ТОП 10:

Философия и её место в культуре.



Философия и её место в культуре.

 

Знание — это совокупность сведений о чём либо.

Обыденное знание, религиозное знание, мистическое знание, мифологическое знание, научное знание, философское и т. д.

Мировоззрение — это систематизированный взгляд на природу, общество и процессы их познания.

Философия — это мировоззрение на теоретическом уровне.

Теория — это система идеальных объектов, построенных по определённым принципам.

Идеальный объект — это возведение в абсолют свойств и особенностей того или иного предмета или явления.

Идеальные объекты которые используются философией получили название категории.

Категории носят при дельно общий и даже всеобщий характер.

В европейской философской традиции категории как правило строятся по дуальному или бинарному принципу.

Философия не наука.

На философское знание не распространяется критерии прогресса.

 

Предметные области философии.

(Структура философского знания)

Онтология — учение о бытии.

Что такое мир? Существовал ли он всегда? Или появился на каком-то этапе? Существуют или не существуют внешние причины по отношению к этому миру?

 

Гносеология — учение о познании.

Познаваем или не познаваем мир? Если познаваем то до какой степени? Что такое истина и существует ли она вообще?

Признание относительного характера истины называется релятивизм.

Мыслители которые утверждают, что мир принципиально познаваем называют агностиками(тотальные скептики).

 

Эпистемология — учение о знании.

Что такое знание? Какие виды знаний существуют? Каковы критерии достоверности тех или иных знаний?

 

Философия истории (Историософия) — учение о силе исторического процесса.

Что такое история? Существуют или не существуют исторические закономерности или история хаос в которой нет закономерностей?

Социальная философия— учение об обществе.

Что такое общество? Какова его структура? Чем сообщество животных отличается от объединения людей?

 

Аксиология — учение о ценностях.

Что такое ценности? Виды ценностей? Каковы иерархии ценностей?

 

Философская антропология — учение о сущности.

Что такое человек? Каковы его границы и возможно? И чем человек радикально отличается от всего живого на земле?

 

Эстетика — учение о чувственных формах познания действительности.

Что такое прекрасно? Существуют ли объективные критерии прекрасного и безобразного?

 

Этика — учение о нравственности и морали.

Что такое добро? Что такое зло? Добро носит абсолютный характер или ситуативный?

 

Генезис философии.

Генезис — происхождение философии.

Существует несколько точек зрения генезиса философии:

а) Философия появляется одновременно с появлением человека современного вида.

б) Философия появляется на определённом этапе развития человеческого общества.

в) Философия есть уникальное культурное явление формирующиеся в рамках только определённой культурной традиции.

 

А) С появлением человека современного вида (200.000 лет назад), появляется универсальная форма знания и мировоззрения: мифология.

 

Характеристика мифа:

Мифы оперируют не понятиями, а образами.

В мифе существует своя система причинно-следственных связей.

В мифе формируются и обосновываются первые системы ценностей. (Табу=Запрет)

Миф как правило существовал в устной форме.

 

Разделы мифа:

Космологи — учение о строении мира.

Космогония — учение о происхождении мифа.

Антропология — учение о происхождении человека.

 

Вывод:

Миф является формой знания и мировоззрения, но миф не является философией так как отсутствует теоретическая форма мышления.

 

Б) Философия появляется одновременно с появлением первых государств(С 4ого тысячелетия).

 

Общество устраивает однородность при появлении государства.

Появляются города, письменность, происходит разделение труда, происходит деление умственного труда от физического.

Монополией на знание в первую очередь стали обладать жрецы.

Монополия на знание позволяла конвертировать во власть и собственность.

Знание у жрецов носило закрытый(эзотерический) характер и так же рецептурный характер.

В древних цивилизациях в качестве самостоятельных форм начинает появляться искусство, религия и т. д. , но науки и философии ещё нету, тем самым получается, что отсутствует теоретическая форма мышления.

