ТОП 10:

Социальная философия Аквинского



Наиболее оптимальной формой правления является монархия.

Монарх — душа в теле человека, но душа может ошибаться.

Монарх должен контролироваться церковью. Если монарх не соблюдает заповеди народ может его свергнуть.

 

 

Эпоха Возрождения

С 16 века по начало 17 века.

А) Основополагающим принципом становится антропоцентризм.

Б) В качестве примера для подражания была античность.

В) В этот период времени на латинский язык переводятся античные произведения.

Николай Кузанский.

Кузанский исходил из того, что мир безграничен и бесконечен, и бог тоже.

Пантиеизм отождествления бога и природы.

Мир познаваем значит и бог познаваем.

Процесс познания человека опирается на символы.

Высший вид символов это математические символы.

Всё бытие состоит из противополжностей между ними, возникают противоречия, противоречия исчезают только в боге.(в бесконечности)

Бог — абсолютный максимум и абсолютный минимум

Джордано Бруно последователь.

Бруно считал, что вселенная бесконечно и безгранична.

Первопричиной мира является единое, некое разумное начало.

Во вселенной существует бесконечное количество миров.

Часть из этих миров заселяют разумные существа, в том числе не похожие на людей.

Мир познаваем, предложил поклоняться звёздам.

В эпоху возраждения вновь восстанавливается интерес к социальным утопиям.(нигде)

Томас Мор ввёл понятие «утопие», Томазо Кампанелла — Город солнца.

Собственность принадлежит государству, нет семьи, перераспределением богатства занимается государство.

Философия Нового Времени

С 17века по 20 век.

 

Эпоха модерна

Для философии нового времени в первую очередь характерна борьба двух основных школ: школы империзма и рационализма.

 

Родоначальником ново европейского империзма был британский мыслитель Бэкон.

 

Империзм — основным источником знаний о внешнем мире являются органы чувств, на основе чувств формируются факты которые являются фундаментом любого знания. Разум является вторичным по отношению к органам чувств.

 

«Нет ничего в разуме, чего первоначально не было в органах чувств».

Любое знание должно проверяться на достоверность опытными средствами.(тоесть опытами)

Высший вид опыта — эксперемент.

Бэкон предлагал в качестве главного логического метода индукцию.(от частного к общему)

Бэкон рассматривает факторы которые, мешают адекватному познанию действительности.(Демоны или призраки):

А) Призрак пещеры.(Индивидуальные особенности каждого человека) Только так и никак иначе.

Б) Призрак рода.(Человек абсолютизирует особенности принадлежности к человечеству)

В) Призрак площади или рынка.(Базируется на неправильном употреблении тех или иных слов или терминов)

Г) Призрак театра.(Слепая вера в различные авторитеты)

 

Бэкон полагал, что наука и техника важны не сами по себе, а являются средством по овладению и преобразованию природы.

«Знания это сила»

Отсюда следует, что человек должен подстраивать природу под самого себя.

 

Социальная философия Бэкона

Он предложил свой вариант утопии идеального государства, так называемую «Новою Атлантиду»

Власть принадлежит учёным(«Дом Соламона»), счастье этого общества состоит в том, что в нём получают развитие наука и техника.

Данная утопия частично реализовалась, так же появляются первые штрихи современного прогноза.

 

 

Рационализм

 

Родоначальником является французский мыслитель Рене Декарт.(Кармезий)

Последователей называли картезианцами.

Формула рационализма зеркально отражает формулу империков.

«Нет ничего в чувствах чего первоначально не было в разуме»

Разум первичен, чувства вторичны.

Декарт абсолютизировал дедуктивный метод.

«Я мыслю, следовательно, я существую».

Декарт полагал, что на ряду с богом существует два независимых друг от друга начала:

А) Телесное(материальное)

Б) Психическое(духовное)

 

Из телесного нельзя вывести психическое и наоборот.

Онтологический дуализм.

Он отрицал существование атомов.

Главным предметом являлась душа.

В отличаи от Аристотеля, Декарт отрицает наличие чувственной и вегетативной души, она есть только у человека.

