Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма текущего, промежуточного и итогового контроля

Поиск

Философия

 

Разработчик: д.ф.н. Васильева Н.А.

 

Санкт-Петербург

 

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

1. Цели и задачи курса. Курс "Философия" является базовой учебной дисциплиной, основные дидактические единицы которой зафиксированы в требованиях Минобразования РФ. Изучение курса направлено на ознакомление студентов с основными историческими типами философского дискурса, на понимание роли философии в жизни человека и социума, на выработку навыков применения полученных знаний к анализу теоретических и практических ситуаций.

2. Задачи курса. В результате освоения курса студенты должны:

  • понимать сущность и необходимость философского знания и иметь чёткое представление об основных этапах развития философии, философских течениях и школах;
  • знать основные проблемы современной онтологии и гносеологии; понимать и правильно использовать философские категории;
  • иметь представление об этапах становления и основных проблемах современной философии науки;
  • понимать сущность социальной реальности и фундаментальных отношений в социуме; уметь оперировать социально-философскими категориями и понятиями.

3.Место дисциплины в учебном процессе. Курс "Философия" дает теоретическую и методологическую основу для изучения и понимания различного рода процессов коммуникации, происходящих в динамически развивающемся социальном пространстве истории.

 

4. Требования к уровню освоения содержания курса. - Студентам необходимо иметь базовые знания по всемирной и отечественной истории, обществоведению, литературе.

 

Форма текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль за успеваемостью осуществляется на семинарских занятиях.

При условии выполнения всех заданий, определенных преподавателем- ведущим семинарские занятия, студент набирает 25 баллов, что освобождает его от 1 из 2-х тестов на экзамене.

Программой предусмотрен групповой студенческий проект (защищается на 2-х итоговых лекционных занятиях), который оценивается жюри (преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине + по 1 представителю группы). Максимальная оценка -25 баллов.

Промежуточный контроль не предусмотрен.

Форма итогового контроля – письменный экзамен в тестовой форме. 2 теста содержат по 15 вопросов и эссе. Максимальная оценка по каждому – 25 баллов.

Оценка «отлично» - от 40-50 баллов; «хорошо» - 30-39; «удовлетворительно» - 20-29 баллов

Учебный план дисциплины

Разделы и темы Всего часов В том числе
Лек Сем
  История философии      
  1.1. Античная философия      
  1.2. Европейская философия средних веков      
  1.3.Философия Возрождения и Реформации      
  1.4. Философия Нового времени (17-18 века)      
  1.5. Классическая немецкая философия      
  1.6. Постклассическая философия 19- начала 20 веков      
  1.7. Основные философские течения 20 – 21 века      
  1.8. Характерные черты и особенности русской философии      
  Онтология и теория познания      
  2.1. Основные разделы философии. Исторические формы философствования. Методологические принципы философствования      
  2.2. Онтология как учение о бытии      
  2.3. Проблема сознания в философии и науке      
  2.4. Природа познавательного отношения, его структура и цели      
3. Социальная философия      
  3.1.Понятие социальной реальности. Общество как система. Цивилизация как тип общественного порядка.      
  3.2. Фундаментальные отношения в социуме: власть, собственность, равенство, иерархия      
  3.3. Социальные общности и социальные объединения. Личность, общество, государство.      
  Итого часов      

 

 

Тематический план дисциплины.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

Структура философского знания. Онтология, гносеология, аксиология как разделы философии. Материализм и идеализм. Рационализм, эмпиризм, критицизм как методологические принципы. Философия в системе естественных и гуманитарных наук.

Онтология как учение о бытии. Единство и многообразие мира. Проблема бытия в истории мысли. Категории как высшие роды бытия и как ступени познания. Основные категории онтологии: бытие, ничто, единое, многое, целое, часть, качество, количество, содержание, форма, единичное, общее, возможность и действительность.

Проблема сознания в философии и науке. От понятия "душа" к понятию "сознание". Сознание и самосознание. Психика, сознание, мышление. Структура сознания. Чувства, интеллект, память и воля как компоненты сознания. Воображение и интуиция. Учение о бессознательном.