 

В) Европейская философия зарождается в рамках древнегреческой культуры(в 7-6 вв. н. э.). В дальнейшем культурой древнего Рима.

 

Философия — (Филос-любовь(интеллектуальная), Софос-мудрость.)

Древние греки активно усвоили достижение предшествующих цивилизаций. Пример тому, что древние греки достаточно рано перешли на алфавитное письмо которое они позаимствовали у финикийцев.

У древних греков сложился особое, общественно-государственное устройство: полис.

Граждане полиса имели право публично высказывать и отстаивать свою точку зрения.

У древних греков особую роль играл Агон(Соревнование) .

У древних греков жрецы не удержали монополию на знание.

У древних греков формируются основы теоретического мышления.

 

Философия Античности.

Античность — культура древних греков и древних римлян, а так же народов перешедших на эту языковую традицию.

 

В истории античной философии выделяют несколько основных этапов:

 

1) До сократовская философия (с конца 7 в. до н.э. - середина 5 в. до н.э.)

2) Классический (вторая половина 5 в. - конец 4 в. до н.э)

3) Элинизм (с конца 4 в. - 2 в. до н.э.)

4) Римский (2 в до н.э. - 4-5 в н.э)

 

До сократовская философия

На этом этапе формируются первые философские школы которые конкурируют друг с другом.

Основным предметом изучения первых философских школ является природа.

Эти школы формируют первые онтологические проблемы.

 

А) Милетская(первая школа)

 

Название пошло от города Милет(нынешняя анталия).

Родоначальником был Фалес Милевский.

Он говорил: «Есть первопричина мира», «Первой причиной бытия является вода», «Из воды всё возникает и в воду возвращается»

Акте — период зрелости мужчины. (греческий)

Ученик Фалеса по имени Аноксимандр утверждал, что причиной начала был анейрон(бес придел, хаос)

А ученик Аноксимен говорил, что всё возникает из воздуха.

Можно увидеть, что в рамках одной школы появляется конкуренция в мнениях.

 

 

Б) Школа диалектиков

 

У них были другие онтологические проблемы.

Родоначальником являлся Гераклит Эфеский.

Диалектики говорили, что существующие бытие не изменно и не подвижна, или бытие это процесс, где нет ничего постоянного. Так же они считали, что бытие мерой возгорающийся и мерой гаснущий огонь.

Они говорили: «Всё течёт, всё изменяется», «В одну и туже реку нельзя войти дважды».

Парадоксальные высказывания нужно понимать в пределах определенного контекста. В данном случаи река это образ бытия.

«Многознание уму не учит»(нужно изучать Логос)

 

 

В) Элейская школа

 

Данная школа являлась критиком школы диалектиков.

Родоначальником был Ксенафан Канафонский.

Им были присуще парадоксальные вопросы такие как: «Почему у греков боги похожи на греков?»

Они утверждали, что боги не могут быть похожи на животных, антропоморфных и так же не могут комбинацией этого всего.

Бог один и для всех. Бог должен иметь сферичискую форму символизирую бесконечность.

Можно заметить, что появляется монотеизм.

Протогор говорил: «Не подлинное бытие оно текуче,подвижно оно изучается органами чувств, а результатом познания является мнение, а подлинное бытие изучается разумом, и оно не изменно и не подвижно, а результатом познания является истина».

Парадокс Зенона Элейского: «Никогда самый быстрый бегун Ахилес, не догонит, самое медленное тихоходную черепаху, при условии если она выйдет раньше».

 

 

Г) Пифагорейская школа

 

Пифагор с острова Самос родоначальник.

Существует два вида бытия: одно бытие где мы живём, и мир чисел.

Мир чисел — там где существуют реальные числа.

Мир чисел первичен и мир чисел управляет нашим бытием.

«Числа правят миром».

Число онтологический символ.