Животные — это автоматы с программой.

Человек обладает осмысленной речью, человек может ставить цели и достигать их, человек обладает мышлением.

В душе человека есть идеи:

А) Идеи пришедшие из вне(Идея солнца)

Б) Идеи возникающие в уме человека.

В) Врождённые идеи.(Бог, целесообразность)

 

Гобс

Он развивал традиции империзма и номенализма.

 

Социальная философия Гобса

Гобс поставил проблему соотношений понятий общества и государства.

Что было первично общество или государство.

Изначально возникло общество — это естественное состояние людей.

Принципы:

А) Человек человеку волк.

Б) Война всех против всех.

 

Люди могли уничтожить друг друга, поэтому люди создают государство которому передают часть своих естественных прав.

Государство это зло, но зло неизбежно, так как отсутствие государства ещё хуже.

«Левиафан»

Идеальным государством, по Гобсу является «Государство ночного сторожа».

Это такое государство, в котором государств столько, сколько необходимо для защиты интересов отдельного индивида.

Гобс был одним из создателей философии либерализма.

 

Джон Локк

Он создал один из радикальных вариантов эмпиризм.

Локк полностью отрицал теорию врождённых идей Декарта.

Формула Локка: Человек есть чистая доска.

Каждый человек рождается девственно чистым.

Все знания которые получают люди, эти знания благодаря общению с близкими и образованию.

Человек будет такой, какие слова будут написаны на этой доске.

Все люди равны по факту рождения.

Эта концепция оказала большое влияние на психологию и педогогику.

 

Социальная философия Локка

Люди все равны юридически. Они наделены одними правами:

А) Право на собственность

Б) Право на свободу

В) Права на свободу совести(из этого права в дальнейшем выросли права на свободу мировоззрения, свободу высказываний, свободу печати)

 

Локк оказал большое влияние на философию либерализма, его мировоззрение послужило основным источником создателей «Американской конституции».

 

 

Философия Спинозы

Он был одним из представителей рационализма

 

Онтология Спинозы

Спиноза был последовательным сторонником пантеизма.

Он считал, что бог и природа представляют собой одно целое.

Бог и природа имеют неотъемлемые атрибуты их много, но человеку в процессе познания даны только 2 атрибута — протяжённость и мышление.

Помимо атрибутов имеются модусы(они осуществляют переход от бесконечного к конечным предметам)

 

Гносеология Спинозы

Он считал, что существует 3 основных уровня познания действительности — эмпирический(на этом уровне, человек познаёт действительность по средствам органов чувств, но на основе эмпирического уровня формируются смутные образы), разум(действительность познаётся по средствам логических понятий и умозаключений), интуитивный(здесь истины так очевидны, что не требуют специального доказательства). Он называл метод который опирался на интуицию — аксиоматическим. Он говорил, что нужно довести все истины до интуиций. Интуиции у Спинозы носят рациональный характер.

 

Социальная философия и этика Спинозы

Наиболее оптимальной формой правления является республика, а самой главной категорией которая характеризует общественные отношения является свобода. Спиноза дал следущее определение свободе. Свобода — это осознанная необходимость.(всё имеет жёсткие причинно следственные связи(детерминизм), отсюда всё предопределено)

 

Спиноза одним из первых начал применять научные методы для анализа священного писания(Библии):

1. Библию написал не бог, а люди и не по научению бога.4

2. Библию написал не один человек, а много и на длинном промежутке времени

 

Лейбниц Готфрид Вильгельм

 

Он был не только философом, он был так же учёным полигистрам, внёс вклад в естествознание и многие науки.

Он создал одну из основных рационалистических систем которая называлась «Монадология»

Он считал, что бог сотворил мир и больше не вмешивался в процессы происходящие в нём.(деизм)

Мир состоит из первичных неделимых единиц которые называются монады. Монады включают в себя физические и психические свойства, но монады не взаимодействуют друг с другом. Единственный способ взаимодействия это предустановленная гармония которая возникает в период творения богом мира.