Природа познавательного отношения, его структура и цели. Многообразие форм познания. Научные, преднаучные и вненаучные формы знания. Обыденное знание и здравый смысл. Познание как отражение и как конструирование действительности. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития: теория соответствия; теория согласованности; прагматическая концепция истины; учение об истине в марксизме. Критерии истины.

 

Тесты для семинарских занятий

Платон

"Федон"

1. Чем должны заниматься те, "кто подлинно предан философии"?

2. В чем заключается влияние тела на душу

3. Почему нужно заботиться о душе, если она и так бессмертна?

4. Достижимо ли подлинное знание в земных условиях. Поясните свой ответ.

"Парменид"

1. Какая из ниже приведенных позиций характерна для Платона:

■ благо само по себе и благо в вещах есть одно и то же;

■ благо в вещах есть подобие блага как такового;

■ благо в вещах и благо само по себе не более чем омонимы.

2. Вещь приобщается к целой идее или к ее части?

3. Не есть ли каждая из идей мысль? Поясните свой ответ.

"Государство"

1. Что есть справедливость.

2. Основания принадлежности к тому или иному сословию

3. Причины порчи государства

4. Как, по Платону, будет правильно: "человек для государства" или "государство для человека"? Поясните Ваш ответ с позиций философии Платона

 

Аристотель "Метафизика", "О душе"

1. Сформулируйте понимание материи и формы.

2. Может ли сущность вещи быть вне вещи? Поясните свой ответ.

3. Поясните, почему у Аристотеля идеи и есть мысли.

 

Эллинизм

Эпикур

1. Поясните, почему человеку не следует бояться судьбы

2. Поясните, почему человеку не следует бояться богов

Стоики

1. Что значит "следовать природе"

2. Поясните, почему стоическое учение часто называют "философией героического пессимизма"

 

Философия нового времени (17-18 века)

Бэкон

1. Сформулируйте цели деструктивной и конструктивной частей его философии.

Декарт "Размышления о первой философии"

1. В чем состоит ненадежность чувственного опыта?

2. В чем состоит сущность Я?

3. Что такое "мыслящая вещь"?

4. Почему идея Бога может быть только врожденной?

5. Сформулируйте основную причину заблуждений интеллекта и как избежать ее действия.

 

Примерный список тем, выносимых на экзамен.

1. Философия и мировоззрение.

2. Характерные черты мифического восприятия мира.

3. Проблема возникновения европейской философии

4. Натурфилософия античности (милетская школа)

5. Учение о бытии у Парменида

6. Гераклит: учение о всеобщем изменении, логосе и гармонии.

7. Древнегреческая софистика о целях познания и истине.

8. Сократ: связь учения о познании и добродетели.

9. Учение Платона об идеях.

10. Учение Платона о государстве

11. Концепция Аристотеля о связи материи и формы, сущности и существования.

12. Учение Аристотеля о государстве

13. Особенности философии периода эллинизма

14. Опыт переоценки ценностей у киников

15. Эпикур и его школа

16. Основные черты стоического учения

17. Особенности европейской философии средних веков

18. Теоцентризм и креационизм как принципы средневекового стиля мышления

19. Провиденциализм и свобода воли человека

20. Персонализм и ревеляционизм как принципы средневекового стиля мышления

21. Проблемы бытия, сущности и существования, веры и знания в средневековой европейской философии.

22. Особенности европейской философии периода Возрождения и Реформации

23. Антропоцентризм и гуманизм в философии эпохи Возрождения.

24. Лютер и Кальвин о свободе человека. Значение этого учения для новоевропейской цивилизации.

25. Проблемное поле и особенности философии Нового времени.

26. Ф. Бэкон как методолог.

27. Роль сомнения в философии Р. Декарта

28. Декартово cogito как принцип удостоверения бытия.

29. Причины заблуждения и роль метода в философии Декарта.

30. Теория общественного договора в работах Гоббса и Локка.

31. Кант: мир феноменов и мир ноуменов. Возможности познания.

32. Роль свободы в этической концепции Канта. Основные положения его этики.

33. Кант: "К вечному миру" (основные мысли).

34. Основные этапы восхождения от абстрактного к конкретному в философии Гегеля.

