Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная философия.структура общества.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структура общества В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества. В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру. К основным элементам социальной структуры общества относятся: · классы; · люди города и деревни; · представители физического и умственного труда; · сословия (т.е. социальные группы, место в обществе которых определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами); · социально-демографические группы - молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение людей; · национальные общности - нации, этнические группы и др. Почти все эти социальные группы и национальные общности неоднородны по составу и, в свою очередь, делятся на отдельные слои и группы с их собственными экономическими, социальными, политическими и другими интересами. На это обращает внимание распространенная в западной социологии теория стратификации, делящая общество на различные слои ("страты") по самым разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации и т.д. Усилия многих западных социологов направлены на изучение так называемых малых групп, складывающихся на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми. Такие группы складываются часто внутри больших социальных групп и слоев общества, в том числе классов, профессиональных групп и этнических слоев населения. Нередко они трансформируют в себе действия всей социальной структуры общества и оказывают существенное влияние на формирование мотивов поведения входящих в них людей. Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и национальных общностей динамическая и проявляется в их взаимодействии. При этом они вступают между собой в определенные отношения . Базовую структуру общества образуют основные типы общественной деятельности, которые в нем постоянно воспроизводятся. Это: • материальная деятельность, • духовная деятельность, • регулятивная или управленческая деятельность, • деятельность обслуживания Кроме этого подхода существует и другой,выделяющий следующие сферы общества: • материально-экономическую,• социальную,• политическую,• духовную
32. Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, способность к творчеству, свобода существует две концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной роли человека. Сущностная концепция является более глубокой.. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Главным свойством личности является мировоззрение. Только выработав то или иное мировоззрение, личность получает возможность реализовать свою сущность.. Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан с его внутренним духовным миром. Он изменяется и одновременно остается неизменным на протяжении жизни человека. Одной из важнейших характеристик человеческого существования, которая всегда востребована обществом, является способность к творчеству. Творчество - это всегда созидание нового, неизвестного, в творчестве раскрываются сущностные силы человека. Для того чтобы возникло новое, необходимы внутренние и внешние условия: внутренние условия - это наличие способностей, таланта, выражающихся в умении самостоятельно мыслить, индивидуально по-своему трансформировать увиденное, прочитанное, услышанное, сделанное; уметь увлечься проблемой с верой в успех. Внешние условия - это наличие востребованности этого нового со стороны окружающей среды. Необходимо также, чтобы общественное требование было принято и осознано творцом как личная потребность и необходимость Непременное условие творческой деятельности - наличие способностей и таланта. Еще Аристотель сказал, что талант - это природный дар, естественная способность человека к успешному выполнению какого-либо дела. Однако способности и талант - не одно и то же. Способности - это врожденные особенности человека в форме задатков, предрасположенности к какому-либо виду деятельности. Причем исходный уровень задатков неодинаков: у одних детей есть особая выраженность задатков к музыке, у других к математике, у третьих к техническому труду и т.д. Талант - это реализованные задатки, развитие способностей. Гениальность - очень сильная развитость ярко выраженных способностей. Гений – это уникальная, неповторимая личность. Самые блестящие природные данные не могут сами по себе, без всяких усилий, превратиться в талант и гениальность. Дня того, чтобы задатки перешли в способности, а затем в талант, гениальность (исключительные способности), необходимо наличие у человека таких качеств, как решительность, инициативность, трудолюбие, выносливость, воля и другие. Свобода - это одна из основных философских категорий, характеризующая возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.Философия свободы человека была предметом размышлений И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, произволом, анархией, равенством, справедливостью. Понятие свободы родилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятиями "воля" и "вольница". Понятие "свобода воли" означает возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. В истории философской мысли понятие свободы воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения. Воля - это сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая представляет для него определенную ценность. Понятие воли относят к зрелой личности, полностью отдающей себе отчет в своих действиях и поступках. Реализация свободы немыслима без осознания необходимости
33. Сущность и существование человека Проблема сущности человека. Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании и т.д. Сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида, т.е. как бы со стороны. Однако с методологической точки зрения, такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования. К тому же не все отличительные признаки человека являются существенными. Как свидетельствует современная наука, в основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие. Отметим, что речь идет именно о всей совокупности общественных отношений: материальных и идеальных (идеологических), настоящих и прошлых. Это положение имеет важное методологическое значение- человека надо понимать диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку» или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе спектр общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Современный человек-результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода. Проблема существования человека.. Вне деятельности, социальных отношений и общения человек просто не может стать человеком. Но человек не сводится к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается в его существовании. И если сущность человека — это общая характеристика рода человек, то существование каждого индивида всегда индивидуально и не исчерпывается сущностью. Оно есть бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Эта целостность выражается в том, что человек есть единство трех основных структур — биологического, социального и психического — это, таким образом, биопсихосоциалъный феномен. Уничтожив один из этих факторов, мы уничтожим самого человека. Поэтому и развитие способностей человека, и его целостное формирование всегда связано с этими основными факторами: природными задатками, социальной средой и внутренним «Я» (волей, стремлениями, интересами и т.д.). Проблема человеческого существования имеет не менее важное значение, чем проблема сущности человека. Свое наиболее полное выражение она нашла в философии существования, или экзистенциализме. Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесенное с выходом человека за рамки индивидуально-реального мира. Существование — это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором, хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Поэтому в экзистенциализме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте. Индивид — это личность, общество — это безличность.. Социальная сущность человека и его подлинное существование оказываются в экзистенциализме находящимися в постоянном противоречии. С точки зрения их соотношения «существование предшествует сущности» (Ж.-П. Сартр). И лишь перед лицом смерти, в «пограничной ситуации» обнаруживается, что в жизни человека было подлинно, а что нет.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.66 (0.008 с.) |