 

 

Д) Школа Лев-кипа Демокрита

 

Существующие бытие однородно или оно состоит из первичных не делимых единиц недоступных чувственному познанию.

Они называли эти единицы атомами. Отсюда и пошёл этот термин.

Все существующие предметы представляют собой комбинацию различных атомов.

На ряду с атомами существует пустота.

Они полагали, что всё предопределено.

 

 

Е) Школа софистов(мудрецов)

 

Истиной является то, что приносит мне выгоду именно в данный момент.

Вывод: Истины нет.(релятивизм истины)

 

Классический этап

Этот этап начинается Сократом. Он создатель философской антропологии и этики.

«Меня не интересует природа, меня интересует человек».

«Человек познай самого себя».

«Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают и этого».

Знание — расширение границ нашего невежества.

Самое главное в человеке это мышление.

«Философ должен научить человека думать, но научить думать нельзя».

«Мышлению нельзя научить, его можно только спровоцировать».

Маевтика — состоит из 2ух частей: эристика(искусство задавать вопросы) и ирония(поиск противоречия).

Философ должен учить истине и добру.

Сократ отождествляет истину и добро, знание и нравственность.

Он утверждал, что если человека учить чему-то, то он и будет поступать именно так.

 

Сократовские школы:

А) Мегарская школа

 

Сторонники этой школы пытались соединить методы маевтики Сократа с приёмами софистов.

«С утратой какого волоса можно назвать человека лысым?»

«Критянин утверждает, что все критяне лжецы»

 

 

Б) Школа кинников(цинники)

 

Диаген Синойский был родоначальником.

Сущность человека состоит в том, что нужно употреблять первичные потребности.

Они занимались релятивизацией культурных норм и ценностей.

Цинник, знает цену всему, но ни ценит ничего.

 

 

Философия Платона

Платон(Аристокл)

Его учениям характерен объективный идеализм.

 

Онтология Платона

Платон опирался элейскую и пифагорейскую школу.

Платон считал, есть 2 вида бытия: 1) Мир чувственных вещей. В этом мире существует множество единичных предметов. 2) Мир идей или эйдосов. В этом мире существуют идеи, то есть общие родовые начала. Мир вещей первичен по отношению к миру чувственных вещей. Мир чувственных вещей стремится к миру идей, но никогда этого не достигает.

 

Гносеология Платона

Познавать чувственное не имеет смысла, а познавать мир идей по средствам органов чувств невозможно.

«Познания как воспоминания».

Душа не однородна и представляет из себя иерархию:

А) Высшая и лучшая форма души: разум. (1ый слой)

Б) Воля и благородное желание (2ой слой)

В) Чувственность (3ий слой)

 

Философия Аристотеля

«Платон мне друг, но истина дороже»

Он основал своё учебное заведение: ликей(в будущем лицей).

Аристотель являлся учителем Александра Македонского.

Последователей Аристотеля звали перипатетиками(прогуливающиеся).

 

Онтология Аристотеля

Он считал, что первопричиной мира является перво материя, на ней формируются стихии.

Материя, утверждал он, пассивна, а вот форма активна.

Так же он считал все предметы имеют первичные сущности, это единичные характеристики предмета и они познаются органами чувств.

Вторичные сущности познаются разумом.

Каждый предмет это комбинация первичного и вторичного.

Перводвигатель, термин Аристотеля.

Аристотель анализирует различные причины, присущие бытию: материальная, движущая и целеологичная.

Целеология — учение о цели.

 

Гносеология Аристотеля

Мир познаваемый и человек может его познать.

Инструментом познания является душа, но душа не однородна.

Душа принадлежит живым существам:

 

А) Вегетативная душа.(душа растений)

Б) Вегетативная + чувственная.(душа животных)

В) Разумная.(душа человека)

 

Аристотель создаёт учение о правильном и нормативном мышления: логика.(она бинарна)

Аристотель особое внимание уделяет дедукции.(Переход от общего к частному)

Логика — учение о понятии.

