ТОП 10:

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.



Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления. Проблема возникновения философии. Особенности мифического восприятия мира. Миф и метафизика. Миф и наука. Миф и искусство. Миф и религия. Миф и повседневность. "Теогония" как условие возникновения античной философии.

Античная философия. Первые философские учения, их направленность и отличие от мифологии. Космоцентризм, как характерная черта античного стиля философствования. Парменид: путь истины и путь мнения.. Апории Зенона. Учение Гераклита о противоположностях, становлении, Логосе и гармонии. Софистика, ее социальный смысл, учение о целях познания. Сократ: добродетель и знание, смысл сократического диалога. Платон: учение о мире идей и мире вещей; символ пещеры; учение о государстве. Аристотель: учение о материи, форме, возможном, действительном и о видах причин. Социальная философия Аристотеля. Школа киников. Этическое учение Эпикура. Стоицизм. Учение стоиков о свободе и необходимости. Стоическая этика.

Европейская философия Средних веков. Своеобразие средневекового стиля философствования и его основные принципы: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм, ревеляционизм.

Философия Возрождения и Реформации. Метафизические условия возможности феномена европейского Возрождения. Поворот от теоцентризма к антропоцентризму. Понятие гуманизма. Возрождение и античная языческая мысль. Философское значение Реформации. Протестантская этика и дух капитализма.

Философия Нового времени (17-18 века). Процесс секуляризации и автономизации философского знания. "Знание - сила" как ведущий тезис утверждающегося разума человека. Проблема научного метода и критика схоластики. Рационализм и эмпиризм как методологические программы новой науки. Ф. Бэкон как методолог. Р. Декарт и значение его философии. Картезианское сомнение и поиск фундаментальной истины. Ясность и отчетливость как критерии истины. Проблема заблуждения и правила метода. Тема государства, прав и свобод человека, общественного договора в работах Т. Гоббса и Дж. Локка.

Классическая немецкая философия. Критическая философия И. Канта. Опыт, его структура и функции. Аналитические и синтетические суждения. Априорные формы чувственности и рассудка. Мир феноменальный и ноуменальный, вещь в себе и явление. Кант о возможностях и границах познания. Моральная философия Канта. Гипотетический и категорический императив. Роль свободы в этике Канта. Сюжеты философии политики у Канта. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Система и метод в философии Гегеля. Основные этапы метода восхождения от абстрактного к конкретному. Гегель о тождестве мышления и бытия.

Постклассическая философия 19-начала 20 веков. Философия марксизма. Учение об основном вопросе философии и философское понятие материи. Основные положения марксистской теории познания. Материалистическое понимание истории. Проблема отчуждения и перспективы его преодоления. Философия Ф. Ницше. Человек в условиях смерти Бога. Программа переоценки всех ценностей. Критика морали. Проблема нигилизма. Воля к власти и сверхчеловек. Идея вечного возвращения.

Основные философские течения 20 века. Сциентизм и антисциентизм в философии 20 века. Критика разума. Экзистенциализм: его основные представители, понятия и проблемы. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Проблема свободы и ответственности человека. Аналитическая философия: становление, источники и основные темы. Этапы эволюции позитивизма. Постмодернизм.

История русской философии. Особенности, основные черты, периоды существования и развития русской философии. Проблема взаимоотношений России и Европы на примере концепций славянофилов и западников. Модели В. Соловьева и Н. Данилевского. Современная проблематика евразийства. Проблема человека и смысла его жизни. "Русская идея" и ее метаморфозы.

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

Структура философского знания. Онтология, гносеология, аксиология как разделы философии. Материализм и идеализм. Рационализм, эмпиризм, критицизм как методологические принципы. Философия в системе естественных и гуманитарных наук.

Онтология как учение о бытии. Единство и многообразие мира. Проблема бытия в истории мысли. Категории как высшие роды бытия и как ступени познания. Основные категории онтологии: бытие, ничто, единое, многое, целое, часть, качество, количество, содержание, форма, единичное, общее, возможность и действительность.

Проблема сознания в философии и науке. От понятия "душа" к понятию "сознание". Сознание и самосознание. Психика, сознание, мышление. Структура сознания. Чувства, интеллект, память и воля как компоненты сознания. Воображение и интуиция. Учение о бессознательном.