«Мы живём в лучшем из возможных миров»

Классификация монад:

А) Они обладают способностью к первичным ощущениям. Совокупность таких монад создаёт тела. (Телесные)

Б) Способность к восприятию. Совокупность таких монад порождает биологические объекты.(Души)

В) Способность к мышлению. Совокупность таких монад порождает разумные существа. (Духи)

 

 

Философия эпохи просвещения

Это мыслители 17-18 веков которые пытались соединить некоторые элементы эмперической и рационалистической философии. Оно охватывало многие страны Европы.

 

Особенности:

А) Сторонники этого направления полагали, что единственной достоверной формой знания является наука. Все другие формы знания являются вторичными и зависимыми от науки.

Б) Наиболее важной для них наукой являлась механика и поэтому все изменения в мире должны были рассматриваться с точки зрения механики, а все процессы происходящие в мире должны быть сведены к механическому движению(механичесий редукционизм)

В) Механика должна выявлять первичные причинно следственные связи и на основе этого формируется механический детерминизм.

Г) Просветители в большинстве своём были деистами, а часть атеистами.

Д) Просветители придумали принципиально новый жанр — энциклопедию(это научный взгляд на окружающую действительность)

Е) Просветители создали учение об общественном прогрессе.

Ж) Просветители полагали, что счастливое общество может быть построено опираясь на научные методы, поэтому людей обучают научным знаниям.

З) Просветители полагали, что общество можно реформировать не только медленными изменениями(реформами), но и насильственным путём(Революцией), поэтому они подготовили американскую революцию и французкую-буржуазную революцию.

 

 

Монтескье Шарль Луи

 

Социальная философия

Он был одним из создателей теории географического детерминизма.

Это признание того, что такие географические факторы как климат, рельеф местности, наличие рек непосредственно влияют на форму правления и на социальные отношения. Для больших государств наиболее оптимальной формой правления является Империя(деспатия), для средних государств характерна монархия, для государств с плохой почвой является демократия. В жарких странах люди не могут работать, а в холодных могут. Он один из первых предложил новое понимание демократии.(это механизм различных властей(законодательной, исполнительной и судебной)).

 

Жан-Жак Руссо

Он был не только философам, но и писателем. Основатель сентиментализма.

Руссо также основное внимание уделял социальной философии.

Руссо больше всего интересовала проблема равенства и справедливости людей. Он полагал, что существует 2 вида неравенства — природное неравенство и социальное неравентво(оно связано с злоупотреблением одних лиц по отношению к другим лицам, источником этого неравенства является собственность). Собственники для сохранения этой собственности заключают с неимущими общественный договор и тем самым создают государство. Неимущие всегда проигравшая сторона. Необходимо ликвидировать собственность и государство, поэтому Руссо является предшественником многих идей анархизма и социализма. «Назад к природе». Общественным идеалом является «Общество счастливых дикарей»

Руссо был критиком теории прогресса. Для него развитие науки и техники не является условием счастья человека.

 

В рамках Просвещения были критики прогресса.

 

 

Радикальный британский эмпиризм

 

Джордж Берклий является основателем

Реальным статусом обладают лишь те объекты которые мы воспринимаем именно в данный момент, если мы их в данный момент не воспринимаем, то мы можем их подвергнуть сомнениям.

Берклий считается одним из создателей солипсизма(это признание реальности только моего «я» всё остальное можно подвергнуть сомнению)

 

Юм

 

Опираясь на разум и опыт мы не можем не подтвердить, не опровергнуть факт существования внешнего мира. Есть 2 вида восприятия — восприятия которые мы получаем из вне и восприятия которые мы получаем в результате познания себя.(рефлексия)

Разум ничего не может добавить к этим восприятиям, он может только соединять и разъединять эти восприятия.

Юм отрицает объективный характер причинно следственных связей. Нет объективного детерминизма. Юм был великим скептиком.

 

Социальная философия Юма

Юм был критиком теории общественного договора.

Юм полагал, что государство и общество возникают в результате эволюции семейно родовых отношений.

С появлением собственности появляется неравенство и власть, тем самым формируется государство.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.01 с.)