Суждение — несколько понятий связки.(и, или)

Умозаключение — комбинация нескольких сущностей с выводом.

Монархия — власть одного лица на законных основаниях.(Оптимальная)

Тирания — власть одного лица на не законных основаниях. (Не оптимальная)

Демократия — власть большинства. (Не оптимальная)

Полития — власть компетентных. (Оптимальная)

Он считал, что более оптимальным обществом является средний класс.

Человек — двуногое, но без крыльев.

Человек — есть животное общественное и политическое.

 

Онтология Эпикура

Эпикур был сторонником учения об атомах, то есть все предметы складываются уз атомов. Душа человека есть тоже движение лёгких атомов.

В отличии от Демокрита, Эпикур пологал, что атомы обладают свободой выбора. Эпикур не отрицал случая.

Одной из проблем этой школы была проблема жизни и смерти.

Эпикур отрицал смерть.

Атомы вечны и не уничтожаемы. Атомы есть бытие.

Он отрицал не бытие.

Когда существую я, нет смерти и когда существует смерть, нет меня.

Но существует страх смерти.

«Боги так высоко, они так совершенны, что им нет никакого дела до людей».

Эпикур отрицает необходимость входить в контакт с богами или отрицает необходимость существования религии.

Религия существует, потому что люди не знают естественных законов, у людей есть страх перед смертью.

 

Этика Эпикура

Цель существования человека наслаждение.

Наслаждение — удовлетворение естественных потребностей и удовлетворение души.

Атараксия — высшая форма наслаждения.

Эпикурейцы люди у которых смысл жизни заключался в наслаждении.

 

 

Б) Школа стойков

 

Зенон Стойк является основателем.

Данная школа развивалась в Риме.

Римскими стойками были: Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека.

Стойки в отличаи от эпикурейцов были сторонниками фатализма.

Фатализм — мировоззренческая концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределённое.

Онтология это корень, ствол это логика, ветви это учение о человеке, плоды это этика.

В противовес эпикурейцам, стойки полагали, что наслаждения кратковременны ,а трудности и боль постоянны.

Смысл существования человека чтобы с достоинством выпускать вес трудностей как стойки.

Жизнь нас ломает.

Жизнь это боль, достичь счастья значит освободиться от боли.(анестезия)

Состояние когда чувства не влияют называется апатия.(идеальный смысл)

В учении о космополисе человек является гражданином космоса.

 

 

Христианский иррационализм.

Иррационализм — это критика роли разума и рациональной дейтельности.

Религиозная вера всегда выше разума, религиозная вера самодостаточна и не нуждается в рациональных обоснованиях.

Верую потому что это абсурдно.

 

Христианский рационализм.

Альтернатива иррационализму.

Вера ищет разум.

По средствам разума нельзя доказать факт существования бога, но по средствам разума можно попробовать обосновать.

Доказательство бытия бог.

Есть множество благ. Самое высшие это бог.

Негативная теология.

Дионисий Ареопагит, Иоанн Скот Эриугена.

Сущность бога разумом познать нельзя, но разумом можно познать и определить всё то, что богом не является.

 

Христианский волюнтаризм.

Волюнтаризм — обоснование роли воли и волевого фактора.

Самым главным являлась воля.

Наиболее ярким представителем был Августин Аврелий.(блаженный)

 

Онтология Аврелия

Бог есть первичное начало и всё, что есть вне бога, причина всего бог.

Бог есть причина самого себя.

Бог не только сотворил мир, он его поддерживает и продолжает творить.

Самое главное в боге это его воля.

Человек познавает бога и мир.

Инструментом познания является душа, она состоит из мышления, разума и воли. Воля главная часть человека.

 

Этика Аврелия

Цель человека это счастье.

Счастье — это созерцание бога и совершенствование души.

Августин предложил один из первых теодицей.

