Эмпирическое исследование базируется на практическом взаимодействии исследователя с объектом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирическое исследование базируется на практическом взаимодействии исследователя с объектом



Эмпирическое познание имеет свои методы и формы.

 

Методы эмпирического познания Формы эмпирического знания
Наблюдение Измерение Эксперимент Эмпирический факт Эмпирический закон

 

Наблюдение – это организованное, систематическое восприятие изучаемых объектов с целью решения определенных научных задач.

Измерение предполагает использование специальных измерительных приборов, что по­зволяет повысить точность познания.

Эксперимент характеризуется вмешательством в течение изучаемых процессов, исполь­зование разнообразных приборов. Эксперимент позволяет изолировать познаваемый объект от влияния случайных или второстепенных факторов, многократно воспроизводить ход процесса в постоянных условиях.

Эмпирический факт – это полученное в результате экспериментальных исследований обоснованное научное высказывание об определенных явлениях реальности.

Эмпирический закон представляет собой обобщение эмпирических фактов. Он имеет опытный характер и не выявляет сущности и причин изучаемого процесса.

Теоретическое познание также имеет свои методы и формы.

В теоретическом исследовании объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте.

Методы теоретического познания Формы теоретического познания
абстрагирование идеализация формализация математическое моделиро- вание гипотеза теория

 

Абстрагирование выражается в отвлечении от второстепенных, несущественных в данном исследовании свойств объекта (например, при изучении движения планет ученый абстрагируется от сведений об их химическом составе и происхождении).

Идеализация предполагает мысленное конструирование объекта таким образом, чтобы изучаемое свойство было представлено в предельном виде (например, в физике идеализированными объектами являются: абсолютно черное тело, абсолютно твердое тело, несжимаемая жидкость и т.п.).

Формализация – это перевод получаемых знаний на язык знаков, математических формул.

Математическое моделирование означает создание особой знаковой структуры, мате­матической модели, позволяющей изучать количественные характеристики и закономерности самых разнообразных объектов.

Гипотеза – это высказанное в вероятностной, предположительной форме объяснение изучаемых процессов. Выдвинутая гипотеза должна согласовываться с ранее полученными знаниями, опираться на эмпирически установленные факты, объяснять их и предсказывать новые. Из гипотез выводятся следствия, которые проверяются экспериментально. Если гипотеза подтверждается, она обретает статус теории.

Теория представляет собой систему знаний, отражающих существенные, закономерные, необходимые, внутренние связи определенной области реальности. В структуру теории включаются понятия, принципы, теоретические законы.

Эмпирическое и теоретическое в научном познании тесно взаимосвязаны. При планировании эксперимента и интерпретации полученных результатов ученый опирается на определенные теоретические предпосылки. Эксперимент может подтвердить выдвинутую теоретическую гипотезу или же, напротив, опровергнуть ее. Это вызывает, с одной стороны, необходимость постановки новых экспериментов, а с другой – способствует развитию теоретического знания.

 

 

57.Если познание – это воспроизведение в сознании связей и отношений объективно су­ществующей реальности, то творчество – это создание чего-то принципиально нового, это открытия, выводящие человека далеко за пределы наличных знаний. Выделяют различные виды творчества: научное, художественное, техническое и др

Если творчество можно определить как деятельность людей, направленную на создание нового, то научное творчество – как создание нового знания.

В структуре научного творческого процесса можно выделить следующие этапы:

1) обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования, формулирование цели и задач исследования; 2) сбор информации и выбор методологии исследования; 3) поиск путей разрешения научной проблемы, «вынашивание» новой научной идеи; 4) научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого ученым явления; 5) оформление полученных данных в логически стройную систему.

 

 

5 8.Если творчество можно определить как деятельность людей, направленную на создание нового, то научное творчество – как создание нового знания.

В структуре научного творческого процесса можно выделить следующие этапы:

1) обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования, формулирование цели и задач исследования; 2) сбор информации и выбор методологии исследования; 3) поиск путей разрешения научной проблемы, «вынашивание» новой научной идеи; 4) научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого ученым явления; 5) оформление полученных данных в логически стройную систему.