35. Принцип тождества мышления и бытия в философии Гегеля.

36. Гегель: совпадение онтологии и логики. (Основные моменты учения о бытии)

37. Материалистическое понимание истории.

38. Проблема отчуждения в работах К. Маркса.

39. Прокомментируйте слова Ницше "Бог мертв"

40. Воля к власти и сверхчеловек в философии Ницше

41. Достоевский и Ницше: опыт сравнительного анализа их воззрений

42. Характерные черты русской философии.

43. Россия как философская проблема (П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники, Н.Я. Данилевский и В.С. Соловьев).

44. Проблема бытия и свободы в философии Н.А. Бердяева.

45. Проблема смысла жизни и ее решение в русской религиозной философии

46. Камю и Сартр о свободе и ответственности человека

47. Основные положения онтологии М. Хайдеггера.

48. Проблема сознания в философии и науке

49. Сознание и самосознание.

50. Учение о бессознательном

51. Гносеологическое отношение и его основные модели.

52. Субъект познания. Основные концепции субъекта.

53. Объект познания. Основные концепции объекта.

54. Познание как отражение и как конструирование действительности.

55. Основные концепции истины.

56. Рациональное знание и "искусство жизни"

57. Онтологические и гносеологические характеристики социальной философии.

58. Теоретические модели социальной реальности.

59. Единство социальной и личностной реальности.

60. Основные типы социальных общностей.

 

Литература.

Учебные пособия

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М. «Логос», 2010.

Канке В.А. Современная философия. Учебник. М. «Омега-Л», 2010.

Дж. Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб, «Петрополис» 1996-1997.

Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М. «Гардарика», 2006.

К разделу "История философии":

Античная философия

Источники:

Аристотель Соч. в 4-х т. М., 1978-1984 ("Метафизика", "О душе").

Платон Соч. в 4-х т. М., 1990-1995 ("Федон", "Парменид", "Государство").

Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

Литература:

Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1975

История философии (Запад-Россия-Восток). Кн.1-4, М.,1995-1999.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М.,1972.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа (любое издание).

Рассел Б. История западной философии (в 2-х т.) М., 1993.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.,2000.

Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.,1997.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991.

Средневековая философия

Источники:

Аврелий Августин. Исповедь (любое издание. Кн. 10, 11, 12).

Боэций Утешение философией. М., 1990.

Литература:

История философии (Запад-Россия-Восток). Кн.1-4, М.,1995-1999.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.,2000.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Штекль А. История средневековой философии. СПб, 1996.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979

Философия Нового времени

Источники:

Бэкон Ф. Новый Органон. Соч. в 2-х т., т.2, М., 1978

Гоббс Т. Левиафан. /Соч. в 2-х т., т.2. М., 1991

Декарт Р. Размышления о первой философии./Соч. в 2-х т., т.2. М., 1994

Лейбниц Г.В. Монадология /Соч. в 4-х т., т.1, М., 1982

Локк Дж. Два трактата о правлении. /Соч. в 3-х т., т.3. М., 1988

Спиноза Б. Этика (любое издание).

Литература:

История философии (Запад-Россия-Восток). Кн.1-4, М.,1995-1999.

Кузнецов В.Н. и др. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.

Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М.,1987.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.,1993.

Момджян Х.Н. Французское Просвещение. М., 1983.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.,2000.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII веков. М.,1996.

 

Философия в XX веке

Источники:

Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

Витгенштейн Л. Избранные работы. М., 1994.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. //Сумерки богов. М., 1989.

Литература:

Андреев Л. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и 20 век. М.,1994.

Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М.,1972.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М.,1997.

История философии (Запад-Россия-Восток). Кн.1-4, М.,1995-1999

Очерки феноменологической философии. СпбГУ, 1997.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.,2000.

Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект. Феноменологическое исследование. СПб,2001.

Современная аналитическая философия. Вып. 1-3. М.,1988-1991.

 

История русской философии

Источники:

Бердяев Н.А. Русская идея (любое издание).

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Вехи. Из глубины. М., 1991.

Герцен А.И. Былое и думы. Гл. XXX. Не наши. Славянофилы и панславизм.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа (любое издание)

Достоевский Ф.М. "Братья Карамазовы", "Бесы", "Записки из подполья".