Теодицей — обоснование наличие зла в мире, при условии, что мир создан абсолютно совершенным и всемогущим существом Богом.

Зло относительно. Зло недостаток добра в мире.

Добро абсолютно. Это бог.

Бог наделяет человека свободой воли, свободой выбора.

 

Эпоха Схоластики

С12 века по 15 век.

На этом этапе формируются качественно-новые учебные заведения.

Они называются университетами.

Университеты открывались при монастырях и храмах.

Университеты делились на 3 факультета:

А) Артистический

Б) Философский

В) Теологический

 

Языком знаний являлась латынь.

После каждого этапа студент защищал диссертацию.

Большое время уделялось логике и аргументации.

Считалось, опираясь на логику можно всё обосновать и всё объяснить.

Доминирующими школами философии были школа реалистов и школа номиналистов.

Основным предметом спора была проблема универсалей.

Универсаль — общее понятие.

 

Реалисты

Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский.

Общие понятия первичны по отношению к единичным вещам.

 

Номиналисты

Дунс Скот, Жан Буридан, Уильям Оккам

Считали, что единичные предметы первичны по отношению к общим понятиям.

Оккам сформулировал знаменитый принцип экономического мышления, который до сих пор является не гласным принципом современной науки:

«Сущность не следует умножать сверх надобности»

 

Фома Аквинский считается систематизатором средневековой схоластики. («Сумма Теологии», «Сумма против язычников»)

 

В современной каталической мысли, Фома Аквинский рассматривается в качестве выразителя официального мировоззрения.(Томизм)

 

Онтология Аквинского

Он рассматривает всё бытие как жосткую иерархию. Она строится от Бога, ангелы, человек, природа, ад.

За основу своей философии Фома взял философские взгляды Аристотеля.

 

Существуют истины которые человеку недоступны:

А) Сущность Бога.

Б) Учение о 7 крестьянских таинствах.

 

И есть истины доступные для познания:

А) О мире.

Б) Познание человека.

 

Эпоха Возрождения

С 16 века по начало 17 века.

А) Основополагающим принципом становится антропоцентризм.

Б) В качестве примера для подражания была античность.

В) В этот период времени на латинский язык переводятся античные произведения.

Николай Кузанский.

Кузанский исходил из того, что мир безграничен и бесконечен, и бог тоже.

Пантиеизм отождествления бога и природы.

Мир познаваем значит и бог познаваем.

Процесс познания человека опирается на символы.

Высший вид символов это математические символы.

Всё бытие состоит из противополжностей между ними, возникают противоречия, противоречия исчезают только в боге.(в бесконечности)

Бог — абсолютный максимум и абсолютный минимум

Джордано Бруно последователь.

Бруно считал, что вселенная бесконечно и безгранична.

Первопричиной мира является единое, некое разумное начало.

Во вселенной существует бесконечное количество миров.

Часть из этих миров заселяют разумные существа, в том числе не похожие на людей.

Мир познаваем, предложил поклоняться звёздам.

В эпоху возраждения вновь восстанавливается интерес к социальным утопиям.(нигде)

Томас Мор ввёл понятие «утопие», Томазо Кампанелла — Город солнца.

Собственность принадлежит государству, нет семьи, перераспределением богатства занимается государство.

Философия Нового Времени

С 17века по 20 век.

 

Эпоха модерна

Для философии нового времени в первую очередь характерна борьба двух основных школ: школы империзма и рационализма.

 

Родоначальником ново европейского империзма был британский мыслитель Бэкон.

 

Империзм — основным источником знаний о внешнем мире являются органы чувств, на основе чувств формируются факты которые являются фундаментом любого знания. Разум является вторичным по отношению к органам чувств.

 

«Нет ничего в разуме, чего первоначально не было в органах чувств».

Любое знание должно проверяться на достоверность опытными средствами.(тоесть опытами)

Высший вид опыта — эксперемент.