 

В ходе развития науки расширяются и укрепляются ее связи с техникой. На ранних этапах истории человечества технические изобретения нередко осуществлялись независимо от научных открытий или опережали их. Тем самым, однако, они ставили перед наукой новые задачи и стимулировали ее рост. В наши же дни развитие науки оказывает определяющее воздействие на разработку новых технических средств (атомная энергетика, компьютерная техника, биотехнология и др.). При этом развитие прикладных наук (ориентированных на получение практически полезных знаний) не исключает, а предполагает развитие наук фундаментальных (ставящих и решающих глубинные теорети­ческие проблемы).

 

59.Социальная философи я – это философское учение об обществе, которое явля­ется закономерным результатом на пути поступательного развития природы.

Социальная философия ставит вопросы о специфике общества как подсистемы бытия, его структуре и закономерностях развития. Решение этих вопросов предполагает, прежде всего, определение исходной основы об­щественной жизни. В ходе развития философии было выдвинуто несколько способов понимания данной проблемы.

1. Натурализм – это философское учение, утверждающее, что функционирование и развитие общества, особенности истории тех или иных стран определяются природно-географическими факторами: размерами территории, климатом, плодородием почв, наличием выхода к мировому океану и др. (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников).

2. Идеализм в социальной философии выражается в утверждении о том, что жизнь общества определяется духовным началом – Богом, Мировым разумом (Гегель) или же спонтанными, в значительной степени случайными человеческими решениями и стремлениями (философы эпохи Просвещения).

3. Материализм в социальной философии обосновывает тезис об определяющей роли материального производства в общественной жизни (К. Маркс).

4. Согласно плюралистической (факторной) модели, общество развивается в результате взаимодействия самых разнообразных факторов – экономики, права, морали, религии и др. В тех или иных исторических ситуациях один из таких факторов приобретает решающее, определяющее значение (М. Вебер).

5.

 

60. Природа это всё существующее в бесконечном много­образии своих проявлений. В этом смысле понятие природы выступает синонимом поня­тий Вселенная, материя, мир. Природа – это совокупность явлений, процессов и отношений, которые существовали до возникновения человека, вне и независимо от его сознания и не являются результатом его деятельности.Понятие географической среды охватывает не всю бесконечную природу, а ту ее часть, с которой непосредственно или опосредованно соприкасается человек. Элементами географической среды являются: рельеф, климат, почва, природные богатства земных недр, флора, фауна, естественные пути сообщения и т.д. Географическая среда необходима для жизни общества и оказывает непосредственное влияние на его развитие.Географическая среда, конечно, не является решающим условием или причиной обще­ственного развития, но заслуга теории географического детерминизма состоит в том, что она впервые поставила вопрос о влиянии географической среды на развитие общест­ва Географическая среда не может определять развитие общества и тем более политику государства, но она может ускорить или замедлить темпы развития стран и народов.Кроме географической среды необходимым условием существования и развития обще­ства является народонаселение. Народонаселение – это совокупность людей, прожи­вающих в пределах определенных территорий. Наука о народонаселении и закономерностях его развития называется демографией. Общество не просто приспосабливается к природе, а активно изменяет её в соответствии со своими потребностями, создавая в природной среде особое место своего обитания – жилище, дом, что по-гречески звучит как «экос». Поэтому проблемы взаимодействия общества и природы принято называть экологическими. Принято различать естественную и искусственную природу. Если естественная природа – это природа, не тронутая человеком, то искусственная – это «вторая» природа, т.е. естественная природа, включённая в сферу человеческой деятельности. И хотя в процессе своего развития человечество всё больше отдаляется от естественной природы, тем не менее, в основе его жизнедеятельности всегда лежат природные факторы.

