Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы формирования понятия материиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конкретизация понятия бытие осуществляется при помощи понятия «материя». Материя – центральная категория материалистического миропонимания. Сама философия возникает и развивается как учение о материальной субстанции. В истории философии и естествознания можно выделить четыре основных этапа её понимания. Первый этап связан с идеей единства мира, когда античные материалисты рассматривали материю как первооснову мира, с которой все начинается и во что все превращается (Фалес – в воде, Анаксимен – в воздухе, Гераклит – в огне). Позже – за первооснову берется не одно, а несколько веществ (у Эмпедокла – вода, воздух, огонь и земля). Таким образом, на первом этапе материя отождествляется с каким-либо конкретным веществом или их группой. На втором этапе представления о материи связываются с общими признаками предметов, присущие всем известным веществам (Анаксимандр таким качеством считает неопределенное, вечное и бесконечное, всеобъемлющее и всеохватывающее, постоянно находящееся в движении первоначало – апейрон; Демокрит, таким качественным образованием считает мельчайшие неделимые и неизменимые частицы – атомы, которые движутся в пустоте, и, сочетаясь друг с другом образуют все разнообразие мира). Представления о материи как веществе т.е. совокупности неделимых частиц, обладающих постоянной массой, было подтверждено классической механики, которая открыла ряд физических свойств вещества, которое считалось единственной формой материи, и отождествление материи и вещества казалось вполне естественным. Но при таком подходе понятие материи являлось не всеобщим, не философским, а частнонаучным. Третий этап в развитии знаний о материи связано с великими открытиями в физике конца XIX – начала XX веков. Отождествление материи с веществом сыграло немалую роль в возникновении кризиса в естествознании. Учение об атомном строении материи потерпело поражение Открытия электрона и явления радиоактивности показали, что атом, вопреки своему названию – это целый мир, построенный из более простых частиц. Значит, атом не является первокирпичиком материи, он распадается на более мелкие частицы. Была открыта новой формы материи – поле, и доказано, что частицы вещества (электрон и позитрон) превращаются в фотоны. Но поскольку материя отождествлялась с веществом, то факт превращения вещества в электромагнитное поле начало рассматриваться идеалистами как уничтожение материи (аннигиляция), а неприменимость механических законов для объяснения электромагнитного поля, радиоактивности и свойств электрона – как крушение материализма. В течение двух столетий классическую механику Ньютона считали окончательным ответом на вопросы физики, завершенной картиной мироздания. Пришедшая ей на смену теория относительности Эйнштейна показала ограниченность классической механики. Однако кризис в физике был связан с ломкой старых представлений о материи и доказал необходимость замены конкретно-научного представления о материи более общим – философским. Так открытия в естествознании помогли сформировать философское представление о качественной неисчерпаемости материи, ее бесконечности в глубь и дать ей следующее определение: Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (В.И. Ленин). Определение материи как объективной реальности – принципиально новый подход к определению материи, ибо никакие дальнейшие открытия в науке не смогут его изменить. Но это определение не является полным – оно фиксирует лишь гносеологическую сторону отношения материи и сознания и не раскрывает отношения материи к её атрибутам. Четвертый этап в развитии знаний о материи связан с её онтологическим определением как субстанции через систему её атрибутов, т.е. таких всеобщих и необходимых её свойств, как движение, пространство, время и отражение. Наиболее удачное в этом плане определение было предложено В.Л. Акуловым: «Материя – это бесконечная и вечная субстанция, порождающая в процессе самодвижения все богатство сущего, в том числе и субъекта как высшую форму своего развития, а потому, отражаясь в субъекте, существует независимо от него». Материалистическая философия в анализе проблемы соотношения материи и движения исходит из субстанциальности материи и атрибутивности движения. Это значит, что материя рассматривается не как мертвая, пассивная и неизменная субстанция, а как активная, вечно изменяющаяся, порождающаяся в процессе саморазвития бесконечное многообразие материальных систем. Все объекты материального мира, равно как и духовного, являются системами: 1) материальная система – система предметов, объектов, вещей; 2) духовная система это система ценностей, идеалов. Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и социум. Неживая природа представлена следующими уровнями: субмикроэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомарный, молекулярный, макротела, планетный, система планет, галактики, система галактик, метагалактики, вселенная, мир в целом. Живая природа имеет свои уровни: доклеточный (ДНК, РНК, белки), белки, многоклеточные организмы, виды и популяции, биоценозы, биосфера. Социум представлен следующими уровнями: индивид, семья, коллективы различных уровней, социальные группы, этносы, нации, племена, расы, государства;, союзы государств, общество, человечество целиком. Материя характеризуется такими атрибутами, как: движение, пространство, время, отражение, структурность (внутренняя расчленённость реального мира), системность, взаимодействие, самоорганизация.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.113.135 (0.008 с.) |