Бэкон предлагал в качестве главного логического метода индукцию.(от частного к общему)

Бэкон рассматривает факторы которые, мешают адекватному познанию действительности.(Демоны или призраки):

А) Призрак пещеры.(Индивидуальные особенности каждого человека) Только так и никак иначе.

Б) Призрак рода.(Человек абсолютизирует особенности принадлежности к человечеству)

В) Призрак площади или рынка.(Базируется на неправильном употреблении тех или иных слов или терминов)

Г) Призрак театра.(Слепая вера в различные авторитеты)

 

Бэкон полагал, что наука и техника важны не сами по себе, а являются средством по овладению и преобразованию природы.

«Знания это сила»

Отсюда следует, что человек должен подстраивать природу под самого себя.

 

Социальная философия Бэкона

Он предложил свой вариант утопии идеального государства, так называемую «Новою Атлантиду»

Власть принадлежит учёным(«Дом Соламона»), счастье этого общества состоит в том, что в нём получают развитие наука и техника.

Данная утопия частично реализовалась, так же появляются первые штрихи современного прогноза.

 

 

Рационализм

 

Родоначальником является французский мыслитель Рене Декарт.(Кармезий)

Последователей называли картезианцами.

Формула рационализма зеркально отражает формулу империков.

«Нет ничего в чувствах чего первоначально не было в разуме»

Разум первичен, чувства вторичны.

Декарт абсолютизировал дедуктивный метод.

«Я мыслю, следовательно, я существую».

Декарт полагал, что на ряду с богом существует два независимых друг от друга начала:

А) Телесное(материальное)

Б) Психическое(духовное)

 

Из телесного нельзя вывести психическое и наоборот.

Онтологический дуализм.

Он отрицал существование атомов.

Главным предметом являлась душа.

В отличаи от Аристотеля, Декарт отрицает наличие чувственной и вегетативной души, она есть только у человека.

Животные — это автоматы с программой.

Человек обладает осмысленной речью, человек может ставить цели и достигать их, человек обладает мышлением.

В душе человека есть идеи:

А) Идеи пришедшие из вне(Идея солнца)

Б) Идеи возникающие в уме человека.

В) Врождённые идеи.(Бог, целесообразность)

 

Гобс

Он развивал традиции империзма и номенализма.

 

Социальная философия Гобса

Гобс поставил проблему соотношений понятий общества и государства.

Что было первично общество или государство.

Изначально возникло общество — это естественное состояние людей.

Принципы:

А) Человек человеку волк.

Б) Война всех против всех.

 

Люди могли уничтожить друг друга, поэтому люди создают государство которому передают часть своих естественных прав.

Государство это зло, но зло неизбежно, так как отсутствие государства ещё хуже.

«Левиафан»

Идеальным государством, по Гобсу является «Государство ночного сторожа».

Это такое государство, в котором государств столько, сколько необходимо для защиты интересов отдельного индивида.

Гобс был одним из создателей философии либерализма.

 

Джон Локк

Он создал один из радикальных вариантов эмпиризм.

Локк полностью отрицал теорию врождённых идей Декарта.

Формула Локка: Человек есть чистая доска.

Каждый человек рождается девственно чистым.

Все знания которые получают люди, эти знания благодаря общению с близкими и образованию.

Человек будет такой, какие слова будут написаны на этой доске.

Все люди равны по факту рождения.

Эта концепция оказала большое влияние на психологию и педогогику.

 

Социальная философия Локка

Люди все равны юридически. Они наделены одними правами:

А) Право на собственность

Б) Право на свободу

В) Права на свободу совести(из этого права в дальнейшем выросли права на свободу мировоззрения, свободу высказываний, свободу печати)

 

Локк оказал большое влияние на философию либерализма, его мировоззрение послужило основным источником создателей «Американской конституции».

 

 

Философия Спинозы

Он был одним из представителей рационализма

 

Онтология Спинозы

Спиноза был последовательным сторонником пантеизма.