 

61.Общ ественное бытие и общественное сознание людей представляют собой разные, но неразрывно связанные стороны социальной жизни. Их нельзя ни отрывать друг от друга, ни отождествлять между собой. Буржуазные социологи отрывают сознание от бытия, превращают сознание в нечто самостоятельное и первоначальное по отношению к бытию, становясь тем самым на позиции идеализма. К такому же результату приходят в конечном счете и те, кто отождествляет сознание людей с их общественным бытием. Так поступал, например, махист А. Богданов, который заявлял о тождестве общественного бытия и общественного сознания на том основании, что люди вступают в общение между собой при помощи сознания и что «социальность нераздельна с сознательностью». Такая «аргументация» весьма напоминает рассуждение о том, что, поскольку люди познают окружающий мир с помощью сознания, постольку он будто бы не существует без сознания людей.

Основные уровни общественного сознания, различающиеся по способу отражения реальности – это обыденное и теоретизированное сознание.

а) Обыденное сознание отражает поверхностные, внешние стороны реальности, не проникает в сущность и не открывает закономерности природных и общественных процессов. Важной частью обыденного сознания является общественная психология, то есть несистематизированные, стихийно сложившиеся духовные образования, включающие чувства, настроения, обычаи, традиции, иллюзии групп людей. Обыденное сознание это область социальных чувств, эмоций, настроений, эмпирических выводов и оценок – то есть, прежде всего, связано с психикой людей. Поэтому оно является областью общественной психологии.

б) Теоретизированное сознание раскрывает существенные свойства и законы мира, оно оформляется в виде идей, понятий, концепций. Особым элементом теоретизированного сознания является общественная идеология. Идеология – это системы взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержатся цели социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение данных общественных отношений. Она разрабатывается специалистами (идеологами) и представляет собой систему рационализированных, то есть логически обоснованных концепций, выражающих коренные интересы классов и других социальных общностей.

Основными формами общественного сознания являются политическое, правовое, научное, философское, религиозное, нравственное, эстетическое сознание. В наши дни выделяют также экономическую и экологическую формы общественного сознания. Данные формы различаются по предмету отражения, формам отражения, функциям.

 

Общество представляет собой высокоорганизованную целостную систему, способную к саморазвитию и включающую в себя несколько подсистем.

Элементами любой социальной подсистемы являются индивиды, отдельные люди. Между ними, а также между группами людей складываются объективные отношения.

Общественные отношения принято разделять на материальные и идеологические. Материальные отношения формируются независимо от сознания людей (производственные отношения); становление же идеологических отношений осуществляется на основе материальных, они осмысливаются человеком (политические, правовые, религиозные, нравственные отношения).


62.

Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.

В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание "активно" отражает общественное бытие, т.е. преобразовывает его.

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания. Выделяют различные формы общественного сознания: (искусство(Художественное сознание), наука, мораль, правосознание(Право), идеология(Политическое сознание), религия(буддизм, христианство, иудаизм и ислам))

 

63.

Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей.

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

 

64.

О́бщество — 1) обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда.

Самоорганиза́ция — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием). Результат — появление единицы следующего качественного уровня. В зависимости от подхода к описанию самоорганизации в определение включают характеристики системы, тип внутреннего фактора, особенности процесса.

 

66.

Культура - под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности.

Цивилизация — общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства).

Прогре́сс — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.

Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

 

67.

Социальная структура — это совокупность всех людей, так или иначе связанных между собой отношениями определенного типа, а также совокупность отношений между ними.

 

68.

Государство — это однозначное аксиоматическое обозначение фундаментального понятия (одного из оснований географии), формулировка которого определяет мировоззрение человека в быту и отдельных отраслях общественной науки. В простом и интуитивно очевидном понимании предмета, государство представляет собой неделимую совокупность четырех неотъемлемых составляющих, объединенных по нормам и правилам внутренних и внешних взаимоотношений:

· географической территории,

· владельца (владельцев) этой территории,

· населения этой территории,

· органов управления совокупным хозяйством населения (в том числе и владельца территории).

Происхождение государства

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.028 с.)