Социальные и гносеологические предпосылки формирования философии марксизма. Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории.(164) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные и гносеологические предпосылки формирования философии марксизма. Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории.(164)



Карл Генрих Маркс (1818-1883) разработал диалектико-материалистическую концепцию природы и общества, экономическую социально-политическую теорию, вошедшую в историю интеллектуальной мысли человечества под названием марксизм. Идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса по своей сути – это разновидность постклассической философии.

Формирование философии марксизма происходило с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в. В этот период появляются два направления в философии – позитивизм и марксизм. Марксизм ставит перед собой задачи исследования действительности, обнаружение ее законов, понимание и объяснение жизни общества с целью ее преобразования.

В начале своей теоретической деятельности К. Маркс был последователем Гегеля, но затем пересмотрел его учение с материалистических позиций. На место логического самодвижения понятий он поставил объективный процесс развития материи. Мышление он рассматривал не как пассивное отражение внешнего мира, а как преобразование материального сознания мыслящего субъекта. Идеальный образ не совпадает полностью с материальным предметом и рассматривается К. Марксом с точки зрения практически действующего конкретно-исторического человека с его потребностями. Если у Гегеля действующим началом был мировой разум, то у К. Маркса – человек, для которого разумная действительность является только этапом в бесконечном совершенствовании мира и человека. Более того, чтобы изменить мир, человек должен изменить себя. Такое качественное совпадение прогрессивного развития человека и мира К. Маркс назвал революционной практикой. Поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс создают свою философию, которую называют «новой философией», «новым материализмом», хотя в советской литературе укрепилось представление, что философия К. Маркса и Ф. Энгельса – это диалектический и исторический материализм.К. Маркс и Ф. Энгельс к анализу общественной жизни только применили материалистическую диалектику. Таким образом, противопоставление диалектического и исторического материализма было надуманным и не соответствовало подлинному пониманию марксистской философской истины, где выделяются онтология, диалектика, гносеология, социальная философия, философская антропология, аксиология, этика, эстетика и другие разделы.

Теоретические предпосылки. Марксизм вырос из предшествующих ему философских, экономических и социально-политических идей, созданных во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. Каж­дой из его составных частей соответствует свой источник. Источником философских построений марк­сизма, прежде всего, была немецкая классическая философия. У Геге­ля основатели марксизма заимствовали диалектику, а у Фей­ербаха — материализм.

Возникновение философии марксизма имело и теоретические источники.

1). Немецкая классическая философия. Из философии Гегеля К. Маркс и Ф. Энгельс использовали и творчески переработали его диалектику. В идеалистической диалектике Гегеля они выявили идею исторического развития и принципы противоречия как его движущую силу, а из философии Л. Фейербаха К. Маркс и Ф. Энгельс использовали материализм, который был метафизическим (Фейербах отбросил диалектику Гегеля вместе с его идеалистической системой) и антропологическим. Поэтому марксистская философии называется диалектическим материализмом, или – материалистической диалектикой. Однако марксистская филосо­фия не исчерпывается диалектическим материализмом, по­тому что его предметом является природа. Объяснению же общества и истории посвящена вторая часть марксистской философии, которая называется историческим материализмом. Если природе и мышлению посвящен такой диалек­тический материализм, то обществу и истории – историче­ский материализм, которые в единстве и составляют марксистскую философию.

2). Английская политическая экономия в лице Адама Смита и Давида Рикардо, которые всесторонне рассмотрели закон прибавочной стоимости и закономерности развития капитализма.

3). Французский утопический социализм Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна, которые, критикуя капитализм, обосновали основные идеи социализма. Только их социа­лизм Маркс и Энгельс называли утопическим (как и пред­шествующую ему социально-философскую традицию, на­чиная с учения Платона об идеальном обществе), т.е. несбы­точным, а свой – научным, т.е. вполне осуществимым. Одно из произведений Энгельса так и называется – «Развитие со­циализма от утопии к науке».

Появление философии марксизма было обусловлено научно-теоретическими, социально-экономическими, естественнонаучными предпосылками.

Социально-экономические предпосылки были связаны с утверждением капитализма как общественного строя и выходом пролетариата как самостоятельной силы на историческую арену. Естественнонаучные предпосылки формирования марксизма были связаны с промышленным переворотом первой половины XIX в. и бурным развитием естествознания. Возникает ряд новых наук – геология, органическая химия, палеонтология и др., дальнейшее развитие получила физика, биология, математика. В этот период происходит значительное число научных открытий. Важнейшие из них следующие:

– открытие закона сохранения и превращения энергии;

– создание Дарвином эволюционной теории (в работе «Происхождение видов», доказавшим, что все организмы возникли в результате длительного развития из немногих одноклеточных зародышей);

- открытие клеточной структуры живых организмов, что утверждало материальное единство органического мира.

-

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.005 с.)