Он считал, что бог и природа представляют собой одно целое.

Бог и природа имеют неотъемлемые атрибуты их много, но человеку в процессе познания даны только 2 атрибута — протяжённость и мышление.

Помимо атрибутов имеются модусы(они осуществляют переход от бесконечного к конечным предметам)

 

Гносеология Спинозы

Он считал, что существует 3 основных уровня познания действительности — эмпирический(на этом уровне, человек познаёт действительность по средствам органов чувств, но на основе эмпирического уровня формируются смутные образы), разум(действительность познаётся по средствам логических понятий и умозаключений), интуитивный(здесь истины так очевидны, что не требуют специального доказательства). Он называл метод который опирался на интуицию — аксиоматическим. Он говорил, что нужно довести все истины до интуиций. Интуиции у Спинозы носят рациональный характер.

 

Социальная философия и этика Спинозы

Наиболее оптимальной формой правления является республика, а самой главной категорией которая характеризует общественные отношения является свобода. Спиноза дал следущее определение свободе. Свобода — это осознанная необходимость.(всё имеет жёсткие причинно следственные связи(детерминизм), отсюда всё предопределено)

 

Спиноза одним из первых начал применять научные методы для анализа священного писания(Библии):

1. Библию написал не бог, а люди и не по научению бога.4

2. Библию написал не один человек, а много и на длинном промежутке времени

 

Лейбниц Готфрид Вильгельм

 

Он был не только философом, он был так же учёным полигистрам, внёс вклад в естествознание и многие науки.

Он создал одну из основных рационалистических систем которая называлась «Монадология»

Он считал, что бог сотворил мир и больше не вмешивался в процессы происходящие в нём.(деизм)

Мир состоит из первичных неделимых единиц которые называются монады. Монады включают в себя физические и психические свойства, но монады не взаимодействуют друг с другом. Единственный способ взаимодействия это предустановленная гармония которая возникает в период творения богом мира.

«Мы живём в лучшем из возможных миров»

Классификация монад:

А) Они обладают способностью к первичным ощущениям. Совокупность таких монад создаёт тела. (Телесные)

Б) Способность к восприятию. Совокупность таких монад порождает биологические объекты.(Души)

В) Способность к мышлению. Совокупность таких монад порождает разумные существа. (Духи)

 

 

Философия эпохи просвещения

Это мыслители 17-18 веков которые пытались соединить некоторые элементы эмперической и рационалистической философии. Оно охватывало многие страны Европы.

 

Особенности:

А) Сторонники этого направления полагали, что единственной достоверной формой знания является наука. Все другие формы знания являются вторичными и зависимыми от науки.

Б) Наиболее важной для них наукой являлась механика и поэтому все изменения в мире должны были рассматриваться с точки зрения механики, а все процессы происходящие в мире должны быть сведены к механическому движению(механичесий редукционизм)

В) Механика должна выявлять первичные причинно следственные связи и на основе этого формируется механический детерминизм.

Г) Просветители в большинстве своём были деистами, а часть атеистами.

Д) Просветители придумали принципиально новый жанр — энциклопедию(это научный взгляд на окружающую действительность)

Е) Просветители создали учение об общественном прогрессе.

Ж) Просветители полагали, что счастливое общество может быть построено опираясь на научные методы, поэтому людей обучают научным знаниям.

З) Просветители полагали, что общество можно реформировать не только медленными изменениями(реформами), но и насильственным путём(Революцией), поэтому они подготовили американскую революцию и французкую-буржуазную революцию.

 

 

Монтескье Шарль Луи

 

Социальная философия

Он был одним из создателей теории географического детерминизма.

Это признание того, что такие географические факторы как климат, рельеф местности, наличие рек непосредственно влияют на форму правления и на социальные отношения. Для больших государств наиболее оптимальной формой правления является Империя(деспатия), для средних государств характерна монархия, для государств с плохой почвой является демократия. В жарких странах люди не могут работать, а в холодных могут. Он один из первых предложил новое понимание демократии.(это механизм различных властей(законодательной, исполнительной и судебной)).

