Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретическое и эмпирическое знание.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принято выделять два основных уровня научного знания: 1. эмпирический ( на основе опыта) 2. теоретический ( на основе анализа абстрактных моделей). Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. Эмпирическое знание — не просто обобщение данных эксперимента и наблюдения, это определенная понятийно-дискуссионная модель чувственного знания. Структура эмпирического знания: 1. Единичные эмпирические высказывания, «протокольные предложения». Содержание - фиксация результатов единичных наблюдений; важные пункты содержания — точное время и место наблюдения. 2. Факты.Научный факт — индуктивное (способ умозаключения от частного к общему) обобщение протоколов. Факты задают количественную определенность и представляются (выражаются) в качестве графиков, таблиц, математических моделей, диаграмм, классификаций. 3. Эмпирические законы (различных видов — функциональные, причинные, статистические и др.). Научные законы — особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мерность). Научные эмпирические законы являются общими законами, полученными путем различных процедур индукции. Эмпирическое знание по природе (по определению) является гипотетическим — метод индукции является в целом неоднозначным и способен дать только предположительное, вероятностное знание. 4. Феноменологическая теория — логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов. Т.к. индукция не имеет доказательной логической силы (только подтверждающая), то такая теория по характеру происхождения и по возможностям обоснования остается гипотетическим, предположительным знанием. Различия внутри эмпирического знания являются количественными — отличаются степенью общности представления одного и того же содержания. Теоретическое знание является сложной структурой, состоящей из утверждений разной степени общности. Наиболее общий уровень — аксиомы, теоретические законы. Например, для классической механики это три закона Ньютона (инерции; взаимосвязи силы, массы и ускорения; равенства сил действия и противодействия). Механика Ньютона — это теоретическое знание, описывающее законы движения такого идеального объекта, как материальная точка, осуществляющегося при полном отсутствии трения, в математическом пространстве с евклидовой метрикой. Вторым, менее общим уровнем научной теории являются частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеальных объектов, сконструированных из исходных идеальных объектов. Для классической механики это, например, законы движения идеального маятника. Они получаются в ходе осмысления результатов мысленного эксперимента над идеальными объектами, сконструированными из элементов исходной, «общей теоретической схемы». Третий, наименее общий уровень научной теории состоит из частных, единичных теоретических высказываний, утверждающих нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях, свойствах, отношениях некоторых идеальных объектов. Например, таким утверждением в кинематике Ньютона может быть следующее: «Если к материальной точке К1 применить силу F1, то через время Т1 она будет находиться на расстоянии L1 от места приложения к ней указанной силы». Все теоретические дисциплины, так или иначе, уходят своими историческими корнями в практический опыт. Однако в ходе развития отдельные науки отрываются от своей эмпирической базы и развиваются сугубо теоретически (напр., математика), возвращаясь к опыту только в сфере своих практических приложений (т.е. в рамках других наук). Научные и ненаучные формы знания. Критерий научности. ФОРМЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ СМ. 20. Выделяют следующие виды ненаучного знания: 1. ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами; 2. донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного; 3. паранаучное - как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом (включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности); 4. лженаучное - как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание; 5. антинаучное - как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке; 6. псевдонаучное - представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс; 7. квазинаучное - объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного. При этом - самостоятельное культурное явление, несводимое ни к науке, ни к философии, ни к религии, ни к искусству. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т.п. Выполняет в культуре специфические компенсаторные функции, позволяя человеку обрести психологический комфорт в быстро меняющейся, трудно предсказуемой реальности; 8. обыденно-практическое знание - доставляет элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющих, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует никаких предварительных систем доказательств; 9. личностное знание - является достоянием отдельной личности. Оно ставился в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. В нем человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, оно признается необходимой и реально существующей компонентой знания. Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности. Всего выделяют 6 критериев научности: 1. системность знания - научные знания всегда имеют систематический, упорядоченный характер; 2. целевой - всякая научное знание является результатом поставленной научной цели; 3. деятельностный - научное знание всегда выступает итогом деятельности ученых по реализации поставленной научной цели; 4. рационалистический - научное знание всегда основывается на разуме; 5. экспериментальный - научные знания должны быть подтверждены экспериментально; 6. математический - к научным данным должен быть применим математический аппарат. На сегодняшний день научным сообществом признаются два критерия, на основе которых оно отличает научное знание от псевдонаучного: Принцип верификации – в силу которого только то знание является научным, которое можно подтвердить (так или иначе, прямо или косвенно, раньше или позже). Этот принцип был предложен Бертраном Расселом. Принцип фальсификации – в силу которого только то знание является научным, которое можно (так или иначе, прямо или косвенно, раньше или позже) опровергнуть. Этот принцип предложен Карлом Поппером.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.119 (0.011 с.) |