Соловьев В.С. Русская идея //Соч. в 2-х т. Т. 2, М., 1989.

Франк С.Л. Смысл жизни //Вопросы философии, 1990, №6.

Чаадаев П.Я. Философические письма. Апология сумасшедшего. Соч. М.,1989.

Литература:

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб, 1995.

Зеньковский В.В. История русской философии. Л.,1991.

Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

На переломе. Философия и мировоззрение. М.,1990.

 

Теория познания

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.,1988.

Витгенштейн Л. О достоверности //Философские работы (часть 1). М., 1994.

Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М.,1985.

Лекторский В.В. Субъект, объект, познание. М.,1980.

Липский Б.И. Практическая природа истины. Л.,1988.

Основы теории познания. СпбГУ, 2000.

 

Философия

 

Разработчик: д.ф.н. Васильева Н.А.

 

Санкт-Петербург

 

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

1. Цели и задачи курса. Курс "Философия" является базовой учебной дисциплиной, основные дидактические единицы которой зафиксированы в требованиях Минобразования РФ. Изучение курса направлено на ознакомление студентов с основными историческими типами философского дискурса, на понимание роли философии в жизни человека и социума, на выработку навыков применения полученных знаний к анализу теоретических и практических ситуаций.

2. Задачи курса. В результате освоения курса студенты должны:

  • понимать сущность и необходимость философского знания и иметь чёткое представление об основных этапах развития философии, философских течениях и школах;
  • знать основные проблемы современной онтологии и гносеологии; понимать и правильно использовать философские категории;
  • иметь представление об этапах становления и основных проблемах современной философии науки;
  • понимать сущность социальной реальности и фундаментальных отношений в социуме; уметь оперировать социально-философскими категориями и понятиями.

3.Место дисциплины в учебном процессе. Курс "Философия" дает теоретическую и методологическую основу для изучения и понимания различного рода процессов коммуникации, происходящих в динамически развивающемся социальном пространстве истории.

 

4. Требования к уровню освоения содержания курса. - Студентам необходимо иметь базовые знания по всемирной и отечественной истории, обществоведению, литературе.

 

Форма текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль за успеваемостью осуществляется на семинарских занятиях.

При условии выполнения всех заданий, определенных преподавателем- ведущим семинарские занятия, студент набирает 25 баллов, что освобождает его от 1 из 2-х тестов на экзамене.

Программой предусмотрен групповой студенческий проект (защищается на 2-х итоговых лекционных занятиях), который оценивается жюри (преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине + по 1 представителю группы). Максимальная оценка -25 баллов.

Промежуточный контроль не предусмотрен.

Форма итогового контроля – письменный экзамен в тестовой форме. 2 теста содержат по 15 вопросов и эссе. Максимальная оценка по каждому – 25 баллов.

Оценка «отлично» - от 40-50 баллов; «хорошо» - 30-39; «удовлетворительно» - 20-29 баллов

Учебный план дисциплины

Разделы и темы Всего часов В том числе
Лек Сем
  История философии      
  1.1. Античная философия      
  1.2. Европейская философия средних веков      
  1.3.Философия Возрождения и Реформации      
  1.4. Философия Нового времени (17-18 века)      
  1.5. Классическая немецкая философия      
  1.6. Постклассическая философия 19- начала 20 веков      
  1.7. Основные философские течения 20 – 21 века      
  1.8. Характерные черты и особенности русской философии      
  Онтология и теория познания      
  2.1. Основные разделы философии. Исторические формы философствования. Методологические принципы философствования      
  2.2. Онтология как учение о бытии      
  2.3. Проблема сознания в философии и науке      
  2.4. Природа познавательного отношения, его структура и цели      
3. Социальная философия      
  3.1.Понятие социальной реальности. Общество как система. Цивилизация как тип общественного порядка.      
  3.2. Фундаментальные отношения в социуме: власть, собственность, равенство, иерархия      
  3.3. Социальные общности и социальные объединения. Личность, общество, государство.      
  Итого часов      

 

 

Тематический план дисциплины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.132 (0.008 с.)