 

Жан-Жак Руссо

Он был не только философам, но и писателем. Основатель сентиментализма.

Руссо также основное внимание уделял социальной философии.

Руссо больше всего интересовала проблема равенства и справедливости людей. Он полагал, что существует 2 вида неравенства — природное неравенство и социальное неравентво(оно связано с злоупотреблением одних лиц по отношению к другим лицам, источником этого неравенства является собственность). Собственники для сохранения этой собственности заключают с неимущими общественный договор и тем самым создают государство. Неимущие всегда проигравшая сторона. Необходимо ликвидировать собственность и государство, поэтому Руссо является предшественником многих идей анархизма и социализма. «Назад к природе». Общественным идеалом является «Общество счастливых дикарей»

Руссо был критиком теории прогресса. Для него развитие науки и техники не является условием счастья человека.

 

В рамках Просвещения были критики прогресса.

 

 

Радикальный британский эмпиризм

 

Джордж Берклий является основателем

Реальным статусом обладают лишь те объекты которые мы воспринимаем именно в данный момент, если мы их в данный момент не воспринимаем, то мы можем их подвергнуть сомнениям.

Берклий считается одним из создателей солипсизма(это признание реальности только моего «я» всё остальное можно подвергнуть сомнению)

 

Юм

 

Опираясь на разум и опыт мы не можем не подтвердить, не опровергнуть факт существования внешнего мира. Есть 2 вида восприятия — восприятия которые мы получаем из вне и восприятия которые мы получаем в результате познания себя.(рефлексия)

Разум ничего не может добавить к этим восприятиям, он может только соединять и разъединять эти восприятия.

Юм отрицает объективный характер причинно следственных связей. Нет объективного детерминизма. Юм был великим скептиком.

 

Социальная философия Юма

Юм был критиком теории общественного договора.

Юм полагал, что государство и общество возникают в результате эволюции семейно родовых отношений.

С появлением собственности появляется неравенство и власть, тем самым формируется государство.

 

Георг Гегель

 

Был представителем объективного идеализма в рамках немецкой классической философии. По Гегелю причиной всего существующего, является такое разумное начало, которое он называл Абсолютный разум(абсолютный дух).Это разумное начало создает природу человека и человеческую историю.

Природа и человек-способ самопознания абсолютной идеи.

Абсолютная идея- разумное начало, она вносит в природу и в человеческую жизнь принципы рациональности.

Законы логики- законы разумной деятельности

Принцип о тождестве бытия и мышления. (все разумное действительно).

Абсолютная идея вносит так же в бытие принципы развития и изменения. Гегель называл это принципами диалектики. Источником изменения и развития являются противоположности между которыми возникают противоречия.

Модели развития строются по схеме триады(можно изобразить в виде треугольника):тезис, антитезис, на вершине треугольника синтез(снятие противоположностей.

Философия Гегеля повлияла на формирование ряда флософских школ.

 

Людвиг Феербах

 

Был представителем материализма в рамках немецкой классической философии.

Гегелевская философия- рафинированный вариант религии.

Причиной всего существующего является материя- объективная реальность, которая окружает нас, у материи нет внешних причин, материя- причина самой себя, в этом суть матереализма Феербаха.

Феербах полагал, что материя познаваема, основным инструментом познания являются органы чувств и разум человека, но не может найти ее в этом мире, и он обращается к небуа.

Единственно достоверными видами знаний являются наука и философия, все остальные виды знаний являются неполными и неполноценными.

Феербах был одним из создателей нового варианта атеизма: Религия- необходимый этап познания человеком действительности, но религия дает иллюзорное отражение действительности. У религии имеются объективные социальные и психологические корни: человек не м







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.065 с.)