Природа познавательного отношения, его структура и цели. Многообразие форм познания. Научные, преднаучные и вненаучные формы знания. Обыденное знание и здравый смысл. Познание как отражение и как конструирование действительности. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития: теория соответствия; теория согласованности; прагматическая концепция истины; учение об истине в марксизме. Критерии истины.

 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Понятие социальной реальности. Общество как система. Цивилизация как тип общественного порядка. Проблема антропосоциогенеза. Деятельность, поведение, общение - основные функции активности человека. Типы деятельности. Основные понятия социальной онтологии. Системность социальной реальности.

Фундаментальные отношения в социуме: власть, собственность, равенство, иерархия. Понятие социальных отношений и их типология. Отношения социальной дифференциации и интеграции. Эволюция средств коммуникации. Средства массовой коммуникации в современном обществе. Проблема глобализации.

Социальные общности и социальные объединения. Личность, общество, государство. Представление о социальном институте. Структура и функции социального института. Типы и формы современного государства. Авторитаризм и демократия. Роль личности и государства в развитии общества. Возрастные общности и их особенности. Классы и профессиональные группы. Этнические общности и проблемы их взаимоотношений.

Основные модели социальной реальности. Представление о различных моделях социальной реальности. Натурализм и бихевиоризм. Эвристические возможности биологического объяснения социальных явлений. Историко-материалистическая модель социальной реальности. Общественное бытие и общественное сознание. Идеалистическая модель социальной реальности. Царство необходимости и царство свободы. Социальное понимание и социальное объяснение.Герменевтика как метод понимания. Проблема достоверности социального факта. Модель структурно-функционального анализа.Идеи социального организма и социального механизма. Феноменологическая модельсоциальной реальности. Достоинства и ограниченности рассмотренных моделей. Социальная философия и политика.

 

Тесты для семинарских занятий

Платон

"Федон"

1. Чем должны заниматься те, "кто подлинно предан философии"?

2. В чем заключается влияние тела на душу

3. Почему нужно заботиться о душе, если она и так бессмертна?

4. Достижимо ли подлинное знание в земных условиях. Поясните свой ответ.

"Парменид"

1. Какая из ниже приведенных позиций характерна для Платона:

■ благо само по себе и благо в вещах есть одно и то же;

■ благо в вещах есть подобие блага как такового;

■ благо в вещах и благо само по себе не более чем омонимы.

2. Вещь приобщается к целой идее или к ее части?

3. Не есть ли каждая из идей мысль? Поясните свой ответ.

"Государство"

1. Что есть справедливость.

2. Основания принадлежности к тому или иному сословию

3. Причины порчи государства

4. Как, по Платону, будет правильно: "человек для государства" или "государство для человека"? Поясните Ваш ответ с позиций философии Платона

 

Аристотель "Метафизика", "О душе"

1. Сформулируйте понимание материи и формы.

2. Может ли сущность вещи быть вне вещи? Поясните свой ответ.

3. Поясните, почему у Аристотеля идеи и есть мысли.

 

Эллинизм

Эпикур

1. Поясните, почему человеку не следует бояться судьбы

2. Поясните, почему человеку не следует бояться богов

Стоики

1. Что значит "следовать природе"

2. Поясните, почему стоическое учение часто называют "философией героического пессимизма"

 

Философия нового времени (17-18 века)

Бэкон

1. Сформулируйте цели деструктивной и конструктивной частей его философии.

Декарт "Размышления о первой философии"

1. В чем состоит ненадежность чувственного опыта?

2. В чем состоит сущность Я?

3. Что такое "мыслящая вещь"?

4. Почему идея Бога может быть только врожденной?

5. Сформулируйте основную причину заблуждений интеллекта и как избежать ее действия.

 

Примерный список тем, выносимых на экзамен.

1. Философия и мировоззрение.

2. Характерные черты мифического восприятия мира.

3. Проблема возникновения европейской философии

4. Натурфилософия античности (милетская школа)

5. Учение о бытии у Парменида

6. Гераклит: учение о всеобщем изменении, логосе и гармонии.

