание, ограничение;

• отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

• модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

Согласно Канту с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

И. Кант сформулировал моральный закон и назвал его категорическим императивом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку (как и он - мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

 

Философия Гегеля.

Гегель был ярким представителем немецкого классического идеализма. Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

• теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух);

• диалектика как всеобщий философский метод.

Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.

Абсолютная идея - это:

• единственно существующая подлинная реальность;

• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:

• окружающего мира;

• природы;

• человека;

• а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе.

Человек в онтологии играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

Через человека Мировой дух:

• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

• целенаправленно движется — действия, поступки человека, ход истории;

• познает себя через познавательную деятельность человека;

• творит — в виде результатов матер. и духовной культуры, созданной человеком.

 

им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

• все содержит в себе противоположные начала.

• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

• единство и борьба противоположностей — основа всеобщего существования и развития.

 

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

• существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

• данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность;

• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.

 

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух имеет три разновидности:

Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").

Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, из



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.011 с.)