7. Древнегреческая софистика о целях познания и истине.

8. Сократ: связь учения о познании и добродетели.

9. Учение Платона об идеях.

10. Учение Платона о государстве

11. Концепция Аристотеля о связи материи и формы, сущности и существования.

12. Учение Аристотеля о государстве

13. Особенности философии периода эллинизма

14. Опыт переоценки ценностей у киников

15. Эпикур и его школа

16. Основные черты стоического учения

17. Особенности европейской философии средних веков

18. Теоцентризм и креационизм как принципы средневекового стиля мышления

19. Провиденциализм и свобода воли человека

20. Персонализм и ревеляционизм как принципы средневекового стиля мышления

21. Проблемы бытия, сущности и существования, веры и знания в средневековой европейской философии.

22. Особенности европейской философии периода Возрождения и Реформации

23. Антропоцентризм и гуманизм в философии эпохи Возрождения.

24. Лютер и Кальвин о свободе человека. Значение этого учения для новоевропейской цивилизации.

25. Проблемное поле и особенности философии Нового времени.

26. Ф. Бэкон как методолог.

27. Роль сомнения в философии Р. Декарта

28. Декартово cogito как принцип удостоверения бытия.

29. Причины заблуждения и роль метода в философии Декарта.

30. Теория общественного договора в работах Гоббса и Локка.

31. Кант: мир феноменов и мир ноуменов. Возможности познания.

32. Роль свободы в этической концепции Канта. Основные положения его этики.

33. Кант: "К вечному миру" (основные мысли).

34. Основные этапы восхождения от абстрактного к конкретному в философии Гегеля.

35. Принцип тождества мышления и бытия в философии Гегеля.

36. Гегель: совпадение онтологии и логики. (Основные моменты учения о бытии)

37. Материалистическое понимание истории.

38. Проблема отчуждения в работах К. Маркса.

39. Прокомментируйте слова Ницше "Бог мертв"

40. Воля к власти и сверхчеловек в философии Ницше

41. Достоевский и Ницше: опыт сравнительного анализа их воззрений

42. Характерные черты русской философии.

43. Россия как философская проблема (П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники, Н.Я. Данилевский и В.С. Соловьев).

44. Проблема бытия и свободы в философии Н.А. Бердяева.

45. Проблема смысла жизни и ее решение в русской религиозной философии

46. Камю и Сартр о свободе и ответственности человека

47. Основные положения онтологии М. Хайдеггера.

48. Проблема сознания в философии и науке

49. Сознание и самосознание.

50. Учение о бессознательном

51. Гносеологическое отношение и его основные модели.

52. Субъект познания. Основные концепции субъекта.

53. Объект познания. Основные концепции объекта.

54. Познание как отражение и как конструирование действительности.

55. Основные концепции истины.

56. Рациональное знание и "искусство жизни"

57. Онтологические и гносеологические характеристики социальной философии.

58. Теоретические модели социальной реальности.

59. Единство социальной и личностной реальности.

60. Основные типы социальных общностей.

 

Литература.

Учебные пособия

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М. «Логос», 2010.

Канке В.А. Современная философия. Учебник. М. «Омега-Л», 2010.

Дж. Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб, «Петрополис» 1996-1997.

Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М. «Гардарика», 2006.

К разделу "История философии":

Античная философия

Источники:

Аристотель Соч. в 4-х т. М., 1978-1984 ("Метафизика", "О душе").

Платон Соч. в 4-х т. М., 1990-1995 ("Федон", "Парменид", "Государство").

Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

Литература:

Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1975

История философии (Запад-Россия-Восток). Кн.1-4, М.,1995-1999.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М.,1972.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа (любое издание).

Рассел Б. История западной философии (в 2-х т.) М., 1993.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.,2000.

Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.,1997.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991.

Средневековая философия

Источники:

Аврелий Августин. Исповедь (любое издание. Кн. 10, 11, 12).

Боэций Утешение философией. М., 1990.

Литература:

История философии (Запад-Россия-Восток). Кн.1-4, М.,1995-1999.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.,2000.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Штекль А. История средневековой философии. СПб, 1996.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.016 с.)